Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения Цветкова, Полина Олеговна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цветкова, Полина Олеговна. Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Цветкова Полина Олеговна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2013.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография изучения вопроса. Творчество А. Палладио как объект исследований 10

1.1. Творчество А. Палладио как объект исследования зарубежных ученых 10

1.2. А. Палладио и его работы в материалах исследований отечественных искусствоведов 19

Глава II. Историко-культурный контекст формирования авторского стиля 34

2.1. Особенности эпохи позднего итальянского Ренессанса и их влияние на формирование идейно-художественных концепций в архитектуре 34

2.2. Предшественники и современники А. Палладио в классической архитектуре 66

Глава III. Иконография, композиционные и стилистические особенности светских построек 90

3.1. Особенности планировочных решений вилл и городских палаццо 90

3.2. Композиционные приемы в решении фасадов 118

3.3. Декоративные приемы в решении пространства интерьера, вопросы оборудования и синтеза искусств 146

Глава IV. Архитектурно-художественные решения культовых зданий 164

4.1. Планировочные решения культовых интерьеров и их эволюция 164

4.2. Фасад культовой постройки - семантика нового образа, вопросы композиционного и стилистического единства 175

4.3. Взаимосвязь интерьера и фасада в культовой постройке и проблема стилистического единства 196

Заключение 207

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Границы темы данного исследования позволяют всесторонне изучить творчество А.Палладио, впервые в отечественном искусствознании подробно раскрыть основные аспекты формирования авторского стиля в контексте эпохи позднего Итальянского Ренессанса. Планировочные решения, структура фасада и приемы оформления интерьера мастером во всех типах построек, рассмотренные в данной работе, представляют собой широкую ретроспективу произведений с их подробным анализом. Творчество А.Палладио стоит у истоков стиля барокко и одновременно является финальным аккордом ренессанса. Вопрос стилистического единства, взаимного влияния и сосуществования двух стилей в творчестве одного архитектора является актуальной проблемой. В эпоху Возрождения были заложены основы понимания формы частного дома, городского дворца, пространства храма нового типа, при этом каждый из памятников, описанных в диссертационной работе обладает своей неповторимой индивидуальностью и исторической исключительностью. Работы А.Палладио рассматриваются в контексте произведений других архитекторов эпохи, анализируется их роль в архитектурной системе того времени и степень взаимного влияния направлений в архитектуре. Формирование стилистической программы в творчестве А.Палладио и архитекторов - современников рассмотрено в историко-культурном контексте эпохи гуманизма и в рамках социально-политических особенностей жизни Венецианской республики XVI века. Подобный взгляд на проблему развития творческого пути А.Палладио не разрабатывался в предшествующей отечественной практике, редкие зарубежные труды затрагивали частично аспекты проблем, рассмотренных в данной работе. Такой всесторонний подход открывает новые перспективы исследования предмета, позволяет заново взглянуть на творчество А.Палладио, глубже его понять и, увидев новые стороны, подвести итог в освещении композиционно-стилистических особенностей его метода.

Объект и предмет исследования.

Творчество А.Палладио вот уже на протяжении четырехсот лет является одной из самых значительных страниц в европейской истории архитектуры. Его постройки отождествляются с символом культуры и искусства Возрождения. Его архитектурный стиль в то же время является культурно-историческим феноменом. При всем типологическом разнообразии его произведений мастеру удалось сформулировать концептуальную программу авторского архитектурного языка, который является ядром всех его построек. Но творческий метод А.Палладио это не только сухой язык архитектурной формы, это веяния времени, это пожелания и личные качества заказчиков, это особая социальная среда формирования взгляда на искусство и архитектуру в целом. Множество факторов оказало влияние на появление его системы - городская среда при создании палаццо, сельские условия жизни и экономические реалии региона Венето при появлении вилл, религиозные догматы и изменения в философии при создании культовых зданий. Все эти особенности стали предметами внимания в данной работе, они проявились во всем - от облика зданий, до формирования внутреннего пространства и только собрав воедино все факторы, послужившие причиной появления авторского взгляда А.Палладио на архитектуру, представляется возможным наиболее полно раскрыть его персоналию как уникальное художественное явление.

Выбор памятников, на которых сконцентрировано внимание проводимого исследования ограничивается рамками творчества А.Палладио, архитекторов современников и предшественников мастера в архитектуре, оказавших влияние на его творчество или находящихся с ним в одних хронологических рамках, выражающих архитектурное разнообразие эпохи позднего Возрождения. Выбор конкретных памятников продиктован желанием наиболее полно раскрыть логику стилистической взаимосвязи, или же напротив - контраста для полноценного понимания архитектурно-художественной концепции.

Степень научной разработанности темы.

Интерес исследователей к творчеству А.Палладио можно отметить буквально начиная с XVI века. Его работы носят настолько сложный концептуальный характер и наделены особым уровнем архитектурной проработанности, что занимают внимание искусствоведов на протяжении почти четырехсот лет. Большая часть исследований принадлежит европейским зарубежным авторам, в отечественной науке существуют лишь немногие статьи и книги, посвященные отдельным аспектам творчества.

Если не углубляться в перечисление переводов трактата А.Палладио на разные языки, начавшиеся еще в XVI веке, и не акцентировать внимание на упоминание об архитекторе у Д.Вазари, В.Скамоцци в его труде «Идея универсальной архитектуры»(Lidea della architecttira universale,1615), Иниго Джонса и некоторых других, поскольку эти работы не являлись научным исследованием творчества архитектора, а носили описательный характер, то первыми крупными исследованиями можно назвать работы середины XIX века. Книга Г.Фойгта «Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма» (1859), Я.Буркхардт «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860), Г.Вельфлин «Классическое искусство», «Ренессанс и барокко», А.Вентури «История итальянского искусства»(1901-1940), «Ренессанс и возрождения» Э.Панофский (1960). Р.Виттковер посвятил Палладио сорок страниц в своей книге «Архитектурные принципы эпохи гуманизма»(1974). Однако эти работы носили обобщенный характер, касались только частично творчества А.Палладио, а авторы не ставили задачи подробного раскрытия его персоналии.

Первым исследователем творчества архитектора полноценно раскрывшим индивидуальный характер стиля А.Палладио является Джеймс Аккерман, такие работы как: «Источники появления виллы в Ренессансе и Маньеризме»( Sources of the Renaissance villa, 1963), «Палладио» (A.Palladio, 1960), «Виллы Палладио»(Palladio's villas, 1967), «Вилла: форма и идеология сельского дома»( The villa. Form and ideology of country houses 1990).

Частным вопросам и отдельным объектам творчества архитектора посвящены работы A.Барбьери, «Музей палаццо Кьерикати» (Barbieri F, Il museo di palazzo Chiericati, 1995), Д.Баттилоти, «О палаццо Изепо да Порто» (Battilotti.D, Per il palazzo Iseppo da Porto del Palladio: Un document inedisto e una nota, 1981), А.Беуэр «А.Палладио: таетр Олимпико» (Beyer.A. Andrea Palladio: Teatro Olimpico,1987), Р.Чевезе «Палаццо Тьене» (Cevese.R, I palazzo dei Thiene, 1952), Л.Маганьято, «Палаццо Тьене» (Magagnato.L, Palazzo Thiene, 1966). Отдельное исследование посвящено особенностям первой конкурсной работы архитектора, принесшей ему славу – Ф.Барбьери «Базилика Палладиана. Палладианский объем» (Barbieri.F, La Basilica palladiana. Corpus Palladianum, 1968). Конструктивной программе на примерах конкретных построек посвящена книга директора института исследований творчества А.Палладио Г.Бернса, «Строительство и конструкции в палладианской Виченце», (Burns.H. Building and Construction in Palladio’s Vicenza,1991).

Виллы являются самой изученной частью наследия архитектора, наиболее авторитетные работы в этой области принадлежат к 1960-1980 годам. В этот период большое внимание уделялось вопросам реставрации и консервации вилл, степени объективности оценки необходимой реставрационной программы, технологии сохранения и воссоздания. В данном ключе интересна работа А.Фоскари, владельца виллы Мальконтента, принимавшего непосредственное участие в реставрации и описавшего технические особенности процесса, проблемы с которыми пришлось столкнуться и пути их решения «Мальконтента; реставрация фасадов» (Malcontenta: Il restauro delle facciate, 1978). Описание проекта реставрации и специфика работ на виллах Сарачено и Пояна раскрыта в статье Ф.Долиони, «Виллы Сарачено и вилла Пояна А.Палладио. Реставрация. Проект архитектуры прошлого» (Doglioni. F, Villa Saraceno e villa Poiana di Andrea Palladio. Nel restauro. Progetti per le architetture del passato, 2008). Стоит назвать еще ряд книг, сходных по направлению, это: Б.Брунелли, А.Каллегари, «Виллы Бренты» (Brunelli В, Callegari A. Le ville del Brenta e degli Euganei, 1931), С.Вилински, «Серлиана виллы Пояна Маджоре» (Wilinski.S. La serliana di Villa Poiana Maggiore,1968), К.Сикка, «Судьба Ротонды»(Sicca.C.M. La fortuna della Rotonda, 1988), Д.Мантезе, «Паоло Альмерико, заказчик Ротонды» (Mantese.G. Paolo Almerigo, committente della Rotonda, 1988), К.Семенцато, «Ротонда» (Semenzato C. The rotunda, editore G.Rossato, 2007), Д.Бординьон Фаверо, «Вилла Эмо в Фанзоло» (Bordignon Favero G. La villa Emo di Fanzolo, 1970), Л.Пуппи, «Вилла Бадоер во Фрата Полезине» (Puppi L. La villa Badoer di Fratta Polesine,1972). В книге Е.Басси, «Виллы провинций Венеции» (E.Bassi, Ville della provincial Venezia,1987) автор говорит о формировании ансамбля виллы как о явлении прежде всего основанном на агрикультурном назначении имения. Эта тема продолжена в книге Д.Баттилотти, «Виллы венето: провинции Венеции»( D.Battilotti, Ville venete: la provincial di Vicenza, 2005), но дополнена новыми материалами исследований. Подход к пониманию феномена возникновения комплекса частного имения, принятый в искусствознании Италии, отличает комплексный социально-исторический подход, который примен и в данной дисссертационной работе. Среди работ близких по подходу к изучению проблемы можно назвать: Р.Чевезе, «Виллы провинции Виченца» (Cevese R, Ville della provincia di Vicenza, 1971), Д.Фазоло, «Виллы вичентино» (Fasolo G. Le ville del vicentino, 1929), О.Джулиата, «Виллы Ломбардии» (Guaita O. Le ville della Lombardia, 1994), и наконец труд Микеланджело Мураро «Культура венецианских вилл» (2005) г. О художниках, сотрудничавших с А.Палладио и оставивших след в истории декоративного оформления его интерьеров, существует большой ряд научных трудов, в данном обзоре упоминается выборочные работы, наиболее близко подошедшие к тематике композиционно-стилистических особенностей творчества архитектора: В.Волтерс, «А.Палладио и декораторы его построек» (Wolters W. Andrea Palladio e la decorazione dei suoi edifice,1968), Ф.Падрокко, М.Фавилла, Р.Руголо, «Фрески Венето: Венецианские дворцы и виллы» (Padrocco F.,Favilla M.,Rugolo R., Frescoes of the Veneto: Venetian palaces and villas, 2009), К.Оберхубер, «Фрески П.Веронезе на вилле Бербаро»(Oberhuber K. Gli affreschi di Paolo Veronese nella villa Barbaro, 1968), Д.Шмиед-Харманн, «Декорация виллы Пояна» (D.Schmied-Hartmann. Die Dekoration von Palladios Villa Poiana, 1997), Е.Фросман, «А.Палладио и фресковая живопись» (Forssman E. Palladio e la pittura a fresco, 1967), Б.Баучер, «Декоративный баланс: фрески на виллах А.Палладио» (Boucher.B. Decorating Balancing Act: The frescoes of Palladio’s Villas, 1994).

Об опыте культового строительства в творчестве А.Палладио писали такие исследователи как Д.Зорци в работе «Церкви и мосты Венеции» (Zorzi.G. Le chiese e I ponti di Venezia, 1967), Р.Чевезе, «Церковь А.Палладио» (Cevese.R. La chiesa del Palladiano, in “mostra del Palladio”, Vicenza 1973), Кристофер Леопольд Фромель в статье «Палладио и церковь Св.Петра в Риме» (Palladio e la chiesa di San Pietro a Roma, Bollettino C.I.S.A. 1977.), Д.Говард, “Церкви Я.Сансовино в Венеции” (Howard.D. La chiese di Jacopo Sansovino a Venezia. Bollettino C.I.S.A. 1977), Т.Купер, “История и декорация церкви Сан Джорджио Маджоре в Венеции” (Cooper.T.E. The History and Decoration of the Church of San Giorgio Maggiore in Venice, Ph.D.diss. Princeton University,1990). Эволюционные процессы и вариативность планировочной системы культового сооружения в Италии эпохи высокого и позднего Ренессанса описывает Д.Аккерман в статье “Наблюдения планировочных решений ренессансных церквей Венеции и Флоренции 1470-1570” (Ackerman.J.S Observations on Renaissance Church Planning in Venice and Florence 1470-1570,1980). Самому камерному храму – Темпьетто, в творчестве архитектора посвящено несколько статей, В.Лотц, «Темпьетто в Мазер: примечания и размышления» (Lotz.W. Il Tempietto di Maser: Note e riflessioni. 1977), Т.Мардер, “Назначение и функция Темпьетто Палладио в Мазер” (Marder.T. La dedica e funzione del Tempietto di Palladio a Maser, 1981).

Большие исследования, охватившие разные аспекты творчества архитектора, без сомнения наиболее фундаментальные из вышеперечисленных: это книга Б.Баучера, «А.Палладио. Архитектор и его время» (Boucher.B. Andrea Palladio. The Architect in his time.1994), в которой освещен очень широкий круг вопросов от биографии до малоизвестных проектов, а также книга М.Вундрама. «А.Палладио. Архитектор между ренессансом и барокко» (Wundram.M. «Andrea Palladio. Architekt zwischen Renaissance und Barok»,1988), в которой автор рассматривает творчество архитектора с позиций стилистического конфликта между барокко и Ренессансом.

На российской почве назвать труды по исследованию творчества А.Палладио чрезвычайно сложно, поскольку при очевидной популярности его наследия, фундаментальных работ, посвященных архитектору, не существует. Вся научная литература об А.Палладио представлена статьями, несколькими переводными книгами по отдельным аспектам творчества и материалами конференций. До двадцатого века в России не предпринималось попыток исследования творчества мастера, и только в 1930-х годах к нему обратился замечательный русский архитектор И.В.Жолтовский. Планировалось издание двух томов, в первом полный русский перевод трактата А.Палладио, а второй должен был быть посвящен комментариям к трактату, как указанно в дополнении от издательства. Издан был только первый том «Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, в переводе И.В.Жолтовского, (1937). Но не только в Москве интересовались классическим наследием в 1930-1940 годы, так в Киеве вышла книга «Ордера гражданской архитектуры» (1937) А.Гарнери. Она основана на сопоставлении ордера в трактовке таких мастеров как Виньола, Витрувий, Палладио, Серлио и Скамоцци. М.Алпатов в своей работе «Художественные проблемы итальянского Возрождения»(1976) стремился к всестороннему исследованию аспектов формирования искусства и анализу его без использования устоявшихся хрестоматийных представлений и мнений об этом периоде. Непосредственно о Палладио М.Алпатов говорит как о «художнике-поэте» бегло, буквально в одном абзаце, говоря о его таланте в контексте исторического времени. В сборнике статей Д.Е.Аркина «Образы архитектуры и образы скульптуры»(1990) первая публикация посвящена «Палладио в Виченце». Именно Аркин впервые говорит о том, что не только виллы Палладио стали открытиями в архитектуре, но и палаццо стали не просто дворцами, а впервые играли роль городских особняков. Обобщающий характер по истории искусства Италии XVI века и в частности Венецианской республики носят работы Гнедича.П, «Искусство Ренессанса» (2011), Томана Р. «Искусство итальянского Ренессанса»(2001), Ротенберг, Е. И. «Искусство Италии XVI века» (1967), Гарретт М. «Венеция. История города»(2007), Рескин Д. «Камни Венеции», перевод (2009). В этих трудах А.Палладио описывается в общих чертах с выборочным упоминанием некоторых примеров его работ. В 1980 году Юнеско объявило год А.Палладио. В проходивших в Италии конференциях и торжествах, посвященных этой дате, участвовала и делегация из СССР. В московском государственном научно-исследовательском музее им. А.В.Щусева совместно с центром изучения А.Палладио (CISA) была организованна выставка «Архитектура Андреа Палладио», посвященная архитектору и одновременно в стенах музея проходила выставка «Андреа Палладио и русская архитектура XVIII- начала XX века». В рамках торжеств также была проведена научная конференция, посвященная творчеству мастера и развитию его наследия. Материалы докладов, представленных на ней, фрагментарно рассматривают отдельные аспекты творчества и в большей части связаны с наследием русских палладианцев. Одной из работ, написанных к этой дате, можно считать труд О.Гурьева, посвященный исследованию композиционных соотношений в творчестве архитектора, «Композиции А.Палладио, вопросы пропорциональности»(1984). Не так давно вышла книга А.В.Степанова, содержащая также общие обзорные исследования искусства итальянского Возрождения. В.Лисовский в своей обзорной книге «Архитектура эпохи Возрождения. Италия» повествует о всех периодах развития искусства Ренессанса, и в частности в завершении разговора о Высоком Возрождении говорит о А.Палладио и его работах, отводя мастеру центральное место в развитии классической архитектурной традиции Высокого Возрождения. В своем исследовании автор рассматривает только самые популярные постройки, описывая их в доступном для широкого круга читателей ключе. Он предпринимает попытку охарактеризовать творчество архитектора, используя при этом самые типичные примеры его произведений. Обращаясь к исследованиям персоналий других выдающихся архитекторов итальянского Возрождения, в которых однако упоминается имя А.Палладио и некоторые его произведения, необходимо упомянуть такие работы как: Бартенев, И. А. «Зодчие итальянского Ренессанса.» (2007), Пути, Л. «Венеция Палладио и Скамоцци. Золотой век.» (2003), Жестаз Б. «Ренессанс. От Брунеллески до Палладио.» (2001). Отдельной страницей в области научного изучения творчества А.Палладио можно назвать статьи и выступления на конференциях в последние десятилетия. Конференция, проходившая в МАРХИ «Алпатовские чтения» в 2008 году, стала по массе материала, представленного на ней всплеском изучения творчества архитектора. В.Д. Дажина в докладе на конференции в 2008 году – «От Возрождения к барокко. Проблема эволюции центрической базилики в творчестве Андреа Палладио» говорит о проблеме соотношения базиликального и центрического типа планов в церковных постройках А.Палладио. Рассматривает архитектора как мастера, оказавшего большое влияние на формирование нового типа пространства в момент меж стилистического перехода. Доклад И.Е.Путятина на конференции «Алпатовские чтения» посвящен «Генезсу и смыслам Темпьетто Барбаро», обращен к историческим прототипам данной постройки, прослеживает взаимосвязь элементов плана с другими памятниками. Доклад А.В.Радзюкевича на посвящен рассмотрению пропорциональных особенностей и методологии создания в масштабе чертежей А.Палладио(2008). Ю.В.Ревзина пишет о продолжении созидательной деятельности А.Палладио, как автора архитектурного трактата, его верным последователем В.Скамоцци. В статье А.Ароновой, посвященной теме «Отношение к наследию А.Палладио в русской архитектурной практике первой трети XVIII века» (2009), подробно раскрыта история проникновения трудов А.Палладио в Россию, возникновение к ним интереса и первые попытки исследования и переводов его работ на русский язык. Статья А.Раппапорта «Загадка и секрет Палладио»(2010) описывает методологию исследования графического материала, чертежей и эскизов архитектора, как новый вид схематического переноса архитектурной идеи. С.Л. Дмитриева пишет о «проблеме ритмической организации фасадов базиликальных храмов Италии эпохи ренессанса и барокко.»(2005). В части, где речь идет о А.Палладио как об архитекторе, создавшем адекватный ответ на проблему формирования фасада базиликального храма. Большим вкладом в раскрытие феномена ренессансной виллы стала диссертация И.И.Тучкова. «Классическая традиция и искусство Возрождения. Росписи вилл Флоренции и Рима.» (1992). Автор рассматривает тему виллы с позиций междисциплинарного анализа, проводит параллели с античными образцами и выявляет типологию и основные принципы создания ансамбля. И хотя данная работа охватывает виллы Рима и Флоренции, не затрагивая Венето, многие концептуальные выводы можно отнести и к формированию виллы данного региона. Две диссертационные работы последних лет частично затронули тему творческого наследия А.Палладио. Так в замечательной работе Е.Игошиной «Проблемы живописной декорации венецианских вилл эпохи Возрождения :Вторая половина 16 в.», (диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, М:2005) посвященной декораторам вилл А.Палладио описывается комплексы ансамблей фресковой монументальной декорации вилл архитектора и персоналии мастеров. В работе С.Л.Дмитриевой «Исследование стилевых закономерностей архитектуры Италии эпохи ренессанса с использованием эволюционных рядов»» (диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, С-П:2010) г. раскрыт метод анализа архитектурных памятников Возрождения с использованием «эволюционных рядов», где значительное место занимают произведения А.Палладио. Проследив историю исследований творческой персоналии А.Палладио в отечественной науке, автор пришел к выводу о существовании пробела в данной области, что и послужило стимулом к созданию полнообъёмного исследования.

Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертации – систематизация творческого наследия архитектора, опирающаяся на новые материалы исследований. Раскрытие особенностей его композиционно-стилистического метода на примере конкретных памятников и обозначение его роли в контексте архитектурного фона эпохи позднего ренессанса.

Главной задачей исследования является комплексный анализ архитектурных памятников с позиций их формирования в пространстве Возрождения.

Во-первых: раскрытие особенностей планировочного метода, разработанного архитектором при работе над проектами светских сооружений. Влияние его планировочной концепции на появление различных типов вилл и палаццо. Универсализация системы проектирования, впервые выявленная именно в творчестве А.Палладио.

Во-вторых: идейно-художественная программа формирования пространства фасада в светских постройках, опирающаяся на эстетические и философские категории XVI века, и взаимосвязь технологии строительства с конечным результатом.

В-третьих: рассмотрение примеров стилистического синтеза и разнообразие декоративных приемов в оформлении светских интерьеров, в динамике развития на протяжении творчества А.Палладио.

В-четвертых: эволюция планировочной структуры культовых сооружений на примерах произведений А.Палладио и его современников. Семантика плана и приметы нового взгляда на формообразование религиозного сооружения.

В-пятых: анализ фасадного решения венецианских церквей архитектора, их эволюция и стилистическая целостность в контексте «между ренессансом и барокко».

В-шестых: интерьеры культовых сооружений, идея единого пространства храма в творчестве А.Палладио и приемы оформления. Взаимосвязь типа церковного сооружения с архитектурно-художественным решением его интерьера.

Географические и хронологические рамки исследования.

Географические рамки исследования охватывают принадлежавшие к Венецианской республике в XVI веке территории Террафермы, провинцию Венето и Тревизо, саму Венецию. При рассмотрении творчества А.Палладио в контексте работ архитекторов современников, география расширена до территории Италии в целом.

Для наиболее полного понимания творчества А.Палладио в контексте современного ему архитектурного процесса хронологические рамки исследования частично выходят за пределы жизни мастера 1508-1580 и охватывают весь XVI век. Это сделано для раскрытия предпосылок, определивших характер его творчества, и для более масштабного представления о влиянии мастера на последующие два десятилетия XVI века после его смерти. Такой подход позволил наиболее полно проследить не только эволюцию авторского стиля, но и определить истоки его формирования.

Методология исследования.

Основой данного исследования является принцип историзма, внимание к влиянию культурно-исторического фона эпохи позднего итальянского Возрождения на формирование авторского стиля А.Палладио. Большое внимание уделено междисциплинарному анализу, факторам социальной истории, культуры, философии, эстетики эпохи ренессанса в Венеции. Эстетическая программа ренессанса очень сложна и многогранна, поэтому использование комплексного метода исследования в данном случае необходимо. Важной составляющей механизма аналитического исследования в данной работе является формально-стилистический метод. Применен и иконографический метод, позволивший выявить влияние античной и ренессансной иконографии на формирование эстетических образов в творчестве А.Палладио и в работах его современников. Метод социальных исследований в области истории искусства в соединении с иконологическим позволил выявить особые отношения А.Палладио с заказчиками, его связь с понятием социального заказа эпохи в контексте общественно-политической ситуации XVI столетия в Италии.

Источники исследования.

Источниками исследования послужили работы, посвященные творчеству А.Палладио, в том числе не переведенные на русский язык исследования и архивные материалы из фондов CISA (Centro internazionale di studi di architettura andrea palladio), материалы российской и зарубежной периодики посвященные данной теме, сборники научных конференций. В ходе работы над диссертацией были натурно изучены все сохранившиеся памятники, описанные в данной работе. Сформированный иллюстративный материал к диссертации является авторским и собирался в течении трех исследовательских поездок в Италию. На отечественной почве были изучены фонды РГБ им. В.И.Ленина, ВГБИЛ им. М.И.Рудомино, фонды Государственного Музея Архитектуры им. А.В.Щусева.

Научная новизна заключается в том, что данная работа является первым всесторонним исследованием творчества архитектора в отечественном искусствознании. Рассмотрены вопросы образной системы, технических особенностей, эстетического принципа, исторических факторов, культурный субстрат мира эпохи Возрождения. Впервые проведен комплексный анализ объектов и уточнен их стилистический генезис. Работа велась в постоянном сопоставлении направления исследования с материалами отечественных и зарубежных ученых в этой области, посвященных творчеству архитектора, и принципиально направленна на обобщение накопленных знаний, наблюдений, и новых материалов исследований для наиболее полного научного взгляда на проблему. Диссертация полномасштабно раскрывает влияние античной и ренессансной культуры на появление феномена архитектуры А.Палладио. Рассматриваются как общие ее принципы, так и частные индивидуальные особенности каждого произведения.

Практическая значимость работы.

Данная работа может послужить основой для составления как специального курса лекций по творчеству А.Палладио, так и для лекций по истории искусства итальянского Возрождения в целом, она существенно дополнит раздел истории архитектуры Италии XVI века в трудах по всеобщей истории искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в статьях по истории культуры, истории монументальной живописи венецианского Возрождения, истории архитектуры, по истории интерьера и персоналии творчества А.Палладио. Данная работа представляет также интерес для специалистов в области архитектуры и проектирования интерьера, поскольку является первым полномасштабным исследование творчества архитектора.

Апробация работы.

Материалы данной работы (итоговые и промежуточные) отражены в опубликованных научных статьях и тематических сборниках, выступлениях на конференциях. Они стали основой для проведения лекций и семинаров в МГХПА им С.Г.Строганова, посвященных искусству Возрождения и непосредственно творчеству А.Палладио, а также в спецкурсе «История интерьера». Часть работы была изложена в докладе «Художники работавшие с А.Палладио» на ежегодной международной конференции аспирантов и соискателей «Синтез искусств в пространстве жизни» Москва МГХПА им. С.Г. Строганова, май 2011 года. Главы работы и сама диссертация обсуждалась и была одобрена на заседаниях кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им.С.Г.Строганова. Направления исследования и частичные материалы были предметом обсуждения с ведущими специалистами CISA (Centro Internazionale di Studi di Architettura A. Palladio) во время стажировки в этом центре проходившей в сентябре 2012 года.

Структура работы определена сформулированными в ней целями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения, библиографии, приложения, иллюстративного приложения.

А. Палладио и его работы в материалах исследований отечественных искусствоведов

Частным вопросам и отдельным объектам творчества архитектора посвящены такие работы, как Barbieri F. «II museo di palazzo Chiericati» (1995), Battilotti. D. «Per il palazzo Iseppo da Porto del Palladio: Un document inedisto e una nota» (1981), Beyer. A. «Andrea Palladio: Teatro Olimpico» (1987), Cevese. R. «I palazzo dei Thiene» (1952), Magagnato. L. «Palazzo Thiene» (1966). Отдельное исследование посвящено особенностям первой конкурсной работы архитектора принесшей ему славу, - Barbieri. F. «La Basilica palladiana. Corpus Palladianum» (1968). Конструктивной программе в творчестве архитектора, на примерах конкретных построек посвящена книга директора института исследований творчества А. Палладио Burns. Н. «Building and Construction in Palladio s Vicenza»(1991).

Виллы, вероятно, являются самой изученной частью из наследия архитектора, наиболее авторитетные работы в этой области относятся к 1960— 1980 годам. В этот период большое внимание уделялось вопросам реставрации и консервации вилл, степени объективности оценки, необходимой реставрационной программы, технологии сохранения и воссоздания. В данном ключе интересна работа Foscari. А., владельца виллы Мальконтента, принимавшего непосредственное участие в реставрации и описавшего технические особенности процесса, проблемы, с которыми пришлось столкнуться и пути решения «Malcontenta: II restauro delle facciate» (1978). Описание проекта реставрации и специфика работ на виллах Сарачено и Пояна раскрыта в статье Doglioni. F. «Villa Saraceno е villa Poiana di Andrea Palladio. Nel restauro. Progetti per le architetture del passato» (2008). Особенности виллы Бадоер, ее историю, конструктивные особенности и часть фресковой декорации с иконографическим содержанием можно найти в книге Puppi. L. «La villa Badoer di Fratta Polesine» (1972). Стоит назвать еще ряд книг, сходных по направлению, это: Brunelli. В., «Callegari A. Le ville del Brenta e degli Euganei» (1931), Wilinski. S. «La serliana di Villa Poiana Maggiore» (1968), Sicca. CM. «La fortuna della Rotonda» (1988), Mantese. G. «Paolo Almerigo, committente della Rotonda» (1988), Semenzato. С «The rotonda, editore G. Rossato» (2007), Bordignon Favero. G. «La villa Emo di Fanzolo» (1970). Близкой по смыслу к описательному жанру путеводителя можно назвать книгу Monicelli. F. «Andrea Palladio Villa Poiana» English guide (2009), отличающуюся при этом большой информативностью.

Важную работу в аспекте культурологического осознания феномена виллы создал Ackerman. J. S. «The villa. Form and ideology of country houses» (1990).

В статье Эрика Форссмана, вышедшей в 1967 г. «Палладио и фресковая живопись» на основе источников XVI века рассмотрен вопрос о степени участия Палладио в решении декорации внутреннего пространства. Статьи на смежные темы выходили в 1968 году, так, например, В. Вольтере анализировал взаимодействие архитектора и художников в работе «Андреа Палладио и декорация его построек», Л. Маганьято в том же году разрабатывал тему творчества мастеров декораторов в статье «Веронские соавторы Андреа Палладио». Самый широкий спектр работ, рассматривающих комплекс фресковой живописи, посвящен ансамблю росписей виллы Барбаро в Мазер .

В книге Bassi. Е. «Ville della provincial Venezia» (1987) автор говорит о формировании ансамбля виллы как о явлении, прежде всего основанном на агрикультурном назначении имения. Эта тема продолжена в книге «Ville venete: la provincial di Vicenza» (2005) D. Battilotti, но дополнена новыми материалами исследований. Подход к пониманию феномена возникновения комплекса частного имения, принятый в искусствознании Италии, отличает комплексный социально-исторический подход, который применен и в данной диессертационной работе. Среди работ, близких по подходу к изучению проблемы, можно назвать: Cevese. R. «Ville della provincia di Vicenza» (1971), Fasolo. G. «Le ville del vicentino» (1929), Guaita. O. «Le ville della Lombardia» (1994) и, наконец, труд Микеланджело Мураро «Культура венецианских вилл» 1986 г. Переведенная на русский язык и изданная в расширенном варианте «Дворцы Италии» в 2005 г. соединяет в себе монографию, включающую историю, культуру, философию, все предпосылки формирования культуры венетийской виллы.

О художниках, сотрудничавших с А. Палладио и оставивших след в истории декоративного оформления его интерьеров, существует ряд научных трудов; в данном обзоре упоминается выборочные работы, наиболее близко подошедшие к тематике композиционно-стилистических особенностей творчества архитектора: Wolters. W. «Andrea Palladio е la decorazione dei suoi edifice» (1968), Padrocco. F., Favilla. M., Rugolo. R., «Frescoes of the Veneto: Venetian palaces and villas» (2009), Oberhuber. K. «Gli affreschi di Paolo Veronese nella villa Barbara» (1968), Schmied-Hartmann. «Die Dekoration von Palladios Villa Poiana» (1997), Forssman. E. «Palladio e la pittura a fresco» (1967), Boucher. B. «Decorating Balancing Act: The frescoes of Palladio s Villas» (1994).

Об опыте культового строительства в творчестве А. Палладио писали такие исследователи, как Zorzi. G. В работе «Le chiese е I ponti di Venezia» (1967) он говорит о проектах мостов и церквей Венеции и, в частности, о состоявшихся работах А. Палладио - Cevese R. в комментариях к выставке «La chiesa del Palladiano», Vicenza, 1973, рассматривает наследие архитектора в области культового строительства. Выдающийся исследователь итальянского Ренессанса Кристофер Леопольд Фромель в статье «Palladio е la chiesa di San Pietro a Roma» Bollettino C.I.S.A., 1977 рассматривает пересечение проектов церквей Палладио с проектами Собора Св. Петра, указывает на стилистическую взаимосвязь и утверждает, что А. Палладио активно использовал современный архитектурный опыт своих коллег по цеху. На основе работы Howard. D. «La chiese di Jacopo Sansovino a Venezia» Bollettino C.I.S.A. 1977 возможно провести параллели между творчеством А. Палладио и Я. Сансовино в проектировании религиозных построек Венеции. Исторические причины появления храма Сан Джорджо и систему его декорации описывает Cooper. Т. в докторской диссертации «The History and Decoration of the Church of San Giorgio Maggiore in Venice», Ph.D.diss. Princeton University, 1990. В статье, посвященной данному храму, в продолжение темы автор - Cooper Т. раскрывает семантику фасада и систему его композиционного построения «La facciata commemorative di

Предшественники и современники А. Палладио в классической архитектуре

Первой провинцией, которую присоединила республика, стало Тревизо, благодаря своему самому близкому географическому положению к городу-государству. В XV веке здесь строится множество вилл знатных фамилий, однако эти строения еще не носят характер ансамблей, а соотношение между виллой и окружающим пространством еще не играет ведущей роли, как это станет на виллах Палладио. «Именно на Терраферме венецианцы откроют новые горизонты и соотношение, здание - природное пространство, приобретет определяющее значение»74.

Покупка земель венецианцами на Терраферме началась с XIII века, однако сохранялась некоторая обособленность материка и города. Особую роль в венецианской экспансии вглубь континента сыграл дож Франческо Фоскари, правивший Венецией 34 года (с 1423 именно он проводил упорную и последовательную политику по расширению владений на материке). С одной стороны, упор на завоевание территорий материка ослабил Венецию на море, с другой стороны, это было пророческим решением, так как после 1492 года и открытия нового пути в Индию, экономика Венеции пострадала не столь сильно, как могло быть благодаря наличию экономического плацдарма в виде территории Террафермы.

Культура гуманизма значительно раньше и сильнее проявилась в Венето, чем в самой Венеции, воплощающей в своем характере скорее практицизм, нежели стремления к абстрактной образованности. Только в момент расцвета Венеция восприняла культуру гуманизма как способ соревнования и достижения интеллектуального престижа в борьбе с остальной Италией, уже полностью захваченной новыми идеями. В то время культура новой философии на Терраферме была уже очень зрелой, что в конечном итоге дало тот сплав характеров, который породил социальный заказ на возникновение кардинально нового типа архитектурного осмысления строений в городе и сельской местности.

В XVI веке Венеция выдвигается в число важнейших культурных центров Европы. В конце XV - начале XVI века произошли резкие изменения в общественно-политической жизни Италии, оказавшие решающее влияние на искусство. Географические открытия, использование огнестрельного оружия, появление лютеранства и протестантизма отразились на изменении общественного сознания и социально-экономических отношений. Эти события открыли новый этап в истории XVI столетия, ознаменовавшийся распространением экономического кризиса и политической реакции в Италии. Ватикан после падения Рима в 1527 году заключил союз с испанцами. Не стремясь более к объединению страны, папство заботится лишь об упрочении власти церкви, главной задачей становится борьба со свободомыслием . В независимой и экономически сильной Венецианской республике художественная школа не попала под нивелирующее влияние Рима и сохранила своеобразие. В то время как в Италии повсеместно распространилась феодально-католическая реакция, Венеция сохранила республиканский строй и осталась единственным очагом ренессансной культуры и гуманизма , что вылилось в особую жизнеспособность всего венецианского искусства. В то же время Венеция превратилась в интеллектуальный центр Италии. В 1490 году дож Кристофор Моро разрешил в городе книгопечатание и оно так развилось, что Венеция к 1520 году выпускала больше книг, чем вся Италия . Благодаря масштабам книгопечатания издания стали общедоступными и еще одним предметом постоянного экспорта венецианской торговли.

Венеция в это время - самое богатое и процветающее государство полуострова. Чуткая ко всему новому, она умело эксплуатирует открывшиеся возможности и набирает еще больший вес и политическую силу. В момент осознания себя как державы, республика начинает лелеять мечту о создании империи на континенте. Экспансия Венеции на Терраферму не ограничилась присоединением слабых изначально территорий, теперь она замахнулась на папские владения в Романье. В 1503-1509 году Венеция после смерти папы Александра VI Борджиа увидела для себя удачную перспективу - в период между папами присоединить к своим территориям на Терраферме еще и часть папской области. Такие города, как Русси, Форлимпополи, Римини, Червня, Фаэнца, перешли под власть республики добровольно вместе со своими правителями, воспользовавшись замешательством Ватикана. Новый папа кардинал Джулиано делла Ровере, получивший имя Юлий II, был возмущен подобной ситуацией, но не имел ни сил ни средств остановить Венецию самостоятельно; он обратился за помощью к Людовику Французскому и Максимилиану Габсбургу. У этих правителей также имелись давние территориальные претензии к республике, и в 1504 году при общем согласии в Блуа был подписан договор о создании нового союза против Венеции. В течение четырех лет возникали периодические военные действия между членами союза и Венецией за контроль над территорией, но в 1508 году было решено раз и навсегда покончить с имперскими амбициями Венеции. К союзу присоединились Милан и Неаполитанское королевство, по сути целью являлось оставить в Италии только три крупных государства - Милан, Папскую область и Неаполитанское королевство, земли Венеции предполагалось аннексировать и разделить между участниками лиги. 10 декабря 1508 года в Камбре была создана лига , получившая свое название по месту подписания договора.

Декоративные приемы в решении пространства интерьера, вопросы оборудования и синтеза искусств

Возвращаясь к понятию «молекулярной квартиры» стоит подробнее коснуться этого интереснейшего явления в творчестве архитектора. Одним из последних открытий в области решений планировочных структур вилл является проект «Gioco della Villa»- приуроченный к 500-летию со дня рождения А. Палладио центром международных исследований архитектуры А. Палладио в Виченце. Этот проект основан на создании универсальных, наглядных макетов вилл, мобильного конструктора архитектурных обьемов, участвовавших в создании планировочной структуры. Это наглядно демонстрирует систему модульного построения вилл, придуманную А. Палладио Ь . Можно сказать, что проект открыл гения архитектуры Возрождения совершенно с новой стороны. Опытным путем ученые установили, что созданная Палладио теоретическая система, которой пользовались многие поколения архитекторов, носила универсальный характер и была продумана до мельчайших деталей. В «Четырех книгах об архитектуре». Палладио писал: «... и в остальной части здания должно быть больше, средних и маленьких комнат, каждая из которых должна быть установлена в один рядом с другим таким образом, чтобы способствовать взаимосвязи ...»116. Открытием стало то, что в своей строительной концепции Палладио опирался на три типа обьемов, которые соответствовали различным потребностям и целям.

Оперируя этими заданными объемами, архитектор создавал совершенно различные по архитектурному звучанию формы. Метод построения пространств из заранее выверенных обьемов и модульная система архитектурной композиции без преувеличения соотносят метод Палладио с авангардными архитектурными концепциями XX века.

В большинстве проектов вилл сравнительно немного комнат, особенно это заметно на контрасте с планами городских дворцов. Объясняется это просто. Основным временем, в которое предполагалось использовать господские дома, были летние месяцы и сезоны сбора урожая, когда погода позволяла массу времени проводить вне дома, поэтому не было необходимости в большой площади внутренних помещений. Иной подход можно отметить в планах палаццо, где число залов одного этажа в некоторых проектах доходит до тридцати. Городская резиденция была рассчитана на проживание семьи в большую часть года и исполняла различные функции.

При изучении чертежей палладианских вилл, мы почти всегда сталкиваемся с особенностью, которую авторы проекта назвали: «молекулярной квартирой», образованной тремя «атомами» всегда кубической формы, пропорции которых таковы: 1:2, 2:2, 2:3; возможны лишь небольшие числовые погрешности, однако всегда находящиеся в непосредственной близости от изначальных числовых сочетаний. Так, например, 16:26.5 (в расчете на сокращение как 1: х) соответствует 1:1.65625, в то время 3:5 выражается в том же порядке, является 1:1.66. В этой системе атомов самый большой и самый маленький объём всегда прямоугольны, а средний представляет собой квадрат. Эти три «базовых блока» симметрично компановались по сторонам центральной части виллы, которой мог являтся центральный зал, галерея или внутренний двор. При абсолютной симметрии расположения обьемов «игра» в составные части давала множество возможностей для расположения технических помещений (лестниц, кухонь, туалетных комнат) между модулями, которые Палладио всегда предпочитал скрывать в интерьере. Установлено, что Палладио считал близким к идеальному параметру число 6, при этом стоит учитывать, что единица измерения в Италии эпохи Возрождения была для каждого региона своя. Унификация мер в Италии произошла значительно позже. В регионе Венетто был распространен «венетийский фут», в переводе на современную систему измерения ученые определяют, что 1фут = 36,5 см (приблизительно). Размеры кубов, в частности, кратны следующим числам: 6,10,16. Таким образом, Палладио составил следующие комбинации - 10X16 (3,5X5,6м), 16X16 (5,6X5,6м), 16X26,5 (5,6Х9,Зм). Использовались также комбинации, кратные шести: 12X12, 12X18, 18X18, 18X30117. Так, например, идеальный объем помещения, по мнению Палладио, представляет собой 16X26.5. Кроме описанных выше способов определения пропорций кубов, Палладио пользовался также принципом отношения стороны квадрата к его диагонали, хотя в чертежах они редко обозначались, но при их подробном анализе этот способ четко прослеживается. «Существует семь наиболее прекрасных и пропорциональных видов комнат, весьма удобных для исполнения: комнаты нужно делать или круглыми (в редких случаях), или квадратными, или длина их должна равняться диагонали квадрата, сторона которого равна ширине комнаты или же комната должна представлять квадрат с третью, или квадрат с половиной, или квадрат с двумя третями, или же два квадрата»118.

Многие исследователи видят взаимосвязь между пропорциями в архитектуре и музыкальными гармоническими принципами; Альберти утверждал и рекомендовал пользоваться следующими соотношениями: 3:2 (квинта), 4:3 (кварта), 2:1 (октава), 3:1 (дуодецима), 4:2 (двойная октава), 9:8 (тон).

Фасад культовой постройки - семантика нового образа, вопросы композиционного и стилистического единства

Идя по пути взаимодействия плоскости стены на фасаде и структуры лоджии архитектор создает такой проект, как вилла Пизани в Баньело. Дом нобиля, как римский храм, находится на высоком подиуме, как бы возвышаясь над всем ансамблем и являясь его смысловым центром. Доминирующим элементом главного фасада является лоджия, открывающаяся тремя арочными пролетами. Рустованная отделка этой части акцентирует внимание на центре фасада, и в отличие от виллы Гаццотти играет хоть и главную роль, но не превалирует над всей плоскостью. Напряженная игра светотени, рождаемая рельефом рустики, проявляет шесть пилястр тосканского ордера - по две с внешних сторон и по одной между проемами. Рустовка лоджии, как считает Аккерман, указывает на военную историю семьи заказчика и представляет мотив триумфальной арки. На садовом фасаде акцентирована центральная ось с типичным для этого периода творчества расположением окон. Эффект центрирования схемы фасада стал бы более полным, если бы был возведен запланированный проектом портик с четырьмя колоннами. Этот фасад должен был олицетворять триумф ренессансного образа жизни в рамках загородной виллы и как антитеза фасаду основному создавать контекст частного пространства замкнутого двора с баркессами. В этом проекте Палладио возвращается к теме традиционного для Венето двубашенного дома, но уже в совершенно иной манере, чем на вилле Годи.

Еще один пример рустованной трехчастной лоджии как формообразующего объема фасада - вилла Кальдоньо. Глубокая лоджия, отделанная рустом, вызывает закономерные ассоциации с подобным приемом отделки виллы Пизани в Баньело. На примере виллы Сарачено, мы видим чрезвычайно простой, почти аскетичный фасад, собранный из двух материалов - кирпича и штукатурки. Из камня исполнены только отдельные элементы -карнизы окон и дверных проемов, узловые, структурные части отделки. Здание опирается на массивный подиум, главным на фасаде стала трехчастная лоджия, увенчанная треугольным фронтоном. В характере декора фасада А. Палладио частично возвращается к своей первой вилле, подчиненной системе трехчастной арки лоджии Гаццотти. Плоскость стены воспринимается как самоценный объем без декоративных наслоений. Вся система декора - это лишь отображение замковых камней над арками, фронтоны окон и несколько карнизов. Аскетизм фасада не делает его менее интересным, он подчеркивает эволюционную стадию художественной мысли автора. Кажущаяся простота этой виллы на самом деле лишь ступень в поисках гармонизации фасада.

К такому типу решения фасада можно отнести виллы Кальдоньо, Сарачено и Дзено в Чезальто. Если организующий мотив центральной трехпролетной лоджии практически идентичен по числовым соотношениям в первых двух виллах, то на вилле Дзено это соотношение несколько изменено.

Данная идея была продолжена Палладио в проекте виллы Поя на. По решению фасада - это одна из самых «римских» вилл архитектора, здесь даже детали на карнизе соотносят нас с римскими термами Диаклетиана. Композиция лоджии серлианы носит характерные черты творений Браманте в повторение декоративного приема из пяти отверстий на фасаде. В целом кажется, что А. Палладио создает новую логику «утилитарной архитектуры» и классики, синтезируя ее в нечто абстрактное, почти метафизическое. При этом он отходит от рустовок на фасаде лоджии и работает на визуальный образ чистоты плоскости. Виллы Сарачено и Пояна — последовательные звенья одной цепи развития фасада в творчестве А. Палладио, с другой стороны, на вилле Пояна были использованы совершенно новые элементы: введение темы круглого отверстия как декоративного мотива частного жилого дома, совмещение разных мотивов и концептуальных решений. В этой вилле наиболее четко проявилось влияние на А. Палладио маньеризма и Д. Браманте ( разорванный фронтон и серлиана).

Новым этапом в решении фасада загородного дома уже в зрелый период творчества стала вилла Кьерикати. Это первая вилла, олицетворяющая своим фасадом соединение идеи дома и храма. Обожествление идеалов частной жизни, возведение заказчика в ранг человека полубога, проявление антропоцентризма эпохи гуманистической философии — все это нашло отражение в постройке виллы, открывшей эпоху зрелого периода творчества архитектора. На этой вилле архитектор впервые на фасаде применяет гигантский ордер, создавая визуально впечатление действительно храмовой постройки. Но подходя критически к реально существующему фасаду, можно отметить ряд черт, не соответствующих проекту А. Палладио и внесенных другими архитекторами, продолжавшими постройку виллы. Эти особенности в реальности существенно изменили внешний вид данной постройки. Так портик изначально предполагалось опирать только на колонны, в процессе строительства в боковых частях были возведены опорные арки для придания жесткости конструкции - спорный с точки зрения архитектурной тектоники и не оправданный конструктивной необходимостью прием, очевидно идущий вразрез с принципами Палладио. Ярким доказательством малого участия А. Палладио в процессе строительства является отсутствие энтазиса у колонн, что для архитектора, судя по другим работам, являлось неприемлемым. По сравнению с проектом и другими примерами странным можно назвать расположение окон на фасаде, - они слишком сильно придвинуты к углам, что противоречит строительной логике, так как ослабляет конструкцию на углах здания. В результате можно наблюдать натурно на фасаде разрушение кладки. Но эти детали не умоляют важного места виллы как концепт-решения в выработке фасада дома-храма. Близким по мотивам, использованным в решении фасада, к вилле Кьерикати можно считать палаццо, построенный для этой же семьи в Виченце. Двухэтажные лоджии фасада этого дворца реализуют в его постройке мотив виллы маритима , построенной на площади перед каналом, соединяющим Виченцу с Венецией, а следовательно, и с морем, это место являлось центральным в городе, здесь осуществлялась погрузка товаров с кораблей и торговля. Умение А. Палладио всегда очень чутко обыгрывать месторасположение строения дало в этот раз любопытный пример соединения типа виллы и дворца.

Похожие диссертации на Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения