Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Любимцев Сергей Владимирович

Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции
<
Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Любимцев Сергей Владимирович. Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2006 163 с. РГБ ОД, 61:07-17/2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Опыт собирательства в России XVIII века в контексте историко-культурных преобразований .

1 . Предпосылки возникновения систематического коллекционирования. Влияние политических приоритетов государства на формирование частных коллекций 13

2.Система эстетических ценностей, формирующих индивидуальность коллекционера. Влияние художественного рынка Европы и России на частное собирательство 22

Глава 2. Основные типы частных коллекций в XVIII веке

1. Коллекции универсального типа - кунсткамеры. Собрания Я.В. Брюса, Д.М. Голицына, А.А. Виниуса 36

2.Бытовое коллекционирование. Художественные коллекции. Картинные галереи. Крупнейшие частные собрания: Шереметевых, К.Г. Разумовского, А.А. Безбородко, А.С. Строганова, Юсуповых, И.И. Шувалова 44

3. Портретные галереи. Портретные галереи Шереметевых, Глебовых-Стрешиевых 69

4.Коллекции предметов русской старины. Коллекции А.И. Мусина-Пушкина, П.Ф. Карабанова, Ф.А. Толстого 72

Глава 3. Частная коллекция и художественно-просветительские идеалы общества .

1.Частная коллекция в системе художественного образования 78

2. Частная коллекция как начальный опыт музейного собирательства, классификации и каталогизации предметов искусства 85

Заключение 91

Примечания 95

Список использованной литературы 101

Альбом иллюстраций 112

Список иллюстраций 160

Введение к работе

Тема настоящего исследования - «Типология частного коллекционирования в России XVIII века. Художественные коллекции». От первых «кабинетов», заполняемых владельцами разнообразными необычными предметами, где собственно искусство было представлено большей частью гравюрами, к созданию собственных галерей целой плеядой российских коллекционеров, - такова эволюция частного коллекционирования за одно столетие.

Рассматривая начальный этап частного коллекционирования XVIII века, нельзя было обойти вниманием коллекции универсального типа, так как именно из этого типа коллекций, появившегося на заре систематического коллекционирования, пришедшего на смену стихийному собирательству, произросли все типы частных коллекций не только XVIII века, но и более позднего времени. Дальнейшее исследование было локализовано на коллекциях художественных. За рамками исследования остались естественнонаучные, ботанические, военно-исторические и иные коллекции.

Для данного исследования был избран материал, связанный, главным образом, с коллекционированием произведений профессионального искусства. Был рассмотрен слой коллекционеров, ориентирующихся на традиции новой культуры, открытой для восприятия западного искусства.

Поскольку конец XVIII века был отмечен проявлением интереса к отечественной истории и культуре, в исследование включен также ряд коллекций русских древностей.

Актуальность темы. Выявление и классификация основных типов коллекций на стадии их формирования позволят определить генезис и эволюцию художественного собирательства в России. Первые частные собрания отдавали дань всему необычному в мире предметов и подражали примеру собирательства Петром I «куриозов». Таким примером служит

коллекция В.А. Голицына, в которой «предметы домашнего убранства и собственно коллекции еще не получили четкого разграничения».1

Важным обстоятельством, повлиявшим на формирование частных собраний, стала дипломатическая деятельность Петра I, установление им контактов, в том числе и культурных, с европейскими государствами. С начала XVIII века формируются собрания западноевропейской живописи, а знакомство русских дипломатов с коллекциями П. Кроза, Р. Уолпола, Ф. Троншена решающим образом повлияло на формирование коллекций И.И. Шувалова, Д.А. Голицына, Н.Б. Юсупова, А.С. Строганова.2 К этому времени европейский художественный рынок был сформирован и предоставлял возможность состоятельному коллекционеру приобретать работы мастеров самого высокого уровня.

Важным событием, повлиявшим на формирование частных художественных собраний, стало учреждение музея при Императорской Академии художеств, а также начало формирования коллекции Эрмитажа, предпринятое Екатериной II. Частное собирательство становится не столько уделом личной инициативы, но уже обретает признаки системной деятельности, согласующейся с государственной культурной политикой.

Вместе с изменениями, происходящими в государственной идеологии, заметно меняется и тип коллекционера. Со второй половины XIX века на художественном рынке и в принципах собирательства происходят существенные изменения. В общественном сознании укореняются демократические идеалы, зовущие к освобождению личности от власти монархии. Появление нового экономического класса фабрикантов, заводчиков, банкиров формирует и новый тип коллекционеров. Это был собиратель художественных произведений и предметов, доверявший собственному вкусу более, чем мнениям и рекомендациям авторитетов. Коллекции частных лиц - собрания многие и разные - не были похожи друг на друга, отбор подчас становился нестрог, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством/ К слову сказать, художественные

собрания П.М Третьякова, И.В. Цветаева, АЛ. Бахрушина, М.А. и И.А. Морозова и др. стали в один ряд с ярчайшими примерами в истории частного коллекционирования в России.

Выявление типологии частных коллекций XVIII века не было еще предметом специального исследования. Между тем уже накоплен богатейший материал по частному коллекционированию, позволяющий сделать обобщения и систематизацию. Изучение частного коллекционирования XVIII века, выявление разных типов коллекций даст возможность взглянуть с новой точки зрения на проблематику русско-европейских связей, определяющих для русской культуры этого периода, только начинающей входить в европейский контекст. Кроме того, выявление специфики частных коллекций подразумевает изучение и анализ структуры собраний, изучение вопросов популяризации и экспонирования произведений искусства, взаимодействие частных коллекций с процессом художественного образования в России XVIII века.

Объектом исследования являются русские частные коллекции, преимущественно художественные.

Предмет исследования - систематизация и выявление типологических признаков частных коллекций в России XVIII века.

Цель работы - выявить основные типы частных коллекций в России
XVIII столетия и их генезис. Накопленный материал, широкое привлечение
первоисточников и их систематизация позволяют показать типические черты
и особенности собраний; очертить масштабность, эстетическую и историко-
художествеиную значимость частных собраний. На основании этого показать
необходимость более широкого включения проблематики

коллекционирования в историю русского искусства и культуры XVIII века.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации:

показать частное коллекционирование России указанного периода во взаимосвязи с культурно-историческими процессами, происходящими в России и Европе;

раскрыть специфику частных собраний России через формирование личных вкусов собирателей, влияние эстетических идей;

проследить процесс формирования основных типов частных коллекций, выявить особенности каждого из рассматриваемых типов, раскрыть роль художественного рынка в формировании собраний;

характеризовать принципы систематизации, научной каталогизации и особенности экспонирования частных собраний в России и влияние на этот процесс европейских образцов.

Методологическую базу исследования составили труды искусствоведов, культурологов, историков, посвященные широкому кругу проблем, связанных с собирательством произведений искусства в XVIII веке.

Диссертация опирается на тематический и хронологический принципы организации материала. Отбор, систематизация, и изучение материала носит междисциплинарный характер и осуществляется на основе историко-типологического и историко-культурного подходов

Основополагающими явились труды Я. Щтелина, В.Ф. Левинсон-Лессинга, сохранившиеся каталоги частных картинных галерей, а также труды современных авторов: Л.Ю. Савинской, С.А. Овсянниковой, О.Я. Неверова, Н.Г. Пресновой др.

Методика исследований. Избранный автором историко-типологический метод имеет целью упорядочение совокупности объектов или явлений на качественно определенные группы на основе присущих этим явлениям или объектам общих существенных признаков. На первом этапе типологизация носит характер систематизации., т.е. группируются явления (в данном случае - частные коллекции) по внешнему признаку - по составу коллекции. На этом этапе определяется, какие виды экспонатов входят в собрание:

художественные произведения, книги, редкости, минералы и т.д. Далее происходит классификация частных собраний, при которой рассматриваются внутренние, сущностные признаки - структура собрания. Художественные собрания классифицируются, например, по видам искусства; внутривидовое деление - по хронологии, по школам, по авторам, по темам.

При исследовании данного вопроса необходимо использовать также и историко-культурный метод и его социологический аспект. Историко-культурный метод очень важен в изучении данной темы, поскольку он ставит в центр внимания социально-психологическое исследование личности отдельного человека с его стремлениями, убеждениями, деятельностью, в данном случае человека, собиравшего коллекцию. Поэтому важно, рассматривая ту или иную коллекцию, начинать с изучения личности коллекционера, его общественной деятельности, отношения к окружающему миру, взглядов на собирательство и т.д.

Изучение биографий коллекционеров помогает раскрыть следующие стороны истории частного коллекционирования:

культурологическую - сохранение культурных и исторических тенденций русского дворянства XVIII века;

психологическую - раскрытие психологической мотивации собирательства;

социологическую - освещение отношения личности к определенным социальным группам (в нашем случае XVIII век представляет определенную цельность в социальном плане - все коллекционеры принадлежали к дворянскому сословию);

прагматическую - сохранение материальных предметов, отражающих материальную и духовную культуру для образовательной (художественное образование), познавательной, исследовательской практики;

эстетическую, связанную с восприятием предметов коллекций;

- экономическую - вложение капитала в собирание предметов с экономической целью (что было не характерно для рассматриваемого времени). При этом устанавливаются следующие сведения: фамилии и имена собирателей, их генеалогические связи, даты жизни, место рождения, проживания, место и характер образования, службы, сфера интересов, имущественный уровень собирателя, чем данная личность интересна и что ею сделано для развития собирательства (собиратель, меценат, теоретик, автор трудов по истории искусства или составитель каталогов), какова деятельность данной личности - пионерская или подражательная, плановая или стихийная, тип коллекции: универсальный, художественный (изобразительный, прикладной), исторический (археологический, этнографический и др.), естественнонаучный; источники поступления предметов коллекции, способы экспонирования; устанавливаются цели создания собрания (тщеславие, мода, научный, эстетический или экономический интерес, поиск редкостей, того, чем другие не обладают.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация

состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, примечаний,

библиографического списка использованной литературы и альбома
иллюстраций.

Литература по истории частного коллекционирования в России XVIII века достаточно обширна. Но изучение данного вопроса происходило с разной интенсивностью в различные периоды времени. Авторы использовали также разный методологический подход к исследованию материала.

Публикации, посвященные частным коллекционерам и их коллекциям, относятся большей частью к дореволюционному периоду, ко времени до 30-х годов и после 80-х годов XX века.

Первые описания частных русских собраний оставили иностранцы, посетившие Россию в конце XVIII - начале XIX века: польский король Станислав-Август,'1 Г. фон Реймерс, Л. Виардо, Г, Вааген и др. Первым обобщающим трудом по частному коллекционированию XVIII - первой половины XIX века явилась книга «Картинные галереи Европы» (1862-1863, Т. 1-2) под редакцией А.И. Андреева. Кроме описания состава собраний автор прослеживает связь русских коллекций с европейскими и вводит понятие «коллекция» в сферу эстетики и музейного дела.

Источниками по истории русского коллекционирования являются
периодические издания, такие как «Художественные сокровища России»,
«Старые годы», «Русская старина», каталоги собраний, описи имущества,
письма, дневники, воспоминания, журналы путешествий (опубликованные
или архивные материалы).5 Кроме этого, к источникам можно отнести
сочинения современников событий, отражающие вопросы

коллекционирования, или авторов, близких к рассматриваемому времени, например: Е.П. Карнович. Замечательные богатства частных лиц в России. -СПб., 1876; П,А. Плетнев. Граф Александр Сергеевич Строганов // Современник. 1843, №8; И.Ф. Тимковский. Памятник И.И. Шувалову // Москвитянин. - 1851.- ч.З, с.21-27.

Кроме письменных источников при изучении русского коллекционирования XVIII века использовались изобразительные источники с отображением интерьеров частных картинных галерей, парадных интерьеров дворянских особняков, в которых были размещены коллекции. (См. иллюстрации)

В период между 30-ми и концом 80-х годов XX века появляются лишь единичные публикации, связанные с изучением истории музейного дела в России. Например, очерк С.А. Овсянниковой 6, а также публикация Н.Т. Унаянц.7 С.А. Овсянникова использовала социологический метод и опиралась на опубликованные ранее материалы. «В ее выводах коллекционирование оказывалось оторванным от художественной жизни и

практики, а создание коллекций западноевропейской живописи представлялось прежде всего как подражание Европе».8

Такой длительный период молчания, очевидно, связан с тем, что коллекционеры ХУНТ века были дворянами, объективное отношение к деятельности которых начало складываться лишь в постперестроечное время. В конце 80-х годов наблюдается всплеск интереса к изучению наследия знаменитых русских дворянских фамилий, чьими коллекциями были пополнены собрания многих советских музеев после 1917 года. С конца 80-х годов, особенно активно в 90-е, и в самые последние годы выходит ряд статей, среди которых: статья АЛ. Арциховской-Кузнецовой, посвященная одной из самых ярких личностей в русской культуре XVIII века А.С. Строганову , СО. Андросова о скульптурных коллекциях А.Д. Меншикова и Ф.М. Апраксина, Л.Ю. Савинской о коллекционерской деятельности Н.Б. Юсупова, Т.А. Селиновой о портретной галерее Глебовых-Стрешневых, О.Я. Неверова о собирателях петровского времени13 и многие другие. В исследованиях последних лет уже не только констатируется факт создания коллекций, но их возникновение рассматривается в конкретно-исторической художественной ситуации, анализируются структура и состав коллекций, эстетическая оценка произведений современниками.

Императорская художественная коллекция тоже начиналась с частного собрания Петра I. Впоследствии она разрасталась усилиями наследников и превратилась в государственное достояние, «общепризнанный эталон -показатель культурного, экономического и духовного уровня страны». Императорской коллекции посвящено немало исследований, среди которых фундаментальный труд В.Ф. Левинсон-Лессинга,13 касающийся и некоторых других частных коллекций.

В 1990 году были изданы «Записки Якоба Щтелина об изящных искусствах в России» в переводе и под ред. К.В. Малиновского.16 Я. Штелин в своих Записках показал, как постепенно «развивался в России вкус к изящным искусствам» и как последние сделались достоянием высшего

общества, которое было основным заказчиком и потребителем искусства. Я. Штелин подчеркивал значение коллекций европейской живописи, скульптуры, а также замечательных дворцовых построек в Петербурге и окрестностях в середине XVIII века для воспитания вкуса к изящным искусствам. Записки включают в себя, кроме сообщений о живописи, скульптуре, архитектуре, гравировании, мозаике, шпалерах, фейерверках и иллюминациях, театре, музыке и т.д. историю коллекционирования картин в России и описание всех значительных царских и частных коллекций. Якоб Штелин является первым, кто обратился к рассмотрению этой области русской культуры и сделал первую попытку составить первую историю коллекционирования живописи, в России.

Публикация этого ценного материала также стимулировала исследовательский интерес к частному коллекционированию. В последнее десятилетие прошел ряд конференций, посвященных данной теме, выпущен ряд научных сборников. ' Делаются попытки реконструкции частных собраний. Н. Полуниной и А. Фроловым предпринята попытка создания биографического словаря московских коллекционеров. Философскому осмыслению коллекционирования как мировоззрения посвящена статья Н. Осминской.20

Частное коллекционирование явилось темой ряда диссертаций, среди которых диссертация Л.Ю. Савинской «Коллекционирование французской живописи в России второй половины XVIII - первой трети XIX веков. (На материале частных коллекций)», написанная в 1991 году. Диссертация является первым исследованием коллекционирования французской живописи в указанный период как целостного многоаспекного явления, данного в связи с эстетической и художественной проблематикой эпохи. На конкретных примерах показано взаимодействие общепринятого и индивидуального вкуса коллекционеров. Автор выделяет два возможных направления исследований: первое - преследующее практические, знаточеские цели, второе -обращенное к разработке методики, к поискам концептуальных подходов,

ставящих проблематику в контекст развития искусства. К первому направлению можно отнести, например, ценнейшую публикацию записок Я. Штелина. Ко второму же, вне всякого сомнения, относится труд Л.Ю. Савинской.

Подтверждением активного интереса к частному коллекционированию как в России, так и за рубежом, являются выставки, посвященные коллекциям знаменитых русских коллекционеров - А.С. Строганова (выставка «Строганов. Дворец и коллекции русской знатной фамилии» в Портленде и Форт-Уорте, США, 2000; в Париже, Франция, 2001; в Амстердаме, Голландия, 2002, «Строгановы. Меценаты и коллекционеры» в Санкт-Петербурге, ГЭ, Россия, 2003) и Н.Б. Юсупова (выставка «Ученая прихоть. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» Москва, ГМИИ, 2001 и в Санкт-Петербурге, ГЭ, 2001-2002), К каждой из названных выставок были изданы каталоги, включающие, кроме иллюстраций произведений того или иного собрания, материалы по истории рода, историю приобретения экспонатов, описание различных коллекций собрания, публикации архивных материалов.

В 2002 году вышло роскошное издание многолетнего труда Н.Г. Пресновой - альбом-каталог «Портретное собрание графов Шереметевых в усадвбе Кусково» "' - первый опыт обобщающего исследования коллекции портретов графов Шереметевых, в котором рассматривается проблема фундаментального изучения частных художественных собраний как явления русской культуры и искусства.

В целом, накопленные материалы и опыт предшествующих исследователей дают обширную базу и методологическую основу для того, чтобві осуществить попытку типологизации частных коллекций в России XVIII века.

Предпосылки возникновения систематического коллекционирования. Влияние политических приоритетов государства на формирование частных коллекций

Коллекционирование предметов искусства, равно как и иных предметов, представляющих интерес для собирателя, в XVIII веке стало развитием и продолжением опыта предшествующих столетий. В XVI веке появляются произведения изобразительного искусства - гравюры, т.н. «фряжские листы», и парсуны. Как сообщает Левинсон-Лессинг: «Единичные портреты западноевропейских художников впервые появляются в Москве еще в XVI веке, как, например, портрет Софьи Палеолог, присланный папой Павлом II Иоанну Ш, и портреты невест, заказывавшиеся Ерозным».22 Но все эти портреты представляют не частных лиц и поступали отнюдь не в частное владение.

Во второй половине XVII века в Москве было несколько известных собраний. Среди них: собрание оружничьего боярина Б.М. Хитрово (1615-! 680), собрание книг и рукописей боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1605-1682), дворец князя В.В. Голицына, где находилась коллекция произведений иностранных художников. «Сведения, сохранившиеся об обстановке тех двух боярских домов, которые были убраны на европейский лад, - А.С. Матвеева и особенно В.В. Голицына, - позволяют установить, что в них наряду с европейской мебелью и другими предметами обстановки имелся ряд живописных и гравированных портретов. Если в них и имелись картины, как утверждает на основании этих данных Ключевский, то весьма вероятно, что это были работы местных художников, исполненные с гравюр. Первыми крупными памятниками западного изобразительного искусства, которые появились в старой Москве, были гобелены, привозившиеся в числе подарков русскими посольствами, ездившими в Париж во второй половине XVII века».23

Начиная с петровского времени собирательство приобретает программный характер. Петровские реформы в области культуры придают новое направление собирательской деятельности - ориентируют ее на сближение с культурой Западной Европы. Начинает формироваться та ситуация, при которой контакты с европейскими государствами (на ниве династической, торговой, научной, культурной деятельности) получают высочайшую поддержку и поощряются.

Укрепление политического и экономического положения России тесно связано с появлением новых общественных потребностей и материальных условий в социальной среде того времени. Новая столица, заложенная Петром I, явилась также культурным центром страны, где была сформирована сеть учебных заведений, развивалось издательское дело, был создан первый русский публичный музей - Кунсткамера. В 1724 году была основана Российская Академия наук. Новое дворянство, на которое опирался Петр I, проводя свои реформы, крепло материально и приобщалось к новому типу культуры вольно, но, порой, и по принуждению. Формировалась мировоззренческая установка на приобщение к европейской культуре - как материальной, так и духовной. Осмысление взаимосвязей с другими культурными традициями, и в первую очередь с Западом, становится одной из смысловых доминант, определивших развитие духовной культуры XVIII века, Отныне «западное» становится символом «нового», отвечающего духу времени, а, значит, прогрессивного, желаемого. «Дворянство помимо своей воли принуждено было войти в жизнь Европы: и как ни поверхностна часто бывала прививка европейского просвещения, но число отдельных «интеллигентов», начиная с петровской эпохи, измеряется уже не единицами, а десятками и сотнями».24

В первой трети XVIII века главным предметом собирательства были естественнонаучные коллекции и предметы западноевропейского изобразительного искусства. Мощный импульс этому явлению дало первое заграничное путешествие Петра I. По выражению В.О. Ключевского: «он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник: чтобы полюбоваться диковинками чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с не достававшими ему надобными мастерствами: он искал на западе техники, а не цивилизации».

Первые впечатления любознательного путешественника заставили обратить его внимание не только на технику, но и на такие стороны европейской культуры, к восприятию которых он был мало подготовлен условиями своего воспитания. В этом путешествии Петр уделил большое внимание музейным собраниям как научным учреждениям и источникам знаний, обретенных на опыте систематического собирательства. Серьезный интерес к ним вскоре перерос в страстное увлечение, ярко проявившееся уже при первом посещении Дрезденской кунсткамеры. Петр I убедился в исключительной важности этой формы просвещения, поскольку она давала такую наглядность представлений от собранных здесь предметов, какую не могла дать ни одна книга.

Многочисленность и разнообразие увиденных собраний, значение, которое им придавалось, дали возможность Петру понять, какое большое место они занимали в европейской культуре. Петр осматривал достопримечательности во всех городах, через которые он проезлшл. Так, в Голландии, бывшей главной целью его путешествия, кроме изучения кораблестроения, он осматривал медицинский ботанический сад, музей Рюйша (современная транскрипция - Рейсх). Впечатления от последнего оставили автор «Записной книжки»21 и Б.И. Куракин, осматривавший его в 1705г. В составе собрания Рюйша была знаменитая коллекция анатомических препаратов и зоологические коллекции.

В Лейдене Петр I посетил Лейденский университет, осмотрел анатомическое и зоологическое собрания Лейденского музея, ботанический сад. Здесь русский император имел возможность ознакомиться с собраниями этнографических и археологических предметов, образцами китайского оружия, китайских книг и ряда других китайских вещей. В этом же музее были египетские мумии, различные идолы, оружие и бытовые предметы из Африки и Ост-Индии, бревенчатая норвежская хижина, образцы обуви различных стран (в т.ч. Московии).

Есть сведения о посещении Петром І в Амстердаме частных собраний различных редкостей, Одна из них - коллекция Якоба де Вельде, в которой кроме книг, глобусов, различных инструментов была коллекция античных бронз, античных резных камей и монет. Гравюра с изображением Петра І у Якоба де Вельде описана Д.А. Ровинским.27

Коллекции универсального типа - кунсткамеры. Собрания Я.В. Брюса, Д.М. Голицына, А.А. Виниуса

Как уже отмечалось выше, стихийно сложившиеся коллекции частных лиц в России имели место задолго до наступления XVIII века. И хотя они продолжали свое существование и в рассматриваемое время, однако типологически принадлежат предыдущей эпохе. С наступлением восемнадцатого столетия - рубежного в русской культуре - формируются новые типы частных коллекций. Первым и основным типом является кунсткамера - собрание разнородных естественнонаучных и художественных предметов.

Первая в этом ряду - Петровская кунсткамера - представляла собой первый, организованный по определенному плану и с определенными целями, русский музей, во многом определивший последующее развитие отечественного собирательства. Кунсткамера, с одной стороны, была научным музеем при Академии наук, с другой - была предназначена выполнять просветительские функции. Наряду с курьезами и раритетами археологического порядка, антропологическими и этнографическими коллекциями, кунсткамера включала и художественные коллекции, в частности собрание картин. Кроме того, она служила образцом, которому следовали новые коллекционеры из окружения Петра I.

Термин «Кунсткамера» («Kunstkammer») и труды, объясняющие принципы и причины создания подобного рода коллекций, были известны в Западной Европе уже в XVI веке. Развитие коллекционирования в Западной Европе того времени было связано с возрастающим интересом к наукам о природе и человеке, с попытками постичь проявление божественного в окружающем мире. «Кунсткамера» - это гармоничная философская система отношения к миру» и одновременно единая структура, моделирующая иерархию искусств и наук. Петр I и его окружение были хорошо знакомы с принципами коллекционирования того времени, что видно из состава библиотек и имущественных описей Петра I и его соратников - Я.В. Брюса, А.А. Виииуса, Р. Арескина, А.Д. Меншикова. Вероятно, им был известен труд Самуэля ван Квишеберга (Qmccheberg), опубликованный в 1565 году в Мюнхене, который описывает идеальную модель некоего собрания. В своем трактате Квишеберг «рассмотрел «начала» собирательства исходя из того положения, что сущность коллекционирования - систематическая классификация всех предметов Универсума».3 Первый отдел идеального собрания был посвящен Священной истории. Второй - художествам. Причем термин «художество/искусство» в XVI - XVII вв. использовался в первоначальном смысле слова - «искусно сделанное» - скульптура, монеты, медали, сосуды, часы, ювелирные изделия, археологические находки и пр. В третьем разделе систематизированы три царства природы: животного мира, растительного и минерального: препараты, скелеты, семена, коренья и т.п. В четвертом отделе - представлены образцы техники, этнографии -музыкальные инструменты, астрономические и измерительные приборы, часы, письменные принадлежности, приспособления для подъема грузов, книгопечатания и пр., игрушки для тренировки духа и тела; экзотические парадные оружие и одежда; драгоценные уборы предков правителей. В пятом отделе собраны произведения искусства в современном понимании -картины, написанные маслом, акварели, гравюры, а также генеалогические таблицы, портреты знаменитых людей, гербы знатных фамилий, стенные ковры и даже таблицы с изречениями.

Далее следуют: библиотека, типографии, токарная мастерская, литейная и формовочная, а также кабинет с инструментами всех профессий, представляющий скорее лабораторию.

Большое влияние на коллекционирование XVIII века оказали также труды Бэкона.31 В «Новой Атлантиде», вышедшей в 1565 году, Бэкон выразил основные идеи энциклопедизма - «систематичность научного знания, всеохватную эрудицию и ее дидактическое значение.» Он писал о необходимости владения «методом (как в области научных исследований, так и сфере ремесла) как тайным знанием, позволяющим человеку («посвященному») подчинить природу своей воле»/2 Для Бэкона главное -функциональность, а не получение эстетического удовольствия; искусство рассматривалось им как особого рода научное знание, носящее не менее строгий и обязательный характер, чем естественнонаучные исследования и точные дисциплины. Бэконом было дано также философское обоснование принципов кунсткамеры. Он представлял ее философским инструментом для понимания и изучения Природы.33 Бэкон делит природу на три раздела -«Naturalia» - элементы свободной Природы; «Artificialia» - объекты оформленной человеческим искусством Природы; «Scientifica» - средства изменения Природы; «Monstrosa» - «ошибающаяся, заблуждающаяся» Природа. Таким образом, «главное в Кунсткамере - это Природа и сотрудничество или соперничество с ней человека, попытка воссоздания тварного мира (Творения Бога) в масштабе, доступном для человека»/4

Главный экспозиционный принцип Кунсткамеры - единство материалов, т.е. объекты из одного материала размещаются вместе. В некоторых кунсткамерах существовали также отделы «Mirabilia» - объекты за пределами нормы - особо большое или маленькое, и «Exotica» - чудесное. Таким образом, простое собрание художественных раритетов и природных курьезов компоновалось в определенном порядке и приобретало совершенно иной смысл - сгруппированные по классам и видам многочисленные природные и рукотворные предметы образовывали нечто целостное, наглядную энциклопедию человеческих знаний о мире. Системность коллекции становилась целью собирания, и коллекция приобретала качественно новое содержание.

В библиотеке графа Я.В. Брюса имелось описание Кунсткамеры Дрездена - Кунсткамеры саксонского курфюрста Августа. По каталогу 1587 года 75% содержимого - «Scientifica» и рабочие инструменты. Помимо собственно Кунсткамеры, размещавшейся в семи залах, в собрание Августа входили Кабинет монет и медалей, Зал серебра, Арсенал, Анатомический театр, Сокровищница и Библиотека.

На петербургское коллекционирование оказала влияние также Датская Королевская Кунсткамера, основанная около 1650 года Фредериком Ш, В самой ранней описи 1674 года имеются следующие названия: Naturalia, Artificialia, Арсенал, Картинный зал, Математический зал, Зал Индии, кабинет медалей, Зал героев, Зал Древностей, Зал Моделей, Галерея (для картин). Опись заканчивается упоминанием о Зале Анатомического искусства.

Представление о Кунсткамере Петра I дали выставки 1994 года в Меншиковском дворце «Из коллекций Петровской Кунсткамеры» и выставка 1996 года в Эрмитаже «Петр I и Голландия». О.Я. Неверовым тщательно изучен двухтомный латинский каталог Кунсткамеры 1741 года. Первый том - «Naturalia», второй - «Artificialia». Среди художественных предметов -произведения литья из воска, свинца, бронзы и гипса. В «Императорской мастерской» - станки Петра, «Scientifica», «произведения резца» и токарные работы. Предметы «Ethnographica», «Exotica», археологические находки, «антиквинтеты», изделия из драгоценных металлов и камней, геммы и Мюнцкабинет, «Картины, исполненные красками, разведенными на масле».

Специальное здание, построенное для размещения коллекций Петровской Кунсткамеры, включало также библиотеку, обсерваторию, анатомический театр и являлось по существу комплексным научным центром своего времени.

Портретные галереи. Портретные галереи Шереметевых, Глебовых-Стрешиевых

Одной из составляющих богатых частных дворянских собраний во второй половине XVIII века были портретные галереи, появившиеся вследствие особого интереса дворянства к отечественной истории, а также необходимые для личного престижа владельцев. Они были призваны увековечить род и служили доказательством знатности, богатства и древнего происхождения владельцев. Среди самых интересных портретных галерей: галерея в Кускове графов Шереметевых, в Ыадеждине князей Куракиных, Зубриловке князей Прозоровских, Отраде графов Орловых-Давыдовых, Андреевском графов Воронцовых и многих других. Кроме того, было модным заказывать портреты членов семьи ведущим западноевропейским или русским художникам. Портреты выполнялись также и крепостными мастерами. Некоторые коллекционеры собирали портреты выдающихся исторических деятелей.

Одной из таких галерей была портретная галерея Шереметевых в усадьбе Кусково. Для галереи было отведено специальное здание в пейзажном парке усадьбы. Здание не сохранилось, но из 128 портретов на сегодняшний день идентифицировано 118 произведений. (См.: Н.Г. Преснова. Портретная галерея графов Шереметевых в усадьбе Кусково (проект реконструкции и новые материалы) // Частное коллекционирование в России. - М, 1995, с.32-44 и альбом 2002 года). Опираясь на данные описи и параллельно сопоставляя полотна, автору удалось реконструировать галерею в Кусково буквально с археологической точностью. «На главной стене были размещены в три ряда портреты русских царей и императоров XVI и XVIII веков, начиная с Ивана Грозного и кончая великими князьями Александром и Константином, а также изображения лиц, родственных царской и императорской фамилии».94 На боковых стенах центрального зала были развешены портреты родителей владельцев усадьбы. Петр Борисович Шереметев заказал портреты своих родителей, детей, ближайших родственников, а также знаменитых предков. Портреты Петра Борисовича и его жены Варвары Алексеевны исполнил известный французский портретист Луи Токке, портретирующий императрицу. Среди произведений кусковской галереи были также работы крепостных мастеров Аргуновых, в частности целый цикл портретов Шереметевых создал Иван Петрович Аргунов. В 60-е годы XVIII века он написал несколько фамильных портретов, среди которых написанные с натуры; портрет самого Петра Борисовича и Варвары Алексеевны, а также их детей - В.П. Шереметевой, Н.П. Шереметева и девочки-калмычки Аннушки, воспитывавшейся В.А. Шереметевой. Среди портретов, написанных после смерти изображенных лиц («исторические» или ретроспективные) - портреты фельдмаршала Б.П. Шереметева, в т.ч. конный портрет, написанный в художественных традициях древнерусской иконописи и парсуны. 5 В стиле парадного портрета написаны родители жены П.Б. Шереметева - князь A.M. Черкасский и княгиня М.Ю. Черкасская.96 Здесь же были парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины II кисти И.П. Аргунова.

Правый кабинет галереи был посвящен известным русским военным и государственным деятелям XVIII века с эпохи Петра I до царствования Павла 1. Левый кабинет галереи украшали портреты иностранных государей Западной Европы XV11I века, а также крупных общественных деятелей. Развеска полотен левого кабинета отражала развитие русских дипломатических и культурных связей с Западной Европой в XVIII веке.

Среди авторов портретов кусковской портретной галереи кроме Аргуновых и Красовского было немало крепостных мастеров, которые делали копии с более ранних известных оригиналов. В галерее Шереметевых представлены произведения немецкого живописца XVIII века Г.В. Швейкхарта - восемь изображений зарубежных коронованных особ. Они также являются копиями. Авторство большинства произведений портретной галереи в настоящее время не установлено. То, что данная коллекция копийная, не умаляет ее исторической ценности. Галерея подобного рода замышлялась не как собрание шедевров, а своеобразный документальный материал эпохи. Кроме того, портреты галереи представляют огромную иконографическую ценность. Многие из портретов являются редкими иконографическими типами, например: портрет царя Алексея Михайловича в латах (инв. Ж-200), царя Федора Борисовича Годунова (инв. Ж-11), шведского короля Густава III (инв. Ж-76), князя Григория Федоровича Долгорукова (инв. Ж-2) и др.

В портретную галерею входили также мраморные бюсты, среди которых были произведения работы Ф.И. Шубина.

Портретные галереи во второй половине XVIII века получили широкое распространение среди всех слоев дворянства. Портретная галерея Глебовых-Стрешневых из усадьбы Покровское, коллекция портретов которой хранится сейчас в собрании Исторического музея в Москве, является примером частного коллекционирования тех слоев русского нетитулованного дворянства, которое составляло в России большинство.

Портретная галерея в Покровском создавалась в основном в середине и второй половине XVIII века при жизни П.И. Стрешнева (1711-1771) и его дочери Елизаветы Петровны. Большинство портретов считается работами неизвестных художников. Коллекция неоднородна. Часть произведений выполнена талантливыми русскими и зарубежными художниками, часть выполнена крепостными мастерами. Среди авторов: И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, немецкий художник Франкар, работавший в России с 1737 по 1743 г. Копии составляют примерно одну треть. Часть из них - портреты русских царей допетровского времени, созданные видимо одним и тем же художником с оригиналов Большого Кремлевского дворца, как предполагает Т,А. Селинова.98

Частная коллекция как начальный опыт музейного собирательства, классификации и каталогизации предметов искусства

Частная коллекция, получившая широкое распространение и развитие в XVIII веке, явилась основой будущих российских музеев. Такой, крупнейший музей как Эрмитаж тоже начинался с частной императорской коллекции. В процессе частного коллекционирования накапливался опыт музейного собирательства, а по мере роста коллекций возникала необходимость в их классификации и каталогизации.

Самый первый каталог частной коллекции был издан А.С. Строгановым в 1793 году, который включал 87 картин 55-ти мастеров. Этот каталог явился одним из первых изданий такого рода в России. Ему предшествовали лишь издания каталогов коллекции Эрмитажа. В 1800 году вышло второе издание строгановского каталога, дополненное новыми приобретениями. В него входили уже 116 произведений 72-х мастеров. Каталог был иллюстрирован 63-мя репродукционными гравюрами. Вот как объясняет А.С. Строганов причины, побудившие его к созданию каталога: «Я написал этот каталог для себя, чтобы дать себе отчет в богатствах, которые я собираю уже в течение более сорока лет, в ощущениях, которые испытываю от обладания ими. Я написал его также для настоящих любителей, для которых коллекционирование - это страсть, которая развивалась по мере того, как развивалось чувство прекрасного, которые имеют искреннюю любовь к искусствам и которые стараются приобрести необходимые знания для того, чтобы наслаждаться плодами таланта и верно их оценивать.»112

Коллекционеры являлись не только создателями, но также и интерпретаторами своего собрания. С одной стороны, они влияли на состояние музейного дела в стране, с другой - развитие музейного дела в Европе в большой степени оказывало влияние на формирование и способы каталогизации частных собраний. К концу XVIII века в Европе уже сложились несколько типов каталогов: текстовые - аукционные каталоги, каталоги лотерей, рукописные каталоги собраний и иллюстрированные каталоги - собрания репродукционных гравюр. Наиболее совершенным типом считался французский - каталог-книга, соединяющий текст и репродукции.

Работая над каталогами, Строганов руководствовался французскими аукционными каталогами, составляемыми профессиональными антикварами. Русский любитель пользовался также книгами по искусству XVIII века и широко их цитировал. В соответствии с традиционной формой французских каталогов XVIII века Строганов разделил собрание на три раздела: итальянская школа (флорентийская, римская, ломбардская, венецианская, неаполитанская и испанская"3); нидерландская школа (фламандская, голландская и немецкая);" французская школа.

После деления по школам, Строганов сгруппировал картины по авторам, начиная с главы школы. Картины были пронумерованы и снабжены описанием, часто характеристикой живописных достоинств, краткой исторической справкой, иногда сведениями о сохранности. Указывались также материал и размеры. Давая описание картинам, Строганов часто переписывал их из более ранних каталогов. А.А. Ар цихо век ая-Кузнецова пишет: "...он переписывает тексты из каталогов собраний Таллара, Шуазеля, Конти, Рандона де Буассе, Блонделя де Ганьи. Чаще всего списанный абзац никак не обозначается в виде цитаты, что было принято в XVIII веке, но иногда заключается в кавычки. Перенесение текстов из одного каталога в другой было обычным явлением в литературе такого рода: Строганов использует описания из каталога коллекции Конти, которые в свою очередь были заимствованы из более раннего издания каталога коллекции Шуазеля. Так, например, кочует по этим каталогам текст, сопровождающий "Морской пейзаж" К.Берхема". J

Собственные комментарии Строганова раскрывают его художественный вкус, который был в русле неоклассической эстетики, распространенной в то время в Европе. Несомненно, огромное влияние на суждения Строганова оказали труды по эстетике Роже де Пиля, Дидро, Менгса, Винкельмана. Глубокие знания по истории искусства, стремление дать исчерпывающую характеристику произведениям и их авторам (для чего широко цитируются жизнеописания художников - Ж.Декамп "Жизнеописания фламандских, немецких и голландских художников"; Д Арженвиль "Жизнеописания самых известных художников") позволили Строганову выйти за традиционные рамки каталога, установившиеся в практике XVIII века, и превратили его в краткую историю европейской живописи XVI - XVIII вв.

За образец в искусстве Строганов почитал итальянскую живопись XVI-XVII веков, т.н. живопись "большого стиля": Рафаэль, Андреа дель Сарто, братья Каррачи, Гвидо Рени, поскольку главным достоинством картины для коллекционера был правильный рисунок, совершенство композиции и красота колорита. С другой стороны, ему не были чужды суждения Роже де Пиля, который утверждал, что первостепенное значение имеет цвет и мазок, как средства передачи непосредственного эмоционального восприятия натуры, и провозгласил гениальность Рубенса и Рембрандта. Строганов, как и многие его современники, пытался примирить понятие о "высшей красоте" с живописной свободой, однако, тяготел при этом к устоявшимся оценкам. Французская школа, по мнению Строганова, занимает промежуточное положение между итальянской и северной школами и не имеет ярко выраженных национальных особенностей.

Представление об экспонировании строгановской коллекции дают два изображения картинной галереи - акварель А. Воронихина (ГРМ, 1803) и картина Н.С. Никитина (ГРМ, 1832). Время исполнения акварели совпадает с рассматриваемым нами периодом, поэтому мы остановим внимание именно на работе Воронихина.

Похожие диссертации на Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции