Введение к работе
Актуальность темы я задачи исследованяя. К достижениям XX столетия можно отнести увеличение количества новых авторских стилей и авторских языков, а так же возвращение исторических стилей первоначально отвергаемых этим же XX веком. С появлением «всеядной» эпохи постмодернизма продолжающей свое движение в наше время, вопрос о выявлении наиболее значимых характеристик художественного языка, формирующих «художественную природу» стиля автора, пока еще не разрешен. В контексте постмодернистских тенденций, отменяющих «национальное» в современном искусстве этот вопрос становиться еще более сложным.
Новое серьезное изменение в сложившейся ситуации может осуществиться в результате нашего осознания того, что мы понимаем под искусством, стилем искусства и художественным языком. В связи с этим особую актуальность приобретает обращение к работам выдающихся мастеров XX столетия, где выделяется творчество К.Малевича. Исследование его художественного языка является важным элементом в искусствоведческом анализе не только прошедшего времени, но и для понимания современных процессов художественной культуры. К языку супрематизма постоянно возвращаются различные художники нашего времени. И для многих он становиться обязательным языком для изучения, без которого невозможно проникнуть в современное художественное мышление, современную идеографию в искусстве.
Автора настоящей работы интересовал, прежде всего, знаково-символический язык творчества К.Малевича, как особая идеографическая система, как некий вселенский язык Несмотря на то, что в различных исследованиях встречаются смысловые блоки и упоминания связанные с вопросами проявления в творчестве К.Малевича знаково-символического, а точнее идеографического, эта проблема еще недостаточно изучена. В то время как ее значение для дальнейшего развития художественной культуры, несомненно.
При обращении к особенностям художественно-пластического языка К.Малевича объектом исследования являлись его художественные и теоретические произведения: картины, графические листы, архитектоны, статьи, манифесты, письма и т.д., разнообразный материал связанный с исследованиями о творчестве художника и процессах происходящих в художественной жизни того периода.
Предмет исследования - принципы создания новой художественной «ткани» как проявление новой универсальной живописной системы, авторского художественного языка, а так же некоторые аспекты философии и концепции влиявшие на формирование творческого пути художника.
! И>С НАЦИОНАЛЬНА]»"}
| СП***Нург//0/- «
Целью диссертационной работы является исследование художественно-пластического языка К Малевича как знаковой системы в контексте культуры XX века Авторский язык, как и творческий метод художника не определяется заданной формулой, но чюбы данный вопрос приобрел профессиональное очертание необходимо выстроить различные подходы к его освещению. В данном исследовании автор стремился найти некоторые подходы, на пути к пониманию феномена авторскою художественно-пласіического языка К Малевича, философской концепции его искусства - великой утопии авангарда Историко-искусствоведческий анализ композиционных приемов произведений К Малевича предпринятый автором настоящего исследования, позволяет наметить существующие связи классического и авані-ардного в генезисе творческого пути художника. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
определить основные тенденции в русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. в и выявить источники этих явлений;
провести анализ композиционных связей и проявлений «философской динамики» супрематизма в творчестве К.Малевича;
рассмотрение историографии вопросов связанных с художественным языком супрематизма,
- представить на основе установленных изобразительных и содержательных
характеристик творчества К Малевича основные знаковые «идеоіраммьі»
автора;
- рассмотреть типологию отношений авторских «идеограмм» в художественном
построении супрематизма.
Методологическую основу диссертации составил системный подход,
согласно которому авторский язык Малевича рассматривается в контексте
перемен пачала XX века, эволюции формальных и философских принципов
построения пространства художественных произведений, особенностей
формирования знаково-символических образов в изобразительном искусстве.
Системный подход при решении поставленных в диссертации задач позволил
обратиться к настроению общества предреволюционного времени, утопическим
идеям первых лет после октябрьской революции, а так же последующих лет
строительства социалистического государства В этой связи специфика
супрематизма исследуется как продолжение традиций иконописи с одной
стороны, и, развитие авангардных идей начала XX века. Наряду с
художественно-системным анализом материала привлекались данные
языкознания, семиотики, истории и философии, с целью понимания новой Г
содержательности произведений КМалевича.
Научная новизна работы состоит в обращении к проблемам, которые еще
небыли предметом специального исследования: *
- в диссертации впервые проводиться анализ художественно-творческого
материала К.Малевича с точки зрения исследования «идеографии»
художественного письма.
- в соответствии с анализом истории изобразительного искусства и
письменности применяется термин «идеографическое искусство» как ключевое
понятие для исследования авторского языка художника.
Построена таблица основных знаков - идеограмм авторского языка К.Малевича.
представлена типология отношений авторских «идеограмм» в художественном построении супрематизма
Степень изученное!» темы. К творчеству К Малевича обращаются в разные годы: А Эфрос, А.Ган, А.Федоров, М. Ларионов, А Наков, К Симонов, Н.Харджиев, А.Стригалев, ЛЖадова, Е.Петрова, Й.М.Йоустен, И.Вакар, Ш Дуглас, Е.Кофтун, И Карасик, Г.Домосфенова и многие другие. В процессе работы над диссертацией автор опирается на многочисленные научные источники, среди которых есть ряд крупных исследований, таких как. Д Сарабьянов и А.Щатских «Казимир Малевич. Живопись, теория». Концепция собственного творчества разработанная Малевичем позволила некоторым искусствоведам исследовать его творческий путь в период относительного информационного голода Но более поздние исследования опровергли однозначность творческого роста художника от простого к сложному, что в результате поставило новые вопросы психологического, философского и нравственного характера в творческом портрете художника. В диссертации Е Баснер «Живопись К С. Малевича позднего периода (феномен реконструкции художником своего творческого пути)», представлен интереснейший материал о последнем периоде творчества художника, полученный на основе исследований сотрудников Русского музея, в котором находится на хранении большое количество работ именно этого периода Работа над данной темой была бы невозможна без опубликованных в пяти томах сочинений К Малевича. В качестве важного источника использован двухтомник «Малевич о себе Современники о Малевиче Письма. Документы. Воспоминания, Критика», дополняющий указанное пятитомное издание ранее не публиковавшимися документами. В своей кандидатской диссертации «Супрематизм как утопия» Т Горячева руководствуется методологическим принципом комплексного подхода и рассмотрения художественного и философского творчества Малевича как неразрывного целого супрематической утопии. Марина Бессонова в своих статьях «Восток и запад внутри черного квадрата» и «Мифы русского авангарда в полемике поколений (от Малевича до Кабакова)», дает удивительно точные и ясные выводы внутри этих тем.
Огромный интерес имеет работа П.Флоренского Simbolarium (Словарь символов), в которой автор рассматривает понятие «идеографическое искусство» и дает обобщения помогающие рассмотреть супрематизм как систему мирового языка.
Кроме Казимира Малевича созданием собственных авторских концепций занимались и другие художники того периода, в том числе его предшесівенник Василий Кандинский с работой «О духовном в искусстве» или друг Кандинского Пауль Клее, написавший «Педагогические эскизы».
Творческий метод К.Малевича, являясь наиболее радикальным явлением своего времени, неоднократно служил объектом искусствоведческого анализа Однако ряд важнейших вопросов остался до сих пор неразрешенным.
Практическая значимость исследования определяется тем, что она позволяет углубить представление о генезисе художественно-пластического языка одного из выдающихся художников начала XX века В научный ашіарат истории искусства вводится материал рассматривающий художествеппо-пластический язык К Малевича как идеографическую систему В результате этих построений материалы диссертации представляют практический интерес при подготовке курсов лекций по истории искусства XX века и для работ связанных с анализом авторских художественно-пластических языков
Размышления автора связанные с темой диссертации, реализованы в статьях посвященных К Малевичу и пространству художественных произведений В учебном пособии «Термины и понятия дизайна». А также этот материал вошел в учебное пособие автора «Творческие концепции современной проектной культуры», написанное для курса лекций и практических занятий студентов специальности «Дизайн», дается новая информация специалистам, а также студентам изучающим проектные задачи, при решении которых необходимо знание наследия русских художников и проектировщиков в становлении современной проектной культуры.
Структура диссертации: работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Общим объемом НО страниц. Списка литерагуры состоящего из 80 наименований, и альбома иллюстрации включающего 54 произведения