Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Джексон Поллок и "живопись действия" 1940-1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века Ярцева, Ольга Александровна

Джексон Поллок и
<
Джексон Поллок и Джексон Поллок и Джексон Поллок и Джексон Поллок и Джексон Поллок и
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярцева, Ольга Александровна. Джексон Поллок и "живопись действия" 1940-1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ярцева Ольга Александровна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2011.- 298 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/2

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертация посвящена изучению творчества Джексона Поллока - основоположника «живописи действия» -одного из наиболее заметньгх направлений американского искусства XX столетия. В работе поэтапно исследована проблема возникновения «живописи действия», показано ее художественное своеобразие и развитие в контексте искусства США и Западной Европы 1940-1950-х годов, воздействие творчества Поллока на важнейшие направления модернизма второй половины XX века. Также затронуты проблемы общекультурного характера, касающиеся связей «живописи действия» с историей, философией, литературой соответствующего периода.

«Живопись действия» Джексона Поллока (1912-1956) - первый индивидуальный стиль мастера США, открывший американскому авангарду выход на международную арену. Созданный художником стиль связан с освоением европейского авангарда первой половины XX века. В период ученичества, творческих поисков и экспериментов 1930-х годов Поллок соприкасался с американским регионализмом и мексиканским мурализмом (учеба и работа у Т.Х. Бентона и Д.А. Сикейроса). Молодому стажеру удалось многое почерпнуть из их творческих свершений, но в своих исканиях он старался выработать собственную линию. Также Поллок изучал памятники изобразительного искусства североамериканских аборигенов. Переосмысляя ритуальные техники и мифологические мотивы различных индейских племен, он использовал их в своих картинах. Художник утверждал свою национальную идентичность и идейную независимость от модернизма Старого Света. Поллок стоял у истоков нью-йоркской школы, ставшей форпостом магистрального направления беспредметной живописи XX века - абстрактного экспрессионизма. Его представителей (Б. Ньюма-на, М. Ротко, У. де Кунинга, А. Горки, Р. Мозервелла и др.) объединяло стремление к обновлению абстракции в оживленной атмосфере художест-

венной жизни Нью-Йорка 1940-1950-х годов. Неоспоримое влияние на творчество Поллока и его коллег оказал приезд лидеров сюрреализма (А. Бретон, М. Эрнст), геометрической абстракции (П. Мондриан) и других модернистов.

Стилистически абстрактный экспрессионизм и «живопись действия» Поллока сближалась с так называемой лирической абстракцией (термин употребляется с 1947 года). Для более глубокого понимания проблемы происхождения «живописи действия» автор рассматривает ее в контексте развития европейской абстракции середины XX века, ведущим направлением которой был ташизм, формировавшийся во Франции и являвшийся континентальным аналогом «живописи действия». Франко-немецкие Тайшета второй Парижской школы (Вольс, X. Хартунг, П. Сулаж, Ж. Матьё и др.), представители интернациональной арт-группы «КОБРА» (1948-1951) сближались с нью-йоркской школой, как и ряд советских авангардистов (Лианозовская группа и др.), работавших в конце 1950-х - 1960-е годы.

«Живопись действия» Поллока повлияла на возникновение художественного акционизма. Речь идет о хеппенинге, перформансе и других ключевых явлениях 1960-х годов. Лидеры поп-арта (А. Кэпроу, Р. Раушен-берг и др.) также опирались на новации Поллока.

В диссертации автор описывает и анализирует этапные, наиболее характерные для отдельных периодов творчества Поллока произведения. Главной задачей стало многостороннее исследование стиля мастера, который выкристаллизовался к 1947 году. Акцент сделан на новаторский дух «живописи действия», ее вклад в развитие американского искусства и культуры. Базовыми художественными принципами «живописи действия» являлись:

техника нанесения красок «дриппинг» (dripping) - накалывание жидких, текучих пигментов для создания изображения;

композиционный принцип организации живописного пространства «all over» («сплошное покрытие»);

специфичность подхода в передаче движения внутри полотна: ритм и динамика штрихов, линий, пятен;

процесс написания картины как акт, где действие художника, его жест играет решающую роль, превращаясь в перформанс и становясь полноправной частью произведения;

крупный формат картин и сочетание в них монументальности и декоративности.

Степень научной разработанности проблемы. Во второй половине XX века в западном искусствознании появилось большое количество исследований, опубликовано множество монографий, книг, статей охватывающих историю «живописи действия» и абстрактного экспрессионизма. Среди них можно выделить работы американских и западноевропейских исследователей X. Розенберга, К. Гринберга, художника и критика А. Кэ-проу и других, опубликованные во второй половине 1940-х - 1950-х годах, где прослеживается эволюция искусства Поллока от раннего к зрелому этапу, выявляются его истоки и влияние на последующие течения. В них складывались каноны, по которым творчество мастера изучалось в последующие десятилетия. В 1960-е годы были опубликованы труды Р. Розен-блюма, Л. Эллоуэя, Ф.В. О'Коннора, У. Рубина, М. Фрайда о формировании «живописи действия», тематике и содержании картин Поллока, проникновении в их ткань модернистских направлений западноевропейского искусства XX века. В изданиях С. Полкари, С.Л. Уайсьюфа, Дж. Поттера, Е. Франк, Д. Соломон, Э. Ландау, С. Гильбо 1970-1980-х годов, посвященных Поллоку и его стилю, затрагивались сферы культурологии, психоло-

гии и этнографии, рассматривался политический аспект искусства абстрактных экспрессионистов. Тогда же внимание специалистов сфокусировалось на проблеме влияния культуры североамериканских индейских племен на ранее творчество Поллока (У. Дж. Рашинг и др.). В работах Р. Сторра, К. Варнедо, П. Кармел и других авторов 1990-2000-х годов изучались связи технических новаций «живописи действия» и концептуальных течений постмодернизма, а также давались интерпретации работ Поллока в психоаналитическом ключе (Р. Краусс и др.).

В СССР в 1959 году был выпущен каталог выставки «Американская живопись и скульптура»1. Это и некоторые другие иностранные издания об искусстве Поллока на долгие годы стани практически единственными источниками информации для отечественного читателя. Большинство публикаций 1950-1970-х годов носили сугубо критический характер (сборники статей под редакцией И.Э. Грабаря, B.C. Кеменова, книги и статьи А.К. Лебедева, М.А. Лифшица, Л.Я. Рейнгардт, СЕ. Можнягуна и других авторов). Однако в 1970—1980-е и особенно в 1990-2000-е годы все более проявлялась тенденция к непредвзятому, аналитическому изучению теории и истории абстрактного искусства. В этот период западный абстракционизм и, отчасти, творчество Поллока изучали В.М. Полевой, B.C. Турчин, Л.А. Бажанов, СП. Батракова, В.А. Крючкова, А.К. Якимович, М.Н. Соколов, Е.Ю. Андреева, М.А. Бусев, А.В. Рыков и другие специалисты по искусству XX века. Монографических исследований, специально посвященных Поллоку и «живописи действия», на сегодняшний день на русском языке не существует. Тема диссертации в отечественном искусствознании сравнительно мало освещена и представляет собой перспективный материал и широкое поле для изучения.

1 Полотно Поллока демонстрировалось в рамках Американской Национальной Выставки в Москве.

Цели и задачи исследования - показать «живопись действия» Джексона Поллока как художественное явление, раскрыть ее сложную, синтетическую природу, что предлагает решение следующих задач:

описать и проанализировать произведения художника от раннего творчества к зрелому, вьщелив различные периоды (по хронологии) в рад взаимосвязанных этапов зарождения, становления, расцвета индивидуального стиля мастера;

проследить и изучить эволюцию «живописи действия», выявить технические новации Поллока, определить художественные принципы его стиля;

дать обобщающий анализ теоретических текстов ведущих зарубежных критиков, посвященных отдельным этапам формирования «живописи действия», публиковавшихся с конца 1940-х по начало 2000-х годов;

исследовать проблему воздействия на раннее творчество Поллока отдельных явлений художественной культуры США (регионализм и искусство аборигенов) и выявить основные аспекты их влияния на «живопись действия»;

изучить проблему влияния на творчество Поллока магистральных направлений западноевропейского модернизма и искусства отдельных мастеров (сюрреализм, творчество П. Пикассо 1930-1940-х годов и др.)

определить роль психоаналитического учения об архетипах К. Юнга в формировании «живописи действия»;

представить «живопись действия» в контексте развития послевоенной абстракции США и Западной Европы;

осветить роль «живописи действия» в художественных процессах в изобразительном искусстве США 1950-1960-х годов, обозначить ее влияние на авангардистские направления 1960-1980-х годов в США, Западной Европе и СССР.

Методология исследования. При изучении значимых событий, персоналий, явлений художественной и культурной жизни США был применен сравнительно-исторический анализ. В исследовании проблем американского, западноевропейского модернизма использовался междисциплинарный, комплексный подход, затрагивающий не только области теории и истории изобразительного искусства, а также психологии, философии, литературы, мифологии и культурологии. При изучении произведений Пол-лока диссертант применял формально-стилистический, семантический и живописно-технический анализ. В ходе работы автор обращался к широкому кругу источников: использовал монографии о Поллоке, каталоги выставок, статьи, различные документальные источники (воспоминания коллег, личную корреспонденцию художника, его интервью, фото- и киносъемки, расшифровки радио-интервью и т.д.)

Объектом исследования в диссертации стала абстрактная живопись США 1930-1950-х годов, «живопись действия» Джексона Поллока, основной корпус его работ раннего и зрелого периодов, а отчасти также искусство США, Мексики, Европы (1930-1940-е годы), абстрактная и полуабстрактная живопись Западной Европы (1940-1980-е годы), России (1950-1960-е), США (1960-1980-е).

Предмет исследования - сущность, оригинальность и своеобразие стиля «живописи действия» Джексона Поллока и его роль в искусстве XX века.

Научная новизна диссертации. Впервые в отечественном искусствознании научная работа специально посвящена личности и искусству лидера абстрактного экспрессионизма США - Джексона Поллока. В ней утверждается, что созданный им уникальный стиль «живописи действия» является синтетичным по сути, монументально-декоративным по форме и представляет собой национально ориентированный стиль американского

модернизма, давший мощный импульс к развитию других живописных и концептуальных направлений. Автором во время подготовки и написания работы был проанализирован широкий спектр произведений Поллока и ведущих мастеров мирового авангарда из крупнейших международных собраний. Также были рассмотрены высказывания Поллока об искусстве.

Научное и практическое значение работы. Материал, рассмотренный в диссертации, основные выводы автора могут быть использованы в педагогической практике (преподавателями теории и истории зарубежного изобразительного искусства XX века при подготовке и чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий в профильных ВУЗах), в издательской, музейной и выставочной деятельности и научно-исследовательских проектах.

Апробация исследования. Базовые положения исследования были изложены в виде докладов на следующих научных конференциях: в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств - «Иностранные мастера в академии художеств» (2006), «Молодые искусствоведы» (2007), «Стиль мастера» (2008), «Молодые об искусстве» (2009); в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина - научная конференция памяти М.В. Доброклонского (2009); в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина - «Пикассо сегодня: к выставке произведений художника из Национального музея Пикассо в Париже» (2010).

Основные выводы, касающиеся влияния творчества Поллока на мировое искусство последующих десятилетий, были предсташіеньї в докладе «Искусство Джексона Поллока в эпоху постмодернизма. "Живопись действия" и мировой авангард 1950-1980-х годов» на научном семинаре по западному искусству XX века в Научно-исследовательском институте тео-

рий и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (2011).

Основные положения, выносимые на защиту:

«живопись действия» Джексона Поллока наследовала традициям европейской абстракции и открытиям сюрреализма, а также явилась результатом творческого развития живописных практик мексиканских мура-листов и североамериканских аборигенов;

стиль Поллока был итогом личного художественного опыта, накопленного за годы ученичества (1930-е) и раннего периода самостоятельного творчества (1940-е);

«Живопись действия» как индивидуальный стиль мастера основывался на уникальном методе создания картин, соединяющем в себе новаторскую технику, композиционный принцип и эффект присутствия художника в своем творении, когда процесс работы превращается в его часть. Техническая составляющая не затмевала сложное, часто противоречивое содержание «живописи действия» с ее мощной энергетикой, ритмом и пульсацией красочных масс, богатой фактурой, разнообразием интерпретаций тем и образов;

«живопись действия» являлась одной из форм беспредметного искусства, хотя большинство картин Поллока имели фигуративные черты, в которых отражались представления художника, связанные с мировой мифологией, тотемическими верованиями, метафизическими взглядами на мироустройство.

Похожие диссертации на Джексон Поллок и "живопись действия" 1940-1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века