Введение к работе
Актуальность исследования. Данное диссертационное исследование посвящено живописному творчеству художников Вологды, работающих в рамках наивного искусства. Большинство подобных произведений провинциального творчества долгое время относилось к категории внехудожественных ценностей, связанных с понятием историко-бытовой культуры, изучение которой носило чисто краеведческий характер. При этом провинциальная культура долгое время рассматривалась в историческом ракурсе, упуская современный этап ее развития. Проблема неисследованности наивного искусства провинции XX века остается актуальной и сейчас. Единичные монографии о ярких художественных явлениях народного творчества прошлого столетия не дают полного и систематизированного представления о развитии изобразительного искусства вдали от мегаполисов, но они неоспоримо доказывают то, что провинциальное наивное искусство имеет место и значение в развитии культуры.
На современном этапе прослеживается необходимость в дальнейшем изучении регионального изобразительного наивного искусства, для создания целостной картины искусства ХХ столетия.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что развитие изобразительного наивного искусства Вологды является неотъемлемой составляющей общероссийского художественного процесса. В ходе системного и комплексного изучения истории и художественного наследия Российского искусства исследование данной темы требует прозрачности по всем направлениям. При этом необходимо отметить, что наивное искусство является важной частью изобразительного искусства Вологды - его основой, которая определяет развитие ведущих направлений регионального искусства и взаимодействие между ними.
Провинциальная культура Вологды имеет свои региональные особенности, выраженные в приближенности искусства к народному сознанию. Эта связь опирается на глубокие исторические корни традиций народного творчества, выразительным средством которого является наив. Несмотря на то, что большинство приветствий в адрес наива звучат со стороны «просвещенной» культуры, наивное искусство рождалось и продолжает жить в среде, далекой от научности и ее центров. Корни наива лежат в искусстве крестьянском, и в большей степени наивное искусство - периферийное явление, что не отражено в современном искусствоведении.
В культурной среде провинциальной Вологды в ХХ веке наивное искусство получило предпосылки для дальнейшего развития в народной живописи: росписи, станковом искусстве. На основании трансформации взаимосвязи традиционной народной культуры и искусства разрабатываются новые отношения между наивным искусством, социумом, профессиональным искусством. В этот период возникают новые точки соприкосновения профессионального искусства с народным творчеством.
ХХ век выявил одно из самых уникальных качеств наивного искусства — устойчивость его самобытности при активной рефлексии. Для Вологодского наивного искусства этот факт явился одним из определяющих его развитие.
Актуальность разработки темы состоит еще и в том, что на текущем этапе представляется возможным анализировать не только архивные документы и материалы, но и изучить свидетельства деятелей культуры, художников, административных работников – причастных к развитию изобразительного наивного искусства Вологды в ХХ веке.
Степень научной разработанности проблемы.
Наивное изобразительное искусство Вологды ХХ века ранее не становилось предметом самостоятельного изучения. Искусствоведческие исследования проводились только на аналоговом материале в работах искусствоведов, посвященных наивному (примитивному) искусству России ХХ века, или изобразительному искусству Вологды в целом. При этом необходимо уточнить, что терминология исследований включает «наив» и «наивное искусство», «примитив» и «примитивное искусство», так как на протяжении столетий изучения темы, группа понятий обладала и обладает общими характеристиками (подробнее в гл.1).
Наивное искусство, как часть народной культуры, было объектом для исследований в различных науках с конца XVIII . Первоначально особенности наивного видения не выделялись из общего понятия «примитив». В начале XIX века понятие определяло разноплановые стили неевропейского и готического искусства. Со второй половины XIX века понятие «примитив» Э.Б. Тейлор применяет к определению искусства народов далеких от европейской цивилизации. Исследователь рассматривает особенности ментальности «дикаря», где неумение и отсутствие художественных навыков приводит к «примитивным» продуктам. В конце XIX столетия ученый-этнолог А.Р. Хайн доказывает способность создания полноценных объектов культуры в любой цивилизации. В связи с этим развивается интерес к «диким» культурам среди экспозиционеров, собирателей, любителей, деятелей культуры.
На рубеже веков открываются многочисленные выставки наивного искусства стран «второго» мира. Наив становится источником авангардного искусства, которое становится приоритетным в начале века, и продолжает жить на протяжении последующего времени.
Активное изучение всех форм наива проводилось основанной в 1921 году Комиссией по изучению примитивного искусства в проявлениях родового и индивидуального творчества (в 1927 году преобразована в Кабинет по изучению примитивного искусства и детского творчества) при физико-психологическом отделении при Российской Академии художественных наук. Работа комиссии продолжалась более девяти лет, и одним из направлений ее деятельности стало изучение творчества необученных художников. В это время А.В. Бакушинским было выдвинуто понятие примитива, как особого вида творческой деятельности и намечены пути его изучения. А. В. Бакушинский представляет своим исследованием одно из важнейших свойств примитива - обновляющую силу.
В те же годы в Ленинграде развернулась научная работа по изучению примитива на базе института народов Севера при институте восточных языков им. А.С. Енуидзе. Одним из ведущих специалистов здесь выступил Н.Н.Пунин, который дал искусствоведческую характеристику творчества северных народов и определил значение примитива для новейшего искусства.
Новый виток проявления открытого интереса к наиву в России произошел в середине ХХ столетия. Активизируются исследования провинциальных частных художественных школ. Сотрудники Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, исследователи П.Д. Корнилов, Г.Г. Поспелов и др. конкретизировали представления о провинциальной живописи. Появилось значительное количество публикаций о забытых художниках.
Но открыть глубину, структуру и философию наивного искусства на начальном этапе не удавалось. Многие специалисты рассматривали творчество наивных художников как часть досуговой деятельности в рамках художественной самодеятельности, отмечая при этом уникальность их самобытной манеры.
Ведущую роль в изучении примитива в отечественном искусствознании 1980-х годов, второй волны интереса научной среды к наиву, сыграла идея «третьей культуры» В.Н. Прокофьева. Центром концепции «третьей культуры» является понятие примитива как универсальной формы искусства, промежуточной между профессиональной культурой образованных слоев населения и крестьянским фольклором.
В эти же годы развивается изучение самодеятельного творчества второй половины ХХ века. К.Г. Богемская развивает идею, что наивным и самодеятельным художникам присущ особый тип сознания, тяга к творчеству возникает вследствие острых переживаний, стрессов, как своеобразная форма самозащиты личности.
В конце XX века в научной среде понятие примитив сблизилось с понятием наивное искусство, включив в себя искусство художников-самоучек и любителей. По сути эти два понятия близки друг другу: примитив – как искусство «первоначальное» и наив – как искусство «природное».
В свет выходят научные труды Г.К. Вагнера, И.П. Вовка, О.Д. Балдиной, М.А. Бессоновой, Е.И. Кириченко, А.В. Лебедева, Л.И. Тананаевой и др.
Для раскрытия темы диссертационного исследования и отражения взаимовлияния всех факторов системы культуры ХХ века, автор анализировал общую ситуацию в развитии изобразительного искусства России. Обобщенное рассмотрение искусства этого периода нашло место в работах советских и российских искусствоведов В.В. Ванслова, А.А. Каменского, Д.В. Сарабьянова, А.Д. Чегодаева, С.М. Червонной, М.Г. Неклюдовой, Н.А. Яковлевой, И.В. Плотникова и др.
На сегодняшний день обобщающих теоретических трудов, освещающих творчество Вологодских художников, издано немного. В основном они освещают деятельность профессиональных художников и мастеров: публикации А.Н. Мунина, О.П. Вороновой, С.Г. Ивенского. Сотрудники Вологодской областной картинной галереи являются авторами альбомов, каталогов, буклетов о творчестве ведущих вологодских художников XX столетия. Им принадлежат и некоторые вступительные статьи к каталогам областных выставок «Славные сыны Отечества» (2001), и «Отражение» (2003), представляющие творчество «наивных» художников Вологодской области.
Крестьянское живописное искусство начала ХХ века Вологды изучено более подробно. Во второй половине XIX и начале XX в.в. русское искусство обращается к фольклору. В то время складываются музейные и частные коллекции предметов народного искусства. Публикуются труды А. А. Бобринского, В.Н. Воронова, которые становятся отправной точкой для детального изучения ремеслового живописного искусства.
Во второй половине ХХ столетия проведены исследовательские работы, посвященные народной ремесловой живописи В.М. Вишневской, С.К. Жегаловой, Н.В. Тарановской, В.А.Шелега, О.В.Кругловой, И.А. Пятницкой и т.д.. Различные центры росписи, в том числе Тотемского района Вологодской области, были описаны Ю.А.Арбатом в его книге «Путешествие за красотой».
Из работ, посвященных изучению и освещению непосредственно Вологодских росписей, необходимо отметить диссертацию Ю.Б.Ивановой «Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй половины XIX-го – начала XX века», которая была написана на материалах вологодских музеев.
В начале XXI века проявили активность вологодские исследователи народной живописи и публикуются работы музейных специалистов А.А. Глебовой, Т.М. Олейник и О.В.Гладышевой, Л.Ю. Талициной, преподавателей Г.В. Петровой, Н.В. Путиловой и т.д.
Но во всех названных работах произведения художников и мастеров ХХ века на прямую не относились к категории наивного искусства и рассматривались как отдельные художественные явления народного искусства. Это приводило к тому, что изменения, происходившие в начале ХХ века в народном творчестве, и явившиеся предвестниками развития новой социальной культуры маргинального характера, оставались без должного внимания.
Объект исследования: продукты народного художественного творчества мастеров и художников Вологды ХХ века.
Предмет исследования: произведения живописи мастеров и художников Вологодской области, не получивших классического профессионального художественного образования, отвечающие определению «наивное искусство».
Цель исследования:
Целью данного диссертационного исследования стало изучение основных тенденций наивного искусства в культурной жизни Вологды ХХ века, выявление его внутренних закономерностей и специфических черт, определяющих своеобразие вологодского изобразительного творчества в целом, определение влияния исторических процессов на творчество «наивных» художников.
Основные задачи работы:
-
Определение места и значение наива в процессе исторических и культурных изменений в развитии изобразительного искусства Вологды. Раскрытие социальных и культурных взаимосвязей наивного искусства и общества.
-
Изучение творчества художников Вологды ХХ века, представляющих развитие наивного искусства.
-
Определение терминологических границ наивного искусства в типологическом ряду смежных с ним художественных систем.
-
Выявление социально-исторических условий формирования типологических разновидностей художественного наива.
-
Анализ субъективных и объективных факторов, формирующих индивидуальную картину мира и мотивацию творчества наивного художника, исследование детерминированности «наивного» творчества вологодских художников в среде социокультурных институций.
-
Обозначение и анализ архетипических моделей, составляющих основу сюжетно-тематического и образно-семантического комплекса художественного текста наивной картины.
-
Рассмотрение системообразующих принципов образно-стилевой выразительности, определяющие специфику художественной картины мира в наивном искусстве.
Научная гипотеза.
Наивное искусство Вологодских художников 20-го столетия абсорбирует мировоззренческие и художественно-эстетические основы как «высокого» искусства, так и массовой культуры ХХ века. При этом основополагающей творчества наивистов остается отражение признаков архаического мышления, мифопоэтическое восприятие мира. В связи с этим наивное искусство занимает особое положение в системе художественной культуры 20-го столетия - являясь константной формой народного творчества и при этом развиваясь в соответствии с социокультурными изменениями в обществе.
Хронологические границы исследования.
Диссертационное исследование охватывает двадцатое столетие. При этом выделяются периоды первой и последней трети двадцатого века, когда народная творческая активность наиболее ярко выражалась в наивных живописных произведениях.
Протяженность во времени рассматриваемого периода имеет положительные стороны для данной исследовательской работы, которые выражаются в том, что существует возможность анализировать творчество Вологодских «наивных» художников, разбивая его на временные отрезки, определенные ходом истории, и выраженными мотивационными, стилистическими и образными особенностями наивных произведений. Приоритеты искусства менялись с течением времени и сменой политических интересов, что развивало новые тенденции в искусстве страны в целом и в «наивном» искусстве Вологды в частности.
Методологические принципы данной диссертационной работы базируются на комплексном анализе культурно-исторических явлений, и комплексном междисциплинарном подходе. В процессе анализа изобразительного искусства используется группа методов гуманитарного культуроведения. Среди них методы исторической науки (сравнительно-исторический анализ фактов культуры), этнографической (описание, классификация и другие) и искусствознания (биографический, культурно-исторический анализ и т. д.). В дополнение к упомянутым, применяются методы семантики и психологии, а также системно-структурный и типологический подходы.
Специфика изучаемой темы определяет доминирование искусствоведческого подхода. Использование метода социально-исторического анализа «наивного» искусства Вологды ХХ века помогло сопоставить различные общественные явления с процессами, происходящими внутри отдельного вида искусства в изучаемый период, определить его стилевые и содержательные особенности.
Источники исследования. В работе сделан анализ художественных собраний музеев Вологодской области, коллекций наивного искусства различных организаций и частных лиц. Особое значение для диссертации имела коллекция наивного искусства Вологодского областного научно-методического центра культуры. Ее содержание отражает основные направления развития самодеятельного изобразительного искусства ХХ века Вологды. Были использованы материалы из художественных собраний Вологодской областной картинной галереи, Вологодского историко-архитектурного музея заповедника, муниципальных собраний области: Череповецкого исторического музея, Белозерского краеведческого музея, Великоустюгского исторического музея, Верховажского исторического музея, Тотемского краеведческого музея. Был использован материал из частных коллекций автора диссертации, московского искусствоведа Ольги Дьяконициной, художников Вологодской области. Автор диссертации счел необходимым собрать и систематизировать информацию по данной проблеме исследования, изучить неопубликованные документальные материалы, восполняющие пробелы в истории изобразительного искусства города; выявить факты личной биографии отдельных деятелей культуры, которые определяют особенности развития художественного процесса в Вологде.
Были изучены фонды различных архивов и выявлены документы, относящиеся к данной проблеме. Прежде всего, были изучены материалы Государственного архива Вологодской области: фонды губернского правления, дворянского депутатского собрания, губернского предводителя дворянства, дирекции народных училищ, городской управы и учреждений и обществ культуры. Важным источником, в освещении данной проблемы, является периодика XIX - начала XX века, особенно газеты и издания, которые выходили в Вологде.
Научная новизна:
- впервые вологодское наивное искусство рассмотрено в контексте отечественной культуры и истории, изучены предпосылки его исторического развития:
- наивное искусство Вологды включено в пласт народной культуры России ХХ века;
- исследовано наивное искусство Вологды в широком историческом контексте;
- определены связи наивного искусства с традиционной народной живописью и станковым творчеством представителей художественной самодеятельности, где проявляются общие мотивационные и содержательные составляющие, изобразительные характеристики;
- определено единообразие мотиваций народного творчества на примере народной живописи;
- введены в научный оборот фонды и архивные материалы Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации, фонды Тотемского краеведческого музея, фонды Верховажского исторического музея, коллекции прялок Харовского района, Великоустюгского района Вологодского государственного историко-архитектурного музея заповедника, коллекция прялок Великоустюгского исторического музея.
Теоретическая значимость. Результаты исследования определяют: первичность наивного мировосприятия; аутентичность произведений художников наивистов в комплексе любительского творчества и выявляют динамику его развития; значение тестового сопровождения в наивной картине; закономерность проникновения в творчество наивистов признаков иных изобразительных систем через диффузность культур. Результаты исследования расширяют границы багажа наивного искусства за счет введенных в научный оборот произведений вологодских художников наивистов ХХ века.
Практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовской практике при подготовке учебных пособий, методических разработок, а также при проведении лекционных и семинарских занятий общего искусствоведческого цикла. Кроме того, материалы исследования могут стать базой при подготовке авторских учебных курсов и спецкурсов по истории изобразительного искусства ХХ века Вологды, наивного искусства и тенденций его развития. Отдельные положения и выводы применимы в процессе разработки современных принципов организации выставочной деятельности, а также могут стать базовым материалом для дальнейшего анализа истории и теории изобразительного самодеятельного творчества и наивного искусства.
Личный вклад соискателя состоит в создании целостной программы по исследованию материалов, относящихся к наивному искусству, выявлении особенностей развития наивного искусства в живописи вологодских мастеров и художников XX века
Достоверность исследования обеспечена избранными междисциплинарными методологическими подходами, опорой на фундаментальные научные положения зарубежного и отечественного искусствознания, обширную источниковедческую базу исследования, представленную в приложениях.
На защиту выносятся следующие положения:
- развитие вологодского наивного искусства симультанно развитию отечественной культуры и истории;
- наив является константой народного любительского изобразительного творчества Вологды ХХ столетия;
- наивное искусство является формой социализации творческой личности и методом трансляции информации;
- развитие народного изобразительного творчества определяет мировоззренческое начало, формируемое процессом исторических, политических и экономических изменений;
- архетипические модели - базис сюжетно-тематического и образно-семантического комплекса художественного текста наивной картины.
Апробация работы: Основные положения работы были изложены:
- в 16 искусствоведческих и научных статьях;
- в выступлениях на заседаниях круглых столов по итогам выставок (автор идеи и организатор - Н.П. Кулижникова): выставка изобразительного искусства художников-любителей Вологодской области «Вдохновенной души отражение» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2001г.); выставка наивного искусства Вологодской области «Отражение» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2003г.,); выставка изобразительного искусства художников-любителей Вологодской области «Славные сыны Отечества» (ОНМЦК и ПК, ВГКГ, г.Вологда, 2005г.); передвижная выставка произведений художников-любителей из художественного собрания Вологодского областного научно-методического центра культуры «Краски северного лета» (ОНМЦК, г.Вологда, 2008г.);
- в выступлениях на заседаниях круглых столов по итогам сторонних выставок: выставка декоративно-прикладного искусства мастеров народного творчества Вологодской области «Новогодняя сувенирная продукция» (организатор - Департамент международных связей Вологодской области, г.Великий Устюг Вологодской области, 2008г.); выставка народного творчества «Своими руками» (организатор - Департамент международных связей Вологодской области, г.Великий Устюг Вологодской области, 2011г.):
- в лекциях: «Наивное искусство в современном пространстве» на краткосрочных курсах повышения квалификации для художников-любителей (Вологодский ОНМЦК и ПК, г. Вологда 2001 г.); «Самодеятельное изобразительное творчество» на семинарах для художников любителей (Вологодский ОНМЦК и ПК, г. Вологда, ежегодно 2001- 2010г.г.)
Основные положения работы были представлены:
на конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Современное народное искусство. Традиции и современность» - Вологда, 2008г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Тема войны в искусстве» - г. Казань, Республика Татарстан, 2010г.; Областной научно-практической конференции «Декоративно-прикладное искусство вологодской области на современном этапе»; 4-ой Международной научно-практической конференции «Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России» - г. Екатеринбург, 5–7 декабря 2011; на совещании директоров центров традиционной народной культуры Вологодской области «Роль и место центров традиционной народной культуры в обеспечении потребительского рынка Вологодской области сувенирной продукцией: проблемы, пути решения, перспективы» - г. Вологда, 2010г.
Структура диссертационного исследования. Диссертация общим объемом 203 стр. состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 275 наименований, списка архивных материалов из 15 наименований, списка исследованных коллекций наивного искусства из 18 наименований, списка иллюстраций, списка сокращений. К диссертации сделаны приложения: каталог коллекции произведений живописи художников-любителей Вологодского областного научно-методического центра культуры общим объемом - 6 стр.; 92 иллюстраций; информация о развитии промыслов и ремёсел Вологодской губернии; информация о развитии иконописи.