Введение к работе
Актуальность исследования. В сложном переплетении интонационно-образных и конструктивно-звуковых идей композиторского творчества прошедших эпох и современности мелодия предстает как явление, уникальное в своей традиционности. «То..., что остается после любых перемен, — это мелодия», — писал И.Стравинский!.
Сегодня понятие мелодии охватывает огромный мир разнопорядковых, разноуровневых интонационных явлений. Уже фактом своего существования они определяют особое, универсальное и в то же время уникальное значение категории мелодии в системе музыкального мышления. «Мелос объединяет все, что касается становления музыки, — ее текучести и протяженности», — отмечал Б.Асафьев, предвосхищая многоаспектность изучения феномена мелодии в музыкознании второй половины XX века^.
Так, 50—80-е годы — период активизации исследований в области фундаментальных и частных проблем «бытия мелодии». Достаточно назвать труды Л.Мазеля, Г.Григорьева, М.Арановского, С.Галицкой, Е.Ручьевской, А.Кос-тюка, а в зарубежном музыкознании — Д.Христова, А.Эдвардса, Б.Сабольчи и др. Кроме того, современное учение о мелодии оказывается вплетенным в широкий контекст актуальных проблем и исследований музыкальной формы (В.Протопопов, В.Бобровский, Е.Ручьевская), гармонии (Л.Мазель, С.Григорьев), полифонии (С.Скребков, В.Протопопов, В.Задерацкий, А.Ровенко), музыкальной психологии (Е.Назайкинский, В.Медушевский, М.Арановский, А.Косткж).
Но, пожалуй, особо тесная взаимосвязь характеризует современное учение о мелодии и теорию фактуры. Несомненно, она проистекает из
линейно-горизонтальной природы мелодии и многоголосия.
1 Стравинский И. Мысли из «Музыкальной поэтики». - В кн.:
И.Ф.Стравинский: Статьи и материалы. - М..'Сов."композитор, 1973. - с.31.
2 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.:Музыка, 1971. -
с.207.
Роль мелодического начала в организации многоголосных форм интс национного развертывания очевидна. Но и мелодический материал скрыт или явно несет в себе интонационно-конструктивные потенции много голосной, многосоставной музыкальной ткани. Разноуровневые интонацион ные связи (в том числе и между несоседними звуками) обусловливают це лостность звучащей мелодики не только по горизонтали, но и в плане верти кальных и глубинных «параметров» ее развертывания.
Подобное многолинейное, точнее — скрыто-многоголосное представ ление мелодических форм в музыкознании XX столетия становится (вслед зі работами Э.Курта) все более важным .для восприятия, осознания и изученш мелодического языка самых разных стилей и жанров (Л.Мазель, В.Протопо пов, С.Скребков, М.Скребкова-Филатова, Д.Христов). Наиболее полно мето дика анализа и типология скрытого многоголосия (или субфактуры, в терми нологии автора) освещена в исследовании М.Скребковой-Филатовой «Факту ра в музыке» (1985).
Однако феномен скрытого многоголосия — субфактуры — кажется су ществующим лишь в тех историко-сгилевых границах, за которыми мелоди ческие формы теряют генетические черты мелодийности, вокально-пластического дления, и где.высвобождаются «подчеркнуто инструментальные» ценности интонирования: острая, почти агрессивная диссонантность и пуанти-листичность всей звуковой массы мелоса. Новые ценности почти навернякг требуют не только поиска новых аналитических инструментов, но и переоценки, своего рода инвентаризации действенности уже существующих. И с этой точки зрения актуальным представляется исследование возможностей субфактурного анализа современного мелоса.
В отношении «чистого», то есть лишенного какого-либо сопровождения, мелодического материала субфактура выступает важной, возможно даже атрибутивной стороной интонационной организации.
В этой связи особое внимание привлекает жанр сольного сочинения для струнных смычковых или духовых инструментов — удивительный эксперимент европейского композиторского творчества, имеющий почти полутысячелетний путь развития. Здесь «самодовлеющий мелоо (термин Б.Асафьева относительно мелодики без какого-либо сопровождения) становится важной, а часто и единственной формой изложения. В XX веке необычно — и неожиданно — в условиях так называемого мелодического кризиса и «истощения» мелодии этот жанр привлекает небывалое композиторское внимание. Оригинальность языка и музыкально-художественная содержательность значительного числа подобных сольных сочинений позволяет оценить их как некое идеальное исследовательское «поле», подготовленное самой природой жанра для постановки и изучения вопросов анализа современной мелодики, в том числе в плане субфактуры. Эти сочинения стали основным материалом диссертационного исследования.
Преобразования мелодического языка в современных сольных сочинениях закономерно отражаются в субфактурной организации, приводя, с одной стороны, к значительной трансформации традиционных форм субфактуры, а с другой — к кристаллизации новых форм субфактуры, не ориентированных на принцип голосо-ведения вообще. Иначе говоря, историко-стилевои «тезаурус» жанра сольных сочинений позволяет выявить едва ли не все возможные модификации принципа субфактуры в мелодике. А это, в свою очередь, открывает новые понятийные грани самой категории мелоса и мелодического в музыке.
Основной целью работы является исследование возможностей субфактурного анализа в условиях самодовлеющего мелоса, то есть в условиях, открывшихся историей и современным ренессансом жанра сольных сочинений для струнных и духовых.
Достижение поставленной цели требует решения ряда относительно самостоятельных задач:
-
Анализ состояния и тенденций развития понятийно-терминологического поля, связанного с феноменом мелодии на современном этапе.
-
Выявление значимости субфактурных интенций в зарождении и эволюции жанра вплоть до 80-х годов XX столетия.
-
Разработка возможных аналитических подходов к субфактуре современных сольных сочинений, в том числе на основе обоснования новых аналитических единиц и критериев типологии субфактуры.
Результаты работы позволяют конкретизировать обіцность историко-культурных и интонационных основ мелодии и многоголосия как ведущих интонационных конструкций музыкального процесса; предложить аналитический подход к современным образцам инструментального самодовлеющего мелоса там, где традиционные методы субфактурного анализа оказываются недейственными.
Научная новизна исслелования
в формулировании новых аргументов, подтверждающих глубокое взаимопроникновение линейно-монодийной и многоголосной форм изложения в музыке;
в обосновании субфактурного аспекта исследования современного мелоса как перспективного, во многом объясняющего его необычность и усложненность.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки Белорусской академии музыки. Основные положения работы освещались в докладах на теоретических конференциях аспирантов и преподавателей Новосибирской, Саратовской и Белорусской консерваторий (1975—1988 годы), в публикациях по проблемам диссертации (см. список в конце автореферата), в лекционных курсах по анализу музыкальных произведений для студентов разных исполнительских специальностей.
Структура работы определяется разветвленностью аналитических и теоретических задач исследования. Диссертация состоит из краткого введения
и трех глав, разделенных на параграфы. Приводится библиография на рус-zkom. и иностранных языках, необходимый объем нотных иллюстраций, а гакже приложение в форме перечня сольных произведений отечественных и зарубежных композиторов, одновременно являющегося нотографией данного исследования. Подобный перечень (по материалам фондов ведущих библиотек стран СНГ) составлен впервые.