Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Вольдман Я.И.

Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1
<
Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вольдман Я.И.. Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1 : ил РГБ ОД 61:85-17/96

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ВЕНСКОЙ СКРИПИЧНОЙ МОЛЫ КОНЦА

ХУШ - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ 7

1.1. ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ВЕНЫ КОНЦА ХУШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ 7

  1. КАРЛ ДИТТЕР ФОН ДИТ1ЕРСДОРФ 22

  2. ВАЦЛАВ ПИХЛЬ 31

  3. ПАВЕЛ И АНТОНИН ВРАНИЦКИЕ 34

ГЛАВА 2. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЕНЫ, СВЯЗАННОЕ С

НАРОДНО-БЫТОВОЙ МУЗЫКОЙ 44

  1. ЙОЗЕФ ЛАННЕР И ИОГАНН ШТРАУС - ОТЕЦ 44

  2. ИОГАНН ШТРАУС - СЫН... Г.'?*?' 56

ГЛАВА 3. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО,СВЯЗАННОЕ С ТВОРЧЕСТВОМ КОМПОЗИТОРОВ"ВЕНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ

ШКОЛЫ 65

  1. СКРИПКА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.... 65

  2. ИГНАЦ ШУШАНЦИГ 85

  3. ФРАНЦ КЛЕМЕНТ 97

ГЛАВА 4. СКРИПИЧНЫЕ КЛАССЫ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 106

4.1. ЙОЗЕФ БЕМ - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР СКРИПИЧНЫХ

КЛАССОВ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ 106

  1. ГЕОРГ ГЕЛЬМЕСБЕРГЕР- СТАРШИЙ 112

  2. ЙОЗЕФ ГЕЛЬМЕСБЕРГЕР - СТАРШИЙ 116

ГЛАВА 5. ВИРТУОЗНО-РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВЕНСКОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА 147

  1. ЙОЗЕФ МАЙЗЕДЕР 147

  2. ГЕНРИХ ЭРНСТ 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

ТОМ П

ПРИЛОЖЕНИЯ 2

ЛИТЕРАТУРА 2

НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 7

ИЛЛЮСТРАЦИИ 33

Введение к работе

В истории современного скрипичного искусства значительное место принадлежит венской скрипичной школе конца ХУШ -первой половины XIX века. С прогрессивными традициями этой школы связано формирование ряда крупнейших скрипачей, таких, например, как Й.Иоахим, Г.Эрнст, Л.Ауэр, Ф.Крейслер, Дж.Эне-ску, которые проявили себя в различных областях музыкальной деятельности и сыграли значительную роль в развитии современного скрипичного искусства. Живые преемственные нити ведут от этой школы к русской дореволюционной и советской скрипичной школе, представители которой подняли на качественно новую высоту достижения своих венских предшественников.

Венская скрипичная школа уходит своими истоками в исполнительское искусство народов Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии и Германии. Особая заслуга в ее становлении принадлежит выдающимся чешским музыкантам - братьям П. и А.Враницким, а также венцам К.Диттерсдорфу и И.Шуппанцигу. Проявляя себя в области сольного, камерного и оркестрового исполнительства, скрипичной педагогики и композиции, они заложили основу, на которой в дальнейшем расцветает деятельность их учеников и последователей, среди которых выделяется Й.Майзедер, Й.Бем, Г.Гельмесбергер и его сыновья.

Немалое значение для развития венской скрипичной школы имели также связи с традициями бытового музицирования австрийской столицы. Опоэтизированные в искусстве Й.Лайнера, И.Штрауса - отца и сына - создателей венского вальса - они обогатили новым опытом венских скрипачей, стимулируя их поиски в области мелодической и ритмической выразительности, штриховой техники и колорита звучания.

Другим живительным источником, определившим судьбу вен-

ской скрипичной школы, является связь ее представителей с творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена и Ф.Шуберта. Многие их сольные, камерные и симфонические произведения получили жизнь благодаря исполнительскому творчеству представителей названной школы.

Однако достижения венской скрипичной школы указанного периода еще не получили достаточно полного освещения в советском и зарубежном музыкознании. Неизученными оставались и многие факторы, имеющие существенное значение с точки зрения формирования характерных черт исполнительской и педагогической деятельности ее представителей. До сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные венской скрипичной школе.

Сказанное определяет актуальность избранной темы, разработка которой может пополнить наши знания в данной области и дать новый материал для изучения ряда вопросов скрипичного исполнительства и педагогики, что в свою очередь позволит лучше понять некоторые явления, свойственные современному скрипичному искусству. Исследуемые - в значительной мере впервые - в диссертации вопросы могут оказаться полезными для дальнейшего развития вузовских курсов Истории и теории смычкового искусства, а также Методики преподавания игры на смычковых инструментах, что определяет прак-тическое значение диссертации.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточной разработанностью избранной темы в отечественном и зарубежном музыкознании, а также поставленной целью исследовать становление и развитие венской скрипичной школы, ее основные стилевые направления, ее связь с венской классической школой, деятельность ее виднейших представителей.

Методологической основой диссертации является марксистско-ленинская теория, труды К.Маркса и Ф.Энгельса по истории общественного развития и революционных движений в Европе, труды В.И.Ленина по национальному вопросу, а также работы классиков марксизма-ленинизма по вопросам культуры и искусства.

В процессе работы над диссертацией использованы общие и специальные труды по истории музыки,истории и теории музыкального исполнительства, имеющие,в частности, отношение к теме диссертации. В этом отношении весьма полезными оказались те немногие работы, в которых освещается состояние скрипичного искусства в Вене интересующего нас периода, а также жизнь и деятельность его некоторых крупнейших представителей. Так, в работах' А.Ноser " G-escliielite des Violint,pielo ", Y/. Wasielev/eici 'ї)іє Violine una. ihre l.leister "^ автор нашел ценные дополнительные сведения о музыкальном быте Вены, а также об этапах формирования ее виднейших скрипачей. Сопоставление их взглядов на концертную жизнь австрийской столицы с высказываниями s.Hanslxck 'Gescliichte aes Kon^ertv/esens in v/ien " позволило яснее разобраться в борьбе различных эстетических направлений и художественных вкусов, господствовавших в столице Австрии.

Обращение к книгам V.Blazeiz'Bohemica v Lobicuvi скёт zaine-ckem агсп1уи,И.Бэлзы "Очерки развития чешской музыкальной классики" и др.позволило полнее раскрыть роль чешских музыкантов в развитии венской скрипичной школы. В этом отношении несомненный интерес представили данные о школе игры на скрипке А.Враницкого, ознаменовавшей начальный этап становления венской скрипичной мысли в области преподавания.

Благодаря материалам, содержащимся в работах Р.Роллана и в "Письмах Бетховена" (составитель Н.Фишман), удалось уточ-

нить ряд существенных подробностей, касающихся связи некоторых венских скрипачей с Бетховеном. Это особенно относится к И.Шуппанцигу и его квартету, который, как отмечает Л.Гинзбург в "Истории виолончельного искусства", кн.1, стимулировал творчество многих композиторов благодаря своему высокому художественному и исполнительскому уровню. Из содержательных работ Л.Гинзбурга, а также из книги В.Григорьева "Кароль Липиньский" были заимствованы ценные сведения о пребывании Шуппанцига в России.

Интересные факты о влиянии Бетховена на другого крупного представителя венской скрипичной школы - Г.Гельмесберге-ра-старшего - приводятся в книге Дж.Энеску "Воспоминания". Немало интересных данных о Г.Гельмесбергере и других членах этой музыкальной семьи почерпнуто из посвященной ему работы

Pro si н. 1,1. «йіе Heiimesberger » . Благодаря таким работам, как "Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики" Л.Ауэра и "Воспоминания. Заметки скрипача" Ж.Сигети, можно проследить, как традиции исполнения скрипичных произведений Бетховена, заложенные венскими музыкантами, были продолжены современными скрипачами.

Что касается определения методических взглядов Я.Донта и Г.Эрнста, а также места, занимаемого их сочинениями в педагогическом и концертном репертуаре, то автор опирался на высказывания главы русской классической школы Л.Ауэра, высоко ценившего достижения венцев.

Важнейшим дополнительным источником для характеристики особенностей венской скрипичной школы явились сочинения как скрипачей-концертантов, так и Гайдна, Моцарта, Бетховена. Исполнительский анализ их скрипичных камерных и симфонических произведений дал богатый материал для выявления особен-

ностей трактовки скрипки в творчестве венских композиторов, а также манеры игры венских скрипачей.

Данное исследование в качестве диссертации было подготовлено и обсуждено на кафедре Истории и теории исполнительства в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и обсуждено на кафедре струнных инструментов Института искусств им.Г.Музическу в Кишиневе.

Похожие диссертации на Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1