Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Жанр Stabat Mater в богослужении: формирование жанровой модели
1.1, Поэтический текст Stabat Mater как основа жанрового содержания 14
1.1.1. Версии текста. Авторство 15
1.1.2. Образно-эмоциональная характеристика текста. Текст и смысл 25
1.1.3. Особенности стихосложения 34
1.2, Сферы применения Stabat Mater в богослужении 45
1.2.1. Службы Пресвятой Девы Марии
1.2.2. Stabat Mater в частной молитвенной практике, в литургических и внелитургических службах 47
1.3, Церковная ветвь Stabat Mater: к проблеме формирования жанровой
модели 58
Глава II. Жанр Stabat Mater в композиторском творчестве и концертной практике
2.1. Жанр Stabat Mater в концертной практике 70
2.2. Жанровый стиль музыкальных произведений «Stabat Mater» 71
2.3. Жанровые модели Stabat Mater в контексте исторических стилей 83
2.4. Авторский стиль в композициях «Stabat Mater» 102
2.5. О соотношении национального и жанрового стилей 129
Заключение 138
Список литературы 141
Приложение I. Список имен композиторов 161
Приложение II, Нотные примеры 188
- Версии текста. Авторство
- Образно-эмоциональная характеристика текста. Текст и смысл
- Жанровый стиль музыкальных произведений «Stabat Mater»
Введение к работе
Многовековая история хоровой музыки хранит сведения о том, как в разных странах на протяжении столетий появлялись и развивались музыкальные жанры от простейших разнохарактерных пьес, хоровых миниатюр до весьма сложных больших форм хоровой и вокально-инструментальной музыки: мессы, оратории, кантаты.
В. этом ряду значительное место принадлежит сочинениям, носящим название «Stabat Mater». В их основе - тема страдания и скорби, получившая яркое воплощение в поэтическом тексте монаха-францисканца Якопоне да Тоди и ставшая источником вдохновения для многих композиторов, начиная с эпохи средневековья вплоть до наших дней. К настоящему времени число сочинений «Stabat Mater» превышает восемь тысяч. Конец ХХ-начало XXI века - период, отмеченный значительным возрастанием интереса к данной теме: около пятидесяти композиторов более чем из двадцати стран мира претворили средневековый текст в своем творчестве.
Stabat Mater - жанр богослужения и композиторского творчества, имеющий большое значение в истории западноевропейской культуры. Несмотря на это он до сих пор не становился объектом изучения отечественными музыковедами.
В настоящем диссертационном исследовании Stabat Mater рассматривается как самостоятельный жанр, имеющий свою историю в богослужении и композиторском творчестве. Stabat Mater изучается с точки зрения жанровой модели, критерием для построения которой служит тип музыкально-интонационного воплощения поэтического текста. Стабильные элементы данного жанра обусловлены его содержанием и жанровым стилем, мобильные - воздействием исторического, национального и авторского стилей. В связи с этим в различные исторические периоды складывались разные варианты жанровых моделей Stabat Mater.
Заявленная тема включает ряд вопросов, решение которых требует обращения к теории жанра. Данное направление исследования находится в русле поисков отечественной музыкальной науки, активно разрабатывающей в последнее время проблемы жанра и стиля.
В ракурсе указанной проблемы, основные источники, использованные в данном исследовании, можно условно разделить на две группы:
1. Западноевропейская церковная культура и духовно-музыкальное
творчество.
2. Вопросы жанра, стиля, содержания.
К первой группе относятся работы зарубежных и отечественных исследователей о Stabat Mater в богослужении и композиторском творчестве, а также труды, в которых поднимаются проблемы христианской музыкальной культуры. Зарубежные музыковеды обращались к рассмотрению различных вопросов, связанных со Stabat Mater. Это, прежде всего работа К. Г. Биттера «Eine Studie zum Stabat Mater» (К. G. Bitter), опубликованная в 1883 году. Автор кратко описывает около 100 сочинений и разделяет их на четыре группы: хоралы-гимны, литургические концерты, одно- и многохорные сочинения, кантаты и оратории. Среди современных трудов, рассматривающих вопросы эволюции сочинений под названием «Stabat Mater», отметим исследования французского автора К. Базо «Stabat Mater» (X.Bazot) и немецкого музыковеда Ю. Блюме «Geschichte der mehrslimmigen Stabat-Mater-Vertonungen» (J. Війте). В последней автор предлагает краткую характеристику произведений и представляет фрагменты музыкальных сочинений, собранных им в библиотеках Западной Европы. Основные вопросы, которые поднимаются в названных трудах, группируются вокруг истории написания Stabat Mater: определяются имена композиторов, время создания, принадлежность к той или иной школе, направлению, анализируются исполнительские составы.
Итальянским исследователем, профессором М. Лессом (М Less) в 1906 году в Тренто издана небольшая работа под названием «Stabat Mater». В ней автор в сжатой форме сообщает о происхождении секвенции, уточняет авторство (в начале XX века, судя по этой работе, авторство Якопоне да Ходи не подвергалось сомнению), кратко рассматривает вопросы ритмики текста, описывает мелодию григорианского хорала, и в перечислительном порядке (лишь уточняя некоторые детали) называет имена композиторов, обращавшихся к данному жанру.
Немецким автором ГГ. Мисом (P. Mies) в 1932-1933 годах был опубликован ряд статей по вопросу классификации сочинений «Stabat Mater», где описываются около 150 произведений. Автор подразделяет их на четыре группы: строфические песни, одночастные поэмы, кантаты, крупные многочастные формы.
Краткая информация энциклопедического плана о Stabat Mater представлена в статьях зарубежных авторов Б. Бруманы (В. Вгитапа) -«Секвенция» и Р. Макарда (R. Machard) - «Stabat Mater», помещенных в итальянском словаре о музыке и музыкантах («D.E.U.M.M.Dizionario della musica е dei musiciti», 1984).
Анализ религиозного значения текста, а также частичная информация о Stabat Mater представлены в работе П. Г. Ноля «Латинские музыкальные тексты» (P. G. Nohl «Lateinishe Kirchenmusiktexte», 1996). В работе отмечается существование нескольких версий текста Stabat Mater.
К настоящему моменту современными исследователями зафиксирован факт наличия латинского средневекового гимна Stabat Mater на 26 языках мира. Переводы подразделяются на дословные и рифмованные. К вопросу их изучения обращаются многие зарубежные исследователи, в частности, Ханс ван дер Велден (Hans van der Velden, Голландия), Пар Ларсен (Par Larsen, Италия), Пауль Линдер (Paul binder, Франция), Павел Гаврильчук (Россия),
Главным в исследовательской работе в данном направлении является сравнительный анализ текстов.
В отечественной литературе отсутствуют специальные работы, посвященные Stabat Mater. Можно лишь отметить статьи в энциклопедических и справочных изданиях, отдельные страницы в работах монографического характера.
Частичная информация на русском языке, касающаяся толкования литературного текста гимна, изложена в работах С. Лебедева и Р. Поспеловой «Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке» {Лебедев С, Поспелова Р.), Е. Светозаровой «Месса» (Светозароеа Е.), в «Глоссарии музыкальных терминов христианского богослужения», составленном И. и А. Назаренко (Назаренко И.),
В известном труде В. Протопопова «История полифонии. Том 3: Западноевропейская музыка XVII-первой четверти XIX века» (Протопопов В.) упоминаются произведения, написанные на текст Stabat Mater, в связи с применением в них полифонической техники.
В монографической литературе, в основном в общей форме, приводятся конкретные факты написания и причины обращения к изучаемому жанру, а также лишь значительные образцы сочинений «Stabat Mater». В этот список входяг следующие работы отечественных и зарубежных авторов: Л. Соловцова «Джузеппе Верди», Л. Синявер «Джоаккино Россини», Г. Гольдшмидт «Франц Шуберт», Л. Новак «Йозеф Гайдн», Я. Мильштейн «Ференц Лист».
В современных информационных источниках (мировая информационная сеть Internet) существует несколько сайтов, посвященных Stabat Mater. В них освещаются разнообразные вопросы, в том числе о применении Stabat Mater в богослужении. Авторами составляются различные виды каталогов, в которые включаются новые сочинения, пополняется дискография.
Таким образом, к настоящему времени существуют работы, которые вплотную подходят к решению многих вопросов, характеризующих Stabal Mater как важнейший жанр христианской культуры Западной Европы. Однако в них не рассматривается проблема специфики данного жанра. Более того, например, Юрген Блюме анализирует композиции Stabat Mater с позиции следующего тезиса: Stabat Mater не является музыкальным жанром.
Серьезное изучение музыкальных жанров в теоретическом аспекте -характерное направление в отечественном музыковедении конца XX века. В данной диссертационной работе в опоре на современные научные изыскания А. Сохора, Е. Назайкинского, В. Холоповой, Н. Гуляницкой доказывается несомненная принадлежность Stabat Mater к категории жанра.
Понятие жанра трактуется, согласно позиции Е. Назайкинского, как исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, роды, классы и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются:
Конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функции).
Условия и средства исполнения.
Характер содержания и формы его воплощения (Иазайкинский К, 2003, 94).
Не менее важным свойством жанра является то, что это «своего рода клише, структура, матрица, по которой создается то или иное художественное целое» (там же, 95).
Те же параметры в определении жанра Н. Гуляницкая характеризует как «...тип художественного произведения, имеющий содержание, предназначение и форму организации материала» (Гуляницкая Н., 13). Рассматривая понятия «церковное» и «нецерковное», автор обращает
внимание на проблему жанрового стиля, выявление которого, применительно к Stabat Mater, - одна из задач данной работы,
Секвенция Slabal Mater, предназначенная для исполнения в храме, -жанр, имеющий долгую историю, насчитывающую семь столетий. Однако, как и все культовые жанры, Stabat Mater также подвержен жанровым мутациям, связанным со стилевыми экспансиями той или иной эпохи, секуляризацией (обмирщением) богослужебной музыки. И, несмотря на то, что западноевропейская церковь стремилась сохранять певческую традицию, «дестабилизация жанровых основ», по выражению А. Цукера {Дукер А., 123), коснулась и Stabat Mater. В этом отношении переломным стал XIX век. Но с особой силой данная тенденция заявила о себе в XX веке, когда конструктивный и стилистический плюрализм стал нормой для католического богослужения.
Понятие «музыкальный стиль» в диссертационном исследовании употребляется в трактовке Е. Назайкинского, как «отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т. д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков» (Назайкинский Е., 2003, 20).
Существенны при рассмотрении проблемы стиля (в частности, соотношения жанрового и авторского стилей в Stabat Mater в XIX и XX веках), рассуждения М. Лобановой о «полифонической сущности эпох перелома, сложном синтезе в них настоящего и прошлого», о времени, когда, по мнению автора, «повышается историческая и культурная плотность, когда спрессовано время истории ~ прошлое, настоящее, когда в остроэкспериментальных формах зреют сложные синтезы, невозможно ни прямолинейное, плоское снятие одного из полюсов оппозиции, ни
определен контекст функционирования жанра Stabat Mater в рамках богослужебной и светской культуры;
осуществлен обзор основных тенденций в претворении жанра Stabat Mater в творчестве западноевропейских и русских композиторов;
- освещены вопросы своеобразия жанрового содержания, стиля и
стилистики, взаимодействия жанрового и исторического, национального,
авторского стилей применительно к данному жанру.
Методологическая основа исследования состоит в совмещении исторического подхода (выявление генеалогии жанра и путей его развития, исторический контекст) с теоретическим (выявление специфики жанрового стиля, содержания, построение жанровой модели).
Теоретическими основами явились труды в области теории стиля и жанра (Е. Назайкинского, А. Сохора, а также М. Арановского, А. Крыловой, М. Лобановой, О. Лосевой, Л. Мазеля, В. Медушевского, С. Скребкова, В. Холоповой, А. Цукера, В. Цуккермана), музыкального содержания (В. Холоповой, а также О. Захаровой, Л. Казанцевой, Д. Кука, Г. Тараевой), христианской музыкальной культуры (О. Кушнир, В. Мартынова, В. Медушевского, Э. Федосовой), стиховедения (Б. Гаспарова, Б. Гончарова, В. Жирмунского, Ю. Лотмана, Б. Томашевского, Н. Черемисиной, С. Шервинского).
Новые положения, выносимые на защиту:
Stabat Mater - жанр католического богослужения и светской музыкальной культуры, обладающий определенным жанровым содержанием и стилем, а также характерными сферами бытования.
Stabat Mater как жанр реализовался в двух жанровых ветвях -церковной и концертной, специфика которых связана с условиями бытования. В процессе исторического развития
указанные ветви существовали параллельно, взаимодействуя и пересекаясь.
3. Жанровые модели, как конкретизация жанра Stabat Mater,
формировались в процессе длительной исторической эволюции. Они обладают определенными стабильными качествами, способствующими узнаваемости жанра, а также мобильными, обеспечивающими его варьирование и обновление.
Апробация работы:
- на кафедре теории музыки и композиции Ростовской государственной
консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова;
- на кафедре истории искусств Ставропольского государственного
университета.
Основные положения работы изложены:
1. На научно-практической конференции «Старинная музыка сегодня»
(Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2002);
2. На научно-методической конференции «Государственные
образовательные стандарты профессионального образования в сфере
музыкального искусства, социально-культурной деятельности и народно-
художественного творчества» (Ставрополь, СГУ, 2003);
3. На научно-методической конференции «Качество подготовки
специалистов сферы культуры и искусства в классическом университете на
этапе модернизации российского образования. Университетская наука -
региону» (Ставрополь, СГУ, 2005);
4. На научно-практической конференции «Музыкально-теоретическое
образование: современные воззрения и практика» (Ростов-на-Дону, РГК им.
С. В. Рахманинова, 2005);
5. На Международной интерактивной научно-практической
конференции «Художественный текст: его автор и исполнитель» (Уфа,
УГАИ, 2006);
6. На Славянских Чтениях «Духовные ценности и нравственный опыт
русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия» (Орел, ОГИИК,
2006).
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, последовательно раскрывающих жанровую специфику церковной и, соответственно, концертной ветвей Stabat Mater, а также Заключения, Списка литературы, двух Приложений. В Приложении I содержатся сведения о 509 композиторах, обратившихся к написанию произведений «Stabat Mater»: указаны имена, национальность, год создания данных сочинений. В Приложении И помещены нотные примеры.
Версии текста. Авторство
На основании отличия приведенных выше стихов современные исследователи высказывают различные точки зрения и делают следующие выводы,
С. Лебедев и Р. Поспелова утверждают, что существуют два варианта текста: изданные в Graduale Romanum и в Graduate triplex (1979 г.), в комментариях к тексту обозначая их как версия Graduate Romanum и версия Graduate triplex (Лебедев С, Поспелова Р., 38).
В исследованиях зарубежных авторов две версии называются так:
- версия Analecta, на основании публикации текста Stabat Mater в специальном издании католических гимнов в период с 1886-1922 г. (Analecta Himnica medii aevi, 1886-1922, 55 vols; Catholic Church, 500-1400, vol. 54, p. 312);
- версия Vatican, на основании факта статуса официальной в наши дни в католической церкви (версия стала официальной с 1908 года).
М. Лесс упоминает еще об одной версии текста Stabat Mater, отмечая, что «текст в разное время становился предметом многочисленных вариаций. Существуют две последующие версии Stabat, одна протяженная, другая - более сокращена. О первой уже упоминает автор Генуэзских Хроник (Annates Genuenses) Джорджо Стела, умерший в 1420 году. Бернардино де Бустис, благочестивый монах, умерший в 1500 году в Маленьяно (Пьемонт) и известнейший сочинитель проповедей, когда речь заходит о святой Пятнице, цитирует Stabat Mater еще более протяженной формы, состоящей из 17 строф. Римский вариант текста, который мы читаем в наших богослужебных книгах, содержит десять строф. При тщательном исследовании манускриптов XIV-XV веков ученые обнаружили различные варианты, уже много раз изданные. Обращаясь к самым простым и наиболее древним, встречаем большое сходство с нашим богослужебным текстом; это вариации малой значимости, не меняющие смысла строф» (М. Лесс, 4 - 5).
Средневековые английские композиторы Джон Браун (John Browne), Ричард Дэйви (Richard Davy), Вильям Корниш (William Cornysh), Томас Эшвелл (Tomas Ashwell) использовали текст, который в значительной степени отличается от традиционного варианта. Примечателен тот факт, что оригинальный текст не лежит в основе ни одного из сочинений «Stabat Mater» перечисленных композиторов.
Чаще всего встречается соединение первых четырех шести строчных строф с шестистрочным стихотворением «Stabat Mater, rubena rosa». Использование слов оригинального произведения, подражание его стилю и эмоциональной атмосфере делают подобное присоединение органичным.
Метр стихов одинаков, однако, строфа представлена четырехстишием.
Вместо проникновенного желания сострадать, которым охвачена вторая половина оригинального произведения, на переднем плане драма Голгофы. А в двух заключительных строфах, как и в первоначальном стихотворении, молящийся обращается к Марии с просьбой о Ее заступничестве для спасения грешных людей.
На сегодняшний день вопрос об авторстве текста остается открытым. Необычно то, что автор такого распространенного в народе гимна оставался неизвестным. В связи с этим существует несколько версий. Перечислим имена, встречающиеся в литературных источниках: Jakopone da Todi (Jacobus de Benedictis) - Якопоне да Тоди (Якобус де Бенедикту с), Bonaventura - Бонавентура, Bernhard von Clairvaux - Бернард фон Клервоский, Innozenz III - Иннокентий III, Johannes XXII - Иоанн XXII, Gregor XI - Григорий XI, и даже Gregor I - Григорий 1 (см. J.Blume, M.Less). Однако убедительных аргументов в пользу того или иного имени в литературе не обнаруживается (Ozanam, 195). Все же сам факт их существования еще раз подтверждает, насколько известной и значимой была эта секвенция, если ее авторами исследователям хотелось видеть самих понтификов.
Самое раннее упоминание об авторстве Stabat Mater можно найти у историографа Ордена Миноритов Лукаса Уорддинга (Lucas Wardding -1588-1657 гг.), который в своей книге «Scniptores ordinis Minorum»5 называет автором поэта францисканца Якопоне да Тоди. Такова же точка зрения, например, Вольфганга Иртенкауфа6. А профессор Мишель Лесс в начале XX века писал: «Сегодня специалисты принимают без возражений мнение, что автором Stabat Mater является lacobus de Benedictis (Иаков из ордена Бенедиктов), знакомый современникам под именем Iacopone da Todi (Якопоне из города Тоди)» {Лесс М., 2).
Упоминание об авторстве также содержится у английского исследователя Клиффорда Б. Эдгара в статье «Переложение Stabat Mater» (Clifford В. Edgar), который считает автором текста Якобуса де Бенедиктуса (Jacobus de Benedictis) - младшего монаха францисканца.
Наиболее полное собрание сочинений Якопоне да Тоди было издано в Венеции в 1617 году, но оно не содержит Stabat Mater. Озанам (Ozanam) нашел в национальной парижской библиотеке старинный манускрипт поэзии Якопоне, содержащий данную секвенцию, которая находилась также в маленьком списке XIV века, принадлежащем монастырю Monte Santo города Тоди.
Францисканский орден - католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 1207-1209 г. Франциском Ассизским. Сам основатель назвал его орденом меньших братьев. Он был утвержден Папой в 1220 году и призван выполнять важнейшую задачу противостояния различным ересям и повышения авторитета католической церкви.
То, что францисканцы были нищенствующим орденом, сыграло важную роль в росте их популярности, широком признании в простом народе. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру; странствовали, проповедовали бедность и аскетизм, занимались благотворительностью.
В определенном смысле францисканский орден находился в оппозиции к официальной церкви с ее богатством и роскошью, однако, монахом мог стать только тот человек, который признавал авторитет католической церкви. «Древнейший устав», составленный самим святым Франциском, предусматривал не только обет бедности, но также целомудрие и послушание. Духовная радость была обязательной добродетелью францисканства: членам ордена вменялось в обязанность «расторгать сердца людские», как наставлял Франциск, чтобы приблизить их к Богу. Они должны были нести людям надежду и утешение. Впоследствии францисканцы заботились не только о духовности, но и о решении социальных проблем.
Якопоне да Тоди (примерно 1230-1306) - пылкий и плодовитый поэт, был одной из самых выдающихся фигур своего времени. В юношеские годы он вел полную приключений светскую жизнь. В 1268 году после трагической смерти молодой жены он оставил развлечения и общество, чтобы полностью отдать себя Богу и покаянию. Удалившись от мирской суеты, в 1278 году он вступил во Францисканский орден, направив богатый интеллект и неустанную деятельность на то, чтобы искупить прошлую жизнь и обращать к истинной вере грешников.
Образно-эмоциональная характеристика текста. Текст и смысл
Христианское благочестие, комментируя фрагмент Евангелия от Иоанна (Ин, 19: 25-27) называет Марию Скорбящей - Dolorosa. Не случайно в уста Марии часто вкладываются слова «Плача» пророка Иеремии «...все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, как постигшая меня...» (Плач 1:12).
Ее возлюбленный Сын, пригвожденный к древу Креста как раб, «...презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Он был презираем» (Ис. 53: 3).
Параллель можно обнаружить в описании пророчества Захария (Зах. 12: 10), приведенного четвертым евангелистом (Ин. 19: 37): «И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12: 10).
В двух чинопоследованиях, которые служатся во время поста, упоминается о Марии при Христе, причем в обоих случаях Она именуется Матерью Скорбящей.
В комментариях к пониманию смысла отдельных слов, взятых из текста, вкладываются следующие значения.
Слово «стояла» означает мужество, отвагу и стойкость в перенесении страданий и мук. Далее, «стоять рядом с кем-то в момент величайшего страдания» означает сочувствие, готовность помочь, участие и верность вплоть до самой смерти.
Конституция Церкви «Lumen gentim» («Свет народам») определяет роль Марии при Кресте такими словами: «Так Пресвятая Дева следовала путем веры и верно хранила Свое единение с Сыном до самого Креста, подле которого она стояла по явному Божественному замыслу (Ин. 19: 25), глубоко страдая с Сыном Своим единородным и материнским сердцем приобщаясь к Его жертве» (LG, 58; цит. по: М. Лесс, 8).
Об участии Марии в страданиях и унижении Сына говорится в богослужении: «Заслужила венец мученичества при Кресте Господнем» (причастное песнопение).
В обновленном богослужении добавлены следующие слова: social passionis - споспешница страстей или assosiata passioni sui Fitii -приобщенная к страстям Сына Своего.
В молитве над дарами Мария названа мужественной Сослужнтелышцей при жертвенном Кресте.
Совершая память Пресвятой Девы Марии Скорбящей, Церковь молится, чтобы вместе с Марией, стоявшей и смотревшей при Кресте, верующие соучаствовали «в страданиях Христовых и заслужили принять удел в Его воскресении». Что это значит, «участвовать вместе с Марией в страданиях Христовых»? Отвечая на этот вопрос, Церковь приводит следующие слова, сказанные Иисусом: «...отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9: 23). В свою очередь, нести свой крест -значит принять предопределенные Богом события.
Таким образом, для Церкви Мария является образцом христианки, берущей свой крест и следующей за Учителем.
Без участия в страданиях Иисуса нет подлинного христианства и подлинного почитания Марии. Мы участвуем в крестных страданиях Христа по примеру Марии, если мы служим Ему в наших братьях, страждущих и нуждающихся (см. Мф. 25: 31-46, 1 Кор. 12: 12-31).
Stabat Mater воспроизводит Библейский текст Евангелия от Иоанна о распятии Иисуса Христа. Интересно то, что из четырех евангелистов только у Иоанна описана эта сцена: «При Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя!» (Ин. 19: 25-27).
В остальных Евангелиях этот эпизод описан следующим образом: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария мать Иакова и Иосии, и мать сыновей ЗаведеевыюмМф, 27: 56}: «Были тут и женщины, которые смотрел РИзд ал и: меЩ Щіми была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, когда Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим» (Мк. 15: 40-41); «Все же знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк. 23: 49).
Сравнение текста Stabat Mater с евангельскими источниками свидетельствует о поэтизации 1(ентралъного образа, большой силе художественного выражения, яркой эмоциональности, воплощении живого человеческого чувства.
Стихотворение явно делится на две части:
I часть (строфы I—IV) обращается к историческому повествованию Евангелия - вступление и описание ситуации;
II часть (строфы V-IX) - просьбы, обращение к Марии, строфа X -просьбы, обращение к распятому Христу.
В первом трехстишии показана картина распятия, на фоне которой изображается фигура Скорбящей Девы Марии, стоящей у Креста. Вступление торжественно провозглашает достоинства Девы Марии, величие Ее духа, жертву Соискупительницы. М. Лесс отмечает: «Stabat Mater - это мастерский мазок кисти, изобразивший возвышенное страдание Девы Марии, без признаков того вырождающегося искусства, которое представляло ее потерявшей сознание у подножия Креста» (Лесс М., 5-6). Прилагательное lacrimosa вовсе не умаляет величия духа: сам Христос плакал по Иерусалиму и смерти Лазаря (Лк. 19: 41; Ин. 11: 35).
Жанровый стиль музыкальных произведений «Stabat Mater»
Каждое музыкальное произведение может быть оценено с точки зрения воплощения в нем общих жанровых и стилевых свойств. Жанр и стиль предшествуют созданию конкретных сочинений и являются важнейшими факторами традиции, сложившихся жанровых и стилевых канонов.
Рассмотрим категории стиля, жанра и жанрового стиля применительно к музыкальным произведениям, существующим в истории мировой музыкальной культуры под названием «Stabat Mater».
В определении категории стиля, предложенном Е. Назайкинским, отметим три важнейших момента и попытаемся охарактеризовать их на примере жанра Stabat Mater:
1) указание на единый генезис;
2) требование музыкальной, т. е. улавливаемой непосредственно на слух, его выраженности; 3) указание на вовлечение в этот процесс всей совокупности свойств музыки, образующей органически целостную систему (Назайкинский Е,, 2003, 20)
Итак, главным и специфичным для категории стиля является понятие генетического целого. Генетическим целым Е. Назайкинский называет музыкальные явления, имеющие единый источник, каким бы он ни был. Это позволяет говорить о жанровом стиле. В основе различных жанров источники разного происхождения.
Среди жанровых групп в качестве самостоятельных можно выделить группу обиходных жанров, музыка которых запечатлевает определенные жизненные ситуации. В свою очередь, обиходные жанры включают целый ряд самостоятельных жанров, специфика которых продиктована текстом. В этом смысле своеобразие Stabat Mater, жанровый стиль определены поэтическим первоисточником, лежащим в его основе. Анализ текста, выполненный в 1 главе, выявил заключенный в нем преобладающий эмоциональный тон, который выражается в высочайшем накале страдания и скорби.
Именно характер поэтического текста, его содержание определяют второй момент, формирующий явление жанрового стиля: к средствам его выражения относятся музыкальные свойства, сохраняемые традицией. В жанре Stabat Mater это эмоциональная открытость высказывания, напряженность тонуса, динамика развития.
Третий момент, отраженный в дефиниции стиля, - это указание на совокупное множество свойств, позволяющих распознать жанровый стиль Stabat Mater, на охват всех без исключения сторон музыкального текста. Анализ большого числа произведений, носящих имя «Stabat Mater», привел к выводу о том, что наиболее яркими в стилевом отношении, отличительными средствами и особенностями, являющимися характерными признаками жанрового стиля, становятся: 1. Интонационный строй: опора на экспрессивные музыкально-риторические фигуры, мелодические обороты в условиях минорного лада.
2. Тональность: минорная, (преобладание, накопление минора). Анализ 108 композиций выявил следующие закономерности: из 96, написанных в миноре, 30 представлены тональностью g-moll, 28 - c-moll, 25 - f-raoll, 9 - d-moll. Среди оставшихся - лишь 3 случая употребления диезных тональностей. Явное преобладание бемольных тональностей носит неслучайный характер. Некоторые из них исторически связаны с воплощением трагических образных сфер скорби и страдания.
3. Гармония: повышенный уровень диссонантности - последовательность диссонирующих аккордов, альтерация, большая роль задержаний, в современной музыке - значительная хроматизация музыкальной ткани.
4. Ритм: гибкое и многообразное воплощение ритма стиха, преодоление ритмической упорядоченности благодаря применению синкоп.
5. Фактура: преобладание двух чередующихся типов - хоральной и имитационной.
6. Темп: медленный (не претерпевающий существенных изменений). Сдвиг в темпе употребляется композиторами, как правило, ненадолго в середине композиций для создания зоны контраста. В небольших по размеру сочинениях композиторы отказываются от темпового контраста.
7. Динамика; преимущественно тихая. В подавляющем большинстве сочинений градация динамики осуществляется в пределах рр - тр. Чаще всего все названные средства действуют комплексно. В контексте конкретного произведения музыкальные средства выразительности попадают под действие жанрового стиля и вбирают в себя характерные особенности стилевого целого.