Введение к работе
?ІІ! і Актуальность темі. Полифония является одной из главных 'тем в исследовании творчества Кара Караева, так как она непосредственно связана с самыми существенными и своеобразными чертами стиля композитора. Изучение полифонического аспекта музыки Караева способствует раскрытию эволюции его творческого мышления в целом.
Литература о Караева объемна и разнообразна. В ее списке немало значительных, цешшх в научном отношеїгаи работ, обогативших советское музыкознание. Однако раскрытие полифонических качеств музыки композитора не заняло в ней еще должного места. Этот пробел восполняет данная работа, которая, не претендуя на всестороннее изучение полифонического стиля Караева, рассматривает одну из наиболее существенных его сторон, связанную с претворением композитором классических полифонических форм - пас-сакальи и фуги. Данная тема позволяет охватить ряд проблем, среди которых ведущее место занимает проблема традиций и новаторства, тесно связанная с "ориентацией" Караева на важнейшие полифонические прішциш, стили композиторов прошлого и современности и поиском им новых интонационных и композиционных форм,жанровых штрихов.
Центральный аспект в постановке темы диссертации - творческое развитие Караевым стилевых особенностей азербайджанской музыки устной традиции, в связи о чем полифонические форма в творчестве композитора рассматриваются также и в рамках проблемы соотношения национального и интернационального.
Выбор темы создает богатую основу для теоретического анализа, помогает раскрытию художественного облика Караева и его места в современном музыкальном иокусстве.
Методологическую основу работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные проблемам искусства. В диссертации автор опирается на фундаментальные исследования советских музыковедов - труды Б.Асафьева, сконцентрировавшие в себе ленинскую теорию отражения, а также С.Скребкова, В.Протопопова, Л.Мазеля, В.Цуккермана, В.Задерацкого, В.Бобровского, Т.Ливановой, А.Дмитриева, Е.Ручьевокой, Ю.Холопоза и др., посвященные проблемам полифонии, музыкальной драматургии, тематизма и т.д. В работе использованы внсказывания К.Караева о его эстетических принципах.
2.
Научная новизна и практическая ценность работы определяются тем, что впервые на научной основе раскрываются новаторские достижения Караева, доказавшего жизнеспособность и перспективность развития пассакальи и фуги в условиях веками складывающегося национального музыкального стиля. На основе научно-аргументированного анализа делается вывод о безграничных возможностях слияния разнообразных стилевых направлений композиторского творчества со своеобразием азербайджанской (как и вообще любой восточной) музыкальной культуры. Диссертация может способствовать углублению аналитической методики в вузовских курсах полифонии, анализа музыкальных произведений, истории советской и истории азербайджанской музыки.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения, включающего в себя нотные примеры и схемы фуг.
Апробация работы была проведена на заседаниях кафедр теории музыки Азгосконсерватории им.Уз.Гаджибекова и Киевской государственной консерватории им.П.Й.Чайковского.