Введение к работе
Актуальность исследования современного духовно-музыкального творчества обусловлена, прежде всего, тем , что отечественная культура переживает один из переходных моментов своей истории : проведение фестивалей русской православной музыки, оживление концертной практики, позитивные изменения в клироснои репертуаре и, наконец, повышение композиторского интереса к духовно-музыкальному творчеству, - все эти факторы культурной жизни ставят новые специфические задачи перед музыкальной наукой.
Определяя хронологические рамки понятия "современное", мы ограничиваемся периодом после 1988 года, так как время это- наиболее богатое индивидуальными творческими решениями и наиболее напряженное в духовном плане, - определит , по-видимому, все последующее развитие данной ветви отечественного искусства.
Цель нашего исследования - установление закономерностей духовно-музыкального творчества в их преломлении сквозь призму современного композиторского мышления. Основная задача работы - выявление художественной направленности современной духовной музыки на различных уровнях стиля. В этой связи представляется возможным выделить : во-первых ,- общую характеристику современного духовно-музыкального творчества как целостного объекта, во-вторых ,- анализ индивидуально-авторских подходов к такого рода композиции.
Материалом диссертации являются сочинения, представляющие как клиросные, так и внеклиросные формы духовной музыки. Среди авторов : Николай Ведерников, Юрий Евграфов, Кирилл Волков, Валерий Калист-эатов, Николай Каретников .Алексей Киселев, Андрей Микита .Алексей Парин, Владимир Мартынов, Владимир Рубин, Валерий Пьянков и другие.
Введение в исследовательских обиход большого числа современных композиций духовной тематики, большого круга композиторских имен среднего и молодого поколения , а также новых аналитических методик - обусловили научную новизну данной работы.
В поисках метода исследования мы обращаемся к знанию, накопленному в XIX- начале XX вв., к трудам Д. Разумовского, В. Метаплова, А. Преображенского, А.Никольского, а также к современным работам, касающимся анализа духовной музыки (среди них работы Г.Алексеевой, М. Бражникова, Т. Владышевской, Н. Гуляницкой , М. Рахмановой ).
В настоящее время наиболее сложной и актуальной исследовательской проблемой является поиск адекватной методологии. Мы полагаем, что различные исследовательские подходы и терминологический аппарат, содержащиеся в упомянутых выше трудах, в целом применимы к анализу современного духовно-музыкального творчества. С другой стороны , важно взглянуть на изучение явления с иных точек зрения, прежде всего - с позиций современного композиторского мышления.
Ориентируясь в своем исследовании на интердисциплинарный подход, мы привлекаем ряд идей из смежных областей искусства, включая работы по общему искусствоведению. Существенным представляется также и изучение трудов, посвященных философско-религиозным и богословским вопросам. Итогом может стать построение такой методологической модели, которая окажется применимой к анализу изучаемого объекта.
В качестве объектов исследования выделены три уровня современного духовно-музыкального творчества.
Первый уровень - связан с особенностями функционирования духовно-музыкального канона в современных условиях, в анализе его саморазвития со временем или возможностями его "стилистического выражения" \ термин Г. Вагнера \.
Второй уровень - художественно-творческие подходы. Эта ступень исследования имеет прямое отношение к авторскому сознанию и характеру интерпретации универсальных категорий канона ,стиля .жанра , что находит свое выражение во взаимопереходе канонических и стилевых элементов, а также в выборе стилистических образцов.
Третий уровень объекта - конкретные композиции. Их изучение осуществляется через анализ внутреннего устройства, классификацию канонических и неканонических элементов, выявление жанровой принадлежности и стиля произведения, соотнесение их со "стилем автора" и общими стилистическими тенденциями.
Относительно метода анализа отдельных уровней объекта, а также отдельных сочинений, целесообразным представляется выделить определенные исследовательские "шаги". Нами использована общелогическая схема , связанная с выбором исходных позиций анализа; познанием внешних связей ; анализом и классификацией элементов, связей и взаимоотношений; определением инварианта, обобщений о соотношении канона и стиля.
Понятийно-терминологический аппарат работы обусловлен всеми названными выше задачами и методологией исследования; он видится как совокупность общенаучных понятий и специальных терминов, исторически сложившихся в соответствующей области музыкознания.
Структура исследования - введение, три главы, заключение - отражает специфику основной проблемы и ее аспектов.
Во Введении кратко обоснована актуальность темы, обозначена цель, основная задача и подзадачи, методология и структура исследования; в нем помещен обзор литературы с выяснением проблемной ситуации.
В Главе I дана общая характеристика духовно-музыкального творчества наших дней с точки зрения соответствия каноническим установлениям ( Ъ, 1), а также в современном срезе жанровой стилистики ( 2).Такой
подход позволяет исследователю не только определить границы изучаемого направления , выделить группы сочинений и сформулировать их отличительные признаки, но и концентрирует внимание на традиционно регламентируемых параметрах музыкальной композиции ( в частности -звуковысотности и ритмике), а также на способах взаимодействия современных и традиционных средств выражения.
В Главе II рассматриваются индивидуально-авторские подходы, применимые к двум группам клиросных форм ( малые , крупные). Это серия аналитических этюдов о современных переложениях ( ^ 1), и клиросных "циклах" - Литургии и Всенощном Бдении ( 2).Если произведения первой группы практически всецело связаны с напевом и являются по сути "обработками", то произведения второй группы - именно сочинения, демонстрирующие авторский подход к клиросной форме.
Глава III посвящена анализу стиля произведения на примере внекли-росных сочинений духовно-музыкального творчества : оратории Русские страсти \1991\ Алексея Ларина ( ^1) и Missa Rossica Владимира Мартынова ( Е, 2).Оба сочинения сопоставимы по структуре и масштабу (15 и 16 номеров соответственно), относятся к типу внеклиросных форм , содержат определенные "знаки" церковной стилистики ( тексты, напев и т.п.), оба представляют собой новые жанровые образования. Специфика - в создании внутренних музыкальных законов особых для каждого из произведений, и в тоже время родственных поэтике композитора-автора.
Заключение работы , подводящее итог проведенного исследования, намечает дальнейшие перспективы изучения очерченной в диссертации проблематики.
Библиография составлена по предметному принципу .Имеется также Приложение к работе , состоящее из трех частей : 1- нотные иллюстрации , 2- схемы, 3- нотография.
Работа прошла апробацию на кафедре теории музыки Российской Академии Музыки им. Гнесиных : прочитаны отдельные монографические лекции в курсе Современной гармонии для студентов-музыковедов. Кроме того, автор неоднократно участвовал в научных конференциях : в 1993 г. и 1995 г. с докладами на Международных конференциях, организованных РАМ им. Гнесиных; в 1996 г. - на Международной конференции памяти Д. Разумовского, организованной МПС им .П. Чайковского.