Введение к работе
І.
Актуальность темы. На исходе века музыкальное искусство XX столетия все же освоено и оценено далеко не в полной мере. Как ни парадоксально, но именно творчество современников зачастую остается в тени. Особую актуальность эта проблема обретает при обращении к современной зарубежной музыке. В частности, не изучено и творчество Эрнста Кшенека (І900-І99І) - крупного композитора, гг-гблициста, педагога, общественного деятеля, оказавшего многогранное воздействие на культуру XX века. Между тем, художественная жизнь есть некая целостность, и выпадение даже одного звена нарушает единство.
Если за рубежом - в Европе и в Америке - Кшенек является общепризнанным и авторитетным композитором современности, то в нашей стране его творчество нуждается в "реабилитации", т.к. на протяжении нескольких десятилетий оценивалось преимущественно негативно (как художественно и идеологически сомнительное). В настоящее время наблюдается некоторый интерес к наследию Кшенека-эссеистз и теоретика.'При этом музыка остается щ "жтически неизвестней, что представляется несправедливым: лучшая часть его наследия несомненно имеет не только историческую, но и художественную ценность. Она достойна более пристального внимания со стороны исполнителей и исследователей.
Основное внимание в работе сосредоточено на оперном творчестве композитора. С одной стороны, это ведущий для него жанр, а с другой, - именно музыкальный театр и .по сей день является ареной острой борьбы. Несмотря на появление в последние годы целого ряда музыковедческих работ по вопросам современного зарубежного музыкального театра, он остается наиболее проблематичным жанром; t>ro жизнеспособность и художественная ценность вновь и вновь подвергаются сомнению.
Объектом исследования избраны сочинения 20-ых годов, стоящие у истоков творческого пути Кшенека, но достигшие значительной зрелости. В них нашли воплощение идеи оперной эстетики композитора,' которые в дальнейшем повлияют на развитие музыкального театра 60 -кх не только самого Ктенека, но и других немецкоязычных авторов.
A\
Цель работы заключается в актуализации оперного наследия этого композитора; в выявлении художественного своеобразия его опер 20-ых годов в контексте развития жанра; в определении их места в общей картине становления музыкального театра современности.
Задачи исследования:
в I главе - проанализировать эволюцию творчества Кшенека в 20-ые годы. Рассмотреть влияние, оказанное на него крупнейшими представителями австрийской культуры;
во II главе - представить основные положения оперной эстетики Каенека, опираясь на его литературные работы. Выявить драматургические, жанровые и стилевые черты опер 20-ых годов.
Научная новизна диссертации. Впервые (после периода 20-ых годов) предлагается развернутое исследование, в котором автор стремится с позиций сегодняшнего дня более объективно представить оперное творчество значительного композитора, снять издержки и крайности в оценках, укоренившиеся в отечественном музыковедении на протяжении последних десятилетий. Дается подробный анализ драматургии семи опер, привлекаются малоизвестные источники, в том числе, связанные с оперными постановками в России. Отмечается позитивное воздействие поисков Кшенека на становление яэнра музыкального театра в XX веке (в частности, на творчество молодого цюстаковича и послевоенный музыкальный авангардный театр).
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения. Включает список литературы из 138 наименований и приложение с 30 нотными примерами.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре современной отечественной музыкальной культуры московской государственной консерватории. Содержание основных вопросов изложено в двух статьях и тезисах трех научных конференций.