Введение к работе
Актуальность. Новое в музыке последних десятилетий во многом связано со стилевыми взаимодействиями и определяется панорамным, историческим сознанием участвующих в музыкальном процессе. Расширение стилевого диапазона, наблюдаемое в музыкальной практике, выступает прямым следствием разрушившейся старой и не сформировавшейся в виде некоей целостности новой художественной картины мира, актуализируя ряд проблем музыкальной теории. Так, изменения в сфере гармонии ставят под сомнение то, что всегда считалось ее фундаментом, а значит - возможность исследовательского осмысления и интерпретации звуковысотности. До сих пор не выяснено, каким должен быть подход в изучении гармонических явлений, отличающихся вторичностью, функциониру-щих условно, скогее как знаки той или иной стилевой эпохи, становящихся в большей степени предметом изображения, нежели средством выражения. Эти вопросы остаются открытыми еще и потому, что в теории гармонии они не имеют в настоящее время статуса самостоятельной проблемы.
Понятно, что именно звуковысотная организация в музыке является наиболее специфическим репрезентантом нового "метасти-ля" (определение И-Рыжкина), его по сути дела материальным воплощением. Но если стилевые взаимодействия представлены "смешанной техникой" (Г.Григорьева) и,' прежде всего, смешанной гармонической техникой, то что способствует в таком случае достижению целостности произведения? Думается, также гармонические факторы, только иного, более высокого уровня. Так возникает идея многоуровневости звуковысотной организации, представление о новом звуковом континууме -метасистеме.
Стремление объяснить сущность звуковысотной организации в условиях стилевых взаимодействий, найти механизмы ее познания и обусловило цель диссертации. Предполагалось, доказав возможность и необходимость расширения понятия гармонии в современной музыке, рассмотреть ее как метасистему, последовательно реализующуюся в иерархии уровней. Это потребовало решения в работе следующих основных задач: - установление уровней проявления звуковысотности (субсистема - система - метасистема), определение основных гармонических единиц и типов функциональных связей на каждом уровне; - разработка соответствующего подхода к ана-
лизу новой гармонк:і; - соотнесение этих явлений в сфере звуко-высотности с особенностями синтаксиса, композиции и драматургии произведения.
Предметом диссертации стало рассмотрение тех тенденций в эволюции гармонического языка ряда отечественных композиторов, которые порождены новым типом "мышления стилями", то есть могут быть интерпретированы как в семантическом, так и в мировоззренческом ключе. В качестве материала избраны произведения Э. Дени-сова, Б. Тищенко, А. Шнитке, Р. Щедрина (написанные преимущественно в концертном или сонатном жанре), являющиеся яркими и показательными для индивидуального стиля этих композиторов, а также с точки зрения процессов музыкальной культуры в целом. Такая "показательность" необходима, поскольку характер реализации подчеркнуто семантических возможностей звуковысотности в музыке последнего времени обусловлен не только общеэстетической и "технологической" ситуацией, но и конкретными установками того или иного художника, его мировидением. Тем более, что стремление к содержательной наполненности используемых "техник", отмечаемое исследователями у этих композиторов, отражает, по-видимому, особенности российской культуры, ее глубинные духовные традиции.
Избранные произведения, к тому же, демонстрируют различные виды полистилистики - от "коллажного" до "симбиотического" (если воспользоваться терминологией К. Шгокхаузена), однако мета-системность звуковысотной стороны .приобретает в них характер закона; гармония не только является звуковысотной организацией, но становится непосредственным способом бытия музыки, ее материей, формой, идеей одновременно. .
Специфика современной гармонии, ее полиморфность и семантическая неоднозначность побудили использовать в работе разнообразные принципы исследования: от системного подхода и связанных с ним понятий (иерархичность, стадиальность, функциональность) до традиционных приемов музыковедческого анализа. Возникла потребность расширения ракурсов изучения: помимо текста -подход с позиций контекста; соединение семиотического и мировоззренческого аспектов, синтагматического и парадигматического. В этом отношении диссертация опирается на важнейшие положения
эстетической и музыкальной науки, в том числе - теории гармонии (труды о современной гармонии Ю. Холодова, Е Гуляницкой, исследования лада в работах Ю. Бычкова, Ю. Кудряшова и др.). В поисках метода было целесообразно обратиться к тому, что предлагает сама музыкальная практика: открытость для интерпретаций, запланированная многоедойность, когда противоположности в этих слоях не сталкиваются, сопоставляясь или противопоставляя^, а взаимоперемещаются, просвечивают друг через друга. Такая музыка подсказала использование всех указанных ракурсов в едином полифоническом методе.
Структура диссертации, состоящей из введения, двух глав с соответствующими рубрикациями, заключения, списка литературы на русском и иностранных языках, нотного приложения, во многом ориентирована на обоснование и раскрытие этого метода. Сама "двухчастность" работы обусловлена рядом причин. С одной стороны, она отражает естественное деление исследования на теоретический и практический разделы: теоретическая разработка поставленных вопросов предваряет попытку решить их в ходе анализа музыки, на практике применяя выдвинутые положения. С другой стороны, декларированная во Введении идея о перерастании гармонии как техники в гармонию как эстетику, о становлении гармонии о гармонии (подобно Musik uber Musiк) потребовала для своего подтверждения рассмотрения достаточно широкого круга литературы, отдельного разговора о технике композиции и технике письма в музыке XX века.