Введение к работе
- З -
В целом творческое наследие Дебюсси отнвдь не обойдено вниманием исследователей, исполнителей и слушателей. Но шстерия "Мученичество святою Себастьяна" долгое время не внзнвала того интереса, на который была бы вправе рассчитывать, и находилась как бн в тени других опусов композитора.
Актуальность диссертации определяется значительностью "Мученичества святого Себастьяна" и в творчестве самого Дебюсси (это одно из достаточно поздних, обобщающих произведений), и в контексте развития музыкального театра начала XX века. А в свете практически полной неизвестности мистерии Дебюсси в нашей стране актуальность данного исследования значительно возрастает.
Цель -работы ыокно определить как исследование мистерии Дебюсси "Мученичество святого Себастьяна" - одного из важнейших и наиболее значительных произведений в творчестве композитора, сфокусировавших острейшие проблемы искусства и культуры начала XX века. Естественно, что эта цель детализируется и предстаёт а виде комплекса проблем,
В задачу диссертации входит, прежде всего, исследование ряда вопросов, касающихся филоссфско-ілировоззренческой позиции Дебюсси и, в частности, его религиозник убездений. Особые аспекты проблематики диссертации связаны с развитием новых форм музыкального театра(в том чиле релитаозно-мйстериального)в XX веке.
Далее, мистерия "Мученичество святого Себастьяна" в процессе рассмотрения постепенно "погружается" во всё более расширяющийся контекст. Она предстаёт как явление творчества самого Дебюсси, затем - искусства рубежа ХІХ-ХХ веков и наконец - ставится в контекст истории искусства в целом.
Научная новизна-диссертации определяется раскрытием постав-
ленннх авторок задач.. Впервые в русском музыкознании проводится подробный анализ музыкальной драматургии "Мученичества святого Себастьяна", а также вводятся в обиход материалы до незаконченной онере Дебпсси "Падение дона Ливров".
. -йетододогия исследования сформировалась на пересечении комплексного историко-культурного подхода, вклшащего обширный пласт философско-эсгетического материала, и детального интонационного анализа музыкальной ткани в её связи с драматическим
действием.
. . Практическая ценность работы. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах истории музыки, анализа музыкальных произведений, а также истории и теории культуры. Они могут способствовать дальнейшему изучению музыкальной культуры и искусства XI века.
Апробация работы. Диссертация обсуадаяаеь на заседании кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории вы. П.И.Чайковского 21 марта 2000 г. и была рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы и Приложения, включающего нотные примеры.