Введение к работе
з
Актуальность исследования. Недавно завершившийся XX век ознаменовался повышенным интересом к искусству прошлого Музыка барокко, Возрождения, Средневековья постепенно становится все более востребованной современными исполнителями и слушателями Произведения великого итальянского композитора, клавириста и педагога Джироламо Алессандро Фреско-бальди (1583-1643) принадлежат к тому же ряду Слава Фрескобальди была велика как в Италии, так и в других странах Европы Уже его современники осознавали ключевую роль Фрескобальди в формировании итальянского клавир-ного стиля XVII века Влияние его клавирной музыки сохранялось в течение более чем столетия после смерти композитора (изданные «книги» его музыкальных сочинений переписывались в Германии вплоть до XIX века)
Новая волна пристального интереса к творчеству композитора возникла в XX веке Исполнители обратились, прежде всего, к клавирному наследию мастера Но и его произведения вокальных жанров начинают все чаще звучать в концертах и записываться на компакт-диски
Фрескобальди весьма интересен и для музыковедов как творец переломно-переходной эпохи (определение М Н Лобановой1), как универсальный композитор, писавший почти во всех жанрах своего времени, как гениальный полифонист, достойный продолжатель традиций нидерландцев, наконец, как инвентор в области гармонии, которого можно смело сравнить с К Джезуальдо и К Монтеверди
Избранный ракурс исследования— стиль Джироламо Фрескобальди в контексте эпохи - представляется новым и перспективным Несмотря на достаточно обширную зарубежную литературу о композиторе (в отличие от более чем скромной русскоязычной фрескобальдианы2), феномен стиля Фреско-
1 Лобанова М Н Западноевропейское музыкальное барокко проблемы эстетики и поэтики -
М Музыка, 1994 -С 26
2 Единственная крупная работа о Фрескобальди на русском языке- диссертация Е В
Бурундуковской [Бурундуковская Е В Органно-клавирные сочинения Джироламо Фреско
бальди и вопросы их исполнения на органе Дис < > канд иск - М МГК им П И Чай
ковского, 1993]
4 бальди не становился предметом специального теоретического рассмотрения В фокус музыковедов попадают жизнь и творчество композитора, анализируются некоторые стороны его музыкального языка1, однако комплексное теоретическое изучение стиля все-таки отсутствует, что и обусловливает актуальность темы предлагаемой работы
Главная цель настоящего исследования - выявить основные особенности стиля Фрескобальди, представив их в контексте эпохи Достижение данной цели предполагает решение более локальных задач, основные из которых
изучить музыку композитора в соотношении со свойственной эпохе барокко «полифонией стилей», понять и показать, как в его индивидуальном стиле сплавлены разные «манеры», существовавшие в то время,
выяснить особенности трактовки жанров, к которым обращался Фрескобальди и, по возможности, определить вклад композитора в судьбы их исторического развития,
объяснить специфику звуковысотной системы композитора,
изучить особенности организации тематизма, соотношения заимствованных и авторских тем, способов их развития,
исследовать композиционные закономерности сочинений Фрескобальди,
выявить семантику различных элементов музыкального языка композитора
Материалом исследования послужили все доступные нам нотные издания произведений Фрескобальди и аудиозаписи их современных исполнений Несмотря на то, что клавирная часть его наследия чрезвычайно значима, вокальные сочинения обладают не меньшей художественной ценностью, и без рассмотрения обеих сфер творчества мастера картина стиля была бы неполной
1 Ronga, Luigi Gerolamo Frescobaldi -Torino F 111 Bocca, 1930
Hammond, Frederick Girolamo Frescobaldi - Cambridge, Massachusetts, and London, England
Harvard University Press, 1983
Frescobaldi e il suo tempo - Venezia Marsiho Editori spa, 1983
Girolamo Frescobaldi nel IV centenano della nascita atti del Convegno mternazionale di studi
(Ferrara, 9-14 settembre 1983) / a cura di Sergio Durante e Dmko Fabris - Firenze L S Olschki,
Frescobaldi studies I edited by Alexander Silbiger - Durham Duke University Press, 1987
5 Поэтому мы постарались охватить весь спектр жанров, в которых работал композитор
Методология исследования и его теоретическая база выстраивались не только с учетом трудов, непосредственно посвященных творчеству Фрескобальди Так, в своем понимании категории стиля мы придерживаемся сложившейся в отечественном искусствознании традиции, согласно которой стиль — это единство означаемого (идей, образов, эмоций) и означающего (системы выразительных средств)1 Творчество Фрескобальди рассматривается нами как целостное явление, в котором, тем не менее, переплетены многие стили-«ма-неры», сосуществовавшие в эпоху раннего барокко
При рассмотрении музыки композитора было уделено внимание как специальному, так и неспециальному ее содержанию2 Анализ многочисленных аспектов стиля Фрескобальди потребовал применения системного подхода, а неразрывная связь исследуемого феномена с контекстом эпохи - культурологического При изучении специального музыкального содержания произведений композитора, был использован широкий спектр историко-теоретических методик, представленных в трудах С И Танеева, В В Протопопова, Ю Н Холо-пова, В Н Холоповой, Т Н Дубравской, К И Южак, Б А Каца, Н А Симаковой, Ю К Евдокимовой, Е В Вязковой, И К Кузнецова, М Н Лобановой,
0 И Захаровой В исследовании неспециального содержания музыки Фреско
бальди возникла необходимость прибегнуть к базовому для всех гуманитарных
наук методу интерпретации, или герменевтическому методу
Научная новизна диссертации заключается в следующем - впервые в отечественной литературе предпринимается попытка целостной характеристики стиля Фрескобальди с учетом и инструментальных, и вокальных сочинений композитора,
1 Медушевский В В Стиль как семиотический объект - Советская музыка, № 3, 1979 -
С 31-32
2 В трактовке данных понятий мы опирались на труды В Н Холоповой, предложившей их
(«Специальное и неспециальное музыкальное содержание» - М Преет, 2002), и А Ю Куд-
ряшова («Теория музыкального содержания Художественные идеи европейской музыки
XVII-XX вв » - СПб Издательство «Лань», 2006)
впервые в отечественном музыковедении исследованы вокальные произведения Фрескобальди мессы, музыкальные арии, мотеты, мадригалы,
выявлен стилевой универсализм музыки Фрескобальди, отражающий многообразие раннебарочных стилей-«манер»,
подчеркнута особая роль фантазийного стиля в процессе формирования индивидуального авторского почерка композитора, **& ^
выделены типичные и индивидуальные черты звуковысотной системы произведений Фрескобальди, основанной на гибком сочетании черт модальности и тональности, привнесении разнообразно трактованных и по-разному, в зависимости от контекста, функционирующих хроматики и диссо-нантной гармонии,
осуществлена классификация типов тематизма Фрескобальди, выделены основополагающие принципы организации и развития тематизма,
показаны особенности контрапунктических приемов композитора, в частности, наиболее специфичных для него техник имитации и сложного контрапункта,
предложена классификация композиционных типов сочинений Фрескобальди, рассмотрены их основополагающие принципы,
выявлены закономерности построения циклов;
определена особая роль принципа контраста в организации формы, охарактеризованы используемые у Фрескобальди виды контрастов,
впервые предпринята попытка понять неспециальное содержание музыки Фрескобальди проанализированы особенности построения диспозиции, составлен словарь смыслонесущих единиц музыкального языка композитора
Практическая значимость Материалы диссертации могут быть использованы в курсах истории музыки, полифонии, гармонии, анализа музыкальных произведений, а также в курсах «Музыкально-теоретические системы» и «Музыкальное содержание» Знакомство с исследованием может быть полезно также исполнителям, обращающимся к творчеству Фрескобальди
Апробация работы. С различными положениями диссертации автор выступал на Всероссийской научной конференции «Моцарт и современность» (23 марта 2006 г, Ростов-на-Дону), на Международной научной конференции «К 100-летию со дня рождения В П Бобровского» (6 октября 2006 г, Москва) Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории музыки и композиции РГК им С В Рахманинова 19 сентября 2007 года
Положения, выносимые на защиту:
Фрескобальди- универсальный гений, сумевший объединить в своем индивидуальном стиле все многообразие барочного многостилья, внести значительный вклад в развитие не только инструментальных, но и вокальных жанров,
в звуковысотной организации музыки композитора отражается сосуществование «старого» и «нового» модальности и тональности, кон-корда как суммы интервалов и аккорда-монолита, гармоническому стилю мастера свойственно широкое применение хроматики и диссонантных средств,
типы тематизма Фрескобальди различны и простираются от области заимствований до новоизобретенных тем,
композиция в пьесах автора может мыслиться и как невременнбе, фактурное сложение, и как логически и риторически развертывающееся высказывание,
музыка Фрескобальди глубоко риторична, что проявляется в ее эффектности, использовании принципов риторических dispositio и elocutio,
в музыке композитора (вокальной и особенно инструментальной) происходит закрепление семантики за конкретными единицами музыкального текста, и этот смысл в значительной степени будет сохраняться за данными средствами в последующие столетия
Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, Библиографического списка на русском и иностранных языках и пяти Приложений, куда включены примечания (I), переводы избранных текстов мадригалов и арий Фрескобальди (II), перевод статьи Ф Хэммонда и
8 А Сильбигера о жизни и творчестве композитора [Hammond, Silbiger, 2001] (III), список сочинений Фрескобальди (IV) и нотные примеры (V)