Введение к работе
Актуальность исследования. Сегодня, в 9и-е годы лл век.т, } являемся свидетелями расцвета камерной музыки в Армении и, )лее того, особого внимания композиторов к ней. настоящая ра-5та - это история жанра фортепианного трио в Армении.
Фортепианное трио армянских композиторов представляет зна-ітельньїй интерес как художественно полноценная область какер-э-инструментальной музыки. Многие произведения этого жэчра вдвинулись в ряды лучших достикений советской камерной музыки. щ сочинений вошел в репертуар известных советских и зарубен-лх исполнителей.
К жанру трио обращались в разное время композитора А.Степа-ін, ^.Ходжа-Эйнатов, Г.Чеботарян, А.Бабаджанян, Г.Ахинян, .Мансурян, -'Л.Чаушян, Р.Саркисян, А.Оібатян и другие. Различие змпозиторских индивидуальностей обусловило многообразие *орм, гилей, концепций в жанре г^ортепиачного трио.
Тем не менее, эта область армянской камерно-инструментяль->й музыки почти не представлена в отечественном музыковедении, грвым трудом, обобщившим имеющийся материал по данному жанру, зляется очерк Г.Геодакяна и М.їер-Симонян "Камерно-инструмен-иьная музыка" (сб. "Ыузыка Советской Армении - Л., iVOo). Не-)торые фортепианные трио упоминаются в работе л.Раао'ена (кн. Советская камерно-инструментальяая музыка" - їй., ІУоо). В кни-i С.Аматуни "Арно Бабаджанян" (ї»р., I9do) имеется аналитичес-ій раздел, посвященный трио композитора.
Общий пробиль вышеуказанных работ не мог создать возможнос-1 для более глубокого изучения обширного материала, представ-энного в жанре армянского фортепианного трио.
Основная задача диссертации - создание целостного предста ления о формировании и развитии фортепианного трио в Армении.
Научная новизна работы. В диссертации мы попытались проел дить за сложной' судьбой армянского фортепианного трио от исто ков до настоящего времени. Такая попытка осуществляется впервые. В результате многолетних поисков в государственных и лич ных архивах, библиотеках Армении удалось собрать" и сиетематиз ровать весь имеющийся по теме нотный материал (печатный и рук писный). Большая часть представленных в диссертации материало изучается впервые, как, например, обнаруженные в архиве Музея литературы и искусства им. ь.Чаренца неизвестные ранее "Гавот для фортепианного трио Т.Чухаджяна, "Похоронный марш" X.Кара-Мурзы (переложение для фортепианного трио), два фортепианных трио О.Тер-Григорян, Элегия-трио А.Степаняна. Обнаружение наз ванных произведений меняет историю жанра, отодвигая дату рожд ния армянского фортепианного трио на десятки лет назад, проти общепризнанной в армянском музыковедении даты (1931 год, форт пианное трио "^Зесна" Э.Кзартмяна).
Практическое значение работы. Научные идеи и выводы дисеє тации могут быть использованы в музыкальной критике. Они Morj найти практическое применение в лекционных курсах истории муг ки народов СССР. Нотный материал, представленный в работе, рг ширит ансамблевый репертуар концертных исполнителей и студені музыкальных училищ и консерваторий.
Апробация исследования. Диссертация выполнена и обсужденг на кафедре теории, критики и практики музыкального искусства Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории име ни Н.А.Римского-Корсакова. По теме диссертации автором прочит
- 'о -
эяд докладов для педагогов и студентов фортепианного, струнного і теоретического отделений ереванского муз.училища им. Р.Мели-сяна.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с нотным приложением (о9 примеров), списком литературы (66. наименований) и списком фортепианных трио армянских композиторов {оЬ произведений).