Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория музыки в современной практике музицирования Бергер, Нина Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бергер, Нина Александровна. Теория музыки в современной практике музицирования : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Бергер Нина Александровна; [Место защиты: Саратовская государственная консерватория].- Саратов, 2012.- 498 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами, главным из которых признаётся взаимоотношение между теорией музыки и музыкальной практикой. Исполнительская музыкальная деятельность в современной науке понимается как процесс, в котором объединяются художественная и техническая стороны при определяющей роли художественной. При этом признаётся, что техническая сторона обладает относительной самостоятельностью (О. Шульпяков, В. Сраджев, В. Юшманов) и рассматривается с позиции того, что - «умные руки способствуют развитию мозга» (М. Горький). В диссертации аналогично понимается соотношение в музыке художественной и конструктивно-логической сторон. Логическая сторона также может приобретать относительную самостоятельность в качестве теоретической составляющей мышления музыканта, помогающей выходу на художественный уровень.

В современном музыковедении основным предметом исследования становится композиторское творчество, характеризуемое через стилевые показатели гармонии, мелодии, аккордики, ритма, лада и т. д., которые обозначаются

в диссертации как категории музыки , а их содержание связывается с музыкальным языком . В трудах о деятельности музыканта-исполнителя данные категории рассматриваются гораздо реже. И, как показывают наблюдения, большая часть работы исполнителя осуществляется при минимальной опоре мышления на теоретическую составляющую. Это проявляется при музицировании вне выученного текста (при чтении с листа, транспонировании, импровизации), когда страдает самый хрупкий, но и самый важный компонент звучания -его интонационное осмысление. Предполагается, что установление более прочной связи между теорией музыки и музыкальной практикой на начальном уровне обучения музыке в наибольшей степени может способствовать смягчению указанного явления.

Данная проблема поднимается при общении с музыкантами на семинарах, мастер-классах, при посещении уроков по специальности и при анкетировании . Эта тема часто затрагивается в печати (Л. Гинзбург, Н. Перельман, С.

1 Существует понимание музицирования с теми или иными ограничениями: как исполнение музыки в до
машней обстановке или как игра на музыкальных инструментах (в отличие от пения).

2 В теории их обозначают разными общими понятиями. Чаще всего их называют средствами музыкальной
выразительности.

3 В диссертации понятие «музыкальный язык» отдельно не исследуются. Вслед за Т. Бершадской «категория
"музыкальный язык" понимается ... в сугубо грамматическом смысле, как система организации средств выра
жения».

Так, например, в конце XX века на Всесоюзном конкурсе исполнителей на духовых инструментах в Ленинграде было проведено анкетирование участников конкурса и членов жюри по вопросу роли теоретических

Мальцев, И. Розанов, И. Земцовский, В. Яконюк, М. Харлап), в докладах на конференциях. Она же становится предметом дискуссии в Интернете. Обособленность теории музыки, замыкание её на себя при высоком уровне развития квалифицируется в диссертации как противоречие .

Формирование в мышлении музыканта изначальных представлений о музыкальных категориях традиционно связывается с задачами элементарной теории музыки. Теоретические представления на этом уровне, призванные облегчить введение в процесс музицирования, как правило, обособлены от этого процесса, а их освоение само по себе весьма трудоёмко. Не находя применения в практическом музицировании, многие из них становятся фактором, вызывающим у музыкантов негативную реакцию - отторжение. Таким образом, слабым звеном в общей теории музыки представляется содержание начального раздела, являющегося базовым в образовании музыканта. Усиливающаяся тенденция к изъятию предмета сольфеджио из учебных планов музыкальных школ (по просьбе учеников и их родителей) является косвенным свидетельством слабости именно этого звена. Следствием этой тенденции становится невостребованность профессии музыковеда на первой ступени музыкального образования.

Низкий уровень коммуникативной функции теоретических положений по отношению к музыкальной практике делает невозможным включение их содержания в качестве составляющей общего музыкального образования. Явно парадоксален факт, что преподавание в средних и высших учебных заведениях нашей страны таких предметов, как эстетика и мировая художественная культура, не предполагает общего музыкального образования преподавателя (концептуального понимания фундаментальных категорий музыки, её специфических свойств в соотношении со стилевыми показателями, знакомства с музыкальной письменностью). Вследствие этого музыкальное искусство и система музыкальных ценностей выпадают из концепции мировой художественной культуры.

Ещё одна характерная для нашего общества черта: несмотря на высокий уровень академического музыкального образования, интерес к нему стремительно снижается (особенно в начальном и в среднем звеньях). Всё резче обозначается разрыв между языками бытовой и серьёзной музыки, который В. Ме-душевский оценивает как подтачивающий социальную базу последней и считает опасным. «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм) - проблема, всегда актуальная для общества. От направлений в её разработке зависят многие процессы, происходящие в музыкальной культуре. Один из исторических прецедентов -реформа Гвидо Аретинского, направленная на начальное звено музыкального образования, но оказавшая кардинальное влияние на всю эволюцию европейского музыкального искусства становлением музыки письменной традиции.

представлений для их музыкальной деятельности. Из 500 розданных анкет было получено 100 (сама цифра свидетельствует о многом), из которых только в 15 анкетах указывалось положительное влияние представлений, сформированных на занятиях по теоретическим дисциплинам.

5 Обнаружение противоречия в явлениях с целью его смягчения или устранения признаётся исходным моментом изобретения в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Г. Альтшуллером.

Появлению настоящего исследования предшествовало многолетнее осмысление проблем, имеющих место в практической деятельности музыканта на разных этапах формирования его музыкального мышления. Часть этих проблем проявляется на уроках по теоретическим дисциплинам. Систематизация ошибок, совершаемых учащимися разных специальностей, показала, что корни многих из них кроются не в отсутствии тех или иных способностей, но в системе начальных представлений музыканта, в том числе имеющих концептуальный характер. Несмотря на усилия многих поколений педагогов, большая часть вопросов, относящиеся к обозначенным проблемам, остается нерешённой. Категориальный аппарат теории музыки, отдельные области которого на протяжении истории трактовались наукой как учения (о гармонии, контрапункте и т. д.), требует коррекции начального звена с учётом запроса музыкантов-практиков.

Музицирование протекает в ситуации, обозначенной Е. Назайкинским как «ограниченность звучания музыки во времени», т. е. принятие решения требует упреждающих факторов в мышлении музыканта (С. Мальцев), что близко соприкасается с мышлением людей, действующих в условиях «скоростного» режима. Этим музицирование принципиально отличатся от деятельности композитора или музыковеда. Основное внимание в диссертации направлено на тот аспект представлений о категориях музыки, который, начиная с первых этапов обучения, выведет музыканта на слухо-двигательные ощущения, необходимые для деятельности музицирования.

Объектом исследования служат категории музыки (звуковысотность, ритм, лад, аккорд, мелодия), рассматриваемые со стороны формирования начальных представлений о музыкальном языке.

Предметом исследования является функционирование логического компонента в музыкальном мышлении, служащего опорой в разных видах музыкальной деятельности: а) в понимании музыкального языка адресатом музыки, б) в работе над музыкальным текстом; в) при музицировании вне выученного текста.

Цель исследования - теоретически обосновать способ включения в тезаурус современного человека умения музицировать с опорой на освоение музыкальных категорий и различных форм их взаимодействия, что должно стать базой общего музыкального образования.

Задачи исследования. Главная задача - найти принципы структурирования музыкальных категорий, выводящие адресата музыки на языковой уровень освоения этих категорий. Данная общая задача подразделяется на ряд более частных:

1. Обнаружить факторы, мешающие музыканту в достаточной мере опираться в мышлении на теоретические понятия.

  1. Найти константные характеристики для каждой музыкальной категории, которые выведут начальный уровень мышления музыканта на предметную деятельность.

  2. Обосновать необходимость введения в концепцию музыки в обществе тех составляющих, которые станут предпосылками общего музыкального образования.

4. Более частная задача: разработать новые - собственно инструментальные - установки в освоении клавиатуры, как главной составляющей множества распространенных музыкальных инструментов (от разновидностей клавира до современных midi-клавиатур).

Степень научной разработанности проблемы. Каждая из указанных категорий имеет богатую историю рассмотрения в теоретических работах прошлого и в современной теории музыки. Но обозначенный в диссертации ракурс направленности их содержания на практику музицирования (в том числе и как базы для общего музыкального образования) в современных исследованиях фактически не отражается. Большая часть из имеющихся работ - это работы чисто методического характера.

Методологическая основа диссертации. Полное освещение роли музыки в современном обществе возможно только при комплексном её рассмотрения в разных аспектах: социологическом, культурологическом, педагогическом, психологическом, музыковедческом. В диссертации основной акцент делается на музыковедческом аспекте, другие привлекаются эпизодически, как дополняющие. Диссертация развивает идеи, рассматриваемые в качестве концептуальных:

  1. Положение Б. Асафьева относительно роли «интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии».

  2. Несколько положений, принадлежащих разным авторам, но имеющих точки соприкосновения: мысль Э. Курта о роли процессов, «происходящих в нас самих», для нахождения основ музыкальной теории; высказывание В. Ме-душевского о сочетании «музыкального и жизненного опыта», обеспечивающего «особенную надежность художественного воздействия музыки»; идем И. Земцовского о «музыкальной антропологии "изнутри"» и «homo musicans».

В диссертации также учитываются складывающаяся в современном музыкознании тенденция рассматривать музыкальную деятельность в связи с синестезией ощущений, в той или иной форме отражённая в работах М. Аранов-ского, М. Карасёвой, Э. Курта, В. Медушевского, Г. Орлова, В. Сраджева, В. Холоповой, О. Шульпякова, В. Юшманова и др.

Рассмотрение проблем основывается прежде всего на достижениях отечественной школы музыкознания. Для автора диссертации принципиально значимыми стали труды, раскрывающие закономерности музыкальных категорий. Представления о зеукоеысотности (в том числе в аспекте письменности) находят опору в работах Л. Баренбойма, И. Барсовой, К. Ерёменко, Г. Орлова, Ю.

Тюлина, о ритме - в трудах М. Аркадьева, Л. Баренбойма, Э. Жак-Далькроза, Э. Курта, О. Мессиана, Г. Орлова, М. Харлапа, В. Холоповой. Необходимость рассмотрения возможностей клавиатуры вытекает из положения Е. Назайкин-ского о том, что в музыке «многое объясняется обозримостью клавиатурной сцены», и принципа «двух клавиатур», сформулированного Л. Гаккелелем. В исследовании проблем ладотональности, гармонии и мелодии развиваются идеи работ М. Арановского, Т. Бершадской, А. Должанского, Л. Дьячковой, Э. Курта, Л. Мазеля, Е. Ручьевской, Ю. Холопова, Ю. Тюлина. Для проблемы музыкального языка в широком плане - одной из самых актуальных для современного музыкознания - существенны исследования М. Арановского, М. Бон-фельда, А. Денисова, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Ю. Рагса. Особое значение приобретают положения относительно практики музицирования, изложенные в публикациях И. Земцовского, С. Мальцева, И. Розанова, М. Сапо-нова, В. Сраджева, О. Шульпякова, В. Юшманова, развиваемые и дополняемые в настоящей диссертации. Проблема креативного начала, рассматриваемая Л. Баренбоймом, Э. Жак-Далькрозом, О. Кулапиной, С. Мальцевым, К. Орфом, Р. Грановской, приобретает чрезвычайную актуальность в свете особой остроты вопроса о роли музыкального искусства в обществе.

В соответствии с этим в диссертации использовались различные методы исследования, среди которых можно выделить экспериментальный и статистический методы, метод ТРИЗ и системный подход.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

1) представления о категориях музыки (звуковысотности, ритме, ладе, ак-
кордике, мелодии) впервые рассматриваются как базовые слагаемые общего
музыкального образования и как единая теоретическая основа профессио
нального и любительского музицирования;

2) обосновывается новая концепция музыкального образования и его трёх
направлений - профессионального, общего и особого (обслуживающего людей
с особыми потребностями);

  1. устанавливается связь каждой категории музыки с жизненным опытом человека через посредство языковой и игровой деятельности;

  2. излагаются новые принципы вербального и мышечно-двигательного эквивалентов структурирования ритма;

  3. впервые разрабатывается музыкальная категория пространственной формы, отражающая логику высотной организации музыки;

  4. обнаруживаются новые факторы пространственной зеркальной симметрии в музыкальных явлениях;

  5. обосновывается новый подход к освоению клавиатуры, основанный на её внешнем виде и системе строя.

Положения, выносимые на защиту:

1) музицирование рассматривается как обязательное слагаемое тезауруса личности современного человека, формирующее ценностное отношение к ше-

деврам музыкального искусства и развивающее творческий потенциал человека;

  1. голос и рука признаются равноправными и обязательными составляющими интонационной деятельности практического музицирования;

  2. отражение музыкально-ритмических ситуаций с помощью ритмофо-ники как её вербального эквивалента и ритмографики как её мышечно-двигательного эквивалента оценивается в качестве первичного уровеня музицирования;

  3. понятие пространственной формы признаётся равноправным понятию формы временной и связывается с применением аналогичных характеристик одночастности - многочастности;

  4. освоение клавиатуры признаётся обязательным слагаемым общего музыкального образования.

В диссертации выдвигается ряд гипотез, направленных на дальнейшее исследование проблемы:

  1. Голос, будучи первичным носителем звука, диктует музыкальной конструкции свои законы, обусловленные удобством интонирования. Отрываясь от слова, музыка отрывается и от его носителя - голоса, передавая все «полномочия» по звукоизвлечению руке, обладающей благодаря инструменту (орудию труда) более широким спектром возможностей. Удобство для играющей руки начинает диктовать свои законы, проявляющие себя как в нарушении классических норм, так и в создании новых, постепенно меняющих привычные слуховые стереотипы.

  2. В современном композиторском творчестве намечается тенденция создания музыки для играющего ради реализации самого процесса игры.

  3. Отсутствие проявления музыкальных способностей в актуальной форме иногда свидетельствует о проблемах личности (психических или физиологических). Перевод музыкальных способностей из потенциальной формы в актуальную смягчает либо устраняет отдельные проблемы личности в сенсорной, моторной, интеллектуальной и психической сферах. Поэтому та или иная музыкальная неспособность должна считаться важным «показанием» к занятиям музыкой.

Научно-теоретическая значимость работы заключается: а) в обосновании новой концепции музыкального образования; б) в развитии и углублении знаний о конструктивных основах музыкальных произведений, общих с произведениями других искусств и шире - с продуктами разных видов человеческой деятельности.

Практическая ценность исследования. Установки исследования, направленные на то, чтобы положения теории сделать достоянием практики, естественно предполагают обращение к системе образования. В связи с этим автором диссертации осуществлено внедрение разработанных установок в учебный

процесс по всей «вертикали» музыкального образования. В области общего музыкального образования концепции автора реализуется в ряде учебных заведений России: школах, гимназиях, лицеях и немузыкальных вузах. Для этих заведений разработан ряд инновационных программ (как, например, программа «Основные элементы музыкального языка и музыкальной письменности»). Найденные константные характеристики музыкальных категорий способствуют более интенсивному формированию музыкального мышления, что подтверждено серией экспериментов.

Апробация. Содержание диссертации отражено в публикациях общим объёмом свыше 60 п.л., включая книгу «Современная концепция и методика обучения музыке» в серии «Модернизация общего образования» (20 п.л.). Теоретические положения, подходы к исследованию, результаты экспериментов и внедрения положений в практику излагались:

а) в докладах на международных, всероссийских региональных и межву
зовских конференциях (1990 - 2009);

б) на семинарах и мастер-классах, ежегодно проводимых в нашей стране
и за рубежом (Франция, Норвегия, Украина, Белоруссия);

Материал диссертации апробирован в вузовских курсах сольфеджио, гармонии, методики преподавания теоретических дисциплин, теории музыки и анализа балетного клавира (на балетмейстерском отделении). Этот материал применяется в рамках научного руководства дипломными и методическими рефератами музыковедов, работами аспирантов, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Результаты внедрения разработок автора представлены в видеоматериалах, экспертных заключениях и средствах массовой информации (радио и телепередачах).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения и трёх приложений: приложение № 1 содержит пояснения к материалу глав и иллюстрации; № 2 - схемы и таблицы; приложение № 3 - нотные примеры. Список литературы состоит из 356 источников на русском и иностранных языках.

Похожие диссертации на Теория музыки в современной практике музицирования