Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бетховен и теория музыки XVIII - начала XIX веков Кириллина, Лариса Валентиновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кириллина, Лариса Валентиновна. Бетховен и теория музыки XVIII - начала XIX веков : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1989.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-4/3172-3

Введение к работе

Актуальность темы. Поступательное развитие гуманитарных наук требует время от времени пересмотра или уточнения устоявшихся концепций и взглядов на ключевые явления в истории искусства. Творчество Бетховена несомненно относится к таким явлениям. Из-за непрерывности классико-ро-мантической традиции музыка великих мастеров венской классической школы - Гайдна, Моцарта и Бетховена - никогда не казалась "старинной" и требующей для своего адекватного понимания иных эстетических и теоретических критериев, нежели современные. Но именно эта иллюзия полной ясности становится с течением времени опасной для музыкантов, ибо традиции теоретического истолкования, исполнительства к слушательского восприятия непрерывно эволюционируют, и устоявшиеся представления, кажущиеся аксиомами, перестают отвечать принципу живого историзма, без которого любая музыкально-теоретическая дисциплина способна превратиться в схоластику.

Творчество и необычная личность Бетховена сделали его одним из героев культуры Нового и Новейшего времени. Справедливо считается, что Бетховен оперил новую эпоху в понимании того, что есть искусство, художник, творчество; иг/я Бетховена стало одним из символов революционности в музыке. Однако восторженный культ; Бетховена и "бетховеноцентризм", основы которого были заложены романтиками и продолжены имевшими большое влияние на широкие массы слушателей книгами Р.Роллана, обернулся в настоящее время против Бетховена. Многие документы его жизни и творчества, опублико-

ванные лишь в XX веке, рисуют великого композитора не таким, каким он представал со страниц беллетристики и многих научных книг. 7де в 20-х годах стало ясно, что "романтический образ" Бетховена должен быть пересмотрен. Западное музыковедение, осознав эту истину, идет иногда по пути развенчания личности Бетховена, чтобы дискредитировать его моральный облик и всю систему проповедовавшихся им идеалов, которые продолжают играть немалую роль в идеологических дискуссиях нашего времени. Марксистски ориентированное музыковедение должно, как нам кажется, дать свой ответ на вопрос о ме.сте Бетховена в европейской культуре, о соотношении в его творчестве традиционных и новаторских черт, а также об исторической правомерности устоявшихся в нашей науке взглядов на этого великого художника. Поэтому тема данной работы представляется и актуальной, и перспективной.

Материал исследования. Исходя из поставленной задачи (попытаться дать новый или обновленный взгляд на Бетховена), автор вынужден был обратиться к очень широкому кругу источников. Проблема "Бетховен и традиция" потребовала предварительного изучения музыкально-теоретических памятников эпохи венских классиков. Были рассмотрены и отчасти переведены на русский язык многие не привлекавшие ранее должного внимания источники. Однако в текст работы вошли лишь самые необходимые цитаты и сведения. Особое место уделено теоретическим и эстетическим суждениям самого Бетховена и авторов, труды которых он знал или мог знать. Объектом анализа стали как словесные, так и музыкальные тексты Бетховена, в том числе некоторые эскизы. Целью анализа нигде не являлся раз-

бор произведения как такового: все примеры рассматривались с точки зрения их соотносимости с музыкальным мышлением эпохи, зафиксированным в теоретических источниках. Выбор примеров хронологически не ограничен: анализировались как самые ранние, так и поздние произведения Бетховена.

Метод исследования. Выбор темы и круг вытекающих из нее проблем продиктовали историзм как единственно возможный принцип и метод исследования. В музыкознании историзм обычно понимается как утление связать понимание эволюции сталей, жанров, форм и т.д. с изменениями в духовной и материальной жизни общества. В более узком смысле историзм трактуется как умение сочетать структурно-аналитический подход к конкретным музыкальным явлениям с представлениями об эволюции стилей, развитием техник и школ. По на-сему мнению, принцип историзма должен стать всеобъемлющей. Существующий ныне барьер между теорией и историей музыки как дисциплинами должен быть снят, я автор рассматривает свою работу как один из возможных шагов в этом направлении.

Пель л задачи работа. Главной целью автора было дать новый взгляд на отношение Бетховена к той традиции музыкального мышления, в русле которой он был воспитан. Мы старались ответить на следующие вопросы: как теоретические и эстетические взгляды композитора соотносились с мыслью о музыке его времени; чему учился Бетховен и чему он учил; в каких категориях он сам представлял себе свою музыку и как ее воспринимала современники; как соотносились в его творчестве художественный канон и свободнъз вдохновение. Попутно делались попытки уточнить или исправить существую- .

- О —

щие ныне трактовки некоторых "спорных" бетховенских форм и объяснить ряд других явлений, выглядящих "странными" с точки зрения нормативной теории музыки послебетховенского времени.

Научная новизна. Новой - по крайней мере, для отечественного музыкознания - представляется сама тема и способ ее раскрытия: взгляд на Бетховена как бы глазами его эпохи и соотнесение этого взгляда с современными представлениями. Выводы, сделанные в работе, носят порой неожиданный характер и позволяют по-новому подойти к общеизвестным суждениям. Так, обнаруживается и документально подтверждается, что нет оснований для абсолютизации в творческой позиции Бетховена антитрадиционалистских и бунтарских начал. Анализ словесных текстов Бетховена показывает, что его эстетическая позиция была гораздо ближе к просветительскому ХУІІІ веку, чем к романтическому XIX, а анализ его музыки подтверждает, что даже самые новаторские произведения возникали не на обломках, а на фундаменте традиции, подчас весьма древней. Бетховен не сокрушал классический художественный канон, а использовал до конца заключенные в нем потенциальные возможности, поскольку создание "великого" и "совершенного" как раз и было целью музыкальной эстетики классицизма. Предлагаемый в работе опыт конкретно-исторического рассмотрения объекта исследования позволяет внести коррективы во многие бытующие представления и достаточно четко провести границу, отделяющую Бетховена от романтиков. Это не означает отрицания справедливой оценки Бетховена как выразителя передовых идей

своего времени; но, по' нашему мнению, и немецкое Просвещение, и Французская революция, столь сильно повлиявшие на композитора, были всецело явлениями ХУШ века. Поэтому речь идет не о полном отказе от сложившегося в отечественном музыковедении понимания Бетховена, а о придании образу Бетховена большей исторической многомерности и конкретности.

Практическое значение результатов исследования. Предлагаемые в работе методы анализа можно распространить- и на других венских классиков, и на композиторов как более ранних, так и более поздних эпох. Для музыкантов-педагогов не секрет, что самые классические произведения с точки зрения "шкальной" теории полны "неправильностей". Часто это происходит потому, что произведение анализируется без учета той системы понятий и категорий, в которой оно создавалось. Мы не призываем отказаться от теоретических достижений XIX -XX веков, но предлагаем учитывать понятийный аппарат эпохи, в которой жил композитор. Возрождение старинных теорий -не самоцель, а лишь одно из средств насытить музыкальный анализ исторической конкретностью, что поможет понять произведение как бы "изнутри". Поэтому материал диссертации может быть использован в курсах истории музыки, истории музыкально-теоретических систем, анализа музыкальных форм, гармонии и полифонии. Кроме того, идеи и материалы работы могут быть полезными для исполнителей, композиторов, специалистов по музыкальной эстетике и психологии, культурологов.

Апробадия работы. Исследование "Бетховен и теория музыки ХУШ - начала XIX веков" было представлено в 1985 г. к защите как дипломная работа, выполненная на кафедре теории

музыки МДСЛГК им. П.ИЛайковского. Решением Государственной комиссии от 25 мая 1985 г. данная работа была квалифицирована как законченная кандидатская диссертация. Коллектив кафедры теории музыки на заседании 15 ноября 1985 г. утвердил оценку Государственной комиссии и рекомендовал диссертацию к защите с учетом некоторых частных замечаний и согласно правилам оформления диссертаций. Работа была обсуждена и рекомендована к защите также коллективом сектора классического искусства Запада ВНИИ искусствознания. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на научных конференциях 1985 - 1989 г. в Казани, Горьком, Ленинграде, Москве. Самые существенные идеи и выводы диссертации отражены в публикациях, список которых завершает автореферат.

Похожие диссертации на Бетховен и теория музыки XVIII - начала XIX веков