Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века) Фельдгун, Георгий Гарьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фельдгун, Георгий Гарьевич. История западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского.- Москва, 1995.- 47 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/3221-9

Введение к работе

Смычковому квартету принадлежит видное место в истории западноевропейской музыки. На протяжении двух с половиной веков этот жанр привлекает к себе внимание крупнейших композиторов и считается пробным камнем их мастерства. Сложнейшие задачи исполнительского плана решаются музыкантами, профилирующимися в качестве квартетистов. Наконец, данный жанр несомненно отвечает самым высоким эстетическим потребностям современной слушательской аудитории.

Диссертация посвящена начальному периоду становления квартета и его первому расцвету в эпоху Классицизма. Характеризуется бытовая атмосфера, музыкальные традиции, оказавшие то или иное влияние на его зарождение и развитие. Рассматриваются причины широкого распространения любительского квартетного музицирования. Раскрывается основная социальная функция данного жанра, явившегося, по мнению автора, отражением в музыкальном исісусстве демократизации общественных отношений в эпоху Просвещения. Подчеркивается значение профессиональных музыкантов в этом процессе, которое, по мере усложнения квартетной музыки, все более возрастало.

Далее прослеживаются зарождение и развитие ; своеобразной "звуковой среды", присущей совокупности четырех смычковых инструментов в ее бесчисленном вариантном множестве, порождаемые ею образная сфера, драматургия, регистрово-фактурные отличия, характерные для квартетного письма. Именно здесь постепеннй била достигнута ооооая утонченность, пластичность, художественная содержательность, котирую Гете уподобил "разговору четырех умных собеседников". Есе это привело в начале ёо-х годов

- г -

XVIII века к утверждению классических форм квартета.

Актуальность исследования ' связана с все более возрастающим интересом к данному жанру. Именно в настоящее время, особенно за рубежом, наблюдается своеобразный "ренессанс" пред-классической и классической камерной музыки. Радио и телевидение Многих столиц и крупных городов систематически транслируют квартеты и другие ансамбли не только Гайдна, Моцарта, Бетховена, но и сочинения значительно менее известных композиторов, таких как Я.Зах. П.Камерлоэр, И. Хольцбауер, Й.Бенда, К.Диттерс фон Диттерсдсрф, Я. К. Ваньхал, Л.Кожелух и др. Это нередко маленькие шедевры, которые заставляют по-новому взглянуть r.i му-зыку, казалось бы, безвозвратно принадлежащую прошлому.

Новизна работы состоит в том, что исследование истории западноевропейского квартета означенного периода, содержащего немало "белых пятен", предпринимается в нашей стране впервые. Так, в отечественном музыкознании почти не разработаны вопросы предыстории данного, жанра. Между тем этот период представляет значительный интерес, ибо во многом раскрывает сущность процессов кристаллизации новых принципов музыкального мышления, получивших позже столь яркое вьражение в стиле Венского классицизма.

Обширная квартетная продукция, заполонившая европейские страны, начиная примерно с 70-х годов XVIII в., почти не изучена, в частности, сочинения так называемых "Малых мастеров венской школы", имевшие в большинстве своем сугубо бытовое назначение. Но и здесь складывались имманентно присущие квартету типологические особенности музыкально-драматургического оформления. Все ото, вместе с классическими образцами квартетного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена, образовало особую

семантическую "зону", самостоятельную жанровую сферу, которая в совокупности также изучается впервые.

Цеди и задачи диссертации - во-первых, последовательно .угразить исторические процессы, связанные с означенным периодом становления данного жанра. Они представляются чрезвычайно важными для его последующего развития ь XIX и даже XX веках. Во-вторых, учитывая отсутствие в отечественном музыкознании ч«'іко;--ч определения культурно-исторического значения кннртете. в зарубежной музыке, выявить его роль как значительного и'самостоятельного пласта музыкальной культуры западноевропейских стран.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, предполагающий целостный системный подход к "объекту познания" с точки зрения того, как он возник, какие гилвнис этапы в своем развитии проходил. В свете этого, жанр імпчково-го квартета рассматривается от его генетических истоков. Да-лг.'О, главные этапы его становления характеризуются поисігм однородного инструментального состава, кристаллизацией н нп'іплес типических фактурных соотношений четырех голосов. Значительным обстоятельством явился постепенный отказ от сопровождения клавишными инструментами. Подобные процессы носили сложный, противоречивый характер, и в ходе этого возникли многие тиішвие Формы предкласснческого квартета. Наконец, важнейший период связан с преломлением в нем стилевых особенностей Венского классицизма.

ІУ-Л'ЮТіШИ Пидхид в данному "обьекту познания" предполага-.'," іакже важную, с точки зрения его специфики, дефиницию. Под понятием "смычковый квартет" подразумевается: 1) исполнительский ансамблі,; 2) музыка для четырех инструментов. Первое це-

- 4 -.несообразно рассматривать с историко-социологических позиций; во втором случае - развитие квартета исследуется главным образом в музыкально-теоретическом плане (анализ мелоса, ритмических, гармонических особенностей, формы, квартетной фактуры, принципов музыкальной драматургии и т.д.). При этом комплекс взаимосвязанных элементов - квартетное исполнительство и квартетная литература - исследуются как взаимодействующая система. Подобный подход помогает на каждом этапе исследования выявить иерархию "материальных" и "идеальных" рядов, элементов квартетного искусства, их структурные взаимосвязи.

» В диссертации используется литературное наследие крупных западноевропейских теоретиков XVIII века, далее - научные труды А.Зандбергера. У.Леман, особенно выдающиеся работы Л.Финше-ра (Германия); исследования отечественных авторов - И.Бэлзы, Л.Гинзбурга, Ю.Кремлева; специальные работы Ю.Григорьева. Р.Давидяна, Л.Раабена, Л.Синявской. Кроме перечисленных и многих других сочинений, автор обратился также к ранее не опубликованным архивным документам и нотным рукописным материалам, хранящимся в фондах Российской государственной библиотеки, в библиотеках Праги - "Клементииуме" и Страховском музее-книгохранилище, в Брненской университетской библиотеке, в библиотеках музыкальных академий Праги и Брно, в Берлинской библиотеке им. Л.Гумбольдта, в библиотеке Высшей музыкальной школы Гей-дельберг-Мангеіім.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материалы могут включаться в вузовские курсы истории зарубежной музыки, истории смычкового искусства, а также в работу квартетных классов. Некоторые забытые, но высокохудожественные сочинения, упомянутые в исследовании, было бы целесообразно

-5 -использовать для обновления репертуара концертных коллективов и в учебной практике.' Диссертация содержит перечень ваших первоисточников, могущих послужить дальнейшим научным разработкам тематики, связанной с историей западноевропейского квартета.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре струнных инструментов Новосибирской консерватории, на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории и была рекомендована к защите. Материалы диссертации получили отражение в ряде публикаций, а также в докладах, лекциях и сообщениях на различного рода конференциях, симпозиумах в нашей стране и за рубежом (Чехия, Германия).

Структура и объем диссертации. Работа включает введение. семь глав, заключение и нотное приложение, объем - 246 страниц, нотное приложение - (із страниц.

Похожие диссертации на История западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века)