Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трактат Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку" : Вопросы теории и практики Кофанова Екатерина Сергеевна

Трактат Томаса Морли
<
Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли Трактат Томаса Морли
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кофанова Екатерина Сергеевна. Трактат Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку" : Вопросы теории и практики : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Москва, 2000.- 312 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-17/5-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА МОРЛИ И ЕГО ТРАКТАТ В КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ 10

Томас Морли. Жизнь и деятельность 10

"Похвала музыке" 23

Музыка и церковь 34

Светское музицирование. Мадригал в Англии 42

Томас Морли и итальянский мадригал 49

"Простое и доступное введение" и развитие английского литературного языка 53

Глава 2. О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ В АНГЛИИ РУБЕЖА XVI — XVII ВЕКОВ 58

Музыка в университетах 65

Трактаты о музыке 71

Глава 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЗЫКИ В ТРАКТАТЕ ТОМАСА МОРЛИ 84

Историческое значение и судьба "Простого и доступного введения" 84

Традиция и авторство 93

Практическое руководство или научный труд? 98

Глава 4. ОБ ИСКУССТВЕ ПЕНИЯ 108

Сольмизация 108

Ритм и нотация 116

О нотах 118

О паузах 123

О лигатурах 124

О точках 128

О тактусе 132

О модусах 134

Имперфицирование, альтерация, колор 142

О пропорциях 148

Глава 5. УЧЕНИЕ О ДИСКАНТЕ 156

Дискант и контрапункт 157

Дискант и импровизированное пение 162

Английский дискант 166

Фобурдон 176

Правила дисканта 179

Соединение консонансов 181

Правила применения диссонансов 183

Басовый дискант 185

Виды дисканта 187

Общие требования к дисканту 189

Имитация 191

Канон 192

Двойной контрапункт 195

Термины, связанные с понятием "музыкальная тема" 198

Методы варьирования хорала 202

Глава 6. О КОМПОЗИЦИИ 207

Многоголосие 208

Ладовый аспект композиции 211

"Musica ficta" 216

"Eight Tunes" 222

Термины, характеризующие ладовую сферу композиции 228

Каденции 241

Диапазон и диспозиция голосов 254

Музыка и текст 275

Критерии оценки композиции 277

О понятии музыканта 281

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 284

БИБЛИОГРАФИЯ 287

ПРИЛОЖЕНИЯ 294

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено одному из самых интересных и значительных памятников музыкальной культуры эпохи Возрождения — трактату английского композитора и теоретика Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку", который можно поставить в один ряд с фундаментальными трудами о музыке, созданными в эпоху Возрождения. Эта книга, увидевшая свет чуть более четырехсот лет назад— в 1597 году—, представляет собой замечательный памятник елизаветинской эпохи, того времени, когда английская музыка по праву занимала одно из ведущих мест в Европе. "Простое и доступное введение в практическую музыку" можно причислить к лучшим достижениям английской культуры "Золотого века". Его автор — один из наиболее значительных музыкантов своего времени, признанный глава английской мадригальной школы. Деятельность Томаса Морли как композитора, ученого, издателя оказала огромное влияние на современников, в значительной степени определив стиль и пути развития английского мадригала.

Книга Томаса Морли является, пожалуй, самым знаменитым из английских трактатов, в ней впервые в истории английской музыки с такой полнотой отражены вопросы, связанные с музыкальной теорией и практикой. Для современного читателя она, безусловно, представляет интерес как исторический памятник, отражающий состояние музыкальной культуры того времени, содержащий ценные сведения о роли музыки в английском обществе, характере музицирования, музыкальном образовании. С другой стороны, трактат Морли и по сей день может служить прекрасным практическим руководством в том, что касается теории музыки, полифонии, композиции. Этот труд вот уже на

протяжении почти четырехсот лет является авторитетным источником, на который неоднократно ссылались музыканты прошлого, и который продолжают активно использовать в своих работах и современные исследователи. "Простое и доступное введение" — не просто теоретический труд, но подлинно художественное произведение, способное вызвать живой интерес как у специалистов, так и у любителей музыки.

Впервые в отечественном музыкознании творчество Томаса Морли и его трактат стали темой специального исследования. До настоящего времени в русскоязычной литературе фактически отсутствовали сколь-либо подробные сведения об этом музыканте. По имеющимся данным, среди зарубежных изданий также не существует специальной монографии о Томасе Морли, хотя литература, посвященная отдельным аспектам его творчества, достаточно обширна. Отметим книгу Мартины Ребманн "Трактовка ладов в вокальных произведениях Томаса Морли" (Martina Rebmann. Zur Modesbehandlung in Thomas Morleys Vokalwerk, - Frankfurt am Main, 1994), в которой на примере его светских многоголосных вокальных произведений разрабатываются вопросы ладовой системы в вокальной полифонической музыке второй половины XVI века. Большой интерес для исследователя представляет современное переиздание канцонетт и мадригалов 1597-1598 гг. с подробными комментариями К. Мерфи (С. Murphy). Ни один из источников, однако, не дает целостной картины творчества Т. Морли как композитора или же многостороннего анализа его трактата. Основная задача настоящей работы — хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Диссертация включает в себя собственно исследование (первый том), а также впервые выполненный нами перевод на русский язык полного текста "Простого и доступного введения", снабженный

необходимыми комментариями и кратким словарем терминов. Аналитическая часть работы состоит из двух основных разделов. В первом творчество Томаса Морли и его трактат рассматриваются прежде всего в контексте английской и общеевропейской культуры рубежа XVI- XVII веков. В качестве главных аспектов выделены следующие: роль музыки в жизни английского общества и ее место среди других "свободных искусств", неоднозначное положение музыки и музыкантов в период Реформации, отражение связанных с музыкой проблем в литературе того времени. На примере творчества Морли затрагивается и такая чрезвычайно интересная тема, как взаимосвязь английской и итальянской светской вокальной музыки. Тесное взаимодействие итальянских влияний, национальных особенностей и индивидуальных черт стиля в произведениях Морли важно не только с сугубо музыкально-теоретической точки зрения. Оно является отражением общей тенденции в английской культуре конца XVI столетия, испытавшей значительное воздействие итальянского искусства. Мадригалы, баллетто и канцонетты Томаса Морли— богатейший материал для самостоятельного исследования. В нашей работе, сосредоточенной главным образом на трактате, эти композиции рассматриваются лишь в свете тех или иных теоретических проблем.

Особое внимание уделяется вопросам, связанным с характером и методами музыкального образования: рассматриваются различные формы музыкального воспитания, в частности, музыка как университетская дисциплина. С университетской традицией в той или иной степени связано появление большинства английских музыкальных трактатов (в том числе и "Простого и доступного введения"). В работе приводится краткое описание наиболее значительных трудов о музыке, созданных в Англии в XIV - начале XVII вв., а также перечень практических музыкальных

руководств, опубликованных в Англии в XVI - начале XVII столетия. Роль трактата Томаса Морли в истории английской музыки охарактеризована с точки зрения сочетающихся в нем традиции и авторского начала, теоретического и практического подхода к изложению основ музыкального искусства.

Вторая часть работы посвящена анализу текста "Простого и доступного введения в практическую музыку". Она состоит из трех глав, что обусловлено строением и содержанием самого трактата (три основные части и примечания к ним). Нашей целью было систематизировать изложенный в трактате материал и подробно рассмотреть наиболее интересные теоретические и исторические вопросы. Поскольку мы стремились дать по возможности более полное представление о характерных чертах английской музыкальной теории и практики, исследование не ограничивается рамками лишь одного источника. В поле зрения находятся также музыкальные трактаты английских авторов конца XVI- начала XVII века, более ранние источники (XIV-XV вв.) и наиболее значительные труды, созданные учеными и музыкантами других европейских стран в эпоху Возрождения. Такие работы, как "Новый способ сочинения четырех голосов в контрапункте" Т. Кемпиона или "Принципы музыки" Ч. Батлера заслуживают отдельного изучения. В рамках диссертации мы вынуждены ограничиться лишь краткими выдержками из этих и некоторых других англоязычных трактатов, необходимыми для разъяснения теоретических положений и терминологии. В основном тексте работы цитаты выделены курсивом; фрагменты английских трактатов и исторических документов даны в Приложении; практически все они не были ранее опубликованы на русском языке. Тексты цитируются по факсимильным изданиям или по перепечаткам в современной зарубежной литературе (в этом случае дается

соответствующая ссылка). В цитатах, приводимых на английском языке, сохраняется оригинальная орфография (даже если она противоречит современным грамматическим нормам); этим обусловлено появление различных вариантов в написании некоторых терминов.

Одной из важных целей работы явилось изучение английской музыкальной терминологии XVI-XVII вв. Трактат Морли — это первый столь объемный, разносторонний и систематичный, в полном смысле слова профессиональный труд о музыке, написанный на английском языке. Переход от латыни к национальному языку — общая тенденция в европейской науке о музыке: с XVI века появляются музыкальные трактаты на итальянском, немецком, испанском языках. Вместе с тем, создание капитального труда о музыке на национальном языке — факт в высшей степени показательный для периода кристаллизации английского литературного языка, эпохи расцвета английской литературы, свидетельствующий о тесной взаимосвязи творчества Т. Морли с общекультурными тенденциями своего времени. В английских трактатах рубежа XVI - XVII веков (во многих отношениях переходного периода в истории европейской музыки), еще не сложилась единая терминологическая система. Кроме того, значение основных понятий и соответствующих им терминов в текстах этой эпохи нередко не соответствует современному, что может привести к искаженному пониманию теоретических положений, выдвигаемых авторами трактатов. В своей работе мы стремились прояснить смысл основных понятий и по возможности предложить варианты наиболее адекватного, на наш взгляд, перевода.

Основой перевода послужило издание А. Хармана с предисловием Т. Дарта "Thomas Morley. A Plain and Easy Introduction to Practical Music"/ ed. R. Alec Harman. - London, 1952. Отдельные сведения, содержащиеся в

примечаниях к английскому изданию, были использованы в комментариях к тексту русского перевода (они отмечены соответствующими ссылками). Текст в публикации Хармана несколько модернизирован; главным образом это касается орфографии, однако в нем присутствует и ряд неточностей, а некоторые термины заменены на их современные эквиваленты. В случае подобных разночтений мы ориентировались на факсимиле оригинального издания (A Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke // The Shakespeare Association Facsimiles. — Oxford, 1937). Вставки в тексте, необходимые для связности русского перевода или же содержащие краткие пояснения, даются в квадратных скобках (это относится также ко всем цитатам в основной, аналитической части работы). Ради большей ясности изложения и удобства при работе с текстом перевод в некоторых случаях разделен на абзацы и предложения более дробно, чем оригинал. Большинство нотных примеров приведено в современной нотации (они также заимствованы из издания А. Хармана), что должно существенно облегчить читателю знакомство с текстом. Все ссылки на трактат даются по переводу.

Автор выражает глубокую признательность профессорам Московской консерватории Т. Н. Дубравской, Л. В. Кириллиной, М. А. Салонову, Н. А. Симаковой за консультации в процессе подготовки работы, а также заведующему Вычислительным Центром Московской консерватории А. В. Харуто за помощь, оказанную в переводах с немецкого и в компьютерной верстке текста.

Томас Морли. Жизнь и деятельность

Дошедшие до нас сведения о жизни Томаса Морли обрывочны и во многом противоречивы. Единственный документ, который позволяет примерно установить год его рождения (1557 или 1558)— запись, сделанная на одной из копий мотета Domine поп est exaltatum cor теит: "Thomas Morley aetatis suae 19 ano Domini 1576" (цит. no: NGD, т.12, 579).

Отец Томаса Морли, Френсис Морли, по профессии пивовар, некоторое время (между 1562 и 1566 годами) служил при церкви, участвуя в качестве жезлоносца в процессиях. Томас, по всей видимости, был хористом в соборе города Нориджа (Норфолк). Сохранился патент от 16/ІХ/1574 г., в котором настоятель этого собора обещал ему пост певца и органиста. Некоторое время Морли делил эти обязанности с Эдмуном Инглоттом, который, судя по документам, работал там еще до рождения Морли. Томас Морли занимал эти должности до середины 1587 года, после чего покинул Норидж и обосновался в Лондоне.

Конкретных сведений о том, где Морли получил музыкальное образование, нет, но есть все основания считать, что учителем его был Уильям Берд, которому Морли впоследствии посвятил свое "Простое и доступное введение в практическую музыку", отметив в Посвящении, что многое из хорошо и правдиво сказанного в этой книге исходит именно от Берда1. Предполагается, что Морли учился у него с 1572 по 1574 годы, так как начиная с 1575 г., судя по церковным счетам, Морли служил в соборе Нориджа. Немаловажную роль для образования Томаса, а также для формирования его музыкальных вкусов и пристрастий сыграла его дружба с Эвардом Пастоном (Edward Paston, 1550-1630), которому принадлежала одна из наиболее значительных музыкальных коллекций в Англии XVI столетия. Собрание это включало "много лютневых книг, записанных цифрами по испанскому и итальянскому образцу, а также некоторые книги, [записанные] буквами А.В.С. в соответствии с английской манерой" и, кроме того, множество печатных и рукописных сборников латинских, французских и итальянских песен (Price, 758).

В 1588 году Томас Морли получил степень бакалавра музыки в Оксфордском университете, однако это еще не является доказательством того, что он прослушал университетский курс. Английские университеты (единственные в Европе!) присуждали музыкантам-практикам почетные степени2.

Получение ученой степени, по всей видимости, сыграло в музыкальной карьере Морли значительную роль— вскоре после этого (предположительно с 1589 года) он стал органистом в соборе Св. Павла в Лондоне. Это явствует из сообщения о пребывании королевы Елизаветы I в Элветеме (замке Эдуарда Сеймура) в 1591 году, где в ее честь было устроено грандиозное празднество, включавшее и театрализованно-аллегорические представления, и музыку. В его создании участвовали музыканты У. Берд, Т. Морли, Дж. Болдуин (певчий Виндзорской капеллы), Ф. Пилкингтон и Э. Джонсон (ныне практически забытые); знаменитые литератор Т. Уотсон и драматург Дж. Лили. В одном из фрагментов хроники этого выдающегося события читаем: 77о окончании ужина Ее величество милостиво допустила к себе славный консорт из шести музыкантов... Их музыка настолько ей понравилась, что в знак своей милости и благоволения она дала новое название одной из паван, задолго до этого сочиненной мастером Томасом Морли, органистом церкви Св. Павла" ("gave a new name unto one of their Pavans made long since by master Thomas Morley, then organist of Paules church" (цит. no: NGD, vol. 12,579) .

Музыка в университетах

В обоих английских университетах (Оксфорде и Кембридже) музыка среди всех прочих искусств занимала особое, привилегированное положение. Еще в 1431 году в уставе Оксфорда говорилось, что кандидат на степень бакалавра должен в течение четырех лет изучать "Septem artes liberates et tres philosophias" ("семь свободных искусств и три философии"), и в том числе, "musicam per terminus anni, videlicet BoetiF ("музыку no Боэцию в течение года"). В новом уставе, принятом при Елизавете I (Nova Statuta, 1564-1565), также указывалось, что соискатель должен посвятить четыре года изучению грамматики, риторики, диалектики, арифметики и musica boetium, которой отводилось полгода (duos terminos demum musicae) (Carpenter, 1958, 169). При Эдуарде VI и Елизавете I изучение музыки являлось обязательным для соискателя ученой степени магистра всех искусств в обоих университетах. В середине XVI века музыка— единственное из всех искусств— стала (Кентербери, 1150 г.). рассматриваться как отдельная дисциплина, а бакалавры музыки, согласно указу Елизаветы, приравнивались к бакалаврам права, теологии и медицины и стояли выше бакалавров искусств. Позже, уже в XVII веке, были учреждены музыкальные кафедры — в 1626 г. в Оксфорде и в 1684 г. в Кембридже.

Музыка существовала в университетах в обеих своих ипостасях: и как musica speculativa, и как musica practica. По традиции, уходящей корнями еще в античность, musica speculativa преподавалась как часть математики. Основой курса служил трактат Боэция "О музыкальном установлении" (согласно уставам, принятым в начале XVII века, бакалавр музыки получал право читать лекции по любой книге Боэция), однако как правило лекции читались не музыкантами, а профессорами математики на латинском языке1.

Разделение музыкантов на "собственно музыкантов" (теоретиков) и практиков в некоторой мере продолжало существовать: например, в трактате, написанном в 1578 году одним из членов совета колледжа Св. Иоанна, сказано, что в Англии есть много практиков, но настоящие музыканты — большая редкость, причину чего автор (William Fulke) видит не в чем ином, как в упадке математической науки.

Однако и практическая музыка тоже была в большом почете, и лучшее тому подтверждение— то, что английские университеты присуждали почетные степени как дань уважения выдающимся музыкантам.

Историческое значение и судьба "Простого и доступного введения"

Момент для появления "Введения" был выбран как нельзя более удачно— можно лишь еще раз подивиться поразительной чуткости его автора к запросам своего времени. Книга вышла в свет именно тогда, когда назрела настоятельная необходимость в подобного рода издании и существовала подготовленная почва для ее восприятия. К концу XVI века в Англии существовала многовековая традиция создания музыкальных трактатов, связанная в первую очередь с университетами. Кроме того, в силу прочных культурных связей с Европой английским музыкантам были наверняка известны трактаты, изданные в других европейских странах (такие, как "Додекахорд" Глареана, "Гармонические установления" Царлино и другие). В последней трети XVI века, в связи со все возрастающей потребностью в практическом освоении музыкальных знаний и навыков, появилось и немало книг— учебных руководств. В отличие от трактатов университетской латинской традиции и сочинений иностранных авторов (также в большинстве своем на латыни, или итальянском языке), которые из-за языкового барьера были доступны лишь избранной, ученой публике, практические учебники музыки написаны на английском языке и рассчитаны на самого массового читателя. Понадобилось несколько десятилетий, прежде чем возник универсальный трактат, объединивший в себе и практическую, и научную стороны. Книга Томаса Морли служила для современников и соотечественников ее создателя настоящим кладезем музыкальной премудрости.

Действительно, трактат Морли — это первый столь объемный, значительный, разносторонний и систематичный, в полном смысле слова профессиональный труд о музыке, написанный на английском языке. Университетская ученость, теоретические познания соединились в нем с практической направленностью, множеством необходимых советов и предписаний, к тому же изложенных в доступной и увлекательной форме.

Уже в XVIII веке англичанин Дж. Хоукинс писал: "До публикации "Введения" Морли правила композиции были известны лишь немногим, так как существовали в рукописных трактатах, на которые смотрели как на бесценные редкости и передавали их из рук в руки с величайшими предосторожностями; так что по большей части общие предписания и устное обучение в школах при церквах были единственной основой музыкального образования, И те, кто стремился достичь совершенства в искусстве практического сочинения, были вынуждены извлекать правила из разных работ или полагаться на собственные силы в изобретении гармонии и мелодии. Работа Морли очень упростила и улучшила практику музыкальной композиции " (567).

Столь многотрудную и ответственную задачу — систематизировать правила композиции, ввести в английский музыкальный обиход достижения европейской музыкальной теории — мог взять на себя лишь человек, обладавший огромным практическим опытом и в совершенстве владевший тонкостями "спекулятивной музыки". Томас Морли этим требованиям полностью соответствовал; он обладал "превосходным мастерством в теоретической части музыки", более того, "вышеупомянутый Морли не только достиг совершенства в музыке, как в теоретической, так и в практической части, но и хорошо осведомлен в математике, в которой Берд был превосходен" (цит. по: Pulver, 411). Надо полагать, что Морли, несколько лет проучившийся у Берда, получил разностороннюю профессиональную подготовку, и эти знания несомненно оказали ему большую помощь в работе над книгой, о чем сам автор говорит в Посвящении.

Объявление о готовящемся издании трактата Морли появилось еще осенью 1596 года, то есть до его фактической публикации — факт для того времени по меньшей мере необычный. Сама книга вышла в следующем 1597 году тиражом предположительно пятьсот экземпляров . По сравнению с другими трактатами о музыке, изданными в последующие десятилетия (книги Кемпиона, Раверскрофта, Батлера), оформление первого издания "Простого и доступного введения" отличается тщательной продуманностью и даже пышностью. Титульный лист представляет собой весьма примечательную аллегорическую композицию, своего рода "космогонию"2. На фоне звездного неба и облаков изображены женские фигуры, олицетворяющие науки "квадривия" — арифметику, геометрию, астрономию и музыку (каждая из них держит в руках необходимые атрибуты своей науки; у Музыки это лютня и ноты).

Похожие диссертации на Трактат Томаса Морли "Простое и доступное введение в практическую музыку" : Вопросы теории и практики