Введение к работе
Тема данного исследования возникла на волне пристального исполнительского и слушательского интереса к камерно-инструментальному искусству, который наблюдается в нашей стране в последние годы. Инструментальный ансамбль с участием фортепиано представляет собой одну из ведущих ветвей камерной музыки, не ушедшей из поля зрения современных композиторов.
Причины его жизнеспособности и востребованность как у слушательской аудитории, так и у музыкантов-исполнителей требуют своего научного осмысления. Необходимость многостороннего подхода к проблемам инвариантности и эволюции камерных жанров стимулируется процессами, идущими в музыкальном творчестве наших дней, что предопределяет и новые теоретические аспекты исследования.
Настоящий труд обращен к истории и теории жанра фортепианного квартета в отечественной камерной музыке XIX-XX столетий. В череде инновационных свойств и качеств всей семьи камерных жанров, бытующих в виде самостоятельного звена отечественного творчества, не могут быть не учтенными реальные вложения жанра фортепианного квартета. Кроме того, без осмысления стилевых особенностей фортепианного квартета не полным оказывается исследовательское поле, на котором можно продемонстрировать взаимосвязи и взаимовлияния ансамблей с участием фортепиано. На пути их саморазвития многие аспекты требуют специального научного комментария.
В силу своей природной синтетичности фортепианный квартет стоит несколько особняком в ансамблевой камерно-инструментальной литературе. Сам жанр обладает рядом блестящих образцов, демонстрирующих его открытость к адаптации стилевых установок разных эпох. Таковы, например, выдающиеся фортепианные квартеты В.А. Моцарта и Л. Бетховена, Р. Шумана и Й. Брамса, С. Танеева и А. Шнитке. Как и в некоторых других жанрах, вершины здесь единичны, но в них с особой наглядностью проступают результаты взаимодействия авторского стиля и сложившегося канона жанра. Именно образцы, ставшие классическими, позволяют выявить инвариантные черты фортепианного квартета.
В отечественной культуре этот вид ансамблевого творчества оставался
периферийным до конца XIX века: количество фортепианных квартетов, созданных в России, соответствует цифре скромной. Изучение его хронологии показало, что истинно ценные произведения создавались весьма спорадически. При этом не все партитуры сохранились в виде композиторских текстов: оказался утраченным, например, Фортепианный квартет Д. Бортнянского. Первым дошедшим значительным образцом жанра стал Фортепианный квартет А. Рубинштейна. Последовавшие затем обращения к фортепианному квартету ряда композиторов, таких как Э. Направник, М. Ипполитов-Иванов, В. Золотарев, способствовали быстрому укоренению жанра в России.
В работе выдвигается гипотеза, что благодаря С. Танееву фортепианный квартет не только стабилизировал свои возможности, но и занял достойное место в отечественной инструментальной ансамблевой музыке. В XX веке после С. Танеева к этому жанру обращались Г. Катуар, В. Денбский, М. Гне-син, М. Тиц, В. Ширинский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке и другие.
В пользу жизнеспособности самой жанровой формы фортепианного квартета в среде отечественных исполнителей свидетельствует порубежье XX-XXI веков, когда создавались такие стабильные ансамбли, как фортепианный квартет им. М.М. Ипполитова-Иванова (Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова), фортепианные квартеты Credo и квартет Anno Domini (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского).
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы и обусловливает достаточную степень продуктивности научных поисков, которые свидетельствуют о включенности судьбы фортепианного квартета в России в круг современных музыковедческих исследований.
В качестве объекта исследования в работе выдвигается фортепианный квартет.
Предметом изучения является рассмотрение исторических условий и закономерностей развития этого жанра в отечественной музыке.
Цель исследования, таким образом, состоит в прослеживании автономного пути становления фортепианного квартета на русской почве. В изучении динамики его развития учитывались: европейские традиции при зарождении жанра (конец XVIII века), его расцвет в мировом музыкальном искусстве от
эпохи Классицизма до порубежья XIX-XX столетий. Фиксируются длительная пауза в процессе саморазвития (первая половина XX столетия) и начавшийся ренессанс (вторая половина завершившегося века).
Поставленная цель исследования обусловливает решение следующих задач:
изучить европейские традиции генезиса жанра, установить его инвариантные черты;
характеризовать образно-смысловые возможности тембрового взаимодействия фортепиано с разным составом струнных (дуэт, трио, квартет, квинтет);
выявить в жанровом инварианте отечественного фортепианного квартета соотношения константных и переменных черт;
определить основные этапы адаптации жанра на русской почве - историческая роль Фортепианного квартета А. Рубинштейна;
проанализировать Фортепианный квартет С. Танеева как эталонный образец в отечественной камерной музыке рубежа XIX-XX веков;
рассмотреть типологические черты русского фортепианного квартета начала XX столетия в рамках классического канона и на пути обновления жанра;
осуществить наблюдение над фортепианным квартетом в контексте стилевых исканий второй половины XX века - А. Шнитке.
Материалом исследования служат фортепианные квартеты русских композиторов, разнообразные по композиционно-драматургическому решению, представляющие широкую историческую перспективу и демонстрирующие характерные черты жанра. В этом ряду находятся наиболее показательные сочинения А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова, С. Танеева, Г. Катуара, А. Шнитке, рассмотрение которых осуществляется в контексте отечественной камерно-инструментальной музыки.
Методология диссертационного исследования базируется на совмещении историко-теоретического, культурологического и музыкально-аналитического методов по отношению к явлениям, располагающимся в двух хронологических зонах (конец XVIII века - XIX столетие и вторая половина XX века). В анализе каждого из исторических периодов доминантными оказывались раз-
ные методологические подходы. Характер исходного материала (первая глава) предопределил выбор индуктивного метода при рассмотрении первых русских сочинений в жанре фортепианного квартета. Содержание последующих: второй и третьей глав повлекло за собой востребованность дедуктивного подхода, при котором результаты разработок позволили обобщить магистральные тенденции развития исследуемого жанра.
Степень научной разработанности проблемы. Вхождению в исторический контекст способствовало изучение трудов Б. Асафьева, Т. Ливановой, Г. Римана, Л. Кириллиной. Отдельным жанрам предклассического периода посвящены работы Л. Бутара, Н. Зейфас, И. Кузнецова. Большое влияние на формирование концепции исследования оказали фундаментальные работы общеметодологического характера по теории музыкального стиля и жанра (С. Скребков, М. Михайлов, Е. Назайкинский, В. Медушевский). Исследования М. Арановского, М. Тараканова способствовали изучению процессов, происходящих в современной жанровой системе, и рассмотрению конкретных проблем взаимосвязи камерных жанров. Ценный материал содержали труды, посвященные истории клавишных инструментов и клавирной литературы (П. Зимин, И. Браудо, А. Алексеев, А. Меркулов).
Комплекс работ монографического и музыкально-исторического профилей располагал обширным материалом, освещающим камерное наследие С. Танеева в историческом и теоретическом аспектах (Л. Мазель, Ю. Холопов, В. Холопова, Л. Раабен, Т. Гайдамович, Р. Давидян, Л. Корабельникова, С. Савенко, Т. Хопрова, Г. Бернандт, Л. Сабанеев). Однако изучение различной литературы лишь подтвердило, что во всем ее своде не существует специального труда, посвященного истории и теории жанра русского фортепианного квартета. В связи с этим научная новизна работы определяется следующими позициями, осуществляемыми впервые:
изучена комплексно - в историческом и теоретическом аспектах - проблема жанра фортепианного квартета;
обобщены наиболее существенные черты стилевого кодекса фортепианного квартета как самостоятельного жанра с выделением его инвариантных черт;
прослежены этапы адаптации жанра на русской почве с описанием специфических особенностей его отечественного феномена;
введены уникальные архивные материалы камерно-инструментального творчества С. Танеева, Г. Катуара;
проанализирован Фортепианный квартет С. Танеева с расшифровкой авторских помет, аппликатуры, агогического комментария;
осуществлен разносторонний анализ фортепианных квартетов А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова, Г. Катуара, А. Шнитке.
Источниковедческую базу исследования составили вводимые в научный обиход архивные материалы, где центральное место заняли не опубликованные ранее документы фонда СИ. Танеева Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Сведения о наследии С. Танеева пополнили материалы отдела редких изданий и рукописей научно-музыкальной библиотеки им. СИ. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, архив государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (ГЦММК).
Практическая значимость данного труда состоит в том, что его результаты могут использоваться в курсах истории отечественной музыки, истории исполнительства и методики преподавания камерного ансамбля, анализа музыкальных произведений. Научные положения работы могут послужить для дальнейших исследований в области отечественного камерно-инструментального искусства.
Положения, выносимые на защиту:
-
Формирование ядра жанра состоялось в европейской музыкальной культуре в конце XVIII века; накопление и кристаллизация его новых качеств, закрепившихся в инвариантной жанровой модели, имело место в музыкальной культуре XIX столетия; укоренение фортепианного квартета в отечественной музыке произошло во второй половине XIX века и осуществление эволюционных процессов в XX столетии.
-
Исследуемый жанр, как и другие разновидности отечественной камерной музыки, совместил характерные черты западноевропейского ансамблевого искусства с типом русской художественной ментальное.
-
Каждый из исторических этапов становления фортепианного квартета на русской почве имел свою специфику, связанную как со стилем эпохи, так и с индивидуальным прочтением жанра композиторами.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей 29 марта 2010 года и рекомендована к защите. Основные ее положения, представленные в виде материалов и докладов, были изложены на Международных и Всероссийских конференциях: «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление» (Оренбург, 2006); «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направление развития в современном обществе» (Волгоград, 2007); «Проблемы художественной культуры в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2008); «Молодежь в науке и культуре XX века» (Челябинск, 2007); «Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории» (Оренбург, 2007); «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования» (Оренбург, 2006, 2008, 2010); «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2009). Научные результаты исследования отражены в двенадцати публикациях общим объемом 3,6 печатных листов.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложений.