Введение к работе
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Составной частью образования в современной России является эстетическая культура, формирование которой способствует осознанному выбору профессии и адаптации личности в обществе. Видные педагоги, деятели искусства считают, что недостатки в формировании эстетической культуры школьников сказываются сегодня в националистических беспорядках, актах вандализма над памятниками истории и культуры, на отношениях в семье и быту, на экономике, обществе в целом /Лихачев Б.Т., Немен-ский Б.М./.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Российской Федерации, нанесли сильный удар по культуре нашего общества. Перемены, происходящие в людских душах, громадны. Основным мотивом жизни, к сожалению, становится коммерциализация всех ее сторон, стяжательство, осмеяние бескорыстия и высоких идеалов, массовая эпидемия неудержимого стремления обладать материальными благами любой ценой, в том числе путем полного отказа от духовных интересов и ценностей, от моральных и эстетических идеалов. Исчезает представление о том, что наше благоденствие зиждется не на одном материальном благе. Идет социальный распад, пагубно влияющий на подрастающее поколение. Большинство молодежи только и мечтает о миллиардах, о том, как бы поскорее стать «новыми русскими». Зачастую подростки становятся свидетелями того, как духовные потребности и ценности прочно заслоняются материальными. В этих условиях роль и значимость эстетического и художественного воспитания в формировании личности школьника значительно возрастает. Важно, чтобы подрастающее поколение сумело понять, что не хлебом единым жив человек, что отчаяние, уныние людей вызваны временными трудностями переходного периода. Несмотря на неустроенность нынешней жизни, людям свойственно стремление к красоте.
Среди принципов государственной политики в области образования,
определенных Законом Российской Федерации /1992 г./,изменениями и
дополнениями к этому Закону, принятыми Государственной Думой 12
июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г., содер
жатся такие , как гуманистический характер образования, приоритет об
щечеловеческих ценностей, развитие высокого уровня духовной культу
ры. В единстве с умственным, нравственным, трудовым и физическим
воспитанием ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОС-
ПИТАНИЕ способствуют достижению основной цели воспитания - формированию определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих новому поколению необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительно-
му труду. В условиях современной российской действительности это означаег подготовку гражданина демократического общества, который может развивать свои духовные и физические силы, способности к труду, дарования и талант, овладевать богатствами культуры и творчески использовать их в личной и общественной жизни, выполнять свой долг перед обществом.
Такую подготовку подрастающего поколения призвана осуществить массовая общеобразовательная школа.
Важным направлением формирования эстетической культуры школьников в современном демократическом обществе является ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Оно означает процесс развития у учащихся способности чувствовать, понимать и оценивать прекрасное, проявлять активность в творческом самовыражении. В художественном воспитании учителя приобщают школьников к исторически накопленной культуре, каждый период которой представляет собой жизненную ценность.
В современной социокультурной обстановке, когда идет формирование новых основ жизни общества, искусство должно охватывать все сферы образования. Такие занятая призваны развивать базовую культуру учащихся и могут во многом прибавить нашей общеобразовательной школе душевности, тепла, привлекательности, могут послужить залогом развития духовной культуры.
Большие, не использованные до сих пор возможности эстетического воспитания учащихся лежат в обучении иностранным языкам. Расширение и качественные изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Изучение иностранного языка позволяет познавать культуру, историю, реалии и традиции страны изучаемого языка, включаться в «диалог культур», знакомиться с достижениями национальных культур, осознавать роль родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа. Наряду с овладением основами устной речи, чтением, письмом, изучение иностранного языка открывает учащимся непосредственный доступ к огромному духовному богатству страны изучаемого языка, повышает уровень их гуманитарного образования.
Исследование проблемы художественного воспитания старшеклассников массовой общеобразовательной школы средствами французского языка не нашло должного отражения в отечественной и зарубежной педагогике. А между тем именно старший школьный возраст является завершающим этапом эстетического воспитания и дает основу более
осознанному и глубокому изучению художественной культуры. В старшем школьном возрасте учащиеся по-новому, на более высоком уровне усваивают мир прекрасного, получают знания и умения в области эстетики. У них появляется собственное видение художественного мира. Поэтому исследование проблемы художественного воспитания старшеклассников является одной из актуальных задач педагогической науки. Недостаточная разработка данной проблемы в педагогике, возросшее значение приобщения старшеклассников к художественной культуре, потребность учителей массовой общеобразовательной школы в художественном воспитании старшеклассников в процессе обучения иностранному языку обусловили выбор темы нашей диссертации.
Таким образом, теоретическое и практическое осмысление процесса воспитания художественной культуры старшеклассников средствами иностранного языка /на материале французского/ - проблема, требующая своего разрешения.
Объект исследования - художественное воспитание старшеклассников в современной средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование художественной культуры у старшеклассников средствами иностранного /французского/ языка.
Цель исследования - раскрытие и использование иностранного /французского/ языка как эффективного средства воспитания художественной культуры у старшеклассников.
Задач» исследования:
охарактеризовать сущность и структуру понятия «художественная культура» как педагогического феномена;
показать на примере французского возможности иностранного языка в развитии творческих способностей учащихся;
раскрыть опыт эмоционально-чувственного восприятия старшеклассниками художественных произведений средствами иностранного языка;
разработать критерии и содержание художественной воспитанности старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.
Гипотеза: успешное овладение старшеклассниками художественной культурой в процессе обучения их иностранному языку /на примере французского/ будет осуществляться эффективно, если:
в полном объеме реализуется базовый художественный экстралингвистический компонент иностранного /французского/ языка ;
в процессе изучения иностранного языка включается эмоционально-чувственная сфера учащихся, благодаря которой школьники воспринимают и оценивают произведения искусства с позиций эстетического идеала;
на уроках и внеклассных занятиях по иностранному языку у старшеклассников вырабатывается потребность творческого самовыражения;
преподаватели иностранного языка обладают художественной
культурой.
Методологией исследования являются следующие положения:
опора на общефилософские и научные принципы познания действительности;
ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы, национальные традиции и региональные особенности;
обусловленность художественного развития и воспитания материальными условиями жизни общества, социокультурными факторами, религией, средой, наследственностью;
направленность художественного воспитания на обеспечение самореализации личности, ее интеграцию в систему национальной и мировой культуры.
Автор руководствовался диалектическим подходом к развитию личности школьника, художественному воспитанию и образованию. Исследование строилось в соответствии с концепцией целостного и системно-структурного подходов в рассмотрении педагогического процесса через призму обучения иностранному языку.
Автор опирался на такие общенаучные принципы исследования, как объективность, достоверность педагогических фактов и явлений /многократная проверка педагогических фактов и явлений различными методами, сопоставление и анализ данных/; взаимосвязь объективного и субъективного подходов /влияние на художественное развитие и воспитание факторов образовательной среды/. Теоретический подход автора сочетался с личностно-художественным отношением к исследуемым явлениям.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
наблюдения и беседы с учащимися, родителями, учителями, руководителями школ;
обобщение передового опыта учителей иностранного языка;
анкетирование и тестирование;
анализ результатов художественной деятельности старшеклассников;
обобщение личного опыта работы в качестве учителя французского языка, классного руководителя;
опытно-экспериментальная работа.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды таких отечественных педагогов и психологов, как Алиев Ю.Б., Буда-гов Р.А., Волков И.П., Выготский Л.С., Газман О.С., Гак В.Г., Кабалевский Д.Б., Квятковский Е.В., Кудрявцев А.В., Лєрнер И.Я., Лихачев Б.Т.,
Марьенко И.С.,Неменский Б.М., Овсянников М.Ф., Петровский А.В., Скаткин М.Н., Сухомлинский В.А., Толстых А.В., Царев М.И., Юсов Б.П., Якобсон П.М. и другие.
Источниками исследования являлись учебные программы, учебники, учебные пособия, словари, исследования педагогов по вопросам художественного воспитания, периодическая печать, результаты экспериментального исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап /1986 - 1990 г.г./ - подготовительный. Он был связан с обобщением личного опыта работы в качестве учителя французского языка, классного руководителя.
Второй этап /1990 - 1992 г.г./- концептуальный. В эти годы осуществлялся критический анализ изучаемых источников, завершалась разработка концептуального аппарата и программы исследования, была организована опытно-экспериментальная работа.
Третий этап /1992 -1994 г.г./ - поисковый. В соответствии с целью, задачами, гипотезой исследования продолжалась опытная работа по проблеме.
Четвертый этап /1994 - 1996 г.г./ - констатирующий и результативный. Анализировались и обобщались полученные результаты опытной работы, оформлялись результаты исследования.
Экспериментальной базой исследования являлись средние школы NN 4, 12, 15, 16, 17, 19 города Кисловодска, средняя школа N 1 села Курсавка Ставропольского края, средняя школа N 7 города Ставрополя.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые дано теоретическое обоснование педагогическому феномену, каким является художественная культура, раскрыты его сущность и структура применительно к старшеклассникам средней общеобразовательной школы в процессе обучения их иностранному языку /на материале французского/; разработаны критерии художественной воспитанности учащихся старшего школьного возраста в процессе их обучения иностранному языку; выявлены психолого-педагогические условия успешного овладения старшеклассниками художественной культурой в процессе изучения иностранного языка, а именно: прочное овладение учащимися базовым художественным экстралингвистическим компонентом, поддержание активного интереса к стране изучаемого языка, выполнение творческих работ самостоятельно или по заданию учителя и другие; к учебно-воспитательному процессу по иностранному языку адаптированы общие методы воспитания (информация, беседа, убеждение, рассказ, лекция, диспут, дискуссия, инсценирование, читательская конференция, пример, самостоятельная работа с книгой, экскурсия, педагогическое требование, приучение, поручение); французский язык охарактеризован как один из источников и средств художественного воспи-
тания старшеклассников, исследованы его эстетическая и полихудожественная функции, выявлен воспитательный потенциал в развитии художественной культуры школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленное содержание художественного экстралингвистического компонента в процессе обучения французскому языку в учебное и внеурочное время может быть использовано в работе учителями других иностранных языков; программа факультативных занятий по истории искусства Франции, разработанная для учащихся IX - XI классов средней общеобразовательной школы, может быть использована учителями, преподающими курс МХК /»Мировая художественная культура»/; разработаны рекомендации для учителей массовой общеобразовательной школы по воспитанию у старшеклассников художественной культуры средствами иностранного языка.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов и задач целям исследования, апробацией результатов.
Апробация и внедрение результатов в практику. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО /1992 - 1996 гг./, на XI Северо-Кавказских психолого-педагогических чтениях «Формирование профессиональной личности учителя» в г. Пятигорске /май 1992 г./, XII научно-практической конференции вузов Юга России «Становление личности учителя - профессионала: проблемы и перспективы» в г. Ставрополе /май 1993 г./, нашли отражение в экспериментальном учебном пособии по курсу «Педагогика школы» /1992 г./ и материалах межвузовской научно-практической конференции «Проблемы гуманитарного образования: содержание и методы» издательства Пятигорского государственного института иностранных языков, Пятигорского государственного лингвистического университета /1994 - 1996 гг./, в журнале «Иностранные языки в школе» /1996 г., N 2 /, в тезисах I Международного конгресса, проходившего в Пятигорском государственном лингвистическом университете по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» /сентябрь 1996 г./, заслушивались и получили одобрение на I межвузовской научной конференции и II республиканской научно-практической конференции «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» в Карачаево-Черкесском государственном университете в городе Карачаевске /сентябрь - октябрь 1996 г./, на Российской научно-практической конференции «Технологии профессионального образования и творчества: школьник - студент - специалист» в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана /январь 1997
г./. Материалы диссертационного исследования отражены в 11 публикациях общим объемом 6,5 печатных листов, внедрены в учебный процесс Пятигорского государственного лингвистического университета. Программа факультативных занятий по истории искусства Франции для учителей и учащихся IX - XI классов средней общеобразовательной школы прошла апробацию в средней школе N 16 города Кисловодска Ставропольского края.
Положения, выносимые на защиту:
-
Понятие «художественная культура» применительно к старшеклассникам средней общеобразовательной школы в процессе изучения иностранного языка /на примере французского/ нами впервые характеризуется как совокупность знаний об эстетических ценностях, умение эмоционально чувствовать и оценивать произведения искусства, способность к самовыражению в артосфере /художественном творчестве/.
-
Иностранный /французский/ язык является средством художественного воспитания в приобщении школьников к достижениям национальной и мировой культуры, обогащении родного языка, раскрытии его ценности и значимости в диалоге культур.
-
Владение учителем иностранного языка базовым художественным экстралингвистическим компонентом /обязательный объем языковых знаний об искусстве и деятелях культуры страны преподаваемого языка/ и постоянное повышение собственной художественной культуры /совершенствование представлений об общечеловеческих художественных ценностях и идеалах, национальных традициях и региональных особенностях; развитие эстетического сознания и художественно-образного мышления, художественных интересов и увлечений, стремления к артосфере и развитие творчества у учащихся в сфере прекрасного средствами иностранного языка/ - необходимые условия воспитания художественной культуры у старшеклассников.
Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографии и приложения. В диссертации имеются 5 таблиц, 6 графиков-табуляграмм. Список литературы включает 206 наименований. В приложение включены 8 тестов и 4 анкеты для старшеклассников. Общий объем диссертации - 217 страниц.