Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Екеева Эмма Васильевна

Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики
<
Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Екеева Эмма Васильевна. Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 164 c. РГБ ОД, 61:99-13/946-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-педагогические основы использования этнической ономастики в учебно-воспитательном процессе 11-69

1. Сущность интереса к национальной культуре как этнопедагогический феномен 11-31

2. Содержательная структура этнической ономастики как компонента национальной культуры 32-58

3. Этнопедагогические функции ономастики в воспитании интереса к национальной культуре .59-67

Выводы 68-69

Глаза II. Содержание, методы и организационные формы воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики 70-131

1. Этнопедагогизация содержательного аспекта ономастики в курсе "Географии России" 70-85

2. Ономастический кружок в стимулировании интересов к национальной культуре 86-111

3. Этнопедагогическая экспедиция как комплексная форма воспитания старшеклассников 112-120

4. Результаты опытно-экспериментальной работы 121-130

Выводы 130-131

Заключение 132-134

Библиография 135-146

Введение к работе

Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России, характеризующейся ростом национального самосознания, качественным изменением ценностных ориентации, обращением к общечеловеческим и национальным ценностям как составной части культуры, как пишет Г.Н.Волков, "...нужно припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наши, а может быть, и спасение" (37, с.68}. А корни -это история, культура и духовность народа. О необходимости изучения духовной жизни народа, его педагогических взглядов, писал В.А.Сухомлинский. В одном из писем своему другу он говооил: "О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике особенности национального характера, лицо народа" (42).

Педагог-гуманист с особой убежденностью подчеркивал актуальнейшую из задач как педагогов-теоретиков, так и практиков: "Уверен, что сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики - наша большая задача" (там же). Он размышлял о создании педагогики будущего, именно опираясь на народную педагогику.

О необходимости изучения традиционной педагогической культуры и использовании народной педагогики в воспитании подрастающего поколения писали выдающиеся педагоги: как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Я.Яковлев, В.А. Сухомлинский.

Из наиболее значительных исследований по народной педагогике следует назвать труды Г.Н.Волкова, посвященные общим проблемам этнопедагогики народов, особенно комплексному изучению этнопедагогики чувашского народа во взаимосвязи с педагогической культурой других народов.

В последние годы исследованы этнопедагогические взгляды народов России: алтайцев (М .М- Бурулова, Р. К. Санабасова, Н.А.Содоноков), адыгов (И.А.Шоров), дагестанцев (Ш.А.Мирзо-ев), осетин (З.Б.Цаллагова), татар (Я.И.Ханбиков), тувинцев (Т.Т.Мунэук, К.Б.Салчак, Г.Д. Сундуй), русских (Г.В.Виноградов/ В.М.Григорьев), народов Севера (А.Л.Бугаева, Е.Г.Сусой), калмыков (О.Д.Мукаева), чеченцев (Ш.М.Х.Арса-лиев), чувашей (В.А.Иванов, Т.Н.Петрова, Э.И. Сокольникова, М.Г.Харитонов), а также народов Закавказья, Средней Азии и Казахстана (А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов).

Народная педагогика, культура и история народа имеют свои разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности: родной язык, археологические памятники, руническая письменность, фольклор.

Существует совершенно уникальный памятник истории и культуры народа, как этническая ономастика, "создающая устойчивый образ родины, формирующая историческую память народа" (41, с. 242}. Именно в ней в концентрированной форме выражен: неповторимый образ народа, богатство и красота языка, духовная и материальная культура народа (этнопедагогические, нравственные и эстетические ценности; экологические и религиозные взгляды; орудия труда, предметы быта, производство).

Этническая ономастика включает в себя такие имена собственные, как антропонимы, топонимы, мифонимы, теонимы, космонимы.

Тщательное изучение содержательного богатства ономастики, позволяет утверждать, что многое в ней имеет значимость на уровне знаковости, ибо связано с личностями-символами, событиями-символами, эколого-языческими традициями, историческими преданиями; обладает огромным воспитательным по-

тенциалом, в особенности в воспитании у старшеклассников интереса к национальной культуре.

Вместе с тем, этническая ономастика как уникальный источник (памятник) культуры и средство воспитания до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования. Это подтверждается и анализом школьной практики. Анкетирование, проведенное нами среди учителей географии на курсах повышения квалификации при Институте повышения квалификации работников образования Республики Алтай, показало, что из 57 учителей географии 43 человека (80%) показали низкие знания об этнической ономастике как культурно-историческом памятнике и средстве воспитания; недостаточное применение (или отсутствие) ее в учебно-воспитательном процессе. Учителя (73%) отметили недостаточность научно-методического материала по этнической ономастике .

Практическую значимость данной проблематики для воспитания следует связать с реальным состоянием нравственной культуры старшеклассников. Проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что низкий уровень нравственной культуры связан со снижением, а в некоторых случаях отсутствием у старшеклассников интереса к национальной культуре и, следовательно, заслуживает особого внимания специальное изучение ономастики как одного из средств воспитания. Вышесказанное свидетельствует о противоречии между значимостью воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре на основе этнической ономастики, недостаточным использованием в данном процессе этнопедагогических функций ономастики и неразработанностью содержательного и методического аспекта этого процесса.

Следовательно, проблема диссертационного исследования заключается в необходимости разработки содержания, методов

и форм воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.

Актуальность данной проблемы, ее практическая значимость и научно-методическая неразработанность определили выбор темы исследования: "Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики".

Объект исследования: целостная система учебно-воспитательной работы в школе с включением в нее этнической ономастики как материализованного (вещественного} компонента национальной культуры.

Предмет исследования: процесс воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении средств этнической ономастики, способствующих воспитанию у старшеклассников интереса к национальной культуре, определении перспективных путей их использования в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза научного иследования состоит в следующем: процесс воспитания у старшеклассников интереса к национальной культуре может быть эффективен, если:

- вопросы по этнической ономастике включены в со
держании учебных программ по географии (8 кл.);

- этническая ономастика рассматривается как средство
воспитания, обладающее характерными сущностными свойствами.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

раскрыть феноменологию ономастики, ее сущностные характеристики ;

выявить этнопедагогические функции ономастики;

обосновать необходимость использования этнической ономастики на уроках географии;

определить содержание, формы и методы воспитания на основе этнической ономастики;

экспериментально проверить эффективность разработанной методики воспитания интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют:

положения философии, этнопедагогики, педагогики, психологии о роли народа в создании духовной и материальной культуры, об отношении их к наследию прошлого, об исторических взаимосвязях и самобытности культур;

теоретические положения о воспитательном потенциале народной педагогики (Ш.М.-X.Арсалиев, Г.Н.Волков, А. Л.Бугаева , В. А. Иванов, А. Э. Измайлов, Т.Н. Петрова, М. И. Стель-махович, Р.3.Санабасова, А.Ф.Хинтибидзе, Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров и др.); ономастики (В.А.Никонов, Н.А.Баскаков, A.M.Малолетко, О-Т.Молчанова, Н.И.Шатинова, М.Н.Юхма и

др.);

- этнопедагогическая концепция образования и воспитания
(Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова), рассчитанная на демократизацию и
гуманизацию педагогического процесса в школе и семье с
учетом достижений национальной культуры.

В процессе исследования в соответствии с целями использовались методы:

теоретический анализ этнопедагогической, педагогической, психологической, методической, философской, исторической, этнографической, культурологической литературы по проблеме исследования;

сбор и обработка ономастического материала в полевых условиях (стенографические записи бесед со старожилами, охотниками и др. ) ;

наблюдение за работой учителей и учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности по географии;

- анкетирование, интервьюирование, проведенное среди
учителей и учащихся старших классов;

беседы с учителями и учащимися 8-9 классов;

обобщение собственного опыта педагогической работы (в качестве учителя географии);

- опытно-экспериментальная работа.
Этапы исследования:

Первый этап (1991-1995 гг.) - изучение и анализ философской , психолого-педагогической/ этнографической литературы по традиционной педагогической и духовной культуре народов; и сбор материала по культуре и ономастике народов в полевых условиях.

Второй этап (1995-1997 гг.) - анализ и обобщение литературы по теме исследования/ знакомство и изучение педагогического опыта учителей республики; определение проблемы и предмета исследования/ составление программы и методики опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (1997-1999 гг.) - уточнение отдельных теоретических положений, обобщение и обработка полученных опытно-экспериментальных данных, оформление результатов исследования .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

теоретически обоснованы особенности ономастики как этнопедагогического феномена, выявлены ее сущностные характеристики;

определены содержание, методы и формы воспитания интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему совершенствованию образовательно-воспитательной системе на основе этнической ономастики. Разработанные рекомендации могут быть использо-

9 ваны в курсах общей педагогики, педагогической практики студентов и учителей географии, а также в процессе повышения их квалификации.

На основе настоящего исследования автором созданы методические рекомендации по организации ономастического кружка и этнопедагогической экспедиции для учителей географии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая ономастика - уникальный памятник истории
и культуры народов, содержащий в себе учебно-
образовательный и воспитательный потенциал, который может
быть успешно реализован в воспитании старшеклассников.

2. Творческое использование этнической ономастики в
учебно-воспитательной работе стимулирует формирование эт
нического сознания и поведения, эффективно содействует вос
питанию у старшеклассников ценностного отношения к нацио
нальной культуре.

3. Локализация учебных программ, прежде всего в рамках
национально-регионального и школьного компонентов учебного
плана, введение этнопедагогического материала в содержание
обучения, деятельность по изучению традиционной культуры
народа на практических занятиях, во внеурочной работе -
единая система педагогического процесса.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Горно-Алтайского государственного университета, на заседаниях лаборатории этнопеда-гогики Института национальных проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России (г. Москва); на научно-практических конференциях в городах Москва, Горно-Алтайск (Республика Алтай}, Дцрин (Республика Чувашия); ма-

10 териалы исследования использовались в лекционной работе на курсах повышения квалификации работников образования при Министерстве Образования Республики Алтай.

Сущность интереса к национальной культуре как этнопедагогический феномен

В период духовного возрождения этносов, в современном обществе ПРОИСХОДИТ приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, тесно связанное с поиском ее истоков. А " обращение к истокам и созидательно и спасительно, пишет Г.Н.Волков,- без наших корней, без этнической духовности - пустота, вакуум, пустыня в душе. Что остается без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?... Только культурой, только духовностью..."(37, с. 68). Поэтому воспитание интереса к национальной культуре становится первоочередной задачей в воспитании подрастающего поколения.

Вопрос интереса и культуры рассматривается такими науками как философия, социология, психология, педагогика, этнография и другими.

Словари, учебные пособия и другие источники дают следующую трактовку понятия "интерес", как: "...польза, выгода, прибыль, значение, важность дела" (47, с.107); "...только единственное внимание, возбуждаемое по отношению к кому чему-нибудь значительному, важному, полезном или кажущемуся таким" (150, с. 1215}; "...особое внимание к чему-нибудь , желание вникнуть в суть, узнать, понять" (83, с. 252); "...осознанная потребность, в которой отражается отношение человека к условиям и деятельности " (123, с. 10) .

Интерес как философское понятие трактуется как "реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помысла 12 ми, идеями и т.д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов"(152, с. 34).

В истории философии известны имена многих философов, которые пытались объяснить общественную жизнь с помощью интересов. Это Гельвеций. Гольбах, Дидро. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, общественный интерес в целом, считали, что физический мир подчинен закону интереса.

Учеными-философами предложено несколько классификаций интереса: по степени общности - индивидуальные, групповые, общественные; по сфере направленности - экономические, политические, духовные; по характеру субъекта - национальные, государственные; по степени осознанности и возможности их осуществления - реальные, мнимые; по отношению к объективной тенденции общественного развития - прогрессивные, реакционные, консервативные.

Интерес как психологическое и педагогическое понятие имеет множество различных трактовок. Например, как: "избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей, помыслов; интерес рассматривается как: проявление умственной и эмоциональной активности" (110, с. 23}; своеобразная чувствительность ребенка (28); активное познавательное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (77); специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (61).

Современная психология рассматривает интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей (6, 55, 77).

В.Н.Мясищев считает, что интерес выступает как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; как тенденция, стре 13 мление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают увлекательно и продуктивно; как особое (не безучастное, не индифферентное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, как его объектам, явлениям, процессам (77, с. 173).

Эта концепция, рассматривающая интерес как сложное отношение личности, исходит из обоснования единства отражения и отношения: интерес отражает действительность, но, отражая ее, человек обязательно выражает и свое отношение к ней.

Истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне связи с общественной средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться.

Этнопедагогизация содержательного аспекта ономастики в курсе "Географии России"

Долгие годы содержание образования, его организация в нашей стране были направлены на формирование интернационального сознания, понимаемого как безнациональное, ибо целью государственной политики было стирание национальных границ, и система образования и воспитания выполняла этот заказ. Поэтому неудивительно, что до сих пор у школьников не сформировалась потребность в получении информации об истории, обычаях, традициях и этнопедагогике других народов.

К сожалению, следует констатировать, что содержание этнографического , этнопедагогического образования, а также ономастического, в школьных программах и учебниках практически не отражено. О чем свидетельствуют данные анализа программ и учебников гуманитарного и естественного цикла (история, география, астрономия и др.); анкетирование учащихся {Приложеие 5) и учителей {Приложение 6, 7) . Первым этапом анализа является анкетный опрос учащихся, результаты которого показывают, что учащиеся мало интересуются богатствами национальной культуры, плохо знают ее компоненты, памятники, источники. В частности, это касается и владения школьниками знаниями в области этнической ономастики, которая является памятником национальной культуры.

Выяснилось, что учащиеся, в целом знакомы с национальной культурой, в т.ч. ономастикой. Школьников интересуют все имена собственные, но чаще всего они называют антропонимы (имена, фамилии), этнонимы (принадлежность к опреде 71 ленному роду), мифонимы (известные алтайские богатыри), очень мало - космонимы. Необходимо отметить, что в анкетах названы в основном алтайские группы имен, например, имена -Айас, Эзлик; этнонимы (майман, тодош, чапты), но очень мало знакомы с ономастикой других народов, т.е. результаты анкетного опроса свидетельствуют о незнании ономастики как источника отражения истории народа, его национальной культуры.

Для более глубокого понимания причин пробелов в развитии и формирования у старшеклассников интереса к национальной культуре, автор данной диссертации посетил значительное количество уроков естественного и гуманитарного циклов в разных школах республики с широким применением метода ин-тервьюривания, проводились беседы с учителями географии, истории и родного языка. Кроме того, был проведен специальный анкетированный опрос. При изучении опыта учителей, наибольшее внимание нами было уделено использованию на уроках компонентов этнической ономастики. Покажем результаты данного раздела эмпирического исследования на примере уроков географии, которые отличаются особым воспитательным потенциалом .

В анкетировании приняло участие 126 учителей географии, истории и родного языка. Было установлено, что все педагоги признают значимость формирования глубоких интересов школьников к национальной культуре на основе этнической ономастики. В то же время затрудняются в выборе адекватных для решения этой задачи методов учебной работы. При анкетировании особое внимание было уделено вопросу использования этнической ономастики на уроках географии.

На первый вопрос анкеты: "Используете ли Вы на уроках, например, географии, ономастический материал?", положительно ответили все опрошенные учителя. Более детальное изучение ономастического материала по его национальной принадлежности и разнообразию имен собственных показало, что здесь в адрес учителей могут быть сделаны определенные замечания. Все без исключения учителя используют прежде всего русскую ономастику, меньшая часть учителей (34%) знакомит школьников - с алтайской и лишь незначительная часть(11%) - с онома-стикой других народов.

Проанализировав анкетные данные, мы пришли к такому выводу, что этническая ономастика недостаточно используется на уроках и во внеклассной работе как эффективное средство воспитания.

Ономастический кружок в стимулировании интересов к национальной культуре

Принятие Базисного учебного плана школ, состоящего из инвариантной и вариативной части, актуализирует внимание педагогов-практиков на региональные проблемы, т.е. совре 87 менная национальная школа должна выявлять и реалиэовывать возможности этнопедагогики,традиционной культуры народов в системе средств становления, развития и образования личности.

На выполнение этого требования должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, в том числе внеклассная работа по предметам.

Ономастический кружок, как и в целом внеклассная работа по предмету (русского и родного языка, географии, истории) является средством не расширения, а приобретения учащимися знаний об именах собственных (топонимах, антропонимах, этнонимах, мифонимах, космонимах и др.).

Занятия з ономастическом кружке способствуют приобретению учащимися научно обоснованных знаний по истории, философии, географии и др. Такая феноменальность объясняется характером предмета изучения ономастики - имени собственного, которое рождается от соприкосновения разнообразных явлений действительности и, имея приграничный характер, является доступным и историку, и социологу, и географу, и биологу, и этнографу.

Ономастический кружок является не только средством обучения, но и средством воспитания у школьников интереса к национальной культуре. Национальная культура включает в себя материальную и духовную культуру народов. Поэтому рассмотрим основные группы имен собственных: топонимы, антропонимы, этнонимы, мифонимы, космонимы и др. Например, этнонимы отражают историю (этногенез) народов; топонимы - природные и социально-бытовые условия жизни, а также экологическую культуру; антропонимы (имя, отчество, фамилия) -нравственную и эстетическую культуру; теонимы и мифонимы -религиозную культуру народов.

В ономастическом кружке школьники ведут просветительс 88 кую деятельность, совершают открытия, имеющие научную ценность .

Приобщение школьников к научной работе стимулирует процесс формирования гражданского (этнического) сознания, а также стимулируется развитие многих умений и навыков учащихся, связанных с самостоятельной или коллективной работой с книгой, опросом населения, анализом лингвистического материала разными методами: фонетическим, семантическим, картографическим, статистическим и этимологическим.

Тем самым деятельность учащихся в кружке приобретает особый смысл, как и весь учебный процесс, т.к. они убеждаются, что эта деятельность, учеба могут приносить и приносят пользу людям.

Таким образом, ономастический кружок является одной из основных форм организации обучения и воспитания. Следует выделить, прежде всего высокой научный уровень получаемых знаний; их доступность и привлекательность для учащихся ; дифференцирующий, углубляющий представление о предмете изучения кружка, объединяющий новые и старые знания в мировоззренческие представления школьников; развитие многих умений и навыков школьников; воспитательные возможности -воспитание интереса к национальной культуре: педагогической, нравственной, религиозной, экологической и пр.

Похожие диссертации на Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики