Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭССЕ: ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА 11
Жанровый статус эссе 13
Основные типологические признаки эссе 26
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО -
ОСНОВА ЭССЕИСТИКИ 43
2.1. Специфика отражения авторского «Я» в жанре эссе .. 43
2.2. Особенности формы и композиции эссеистических
произведений 63
2.3. Виды эссе: общая характеристика 85
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЭССЕИЗМА 111
Эссеизмпкатгпшмъгшления...^^^^^,^.^^. .^ТГ4—
Эссеизм в журналистике:
диалектика существования 149
3.3. Парадоксальность - особая функция эссеизма 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184
БИБЛИОГРАФИЯ 188
Введение к работе
Открывая сегодня газету, слушая радио или смотря телевизор, мы каждый день встречаем все большее число произведений, в которых сильно авторское, субъективно-эмоциональное, «эссеистическое» начало. Многие толстые журналы, большинство аналитически ориентированных газет, а также телевизионных каналов считают обязательным иметь отдел эссеистики (например, журнал «Звезда»), одну или несколько передач (на ОРТ: «Однако») или рубрик в газете («Наблюдатель», «Это мы, Господи» в «Независимой газете»; «Колонка редактора» в «5 Колесе» (Санкт-Петербург)). Можно смело утверждать: практически любое средство массовой информации, имеющее аналитическую составляющую вещания, старается сегодня использовать услуги эссеистов.
Более того, выходят сборники эссе (как газетных выступлений, так и выступлений по отдельным проблемам): «Конец стиля» Бориса Парамонова; «В лабиринте проклятых вопросов» Виктора Ерофеева. В Интернете публикуется Вячеслав Курицын - «Русский литературный постмодернизм» и др.
Особенно заметно акцентирование внимания аудитории на личность ведущего на телевидении. Современные хозяева телеканалов и газет всемерно используют этот фактор в агитационно-идеологических целях и стараются вокруг своих изданий сплотить наиболее талантливых и ярких авторов. Если еще десять-пятнадцать лет назад смотрели «передачу», то сегодня^ смотрят «ведущего» - Киселева, Позднера, Доренко,1 Леонтьева/
Факт: в России в 90-е годы XX века произошел всплеск эссеистского творчества. Почему? Можно назвать ряд причин.
Благодаря гласности, плюрализму мнений, открытости общества появилась возможность свободно обсуждать любые проблемы и высказывать свои мысли (журналистика персонализировалась), говоря от собственного имени (вплоть до помещения личной фотографии около материала в газете). Стали доступны и информационные ресурсы - архивы, Интернет, другие СМИ. Усилилась политическая и идеологическая борьба - следствие «переходности» эпохи, требующей осмысления, оценки... В этой ситуации жанр эссе за последние полтора десятка лет не только прижился (возродился) в России, но даже претендует по популярности на первенство среди остальных художественно-публицистических жанров.
Кроме того, если взглянуть на литературу и философию, то бросается в глаза факт эссеизации и крупных литературных форм (романа, например).
В свете вышеизложенного актуальность темы диссертационного исследования, обусловлена, во-первых, самим появлением (массовым распространением) в отечественной журналистике последних пятнадцати лет «нового» жанра.
Во-вторых, непрекращающимся (после всплеска 1985-1990-х годов) ростом его популярности в прессе и, главное, активным влиянием на другие как публицистические, так и крупные литературные жанры, что уже получило название «эссеизации».
В-третьих, слабой теоретической изученностью как феномена эссеизма, так и самого жанра эссе, что требует разобраться в их специфике и определить место и роль эссе в системе жанров публицистики.
Характеризуя степень научной разработки темы, следует признать, что всеобъемлющей, общей теории жанра эссе пока не
существует. Исследователи признают, что «он остается одной из наименее теоретически изученных областей словесности»1. Можно выделить лишь несколько малочисленных групп работ, в которых проблемы специфики и взаимосвязи тех или иных признаков эссе, их зарождения и исторического развития нашли отражение на различных уровнях научного обобщения.
Первая группа работ представляет собой попытки охарактеризовать творчество того или иного эссеиста (эссеистов) и выделить индивидуальные особенности его (их) творчества, без построения специальной теории. Это, в основном, англоязычная литература: «Английское эссе и эссеисты» X. Уолкера; «Лучшие английские эссе» Д. Мерсанда2 и др.
Из отечественных работ этой группы можно отметить работы О.И. Дуровой о норвежских и Ю.В. Лучинского об американских эссеистах3.
Следующая группа работ пытается объяснить специфику жанра (или отдельные его признаки) с функциональных позиций. Это относится, прежде всего, к теоретикам постмодернизма, которые понимают эссе как метод, «инструмент постмодернизма»4. При этом у большинства исследователей этот подход характеризуется крайним релятивизмом.
Сходна с постмодернистской и трактовка эссе как формы «негативной диалектики», некой все разрушающей сверхзадачи: отстаивать «свободную мысль», релятивизируя любые
1 Эпштейн М. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени) //
Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988. С. 334.
2 Walker H. The English essay and essayist. London, 1966; Great Narrative Essays. Ed. By Jozeph
Mersand. New York, 1968.
3 Дурова О.И.: 1) Норвежское эссе 1960 - 90-х годов. Воронеж, 1997; 2) Эссе: вопрошание о
смысле. Воронеж, 1999; Лучинский Ю.В. Бенджамин Франклин и проблемы становления
американского эссе // Вестник МГУ. Серия 10 (журналистика). 1998. №3. С. 93-101.
4 Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы
философии. 1999. №4. С. 33.
«сплошности» - культурные, смысловые и т.д. Здесь выделяется, прежде всего, «критическая теория» эссе Теодора Адорно, изложенная им в работе «Эссе как форма». Этого же направления придерживается в своих исследованиях и М. Эпштейн .
Большинство остальных работ носит описательный характер, характеризуя эссе по внешним признакам: «Разновидности эссе» Д. Друри, «Прошлое и настоящее эссе» Д. Пристли, «Главные свойства эссе» Р. Майлза и некоторые другие .
Из отечественных авторов: Канторович В.Я. «Записки писателя о современном очерке»; Иванова Н. «Точка зрения» и др.
Кроме указанных теоретических работ, существует группа отдельных высказываний и статей о тех или иных признаках эссе или эссеизма: Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1998, № 4; Кройчик Л.Е Эссе: свобода повествования или свобода мысли // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995 и
Др.
Что же касается фундаментальной теории эссеистики, то следует констатировать: она только начинает складываться. Это понятно: в силу определенных исторических и идеологических причин, эссеистика в России была под негласным запретом и получила возможность «легального» существования и функционирования лишь в последние 10-15 лет3.
1 Adorno Т. Gesammelte Schriften. Bde 1-20. Frankfurt/Main, 1973-86; Эпштейн M. Парадоксы
новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М., 1988.
2 Drury D. Varieties of the essay. Traditional and modern. Belmont (Cal), 1968; Walker H. The
English essay and essayist. London, 1966; Priestley J.B. Essayiests past and present. New York, 1967;
Thompson E.N.S. The 17-th century English essay. New York, 1967.
3 Справедливости ради необходимо все же отметить, что как такового, запрета на эссеистику не
было, было, скорее, презрительное отношение к произведениям такого рода: идеологическую
машину интересовали прежде всего наиболее эффективные, дающие сиюминутный результат
материалы - очерк, памфлет, фельетон, статья. Однако совсем от эссеистики отказаться нельзя
и тому есть доказательства. Например, газета «Неделя» в конце 60-х, начале 70-х печатала
эссеистические материалы под рубрикой «Колонка редактора». Названия говорят сами за себя:
«Отчий дом», «Весна», «Поэты», «Человек и его дело» и т.д.
Но уже современные изыскания и, особенно, возвращенное наследие русских мыслителей XIX-XX веков - заново приобретенное и осмысленное - позволяют надеяться на то, что такая фундаментальная, всеобъемлющая теория эссе будет создана.
Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей.
В своей работе мы основывались на общенаучных принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа.
Объектом исследования в диссертации служила эссеистика как вид публицистического творчества. Необходимо было найти такое единое основание, благодаря которому все имеющиеся и пока разрозненные признаки жанра получили бы свое обоснование, место и связь друг с другом.
Непосредственно предметом исследования служил жанр эссе.
Цель исследования заключается в том, чтобы выявить социальную роль эссеистики как специфического типа творчества и дать определение жанра эссе.
Исходя из этого в диссертации ставятся следующие задачи:
проследить зарождение и становление жанра эссе;
описать и проанализировать основные формально-содержательные признаки жанра эссе;
выявить новые типологические признаки эссе;
рассмотреть место и функцию эссеистики в процессе массовой коммуникации;
раскрыть природу эссеизма как особого типа мышления;
обосновать понимание эссеизма как индивидуального мифотворчества;
- проанализировать виды и композиционные формы жанра эссе;
Эмпирическую базу работы составляют тексты эссе зарубежных и отечественных эссеистов и писателей. Их выбор определялся тем, что: а) это общепризнанные образцы эссеистики;
б) теория жанра не может быть построена на основе анализа произведений какой-либо одной эпохи или одного писателя; для полной характеристики закономерностей эссеистики как особого типа творчества необходимо учитывать разнообразный
ИСТОрИЧеСКИЙ ОПЫТ. ;;й/Г:і'гіН ' 'г)
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы могут быть полезными как при разработке теории жанров публицистики, так и в практической деятельности журналистов: понимание принципов функционирования и закономерностей эссеистического творчества даст возможность методологически верно подойти к подобным задачам. Кроме того, диссертация может быть использована при чтении спецкурсов «Жанр эссе», «Художественно-публицистические жанры», «Методы журналистского творчества», «Образные ресурсы публицистики», «Психология творческой деятельности журналиста» и др.
Апробация и внедрение. Положения и выводы, гипотезы диссертационного исследования получили апробацию на международных и российских научно-практических конференциях 1998 - 2002 гг. в Москве (МГУ), Санкт-Петербурге (СПбГУ), Воронеже (ВГУ), Ростове-на-Дону (РГУ). По тематике диссертации опубликовано \Z научно-методических статей.
Методическую апробацию представленные в исследовании положения прошли в рамках спецкурса для студентов факультета журналистики ВГУ «Художественно-публицистические жанры».
Положения, выносимые на защиту:
а) Понимание формальной и содержательной сущности жанра
эссе возможно лишь на основе системного подхода. Эссе -
художественно-публицистическое произведение, отражающее
экзистенциальную рефлексию автора, - рассматривается как
отражение индивидуального мифотворчества (эссеизма). Механизм
функционирования эссеистического сознания представляет собой
индивидуальное мифотворчество;
б) исследование жанра эссе должно проводиться с учетом таких
понятий как «индивидуальный (личный) миф», «индивидуально-
мифологическая картина мира», «тип духовности», «принцип
жизненности», либо впервые введенных автором в научный оборот,
либо получивших в диссертации новое концептуальное наполнение;
в) эссеистика, являясь частью журналистики и публицистики,
проявляет свою специфику прежде всего в том, что, с одной
стороны, способствует развитию личностного самосознания
читателя, помогая преодолевать стереотипы массового сознания, с
другой стороны - требует развития личности самого автора.
Эссеизм - феномен эпох переломных и представляет собой
диалектическое взаимодействие двух факторов: объективного
(стремление общества осмыслить складывающуюся историческую
ситуацию и себя в ней) и субъективного (осмысление это
осуществляется силой мысли отдельных ярких личностей).
Таким образом, научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной научной литературе предпринята попытка исследования жанра эссе с позиций понимания эссеистики как особого - мифологического -типа сознания.
Структура диссертации обусловлена характером данного диссертационного исследования. Во введении определены объект, предмет, цели и задачи, а также актуальность и новизна предложенной концепции.
Первая глава посвящена анализу и описанию типологических признаков жанра, дана характеристика уже известным попыткам определения эссе и предложено собственное понимание жанра эссе.
Вторая глава представляет собой системное рассмотрение основных композиционно-содержательных компонентов эссе, отражающих особенности эссеистического сознания (эссеизма).
Третья глава посвящена рассмотрению социальной функции эссеистики.
В заключении обоснованы сделанные выводы.