Введение к работе
Литературная сказка - многожанровый вид профессионального художественного творчества, реализуемый в бесконечном многообразии произведений различных авторов. Изучением сказки занимаются многие науки: фольклористика, литературоведение, культурология, этнология, психология.
Литературная сказка в лучших своих образцах восприняла то значимое, важное, что было выработано фольклором, соединив нравственные ценности и художественные достижения народа с индивидуально-личностным восприятием их, с самобытным авторским талантом.
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению осетинской литературной сказки. В нем поэтапно рассмотрены становление и развитие, функционирование сказочной жанровой традиции, исследованы фольклорные истоки, жанровые особенности, художественный мир осетинской литературной сказки.
Актуальность работы определяется тем, что этот пласт осетинской литературы, как, впрочем, и вся осетинская детская литература, совершенно не исследованы. Литературная сказка -сложный и многогранный объект научного изучения, актуальное направление филологии, объединяющее целую группу взаимосвязанных теоретических и историко-литературных проблем. Среди них проблемы жанровой типологии и жанрового синтеза, место сказки в системе литературных жанров, классификация, особенности поэтики, а также своеобразие фольклоризма и пси-хпппгизмя Ляннос исслсповс,.ни? интересно как самом спецификой жанра, так и тем, что осетинский материал имеет свои национальные особенности. Необходимость обращения к этому неизученному пласту в осетинской литературе - явление закономерное и назревшее.
Целью работы является исследование осетинской литературной сказки, выявление ее жанрово-стилевых особенностей и главных тенденций развития в диахроническом аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач:
обозначить теоретические проблемы, основные принципы классификации жанра;
изучить основные этапы эволюции жанра литературной сказки в осетинской художественной словесности;
осмыслить главные тенденции развития авторской сказки как жанра литературы на основе изучения произведений разных авторов;
исследовать фольклорные истоки литературных сказок, выявить особенности фольклорно-литературного синтеза, а также своеобразие поэтики сказок К. Хетагурова, С. Бритаева, А. Царукаева и других осетинских писателей;
исследовать художественный мир современной осетинской литературной сказки в различных аспектах (жанровый синтез; пространственно-временная организация; система образов; стилистические особенности, авторская позиция), в ракурсе диалога индивидуально-авторского начала и традиционных сказочных жанрообразующих элементов.
Поставленные задачи диктуют необходимость комплексного подхода к материалу, системного изучения жанра в типологическом и историко-сравнительном плане. Мы считаем целесообразным рассмотреть осетинскую литературную сказку как сложный сплав двух художественных систем: фольклорной и литературной, составивший новое жанровое образование.
В качестве объекта исследования выступает осетинская литературная сказка. Предмет исследования - произведения К. Хетагурова, С. Гадиева, С. Бритаева, А. Саламова, А. Царукаева, В. Гаглоева, С. Ситохова, Р. Тотрова, М. Дзасохова, Л. Ва-лиева, Г. Чеджемова, М. Казиева, А. Гучмазова, 3. Дзуцевой и других осетинских писателей. Данная работа не претендует на освещение всех произведений исследуемого жанра. Для осуществления намеченной цели и решения поставленных задач мы посчитали достаточным остановиться на наиболее значимых именах и произведениях, которые определили основные вехи развития осетинской литературной сказки. В более полном объеме означенный жанр представлен в «Антологии осетинской литературной сказки», работа над составлением которой велась нами параллельно предпринятому исследованию.
Научная новизна исследования определяется неразработанностью и неизученностью данного жанра в осетинской литературе. Впервые сделана попытка определения принципов классификации литературной сказки, изучения ее типологических черт и национального своеобразия, аналитического осмысления художественных особенностей.
Теоретическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и научной новизной. Предпринятое исследование вносит вклад в разработку этнопоэтики и национальной специфики сказочной прозы.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в практике преподавания осетинской литературы, послужить основой для исследований по творчеству ряда осетинских писателей-сказочников.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической основой диссертационной работы явились труды российских ученых разных лет, посвященные теории и истории фольклорной и литературной сказки (М.К. Азадовско-го, Ф.И. Буслаева, У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, В.Я. Проппа, К.В.Чистова, В.П. Аникина, М.М. Бахтина, В.А. Бахтиной, А.Н. Веселовского, Т.В. Зуевой, Д.С. Лихачева, Е.М. Мелетин-ского, Э.В. Померанцевой, Н.Л. Лейдермана, Г.Н. Поспелова и
ДР-)-
Основную роль в формировании концепции диссертационного исследования сыграли труды по русской и зарубежной литературной сказке. В отечественном литературоведении последних десятилетий проявлен оепкечнмй интрпрр w данному жанру, к теоретическому осмыслению его своеобразия. Неоценимый вклад в исследование связей народной и литературной сказки внесли Д.Д. Нагишкин , а затем И.П. Лупанова и Т.Г.Леонова ,
1 Нагишкин Д. Д. Сказка и жизнь: Письма о сказке. - М, 1957.
2 Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой по
ловины XIX в. - Петрозаводск, 1959.
3 Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX в. в ее отношении к на
родной сказке: (Поэтическая система жанра в историческом развитии). -
Томск, 1982.
впервые в отечественной науке поставившие вопрос о соотнесении литературной сказки с ее фольклорными источниками. М.Н. Липовецкий4 исследовал законы поэтики сказочного жанра, в рамках структурно-генетического подхода, проследил эволюцию функционирования сказочной жанровой традиции в русской литературе XX века. Теоретическим аспектам проблемы русской литературной сказки XX в., определению истоков формирования и общих особенностей поэтики авторской сказки XX в. посвящены работы Л.В. Овчинниковой.5
Методы исследования. Поскольку работа предполагает изучение становления и развития литературной сказки как одного из жанров литературы, она носит историко-литературоведческий характер. Природа жанра определяет важность фольклористического аспекта исследования, которое велось на основе фольклорного и литературного материалов с использованием сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов.
Степень изученности проблемы.
Об интересе к проблемам литературной сказки свидетельствует значительное число защищенных в последние годы диссертаций, все возрастающее количество монографий, научных статей. Что касается осетинской литературной сказки - это, пожалуй, самый неразработанный, неизученный пласт осетинского художественного словотворчества. Ее историография исчерпывается единственной обзорной статьей (Мисикова Б.Г. Осетинская литературная сказка // Осетинская филология: Межвузовский сборник статей. - Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1984. -С. 119-127).
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Осетинская литературная сказка в своем историческом развитии прошла путь от фольклористической сказки, преемни-
4 Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.
5 Овчинникова Л.В. Литературная сказка XX в.: Мир - Герой - Автор. - Юж
но-Сахалинск, 2000; ее же: Русская литературная сказка XX века. История,
классификация, поэтика: Учебное пособие. - М., 2003.
цы традиций устного народного творчества, к оригинальной авторской сказке с множеством видов и форм, неповторимых в своих художественных особенностях.
Загадки и небылицы явились жанрообразующим фактором в художественной структуре литературной сказки «В пастухах» основоположника жанра К.Л. Хетагурова. Возможности поэтики загадок и небылиц использовались писателем для широких обобщений, выходов в социальные и нравственные сферы современной ему действительности, для философских суждений.
Ярким явлением в истории жанра стали сказки С. Бри-таева, специфическая черта, «особая художественность» которых заключается в их синтетической природе.
Современная осетинская литературная сказка уходит в основном корнями в животный эпос - один из самых древнейших фольклорных жанров, в свою очередь берущей свое начало в первобытном мифе. В процессе своего развития сказка, лишившись мифических черт, стала в аллегорической форме отражать реальную действительность, все больше приобретая черты реалистического рассказа из жизни природы. Чудеса, превращения, волшебство потеряли свое значение как определяющие качества сказки.
Мир современной осетинской литературной сказки и, соответственно, «миры» отдельных писателей-сказочников - это особая модель, условная структура миропорядка, созданная на основе синтеза традиционных элементов народной сказки и осмысления современной действительности на базе различных идейно-эстетических позиций.
Апробация результатов исследования. Дисо.ептяпионн?я работа была обсуждена на заседании отдела фольклора и литературы СОИГСИ. Основные положения ее были изложены в докладах и обсуждены на конференциях: международных (научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова (Владикавказ, 2000), Первые Международные Инал-иповские чтения (Сухум, 2007)); всероссийских (Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2006» (Нальчик), II Всероссийская Летняя историко-филологическая школа-семинар молодых ученых (Владикав-
каз, 2007)), региональных научно-практических конференциях, и отражены в соответствующих сборниках материалов конференций, в ряде статей, опубликованных в периодической печати, а также на страницах научного рецензируемого журнала «Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», рекомендованного ВАК.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, и заключения. К работе прилагается библиографический блок со списком научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой исследования.