Введение к работе
Актуальность исследования. Тема, давшая название данной диссертации, непосредственным образом связана с необходимостью изучения жанра эссе в контексте реальной картины развития мордовской литературы. Социокультурные тенденции реалий современной жизни способствуют тому, что писатели все чаще обращаются к описанию индивидуальных переживаний, высвечивают потаенные уголки своей души, которые становятся открытыми и понятными для читателя. Всему этому в полной мере способствует эссеистическая, интроспективная манера повествования, благодаря которой на первый план в эссе выступает личность творца.
Теоретическая составляющая жанра содержит множество пробелов, требующих всестороннего изучения. Необходимо отметить, что первые исследования, посвященные анализу эссе в литературе Мордовии, носят общетеоретический характер и связаны, прежде всего, с изучением мордовского историко-литературного процесса в целом. Первые из них относятся к середине 1990-х гг. На фоне существующих художественно-публицистических жанров и, в особенности, очерка, эссе воспринимается исследователями как некая его разновидность, не имеющая самостоятельности и стабильности в жанровом отношении.
Оценивая по достоинству существующие в мордовском литературоведении работы, следует отметить отсутствие специальных исследований, посвященных рассмотрению путей становления и развития эссе. Проблемы жанра освещаются преимущественно на уровне изучения общих вопросов литературно-художественного процесса, а также интерпретации творчества отдельных писателей. По этой причине монографических работ по поставленной проблеме до сих пор в мордовском литературоведении не было.
Предлагаемая диссертационная работа не претендует на полное, всестороннее раскрытие вопросов и проблем специфики эссе, она призвана восполнить тот пробел, который существует в мордовском литературоведении относительно становления и востребованности данного жанра на современном этапе. Необходимым представляется проследить и аналитически прокомментировать новаторские искания писателей, заложенные ими традиции, которые оказали значительное воздействие на освоение современной мордовской литературой новых идейно-эстетических вершин, жанрово-стилевой рост; кроме этого, на эмпирическом материале раскрыть особенности развития эссе как глубоко индивидуализированной формы авторского самовыражения.
Научная новизна исследования. Настоящая работа направлена на обобщение и систематизацию литературного материала по выявлению жанровой специфики эссе в прозе Мордовии. Изучение жанра в данном аспекте дополняет и углубляет представления о сложном пути и закономерностях развития мордовской литературы, своеобразии формирования национально-художественных традиций. В работе впервые:
выявлены историко-хронологические рамки становления и развития эссе в мордовской прозе;
проведена систематизация произведений, относящихся к данному жанру;
определены наиболее характерные тенденции и особенности композиционно-стилистических исканий современных эссеистов;
раскрыто идейно-эстетическое своеобразие текстов как на мордовских (мокшанском и эрзянском) языках, так и русскоязычных произведений;
дано авторское определение жанра эссе.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данной работы является раскрытие культурно-исторических предпосылок возникновения эссе в мордовской литературе, изучение идейно-тематических и стилевых особенностей произведений данного жанра, а также освещение малоизученных сторон проблемы. Реализация данной цели предполагает разрешение следующих задач:
рассмотреть возникновение эссеистических мотивов и процессы становления жанра в российском и мордовском литературоведении;
раскрыть явление полифункциональности жанра как специфический атрибут эссеистического творчества;
исследовать реализацию принципов художественного самосознания писателя-эссеиста;
выявить своеобразие художественно-публицистических форм мордовской прозы;
проследить возникновение и становление жанра эссе в мордовской литературе;
проанализировать жанрово-композиционные особенности эссе в прозе мордовских авторов (мокша, эрзя);
детерминировать критерии индивидуального мировоззренческого начала в русской и русскоязычной прозе Мордовии;
охарактеризовать произведение «Пингень гайть» («Звон эпох») М. И. Брыжинского как вершину эссеистического творчества в мордовской прозе.
Объектом диссертационного исследования являются современные произведения мордовской литературы. В первую очередь, это работы М. И. Брыжинского, Д. Т. Надькина, Г. И. Пинясова, А. А. Громыхина, В. А. Петрухина, А. И. и К. В. Смородиных, В. В. Гадаева, И. В. Капитонова, В. И. Дёмина, Л. П. Седойкина, К. А. Тангалычева, Л. Ф. Дергачевой, В. М. Лобанова, а также других писателей и публицистов. В процессе работы были изучены, прокомментированы статьи, рецензии, размышления, воспоминания писателей и их рецензентов в ракурсе поставленной проблемы.
Предмет исследования – жанрово-тематические особенности эссе в художественно-публицистическом наследии писателей Мордовии.
Методологической и теоретической основой работы явился опыт классической и современной критической литературоведческой мысли (труды М. М. Бахтина, А. И. Белецкого, В. Г. Белинского, А. Г. Бочарова, Н. Гея, Л. Я. Гинзбург, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, Д. С. Лихачева, М. Б. Храпченко и др.); исследования мордовских ученых, имеющих общетеоретическое, историческое и методологическое значение (труды А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Р. П. Васильевой, В. В. Горбунова, Н. В. Зиновьева, Б. Е. Кирюшкина, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова), а также работы других критиков и литературоведов.
Методология исследования сочетает историко-литературный, сравнительно-типологический и структурный методы изучения литературы, а также контент-анализ текстов.
Теоретическая и практическая значимость. Ценность данной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в исследование актуальных проблем современного литературоведения Мордовии. Аналитические результаты, содержащиеся в исследовании, уместны при дальнейшем изучении жанрового наследия мордовской литературы в целом и эссе, в частности, а также при чтении лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для вузов. Кроме того, теоретические положения и фактический материал диссертации могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий, методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.
Апробацию диссертационная работа проходила на кафедре финно-угорских литератур Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в изданиях различных типологических уровней, а также в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: ежегодных Огаревских чтениях (2009, 2010), конференции молодых ученых Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (2010, 2011), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Надькинские чтения» (Саранск, 2010), научно-практическом семинаре кафедры теории и практики региональной журналистики МГУ им. Н. П. Огарева (Саранск, 2010), І Международной научно-теоретической конференции «Состояние и перспективы развития региональной журналистики в условиях мировых процессов глобализации» (Украина, 2011), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Полиэтническая культура народов Поволжья: методология и методика» (Ульяновск, 2011) и др.
Структура диссертационного исследования определяется логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Общий объем диссертации составляет 169 страниц.