Введение к работе
Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ - ХХI веков в истории национальных литератур Российской Федерации и постсоветского пространства усилился интерес к поиску первоначал. Оставаясь в зоне приоритетного внимания художественного творчества, проблемы национальной идентичности и интеграции современного общества в мультикультурное пространство, инициировали соответствующие направления художественного поиска, способствовали утверждению новых тенденций в осмыслении реальности. Такая ситуация в свою очередь актуализировала проблему научного исследования сути, природы и характера этих закономерностей и тенденций в развитии национального словесного искусства.
Проблемы национальной духовной культуры на современном этапе развития гуманитарных наук изучаются в значительно обогащенном, откорректированном, в результате значимых достижений в области смежных наук, этногенетическом и историко-культурном контексте. Считая литературу неотрывной частью культуры, М.М. Бахтин писал об упрочении связи между литературоведением и историей культуры, ибо считал, что «нельзя понять литературу вне целостного контекста всей культуры данной эпохи».
Новое осмысление проблем историко-культурного развития карачаево-балкарского народа, а также его современного состояния как итога и синтеза длительной культурной эволюции осуществляется также в условиях формирования обновленной концепции во взгляде на динамику национальной словесности и переоценки сущности преемственной связи художественной традиции.
В этом смысле избрание объектом специального исследования темы «Основные тенденции развития лирических жанров карачаевской поэзии XX века и новейшего времени» оправдано тем, что лирический жанр, как известно, обладая в большей степени субъективным началом, как никакой другой жанр, отражает суть эпохи, реакции (порой неосознанной) творческой индивидуальности на явления общественной жизни и изменения в самых деликатных, трудно поддающихся рассудочному анализу областях человеческого сознания. Лирика, как особый род литературы, наиболее полно аккумулирует в себе опыт художественной традиции, так как она выражает эстетическое отношение к вечным ценностям – категориям цели, смысла жизни, нравственного идеала.
Исследование основных тенденций эволюции национальной литературы не представляется возможным без анализа творчества в наибольшей степени самобытных мастеров, обеспечивающих движение вперед. Произведения представителей творческой мысли внесших наиболее существенный вклад в национальное художественное мышление, являются катализатором духовного обновления на каждом этапе культурного развития общества. Задача выявления значимых имен, определения должной оценки их вклада в культуру, выяснения роли в формировании устойчивых тенденций определила подходы к решению проблем настоящего исследования.
Современное поколение мастеров карачаевского художественного слова, прежде всего поэты-лирики, черпают из обновленной, восстановленной традиции, и это наделяет творческое сознание способностью включиться в процесс созидания, вернее, воссоздания (после длительного периода выхолащивания индивидуальности) духа современника, поиска и утверждения ценностных опор для него. Для этого созерцательности недостаточно, требуется активная работа – анализ, синтез, отбор, мощное интеллектуальное напряжение, так как идет интеллектуальное осмысление наследия, традиции. В свою очередь, и сегодня создается традиция, предание для новых поколений.
Лирическая поэзия карачаевцев является наследницей богатейшей художественной традиции. Последние десятилетия развития этого жанра дали объемный, значимый материал – свидетельство процесса глубокого самопознания и миропознания, протекающего в новейшей карачаевской литературе. Синтезируя художественные традиции национального многожанрового фольклора, нартского эпоса, богатейшей общетюркской, арабо-мусульманской и европейской (через русскую) культуры, этот жанр предстал как феномен – исследовательский интерес к нему растет.
Актуальность настоящей работы заключается в необходимости исследования основных тенденций в развитии лирики этого периода, инициированных и утвержденных творчеством новой плеяды карачаевских поэтов-лириков (М. Батчаев, А. Турклиев. Н.Хубиев, Д. Мамчуева, Б.Лайпанов, Ю. Созаруков, Ф. Байрамукова, Ш. Богатырева). В их творчестве налицо переосмысление основополагающих принципов эстетического восприятия мира, преодоление стереотипного отношения к действительности, проблеме судьбы народа и отдельной личности. В этой поэзии наиболее ощутима «напряженность идеи национально-культурной идентичности» (Ф. Урусбиева), тенденция к воссозданию национального духа, полноценного самосознания, к самоопределению лирического героя в большом мире и интеграции его в мультикультурное пространство. Убедительность и прочность творческой позиции авторов обеспечена опытом личного и творческого контакта с большим миром. Художественный поиск поэты-новаторы ведут уже с опорой на значительно восполненную национальную (Б. Лайпанов, Д. Мамчуева), а также европейскую (русскую) культурную традиции (билингвизм творчества Ю. Созарукова, русскоязычное творчество Ш. Богатыревой). Такой рост в глубь себя в сочетании с разомкнутостью лирического героя вовне актуализирует проблему взаимоотношений двух миров. Творческий поиск, острый, сложный, драматичный, сопряженный с поиском идентичности, одновременно способов самоутверждения в большом мире – это один из плодотворных путей движения карачаевской лирики.
В благоприятных, вместе с тем сложных условиях свободы самовыражения, современные карачаевские поэты-лирики мобилизуют творческий потенциал для собственных ответов на вызовы времени. Их эстетическая позиция, воплощенная в благодатном материале творчества последних десятилетий, дает основание для значимых выводов о эволюции карачаевской лирической поэзии и главных направлениях ее движения на современном этапе.
Стремление глубже и всесторонне осмыслить содержательное, жанровое и поэтическое своеобразие современной карачаевской лирики, определить характер творческих идей и замыслов с точки зрения их эстетической ценности и как итог обозначить целостную картину состояния карачаевской лирической поэзии на современном этапе определяют актуальность настоящего исследования.
Целью работы является исследование сути и характера основных тенденций развития карачаевской лирической поэзии последних десятилетий ХХ и начала ХХI веков, в связи с чем ставятся следующие задачи:
- обозначить основные тенденции в развитии лирических жанров с опорой на художественные искания наиболее ярких представителей жанра;
- определить уровень и качество осуществления преемственности на современном этапе в соотношении традиции и новаций в развитии лирики;
- исследовать мировоззренческие и художественные новации современной карачаевской лирической поэзии;
- представить целостную картину состояния современной карачаевской лирики как составной части литературного процесса.
Научная новизна работы заключается в историко-литературоведческом анализе материала новейшей карачаевской лирической поэзии в контексте ее длительной эволюции, значимых культурных вех, определивших ее ценностные опоры и тенденции современного этапа развития.
Современная карачаевская лирика конца XX-начала XXI вв. в избранном ракурсе и практическом объеме исследуется впервые. В частности, отмечаются следующие этапы работы:
- представлена картина эволюции лирических жанров карачаево-балкарской поэзии с ее доминирующими тенденциями на каждом культурно значимом этапе развития;
- впервые обозначены и исследованы основные тенденции и закономерности в развитии карачаевской лирической поэзии последних десятилетий ХХ и начала ХХI веков во взаимосвязи их с обогащенной культурной традицией;
- вводится в научный оборот новый и значимый материал карачаевской поэзии последних десятилетий, аккумулировавший в себе традиционный эстетический опыт национального художественного мышления, а также являющийся творческой реакцией современных мастеров лирической поэзии (Ш. Богатырева, Б. Лайпанов, Д. Мамчуева, Ю. Созаруков, и др.) на вызовы времени;
- исследованы специфика и качество жанровых и поэтических новаций в современной карачаевской лирике.
Предметом исследования является эволюционный процесс в современной карачаевской поэзии и его осуществление в творчестве талантливых поэтов-лириков, а также воздействие различных факторов на динамику и тенденции мировоззренческого и поэтического обновления.
Объектом исследования выступают новейшие сборники лирической поэзии Б. Лайпанова, Д. Мамчуевой, Ю.Созарукова, Ф.Байрамуковой, Ш. Богатыревой и др.
Степень научной разработанности темы. В разработку проблем развития карачаевской литературы, в частности поэзии, существенный вклад внесли карачаево-балкарские и северокавказские ученые. Значимость традиции в формировании художественной культуры на разных этапах историко-культурного развития народа определяется в трудах таких фольклористов, как: Караевой А.И., Ортабаевой Р.А-К, Малкондуева Х.Х., Холаева А.З., Хубиева М.А., Урусбиевой Ф.А., Хаджиевой Т.М.
В литературоведческих исследованиях Биттировой Т.Ш., Караевой А.И., Караевой З.Б., Кучуковой З.А., Мусукаевой А.Х., Толгурова З.Х., Тетуева Б.И., Чанкаевой Т.А., Эфендиевой Т.Е., и молодых ученых С.С.Джанибековой, З.С-М. Биджиевой возвращены ценные факты, имена создателей национальной литературной традиции, факт упоминания которых в недавнем прошлом вызывал неприятие, ибо концепция двух миров и двух культур исключала возможность восприятия национальной литературы как целостного феномена со спадами, подъемами, с различным отношением к действительности, событиям истории, поворотам в судьбах поколений. Изучение этого научного аппарата позволило выбрать оптимальный ракурс для исследования проблемы развития отдельного жанра карачаевской литературы в его основных тенденциях, а также определить основные теоретико-методологические принципы реализации поставленных задач.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды вышеназванных национальных исследователей; классические труды М.М. Бахтина, А.С. Бушмина, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, Ю.М. Лотмана; исследования современных литературоведов Л.А. Бекизовой, Х.И. Бакова, У.Б. Далгат, Н.С. Надьярных, К.К. Султанова, Н.Х. Суюновой, Ю.М. Тхагазитова и др.
Используется метод герменевтического анализа, а также структурно-аналитический и системный методы, выявляющие механизм функционирования традиций в современной лирике и ценностный подход к накопленному литературой на протяжении веков художественному материалу.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее выводы могут стать основанием для дальнейшего углубленного изучения проблем развития карачаевской словесной культуры, могут быть использованы при составлении программ, курсов лекций, спецкурсов, учебников и учебных пособий по карачаево-балкарской литературе, при изучении культуры тюркских народов Российской Федерации, СНГ.
Апробация результатов исследования. Основные положения, научные результаты диссертации отражены в 7 публикациях диссертанта. По теме исследования автором прочитаны доклады на всероссийских и региональных научных конференциях (Карачаевск, Майкоп).
Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (февраль 2009 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» Кабардино-Балкарского государственного университета (апрель 2009 г.) и рекомендована к защите.
Структура диссертации подчинена главным принципам исследования, содержанию работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.