Введение к работе
Актуальность исследования. Рубеж веков - это всегда кризис, социальный, ментальный, моральный, для российских же художников слова — это кризис вдвойне. Осознание и изживание противоречий и коллизий советского периода отечественной истории и культуры соцреализма, попытка преодоления хаоса, стремление к гармонии сопровождают творчество современных писателей и поэтов.
Ныне, когда XX век позади, должны быть сделаны важные итоговые замечания, дано новое осмысление отразившихся в литературе проблем и реалий времени, более объемно и верно рассмотрены отдельные творческие индивидуальности. К тому же именно сейчас появилась возможность без идеологического диктата и цензурных ограничений исследовать пути истинного духовного поиска поэзии конца XX - начала XXI века, актуального для литературы в целом, но усиливающегося в периоды общественных кризисов.
В рамках данной работы мы беремся за исследование тенденций развития русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии 1970-2000-х годов в контексте современного отечественного литературного процесса, на примере творчества отдельных авторов. Обозначенная литературоведческая проблема фактически не изучалась как историко-литературное явление. Она нуждается в глубоком научно-теоретическом исследовании и анализе в контексте литературных направлений, в оценке особенностей художественного мышления авторов, художественно-эстетической системы их произведений.
Период, взятый нами для исследования, распадается на два отрезка: 1970-80-е годы и конец 1980-х - 2000-е годы. В первый шло накопление опыта непредвзятого художественного осмысления жизненных фактов и явлений, как современных, так и исторических; во второй период вместе с новыми текущими трудностями и проблемами в литературу вошла взыскующая правда во всех ее часто драматических перипетиях и коллизиях.
Художественные творения - тончайший барометр, который гибко реагирует на все перемены в духовном, социально-
психологическом климате эпохи в его единстве эмоционально-чувственной, бытовой, интеллектуальной, философской сфер. Они запечатлевают «практические» и «теоретические» формы социальной памяти, сознательные и бессознательные начала психики, мифологические и научные представления о человеке данной эпохи. Время, прошедшее после исторической даты распада Советского Союза, многое изменило и в области словесного искусства. На повестку дня были выдвинуты фундаментальные вопросы относительно основ национального существования, государственного устройства. Все это определило и новые аспекты художественного осмысления тем литературы Кабардино-Балкарии. По существу, поэты и писатели республики, начиная со второй половины 70-х, а особенно с 90-х годов XX века и по сей день, заняты исследованием тех изменений, которые характеризовали период общественных преобразований, трансформации сознания человека под воздействием исторических ломок.
Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии до сих пор остается явлением малоизученным. Творчество поэтов рассматривается нами в контексте художественного сознания европейской культуры, каким оно сложилось ко второй половине XX века. Таким образом, актуальность работы состоит, прежде всего, в том, что в ней предпринимается попытка дать объективную картину современного состояния русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии. Стремление полнее изучить индивидуальный литературный стиль поэтов заставило нас подробнее, чем это обычно делается при анализе литературной ситуации небольшого региона, «прописать» сам контекст - духовную ситуацию, в рамках которой обретает форму творчество русскоязычных поэтов республики. В данной работе термин «контекст» мы будем понимать широко. Это все тексты, созданные на рассматриваемом временном отрезке, и взаимодействующие внутри этого промежутка. Эти связи далеко не всегда явны, чаще они обусловлены самой культурной ситуацией. Такой контекст кажется приемлемым в связи с единством проблематики, эстетических и идейных поисков современных авторов. Сегодня, на наш взгляд, предстоит окончательно отказаться от привычного толкования литературы рубежа веков лишь в категориях конфронтации и взаимоотчуждения, как состояния войны между реализ-
мом и модернизмом. Думается, что наиболее важная задача сегодня - уяснение феномена порубежного века в его собирательном опыте, сложной художественной целостности, не исключающей, разумеется, серьезных противостояний внутри себя. И эта идея уже укореняется и в отечественных, и в зарубежных исследованиях, истолковывая литературный процесс порубежной эпохи более расширительно и усматривая в монополии отдельных направлений совокупность творческих усилий. Необходимость поиска общих черт литературы XX века обусловлена единством языка, дающего близость картины мира в её основных координатах, культурными традициями жизненного уклада, уходящими в тысячелетнюю историю, и общностью социокультурной ситуации XX века. Изменение способа существования человека в XX веке и изменение самосознания человека предопределили социально-политические процессы. Глобальная социокультурная ситуация должна стать основой для построения единого процесса литературного развития.
Цели и задачи исследования. Основная цель работы - анализ современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в контексте художественно-литературной ситуации, сложившейся в России к концу XX века, и европейской культуры в целом.
В соответствии с целью исследования нами определен следующий комплекс задач:
исследовать историко-литературный контекст, в рамках которого обретает форму творчество современных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкарии;
установить основные течения и школы современной русской поэзии; , ,
выявить основные тенденции развития русскоязычной поэзии республики на современном этапе;
определить особенности поэтики отдельных русскоязычных поэтов Кабардино-Балкарии;
выяснить, как в творчестве современных русскоязычных поэтов республики преломились основные элементы поэтики модернизма, постмодернизма и реализма;
дать аргументированное обоснование факту определения и формирования современной .русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в зрелую и самобытную эстетическую систему.
Научная новизна работы. Новизна и научная значимость настоящего исследования определяются широтой предпринятого системного изучения современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии через призму историко-культурного контекста её становления. Кроме того, в научный оборот вводится новый теоретический и художественный материал, заключенный в анализе стихов малоизученных современных поэтов (Г. Яропольского, А. Кайданова, Дж. Кошубаева, Т. Толгурова); творчество некоторых русскоязычных поэтов впервые изучается в рамках научной работы (Ю. Болатова, Д. Лунина, Т. Чаниевой).
Объектом диссертационного исследования являются поэтические произведения современной русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии, создававшиеся в период со второй половины семидесятых годов XX века до начала XXI века. Этот период характеризовался серьезными изменениями во всех сферах жизни российского общества, что не могло не найти художественного отражения и в современной поэзии. В работе анализируются произведения Руслана Семенова, Аркадия Кайданова, Георгия Яро-польского, Тахира Толгурова, Джамбулата Кошубаева, Юруслана Болатова, Дмитрия Лунина и других поэтов, чье творчество составило качественное наполнение феномена современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, вывело ее на новый уровень художественного развития.
Степень научной разработанности темы. Русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии остается явлением малоизученным. На сегодняшний день нет отдельных монографических исследований, посвященных заявленной теме и в полной мере отражающих различные проблемы данного литературного феномена. Существуют отдельные разрозненные работы, в которых рассматриваются некоторые аспекты обозначенной литературоведческой проблемы.
Так, ряд вопросов, выходящих на тему нашего исследования,-был затронут и получил соответствующее отражение в работах и статьях Т.Б. Гуртуевой, Н.А. Шогенцуковой, Дж. Кошубаева. В работе Т.Б. Гуртуевой «Маленький человек с большой буквы: очерки творчества» (1994) автор рассматривает русскоязычную поэзию Северного Кавказа в контексте постмодернизма.
Творчеству русскоязычных поэтов А. Кайданова и Р. Семенова посвящены отдельные главы в монографии Н.А. Шогеицуковой «Лабиринты текста» (2002).
Несколько статей и рецензий о творчестве изучаемых нами поэтов опубликованы в периодической печати. Среди них можно отметить статьи Игоря Терехова «Возвращение с холмов» («Литературная Кабардино-Балкария», 2004, №3) о книге Г. Яропольско-го «Реквием по столетию» и «Дай, жизнь, на счастье доллар мне» («Советская молодежь», 1998, №31), представляющую собой отклик на книгу А.Кайданова «Вход для посторонних»; статью А. Мусукаева «Путь к имени» («Кабардино-Балкарская правда», 1998, 24 сентября), посвященную поэзии Р. Семенова.
К творчеству отдельных русскоязычных поэтов обращались авторы диссертационных работ последних лет. Особый интерес в рамках нашего исследования представляет работа Куянцевой Е.А. «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетические основы, поэтика жанров и стилей». В обозначенной диссертации содержится интересный материал по отдельным аспектам темы нашего исследования.
Названные и некоторые другие работы заявили тему русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии, обозначили ее как актуальную литературоведческую проблему, требующую серьезного, глубокого научно-теоретического исследования, но не дали полного, исчерпывающего осмысления данного художественного феномена. В национальном литературоведении нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию русскоязычной поэзии республики. Данное диссертационное исследование является первой попыткой литературоведческого анализа современной русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов В.М; Жирмунского, Г.Н. Поспелова, Л.Я. Гинзбург, М.Б. Храпчен-ко, М.М. Бахтина. В изучении закономерностей развития современного поэтического процесса мы обратились к трудам исследователей в области теории и практики постмодернизма: Р. Барта, И.П. Ильина, И.В. Кукулина, В.Г. Кулакова, В.Н. Курицына,
Н.Л. Лейдермана, М.Л. Липовецкого, Н.Б. Маньковской, И.С. Ско-ропановой, И. Хасана, У. Эко, М.Н. Эпштейна и др.
Интересные исследования русской литературы конца XX века представлены в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Знамя», «Звезда», «Новый мир», «Новое литературное обозрение» и др.), а также в электронных изданиях сети Интернет.
Труды названных авторов, ученых-литературоведов имели большое значение для формирования основной концепции нашего диссертационного исследования, помогли в определении основных особенностей и закономерностей современной поэзии в целом и русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии в частности.
Часть диссертационного исследования, посвященная творчеству Р.Семенова, выполнена с привлечением дополнительного архивного материала, писем, воспоминаний современников.
Теоретическая значимость исследования состоит, прежде всего, в комплексном изучении явления русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии и отдельных творческих личностей. Исследование творчества русскоязычных поэтов в определенной степени восполнит пробел, явно обозначившийся в литературоведении национальных республик. В более широкой перспективе данная работа открывает возможности для дальнейшей разработки теоретических проблем истории литератур народов России и национальных литератур Северного Кавказа.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в школьной и вузовской практике при изучении комплекса дисциплин по истории литератур народов России. Отдельные выводы могут найти применение при создании программ спецкурсов и семинаров по поэзии Кабардино-Балкарии, а также могут быть использованы для изучения культуры и искусства республики в целом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: 40-й итоговой научной конференции Института филологии КБГУ (Нальчик, 1999); Всероссийской научной конференции «XX столетие и исторические
судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоение» (Махачкала, 2000).
Полученные в ходе работы результаты диссертационного исследования опубликованы в ряде научных статей. По теме диссертации опубликовано шесть статей в научных сборниках и периодической печати, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК.
Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (сентябрь 2010 г.) и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.