Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков Дашдемиров Магомед Закиевич

Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков
<
Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дашдемиров Магомед Закиевич. Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 Махачкала, 2007 176 с., Библиогр.: с. 167-176 РГБ ОД, 61:07-10/1624

Введение к работе

Настоящая работа посвящена исследованию идейно-художественных и жанровых особенностей табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков

Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных проблеме современного состояния жанра поэмы в табасаранской литературе, необходимостью определенной систематизации и анализа новых тенденций и особенностей ее развития в рассматриваемый период

Некоторые вопросы табасаранской поэзии нашли свое отражение в работах МГЮсуфова «Табасаранская советская литература», «Табасаранская национальная литература», «Табасаран литература» («Табасаранская литература»), М М Курбанова «Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана», Э А Ашурбековой «Поэтика современной табасаранской лирики» и многочисленных статьях в литературном альманахе, периодической печати В трудах МГЮсуфова исследована табасаранская литература в основном дореволюционного и советского периода В своих работах он решает целый комплекс задач, связанных с изучением как поэзии, так и прозы и драматургии М М Курбанов проводит исследования в области поэтического наследия дореволюционного Табасарана Новаторские тенденции развития современной табасаранской лирики рассмотрены в работе Э А Ашурбековой «Поэтика современной табасаранской лирики» Однако современная табасаранская поэма еще не была объектом монографического исследования

Актуальность избранной диссертационной темы еще заключается в необходимости дать художественную оценку новым явлениям в развитии жанра поэмы, выявить новые завоевания поэтов в переосмыслении истории и интерпретации современной социально-политической ситуации в стране посредством художественной литературы

Цели и задачи диссертации. Цель работы - системное исследование сложных процессов становления и развития табасаранской поэмы, выявление новых черт, которых приобрела поэтическая мысль в области поэмного жанра в табасаранской литературе на рубеже веков

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Определить индивидуально-творческое многообразие табасаранской поэмы рассматриваемого периода

  2. Выявить художественные особенности произведений

  3. Дать характеристику жанрового, композиционного и стилистического своеобразия табасаранской поэмы на рубеже веков

  1. Установить основные идейно-тематические направления, жанровые разновидности табасаранской поэмы данного периода

  2. Определить общие тенденции развития современной табасаранской поэмы

На защиту выносятся следующие положения.

  1. К концу XX века в жанре поэмы в табасаранской литературе наблюдается спад эпического жанра, усиливаются лирико-драматические элементы В поэме на первый план выдвигается нравственно-философская, личностная проблематика Лирические раздумья стали значительно преобладать над сюжетной стороной

  2. В области поэмного жанра в табасаранской поэзии наблюдается ослабление связей с фольклором, с народной жизнью

  3. Мотив спора в форме диалога стал играть важную роль в построении художественного конфликта произведений, что свидетельствует о тенденции возрастания диалектичности табасаранской поэмы

  4. Впервые в истории табасаранской литературы поэты обращаются к вечным образам, пытаются создать архетипический образ человека, исследовать внутренний мир его со всей сложностью раздирающих душу противоречий

  5. Табасаранские поэты все больше начали использовать ассоциативные поэтические образы, культивировагь поэтику намеков

  6. Впервые в табасаранской поэме центральным персонажем произведения, выразителем главной идеи и мироотношения авюра становится антигерой

  1. Художественные произведения табасаранских поэтов стали реалистичнее, ближе к жизни Серьезное внимание поэты уделяют теме отношений между автором и читателем Часто наблюдается обращение автора к читателю

  2. В противоположность советской идеологически ангажированной литературе, современная поэма стала более критично относиться к жизни поэты стремятся выявить негативные и позитивные явления, имевшие место в истории народа, противоречивые черты сегодняшней эпохи, место человека в современном обществе и т п

  3. Поэма становится дидактичной появляются нетрадиционные религиозные и философские мотивы

10 Для более полною и яркого выражения своих философских мыс
лей и идей авторы поэм используют нетрадиционный прием фантастики

11 Впервые поэтами так широко используегся символ как универсальная эстетическая категория, наделенная неисчерпаемой многозначностью образа

Объект исследования. Исследованию подвергнуты почти все этапные поэмы конца XX - начала XXI веков «Волшебная тропинка из детства», «Беседа с цыганкой» Ю Базутаева, «Голос эпохи из глубины души» 3 Дашдемирова, «Доля человечности», «Земля и пепел» Ш Казиева, «Наедине с Землей» П Асланова, «Сказание о чунгуре», «Судьба абрикосового дерева» М Митарова, «Звезда Табасарана» К Рамазанова Работа велась в основном с текстами, изданными на родном языке

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые представлена современная табасаранская поэма в аспекте жанрового многообразия Табасаранская поэма 2 половины XX и начала XXI веков специально не исследовалась Следовательно, многие произведения табасаранских поэтов вводятся в научный оборот впервые В диссертации используются подстрочные и художественные переводы текстов поэм, сделанные автором данной диссертации В нашей работе мы попытались проанализировать новые тенденции развития жанра поэмы в табасаранской литературе, изучить состояние проблемы отношения авюра и героя, рассмотреть индивидуальные, типические и архетипические черты поэмных персонажей

Теоретическую основу работы составляют принципы подхода видных ученых-литературоведов к определению и классификации жанра поэмы, труды, в которых освещены основные методологические положения и направления изучения поэзии, в частности, поэмы Опыт историко-типологического и системного изучения дагестанской поэмы заключен в трудах известных ученых Г Гамзатова, С Хайбуллаева, 3 Гаджиевой, К Абдулатипова, МЮсуфова, ГМусахановой, Ч Юсуповой, 3 Акавова и многих других Этот опыт мы использовали в своей работе

Трудности нашего исследования заключались в том, что в литературоведении нет четкой внутрижанровой градации поэмы, поэтому нам приходилось придерживаться во многом тематического принципа в определении жанра

Практическая ценность диссертации Материалы диссертации могут быть использованы при составлении программ и курса лекций по дагестанской поэзии XX века, а также для спецкурсов по творчеству табасаранских поэтов на филологических факультетах вузов, колледжей, училищ и в качестве пособия для школьных учителей

Структура диссертации определяется основными задачами исследования и его целями Работа состоит из введения, трех глав «Нравственная проблематика и художественные поиски решении проблемы», «Исто-

рическая тенденция развития табасаранской поэмы», «Экологическая проблематика как новое направление в литературном процессе развития табасаранской поэмы», заключения и списка использованной литературы Объем диссертации - 177 страниц машинописного текста Библиография включает 156 наименований

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в 6-ти публикациях

Похожие диссертации на Идейно-художественное своеобразие табасаранской поэмы конца XX - начала XXI веков