Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Красовский Вячеслав Евгеньевич

Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького
<
Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Красовский Вячеслав Евгеньевич. Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького : ил РГБ ОД 61:85-10/937

Содержание к диссертации

Введение

Г л а в а 1. Натурализм как теоретическая и историко-литературная проблема . с. 15-77

Г л а в а 2. Русская натуралистическая проза /проблемы метода и поэтики с. 78-154

Г л а в а 3. Осмысление натурализма в литературно-эстетической концепции М. Горького ... с. 155 -190

Заключение . с.191-195

Примечания с.196-216

Библиография с.217-255

Введение к работе

Натурализм в литературе - явление, привлекающее к себе внимание критиков, специалистов по эстетике и литературоведов вот уже на протяжении столетия. Возникновение натурализма в западноевропейских и русской литературах сопровождалось острой идейно-эстетической борьбой. Это было связано в конечном счете.с решением вопросов развития литературы в последней трети XIX в. и определялось тем или иным отношением к наследию классического реализма.

Несмотря на то, что время сгладило остроту полемики вокруг теории и практики натурализма, вывод о сколько-нибудь полной оценке этого явления был бы и сегодня преждевременным и ошибочным. Не утихают споры о проблемах генезиса, эстетической сущности натурализма, о воздействии творчества наиболее крупных участников натуралистического движения (Э.Золя, Э.и Ж.де Гонкур, Г.Гауптмана, Г.йбсена, С.Крейна, П.Боборыкина) на литературный процесс. Единой точки зрения на натурализм пока не существует.

Центральной проблемой большинства работ о натурализме является проблема оформленности его эстетики. Иначе говоря: есть ли достаточные основания считать натурализм самостоятельным творческим методом, возникшим в литературе последней трети XIX в., либо натурализм - всего лишь "упрощенный", "сниженный", "эпигонский" реализм, идейно-эстетические принципы которого не противоречили реалистическим? Даже исследователи "классического" (в смысле наибольшей характерности признаков) национального варианта натурализма - натурализма во французской литературе - решают этот вопрос противоречиво. Особую сложность представляет проблема творческого метода лидера французских натуралистов Э.Золя. Его эстетичес-

кая теория - до сих пор наиболее авторитетный источник для изучения методологических принципов натурализма. И в то же время,.-как. отмечает Е.П.Кучборская, "художественный метод автора "Ругон-Мак-каров" представляется явлением сложным, разрушающим границы натуралистических догм, прямолинейно декларированных им самим в некоторых теоретических работах, и углубляющим важные элементы теории

т.

искусства, созданной реалистами первой половины века . Б современных работах о Золя основной упор сделан на выяснении реалистической специфики его творчества, тех качеств его метода, которые делают писателя наследником реализма Стендаля и Бальзака, Однако вызывает возражение некоторая прямолинейность, обнаруживающаяся в истолковании теоретических взглядов писателя как "натуралистических догм", влиявших на его творчество, но как будто бы оставшихся чем-то наносным, временным и эстетически малозначительным. Позади старая крайность: отождествлять всего Золя с "золаизмом". Наметилась новая: крупнейший теоретик натурализма оказывается, по ироническому замечанию К.Н.Ломунова, неким

"милым лжецом" . Противопоставить теорию творческой практике, натуралистические тенденции - мощному реалистическому началу, проявившемуся в прозе Золя, - не значит разрешить тот клубок противоречий, который связан с творчеством этого писателя, его художественным опытом, оказавшим воздействие на литературный процесс Западной Европы, Америки и России,

Практически во всех национальных литературах, где возникло в конце XIX в. натуралистическое движение, оно в той или иной степени было связано с интересом писателей к творчеству французских натуралистов, с осмыслением и переработкой их опыта. Не отдельные художественные приемы Золя и его французских единомышленников повлияли на них, а натуралистический метод, программно связавший изучение "физиологического" человека с задачами исследова-

ния общественного "организма". Натурализм, впервые заявивший о себе во Франции, способствовал широкому обсуждению важнейших творческих проблем в критике, побудил писателей к реализации собственных эстетических программ. Но до последнего времени изучение национальных разновидностей натурализма было ориентировано не столько на показ национальной специфики натуралистического движения в той или иной литературе, сколько на выявление непосредственных влияний теории и творчества французских натуралистов, и прежде всего Золя. Польский литературовед Г.Маркевич справедливо заметил, что стало традицией проецировать опыт французского натурализма на аналогичные или близкие явления в других европейских литературах3.

В современном литературоведении обозначился плодотворный подход: используя в полной мере теоретический потенциал, который дают теория "экспериментального романа" и натуралистические тенденции творчества Золя для выяснения специфики натурализма как творческого метода, учитывая противоречия, существовавшие во французском натурализме, при характеристике судеб натурализма в целом, определить национальные черты натурализма в различных европейских и американской литературах, то есть тот комплекс качеств натурализма как творческого метода и литературного движения, который был обусловлен в каждой стране конкретно-историческими причинами.

Общее, что лежало в основе натурализма в каждой национальной литературе, определялось процессами общественно-исторического развития буржуазного общества в последней трети XIX - начале XX в. "Комплекс идей и эстетических представлений, охватываемых понятием "натурализм", - писал Р.М.Самарин, - возникает в ту эпоху, когда постепенно все в большей степени дает себя знать исчерпанность прогрессивной исторической роли буржуазии, все опре-

деленнее проступает ее реакционная роль, все яснее.определяются . черты приближающегося упадка правящих классов :- и, с другой стороны, все настойчивее и шире становится активность народных масс, а их воздействие на литературу делается все более значительным (...). Общественная база, вызвавшая к жизни натурализм, определила сложность и неоднозначность этого литературного явления, свойственные для него апелляции к опыту конкретно-исторического общественного развития и узость, историческую ограниченность мышления писателей-натуралистов, пытавшихся "выразить современность" на основе буржуазного миропонимания.

Предметом настоящего исследования является натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. Слабая его изученность, спорность в трактовке многих проблем, отсутствие в научном обороте аргументов и фактов, основанных на анализе произведений наиболее крупных писателей-натуралистов, обусловливает актуальность проведенного исследования. В книгах и статьях последних лет, принадлежащих перу Е.Б.Тагера, В.И.Каминского, В.И.Кулешова, С.И.*Чупринина и др., натурализм в русской литературе осознан как феномен, нуждающийся в серьезной теоретической и историко-литературной разработке.

Анализ натуралистических тенденций в русском литературном процессе - это не только несколько новых штрихов в истории литературы, но прежде всего воссоздание одной из граней той литературной ситуации, в которой происходило рождение и формирование идейно-эстетических принципов социалистического реализма, обновление художественной системы реализма критического. Плавный вопрос работы - какое место занимали натурализм и творчество писателей-натуралистов в системе художественных взаимосвязей, складывавшейся в России на рубеже веков и оказавшей влияние на развитие мировой литературы XX в. Именно поэтому натурализм не рассматривается как

нечто оторванное от литературного процесса,. Напротив, натуралистические тенденции в русской литературе раскрываются с. учетом отношения к ним крупнейших писателей-реалистов, и прежде всего М.Горького - центральной фигуры в литературном процессе конца ХЕХ - начала XX в.

Оценка роли натурализма в литературе этого периода предполагает его анализ с точки зрения носителя передового эстетического сознания эпохи. Восприятие натурализма М.ІЬрьким на различных этапах его творческого развития дает верный масштаб изучаемому явлению, что приближает к решению главной задачи работы. Нам представляется недостаточной простая констатация того, что основоположник социалистического реализма "не принимает и практически отбрасывает натурализм как целостное мировоззрение и.эстетику"5. Не "отбрасывает", а активно противостоит натурализму, борется с его ведущими эстетическими принципами и творческой практикой русских писателей-натуралистов. Нет нужды обеднять горьковское осмысление натурализма, сводить его к отрицанию фактографии и натура-диетического мелкотемья . Горький, начавший свой творческий путь на рубеже 90-90#х тт. XIX в., в полной мере осознавал опасность натуралистического "бума", характерного для буржуазно-либеральной литературы этого времени, видел и позднее в натурализме тормоз на пути развития русской литературы. Критика важнейших методологических принципов натурализма, наряду с борьбой против декадентства и модернизма в литературе рубежа веков, - фактор, способствовавший формированию эстетических взглядов Горького, становлению в его творчестве идейно-эстетических принципов реализма нового типа. В данной работе впервые систематически освещается осмысление натурализма в эстетической концепции М.Горького, анализи- ' руется объективная необходимость горьковокой борьбы с теорией и практикой русского натурализма.

Решение этой задачи оказалось невозможным без .освещения ряда вопросов, имеющих принципиальное теоретическое значение. Недостаточная изученность эстетики натурализма, спорность и нерешенность многих важных проблем натуралистического движения в русской литературе обусловили обращение к теоретическим аспектам натурализма, к анализу творчества группы русских писателей-натуралистов. Несмотря на то, что русский натурализм уже.был предметом

специального исследования в работах Е.Б.Тагера1, А.А.Тарасовой , в диссертациях С.И.Чупринина9- и Е.Я.Поддубной , приходится констатировать, что специфика русского натурализма раскрыта далеко не полно, целый ряд вопросов не получил в названных работах удовлетворительного решения. Это касается прежде всего типологии русского натурализма, своеобразия поэтики натуралистической прозы, места и роли натурализма в литературном движении эпохи. Не претендуя на полноту и бесспорность наблюдений и выводов, мы пытаемся обобщить материал, содержащийся в уже существующих работах, дать собственное понимание наиболее актуальных проблем.

В отличие от статьи Е.Б.Тагера, сосредоточившего свое внимание преимущественно на художественно-документальной литературе 90-х гг. (проза Н.Г.Гарина-Михайловского, П.Ф.Якубовича-Мелыпина, С.Я.Елпатьевского, А.И.Свирского и др.), на восприятии русскими писателями конца века традиций Г.И.Успенского, в диссертации дан анализ явлений, связанных не столько с традициями русской очерковой прозы, сколько с традициями И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Ф.Писемского и А.П.Чехова. Круг писательских имен в настоящей работе другой: в центре внимания проза.П.Д.Боборыкина, И.Н.Потапенко, А.В.Амфитеатрова, Н.И.Тимковского, А.А.Вербицкой и так называемых "неонатуралистов" 900-х гг. - М.П.Арцыбашева, А.П.Каменского, В.К.Винниченко. В статье Е.Б.Тагера, а также в работах

II В.И.Каминского анализируемые нами писатели только упомянуты, как

правило, с целью констатации отрицательных качеств натурализма. Однако именно в их творчестве методологические принципы натурализма реализованы с наибольшей полнотой и наглядностью.

Диссертация и статьи С.И.Чупринина - одна из наиболее серьезных попыток освещения натуралистического движения в литературе конца XIX в. Исследователь охарактеризовал основную проблематику и пафос русского натуралистического романа 80-90-х гг. XIX в., сделал ряд интересных выводов об эстетической специфике русского натурализма, проанализировал споры о натурализме в русской периодической печати 80-х гг. Метод изучения натурализма в русской литературе, предложенный С.И.Чуприниным, представляется наиболее перспективным, хотя некоторые положения его работ могут быть оспорены.

В изучении судеб русского натурализма существенное место должен занять анализ так называемого "неонатурализма" 900-х гг., раскрывшего и исчерпавшего себя в годы реакции после революции 1905-07 гг. Выяснению эстетических основ "неонатурализма" посвящена статья А.А.Тарасовой. Работа не содержит, однако, сопоставительного анализа "старого" натурализма и творчества натуралистов "новой волны". Картина развития натурализма в русской литературе остается неполной, так как не объяснена закономерность сближения "неонатуралистов" с наиболее реакционным крылом декадентства. Раскрыть путь трансформации "старого" натурализма в "неонатурализм", полностью порвавший с гуманистическими традициями русской литературы, ревизовавший идейно-эстетические принципы реализма, - одна из задач диссертации.

Диссертация Е.Я.Поддубной "Творчество И.Н.Потапенко и основные закономерности "массовой" литературы" (1979) - первый опыт монографического анализа творчества одного из русских писателей-натуралистов. Автор исходит из предположения, что "именно в

"массовой" литературе конца XIX века с наибольшей четкостью выявились характерные черты почти неизученного в литературоведении русского натурализма, который при всей своей недолговечности преломил в себе самые разнообразные влияния и сыграл свою роль на

г? рубеже веков" . Попытка связать изучение натурализма с рассмот-

.-> рением_"массовой" литературой представляется правомерной. Возражение вызывает другое: отождествление литературы, созданной на основе натуралистического метода, со всей "массовой" литературой, В работе Поддубной дана характеристика натурализма в русской литературе, основанная на выявлении художественных стереотипов. Своеобразие же преломления принципов натурализма как творческого метода осталось за пределами диссертации.

Исследования о натурализме последних лет убеждают: не суммарная характеристика натуралистических тенденций в русской литературе стоит на повестке дня, а тщательная разработка проблем натуралистической прозы с точки зрения преломления в ней методологических и стилевых принципов натурализма. Изучение этих вопросов - одна из целей диссертации, которая обусловливает, наряду с раскрытием горьковской полемики с натурализмом, ее научную новизну .

Цели и задачи работы определили ее структуру.

Натурализм как теоретическая и историко-литературная проблема

Исследование проблем натурализма в русской литературе неразрывно связано с изучением натурализма как эстетического феномена, характерные черты которого проявились в мировом искусстве последней трети XIX - начала XX в.

Показательно стремление авторов работ о натурализме в.русской литературе (Е.Б.Тагера, В.И.Еулешова, А.А.Тарасовой, С.И.Чуп-ринина и др.) выйти за пределы материала, который представлен в русской литературе, соотнести натуралистические тенденции в русском литературном процессе конца XIX и начала XX в. с аналогичными или близкими художественными явлениями в зарубежных литературах, прежде всего с литературными манифестами и творчеством французских натуралистов. Изучение натурализма в западноевропейских и американской литературах, проводимое советскими литературоведами , способствует более тщательной разработке теоретических проблем натурализма, выявлению специфики русского натурализма и обнаруживает весьма симптоматичное сходство некоторых важнейших тенденций развития в натуралистическом движении этой эпохи. Для исследователя русского натурализма актуально известное замечание Г.В.Плеханова о том, что "нельзя написать (...) сколько-нибудь дельную историю русской литературы, не зная истории западноевро-пейских литератур.

I Натурализм был в последней трети XIX в. явлением общеевропейского масштаба. Наибольший резонанс в европейских литературах вызвали эстетические искания и литературная практика французских натуралистов. Именно во Франции натурализм "классического" типа начал оформляться ранее, чем в других национальных литературах, а литературное движение, выступившее под этим именем, выдвинуло таких крупных писателей, как Э.Золя, братья Гонкуры, Ги де Мопассан.

Своеобразие натуралистического движения во Франции было в том, что писатели-натуралисты открыто соединили себя с традициями реализма, противопоставили претенциозности и вычурной напыщенности произведений позднего романтизма, бульварной литературы требование "всей правды жизни", эстетической равноценности изображаемых явлений действительности. Однако,как отмечал исследователь раннего французского натурализма Е.И.Михлин, уже в литературных манифестах школы "искреннего реализма" Шанфлери "под флагом доведения реализма до конца развивалась, по существу, антиреалисти-ческая программа" .

Э.Золя, выбрав в 60-х гг. XIX в. "экран реалистической школы" как наименее искажающий воспроизводимую действительность, выражал чувство неудовлетворенности эстетикой "искреннего реализма" . Теория натурализма была разработана усилиями братьев Гонкуров и Золя в 60-70-е гг. В отличие от "реалистов" 50-х гг.,чьи теоретические построения отличались аморфностью, зрелый натурализм вышел, как считали его сторонники, за пределы литературной школы и стал выражением "научного" метода в искусстве, приблизившись к методологии естественных наук. Золя видел в формулах "новой доктрины""само поступательное движение современного сознания" (т.24, с.450).

Первым литературным манифестом натурализма 60-х гг. стало предисловие Гонкуров к роману "Жермини Ласерте", написанное в октябре 1864 г, и содержавшее краткий "кодекс" натуралистической эстетики. В нем сжато, неразвернуто высказаны основные методологические идеи натурализма.

Как и писатели школы "искреннего реализма", Гонкуры утверждали примат жизненных фактов над вымыслом и фантазией писателя, требовали от современного романа демократизации его проблемно-тематической стороны, считая, что роман, будучи беспристрастной социальной "анкетой", должен обратиться к исследованию тех сторон жизни, которые ранее третировались литературными пуристами. Первый манифест натурализма поставил вопрос о "научности" художественного исследования. В утверждении Гонкуров, что роман "принял на себя задачи и обязанности науки", обозначилась характерная для натурализма тенденция к буквальному истолкованию близости науки и искусства, прежде всего попытка сближения методов прикладной физиологии и экспериментальной психологии с методами работы романиста. Из этой близости вытекала, по мнению писателей, особая роль "человеческих документов" в процессе создания произведения. Развивая идеи 60-х гг., Э.Гонкур писал в предисловии к роману "Братья Земганно" (1879): "(...) Изобразить этих мужчин, этих женщин и даже среду, в которой они живут, можно только при помощи громадного скопления наблюдений, бесчисленных заметок, схваченных на лету, целых коллекций человеческих документо в" . Позиция писателей в вопросе об авторском участии в освоении "человеческих документов" была непоследовательной. Гонкуры ратовали за то, чтобы роман стал "горячим" и "страстным" литературным исследованием, но противореча самим себе, утверждали и самодовлеющее значение литературной фактографии.

В эстетике и творчестве Гонкуров выявилась и еще одна важная особенность натурализма: пристальное внимание к психофизи ологической жизни человека, "поэтизация" физиологии . Стремление художественно освоить эту прежде недоступную для искусства область жизни человека столь же характерно для Э.Золя и других писателей школы французского натурализма. Не менее показателен и факт близости натуралистов к импрессионистическим формам разработки физиологической проблематики.

Русская натуралистическая проза /проблемы метода и поэтики

Реалистическая литература конца XIX- начала XX в с исключительной чуткостью отразила ускоренное социально-политическое развитие страны, время, когда завершалась "быстрая, тяжелая, ос трая ломка всех старых "устоев" старой России... .

"Адова суматоха эпохи" (М.Горький) входила в художественное творчество через постижение социального и психологического бытия русского человека, втянутого в водоворот истории. Герои Л.Н.Толстого и М.Горького, А.П.Чехова и В.Г.Короленко, писате-лей- Ънзниевцев" не были замкнуты в прокрустово ложе "родной" социальной, идеологической и культурной среды. Они оказывались -под давлением социально-исторических обстоятельств жизни - перед лицом больших вопросов, перед необходимостью общественного и идейного самоопределения. Сама косная среда, пишет К.Д.ВДуратова, "начинает восприниматься как нечто зыбкое, разъедаемое противоречиями. Надвигающаяся гроза, буря взламывали эту среду, и раз р ложение в ней становилось все более знаменательным фактом" . Особенно решительно пересмотрели традиционное, шедшее от "натуральной школы" и писателей-"шестидесятников" изображение взаимоотношений человека и его социального окружения, характера и обстоятельств М.Горький и писатели горьковской идейно-эстетической ориентации, составившие особое, "знаниевское" течение в реализме рубежа столетий .

На новом историческом этапе реализм продолжал оставаться ведущим творческим методом и господствующим литературным направлением. К концу XIX века в нем ясно обозначился процесс внутреннего обновления - закономерное движение к созданию реализма нового типа, наследовавшего и развивавшего в новых историчесних условиях традиции русского критического реализма. Расширение сферы социалистического искусства, формирование и рождение социалистического реализма в творчестве М.Горького стало ответом на объективные потребности развития демократической культуры, которая в лучших своих проявлениях обращалась к отражению исторического бытия народных масс и их авангарда - русского пролетариата. Вопреки попыткам декадентов и части либерально-буржуазных критиков доказать исчерпанность "старого" реализма, значительные художественные ценности были созданы писателями критического реализма. Реалистическая литература конца ХК-начала XX в. противостояла и декадентству и натурализму; Натурализм пришел в противоречие с процессами обновления, набиравшими силу в реалистической литературе, оказался неспособен отразить новые социальные процессы, создать оригинальную концепцию личности.

Изучение в рамках иоторико-типологического аналиаа пестрой в стилевом отношении литературной продукции натуралистов позволяет выяснить степень зависимости их творчества от художественного опыта реализма, установить меру их эстетического консерватизма. В данной главе сделана попытка охарактеризовать те аспекты метода и поэтики русских писателей-натуралистов, которые достаточно показательны в плане решения ими основного вопроса искусства: отражения действительности в художественном творчестве. Концепция человека и его взаимоотношений с окружающей социально-бытовой, идеологической и культурной средой, представленная в натуралистической прозе рубежа веков, обнаруживает основные качества натуралистического метода и определяет поэтику произведений, созданных на его базе, при всем различии творческих судеб писателей и индивидуальных стилевых манер.

Основным объектом изображения в прозе писателей-натуралистов стала современность, а ее "социографирование" - одной из актуальных творческих задач Боборыкин, в частности, был убежден в том, что творческая правда романиста "всегда находится в соответствии с близостью эпохи"? Тезис этот внешне не противоречил программному повороту к современной жизни, который был.характерен для реалистической литературы второй половины XIX в. и особенно конца века; когда наблюдался расцвет художественно-документальной прозы. Но понимание "близости эпохи" и художественной правдивости ее отражения в искусстве имело у Боборыкина и других натуралистов существенно иное содержание, чем у писателей-реалистов,

В натуралистической прозе 80 90-х гг. и начала XX в, "зарегистрированы" наиболее заметные (точнее, "нашумевшие") события общественной, идейной и культурной жизни тех лет: неурожаи и массовый голод/ начало забастовочного движения русского пролетариата (роман Боборыкина "Тяга"), разочарование передовой интеллигенции в народнической социальной утопии и ее поворот к марксизму ("По-другому" Боборыкина, роман-хроника Амфитеатрова "Концы и начала"), возникновение декадентства (произведения Боборыкина, Амфитеатрова, Тимковского), знакомство с идеями Ницше ("Перевал" Боборыкина, "Девятидесятники" Амфитеатрова) и т.д.

Осмысление натурализма в литературно-эстетической концепции М. Горького

Наследие М.Горького-художника, литературного критика является средоточием не только гениальных художественных открытий, определивших главную линию литературного развития в XX столетии, но и широких теоретических и историко-литературных обобщений. Без учета этого невозможно верно понять многие факты литературно-эстетической борьбы, предельно обострившейся в конце XIX - начале XX в., судьбы тех писателей, чей путь в искусстве соприкасался или расходился с горьковским, исторические итоги многих литературно-художественных течений предоктябрьского времени.

Литературно-эстетическая концепция М.Горького, обогащавшаяся на протяжении более чем четырех десятилетий, - динамичная система. При всех противоречиях, которые сопровождали ее становление на различных этапах творческого пути писателя, в ней отчетливо прослеживается позитивное ядро; отстаивание фундаментальных принципов реалистического метода, стремление осмыслить опыт классического реализма XIX в., используя его в качестве главного орудия в борьбе с нереалистическими течениями и тенденциями в искусстве рубежа веков. В полемике с художественными явлениями, отходившими от реализма или противопоставлявшими себя ему, складывалось горьковское понимание перспектив литературного развития, прогресса в искусстве.

Горький открыл новую эпоху в развитии реализма, поэтому его осмысление актуальных проблем искусства имеет не только индивидуальное значение, оно важно как отражение той историко-литературной ситуации, в которой, как отмечает Б.А.Бялик, "социалистический реализм должен был с самого начала бороться против двух чуждых ему художественных направлений, возникших в конце прошлого века: нату «I рализма и модернизма.

Эти направления, сформировавшиеся к 90-м гг. XIX в. в западноевропейских литературах, не были столь же отчетливо дифференцированы в русской литературе конца века. Натуралистические тенденции оттеснялись на периферию литературного развития творчеством выдающихся мастеров критического реализма, русский реализм продолжал быть наиболее авторитетным литературным направлением. Споры о "золаизме" и отечественном "клубницизме", характерные для 80-х гг., несколько утихли: установилось почти единодушное отрицательное мнение о творческих возможностях натуралистического метода, сами писатели-натуралисты избегали использовать слово "натурализм" в своих выступлениях, предпочитая заменять его словами "реальный", "реалистический", "реализм".

Формирование идейно-эстетической позиции молодого Горького, сразу же продемонстрировавшего антинатуралистическую направленность своих творческих исканий и эстетических взглядов, началось в атмосфере недоверия к натурализму. Полемика с ним - одна из с к в о з н ы х полемических тем горьковского творчества, хотя ее удельный вес среда других адресатов его критики невелик. Уже в 90-е гг. Горький включился в борьбу с декадентской литературой,шумно заявившей о себе выступлениями Д.Мережковского, А.Волынского, В.Брюсова, Бурная эскалация декадентства привлекла главное внимание писателя.

Критика идейных истоков нового течения, антиреалистического пафоса его манифестов и антидемократизма творчества 3.Гиппиус, Ф.Сологуба, Д.Мережковского и других "новых" поэтов во многом определила главные линии горьковской борьбы с литературой буржуазного упадка в начале XX в. Вместе с тем Горький одним из первых почувствовал и обосновал родственную близость декадентства и натурализма, прежде всего их стремление ревизовать принципы реалистического искусства, поэтому в горьковской литературно-эстетической полемике нередко давался их обобщенный "портрет". Этим отчасти объясняется то, что в научной литературе о Горьком его борьба против натурализма рассматривалась в контексте полемики писателя с декадентской и модернистской литературой. В качестве самостоятельной исследовательской темы антинатуралистический пафос горьковской литературно-эстетической концепции, его оценки творчества русских натуралистов фигурируют крайне редко , хотя в работах, посвященных изучению творчества и литературно-эстетических взглядов Горького, неоднократно было отмечено, что на различных этапах своей творческой и литературно-критической деятельности он вел последовательную борьбу с натурализмом. Об этом писали Б.В.Михайловский, К.Д.Муратова, А.С.Мясников. Совсем недавно о необходимости изучать и полнее использовать опыт Горького-критика натурализма напомнил Б.А.Бялик .

В горьковской литературном наследии отсутствуют специальные работы о натурализме. Однако суждения Горького по важнейшим вопросам эстетики и творчества, высказанные в литературно-критических и публицистических выступлениях, в переписке с писателями, деятельность в качестве руководителя издательского товарищества "Знание", полемические аспекты его художественных произведений, - все это позволяет сделать вывод о системном характере горьковской критики натурализма. В разное время в литературно-эстетической концепции писателя актуализировались ее полемическая направленность против натуралистической "апологии факта", принципов изображения человека и действительности в прозе натуралистов-"социологов" /90-е гг./, против позитивистского объективизма и мнимой "внепартийности" натуралистической литературы (900-е гг.). Резкой критике Горький подверг биологизм, подмену социально-исторического детерминизма, открытого реалистическим искусством XIX в., "социальным дарвинизмом" - главные черты творческого метода неонатуралистов 900-х гг. Ретроспективный взгляд на творчество ряда русских натуралистов /Боборыкина, Вербицкой, Арцыбашева, Амфитеатрова/, итоговые оценки их писательской судьбы содержатся в работах Горького советского периода, в эпистолярном наследии.

Актуальным Горький считал в 20-30-е гг. изучение художественного опыта натурализма молодыми советскими писателями, предлагая ввести в программу журнала "Литературная учеба" статьи о французских натуралистах4. Критически осмыслив уступки "золаизму", отмеченные им в произведениях некоторых советских писателей, Горький дал в 30-е гг. классическую формулировку отношения реализма нового типа к натурализму и "золаизму": "Наш реализм должен быть именно героико-эпическим, для того чтобы художественно преодолеть "золаизм" и натурализм и дать подлинно художественное отображе-ние действительности .

Похожие диссертации на Натурализм в русской литературе конца XIX - начала XX в. и его осмысление в литературно-эстетической концепции М. Горького