Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Далиева Эсет Хусейновна

Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров)
<
Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Далиева Эсет Хусейновна. Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Магас, 2003 160 c. РГБ ОД, 61:04-10/332-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Фольклорная основа и этно-культурные факторы в ингушской поэзии начала XX века 20-63

Глава II. Проблема жанра. Жанровый состав ингушской поэзии 64-102

Глава III. Проблематика и поэтика ингушской поэзии 1920-30-х годов 103-143

Заключение 144-149

Библиография 150-160

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблемы народных традиций в национальной литературе, генезиса и поэтики жанров являются достаточно изученными ив то же время весьма актуальными в современном литературоведении. Проблемы взаимосвязи народных традиций, роли и места фольклорных тем, мотивов, фольклорной символики также остаются постоянным объектом современного литературоведения. В диссертационной работе нами проводится подробный анализ наиболее значительных форм фольклоризма, особенности их использования в ингушской поэзии начала XX века, в связи с этим исследуются особенности таланта того или иного поэта, истоки его творчества.

Проблема жанров - категория сложная, далеко не однозначная, ее изучение ведется постоянно, она отличается противоречивостью, наконец, по данной проблеме созданы многочисленные теоретические труды. Но при всем множестве исследований в литературе XX века конкретные поэтические жанры редко попадали в поле зрения ученых, особенно это относится к национальным, так называемым "молодым" литературам.

С точки зрения изложенных положений о понимании и судьбе жанра как такового и конкретных поэтических жанров в отдельной национальной литературе, в частности, определяются цели и задачи проводимого нами исследования.

Главной целью диссертационной работы является исследование генезиса и поэтики поэтических жанров в ингушской

литературе начала XX века как единого процесса, связанного
с основными закономерностями всего национального
^ литературного развития, определения роли и места народных

традиций, своеобразия способов формирования и путей развития жанров в системе национальной поэзии. Исследование специфических и типологических признаков жанра в рамках отдельной национальной литературы в конечном итоге способствует выявлению рамок литературного процесса в целом.

Для решения поставленной цели мы определяем в работе следующие задачи:

- охарактеризовать историко-культурные и национально-
художественные факторы зарождения и формирования жанровых

, разновидностей ингушской поэзии 1920-30-х годов;

- проследить поступательное движение ингушской поэзии в ее

«

исторической обусловленности, в динамике взаимосвязи художественных структур от фольклорных истоков до конца 30-х годов;

обосновать обусловленность идейно-эстетического и жанрового многообразия фольклорных жанров и выявить специфику развития национальной письменной поэзии начала XX века.

Мы не ставим чисто историко-литературную задачу и поэтому работа не является хронологически последовательным изучением исторического хода развития поэтических жанров. Прежде всего нас интересуют наиболее важные типологические черты того или

иного анализируемого жанра в его эволюции, гибкости и

*

принадлежности жанровой природе, хотя и полноту историко-
1 литературного процесса периода 1920-30-х годов мы стараемся

охватить. В итоге мы попытались обобщить с точки зрения достижений современного литературоведения ряд вопросов по специфике формирования и развития ингушской поэзии начала XX века, рассмотреть конкретное национальное явление, исходя из общетеоретических положений, выявить общее и особенное в историческом достижении художественных поэтических структур.

Методологической основой диссертационного исследования являются важнейшие теоретические положения, выдвинутые учеными в своих трудах: Гегель, В.Белинский, А.Веселовский, Д.Лихачев, Н.Надъярных, К.Султанов, Ю.Тынянов, Л.Фризман, Б.Эйхенбаум и др. Процесс литературного развития - это непрерывная цепь контактов, взаимоотношений и взаимовлияний между множеством конкретных художественных произведений, каждое из которых обладает известной степенью индивидуальности и несет в себе одновременно нечто, сближающее его с другими произведениями. В работе также находит свое отражение опыт известных исследователей мифа, фольклора (У.Б. Далгат, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп и др.). В основу работы легла современная теория целостного восприятия литературного процесса, а также ориентация на закономерности его развития.

Материалом для диссертационного исследования послужили поэтические произведения ингушских поэтов: Т.Бекова, А. Озиева, Х.-Б.Муталиева, М.Аушева, С.Озиева, Х.Осмиева, Дж.Яндиева и других, а также отдельные произведения ингушского устного народного творчества.

Изученность проблемы.

В современном литературоведении сформировалось множество концепций, между представителями которых не стихают

споры как по вопросу жанровой градации, так и по вопросу самого понятия жанра. В отечественном литературоведении Г.Н.Поспелов, А.Л.Эсалнек, Л.В.Чернец придерживаются концепции трактовки жанра как категории художественного содержания. Л.В.Абрамович, А.Н.Богданов, Н.А.Гуляев, И.К.Кузьмичев и другие считают, что жанр является категорией, связывающей содержание и форму. Г.Д.Гачев, С.Калачева, П.Рощин воспринимают жанр как содержательную форму. Можно также назвать исследователей, которые, развивая и уточняя понимание жанра как содержательной формы, соотносят его с построением, структурой и композицией художественного произведения. В русской литературе следует особо отметить труды М.Я.Полякова "В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров" (М., 1983); Л.Г.Фризман "Жизнь лирического жанра: Русская элегия от Сумароковва до Некрасова" (М., 1973); К.Н.Григорьян "Пушкинская элегия: Национальные истоки. Предшественники. Эволюция" (Л., 1990). М.Я.Поляков, к примеру, считает, что в творчестве отдельного художника слова соединяются, смешиваются различные жанры, порой формируются совершенно новые типы жанровых конструкций, что создает опасение разрушения эстетических, стилистических или тематических канонов жанра.

В северокавказском литературоведении внимание

исследователей было уделено как лирическим жанрам, так и жанру
поэмы, целенаправленному исследованию которой посвящены
труды Р.Ахмедовой "Кумыкская поэма" (Махачкала, 1990);
X.Бакова "Национальное своеобразие и творческая

индивидуальность в адыгской поэзии" (Майкоп, 1994); З.Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия" (Нальчик, 1970); З.Толгурова

"Движение балкарской поэзии" (Нальчик, 1984); Ф.Узденовой "Поэма в литературах народов Северного Кавказа" (Нальчик, 2001); Ч.Юсуповой "Дагестанская поэма" (Махачкала, 1989) и др.

Идейно-эстетические функции народных традиций, фольклора
в национальных литературах и в произведениях отдельных
писателей и поэтов исследованы в трудах А.Алиевой, X.Бакова,
Л.Бекизовой, А.Вагидова, В.Гацак, У.Далгат, И.Дахкильгова,
Ш.Джикаева, Н.Джусойты, А.Мусукаевой, З.Толгурова,

Х.Хапсирокова и других, в коллективных трудах институтов гуманитарных исследований и университетов Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и т.д. В указанных трудах убедительно доказано, как на формировании национальной письменной литературы связывалась унаследованная от народных эпических и лирических форм ярко выраженная социальная заостренность, как художники слова творчески использовали приемы создания образов и изобразительные средства устного народного творчества.

В изучение истории развития ингушской литературы значительный вклад внесли О.Мальсагов, Д.Мальсагов, Б.Зязиков, В.Корзун, И.Дахкильгов, А.О.Мальсагов, А.У.Мальсагов, Р.Ужахова, М.Яндиева, А.Костоев, Л.Танкиева, А.Танкиев и другие. Без созданного ими огромного опыта изучения ингушской литературы, решающего частные вопросы создающего литературные портреты отдельных писателей и поэтов, невозможно было бы приступить к решению новых исследовательских проблем, в частности, проблемы народных традиций, генезиса и поэтики ингушской поэзии начала XX века. В их трудах уделено внимание вопросам истории литературы, фольклора, связи его с письменной

литературой, художественного своеобразия прозы, поэзии, драматургии, творческого пути отдельных художников слова.

Научная новизна диссертационного исследования
определяется тем, что в нем, опираясь на достижения
литературоведческой науки по теории и истории комплексного
изучения жанровых систем, на примере конкретного материала
ингушской устной и письменной поэзии начала XX века впервые
предпринята попытка обобщить историческую обусловленность
процесса формирования поэтических традиций, выявить на уровне
поэтики конкретных жанров и произведений качественные
особенности и тенденции формирования разновидностей

художественных структур от фольклорных истоков на стадии устного развития до периода 1930-х годов. На основе методики филологического анализа нами проведены исследования конкретных произведений, написанных разными поэтами, но единых общностью основных жанрообразующих компонентов, позволившие разработать новые подходы к исследованию явлений конкретной национальной поэзии, определить пути их реализации.

Использование в диссертационной работе оригиналов
национальной поэзии является ценной составляющей

исследования, позволяющей максимально достоверно судить о специфике художественных открытий, об исторической обусловленности формирования жанровой поэтики, определить основные движущие силы эволюции национальной поэзии, выявить параметры достигнутого поэтическими жанрами уровня. В динамике изменения литературной модели, в первую очередь жанра, принимают участие разные поколения. Поэтому в работе на примере конкретного анализа произведений поэтов одной эпохи

сделана попытка изучить поэтику жанра в его единстве и многообразии, то есть теоретически осмыслить особенности пути развития как всей ингушской поэзии, так и конкретного жанра в ней. В работе также сделана попытка рассмотреть каждое поэтическое произведение как национально-исторический художественный комплекс извне и изнутри, в жанрово-стилистической определенности и социокультурном контексте.

Решение данной актуальной проблемы имеет не только художественно- эстетическое, но и историко-методологическое значение, так как реализовано в новом аспекте исследования, которое способствует выявлению особенностей пути развития национального художественного слова, обусловленного и закономерностями типологического свойства и специфическими особенностями развития.

Следует подчеркнуть, что исследование особенностей формирования жанров в определенную эпоху является актуальным, ибо, как отмечает Л.Фризман, "показывая своеобразие каждой эпохи, жанры вместе с тем как бы скрепляют историю литературы в единое целое, позволяют видеть связи между разными, порой далеко стоящими друг от друга этапами художественной эволюции" (128, 4). Поиски каждой национальной литературы в каком бы то ни было жанре всегда интересны и своеобразны, так как обусловлены не только национальной традицией, но и обогащены знанием многонациональной литературы, что помогает поэту создавать оригинальные образцы жанра, дополнять его форму и содержание, размыкая национальную традицию в иные художественные системы, сохраняя при этом свое лицо. Как отмечает К.Султанов , "чем глубже познаешь "свое", тем ближе ты

к "чужому"; чем сильнее стремление к самостоятельности и непохожести, тем острее встает извечный вопрос связи "родного" и "вселенского". На глубине национального открывается пульс общечеловеческого, залегает возможность достигнуть специфики без "изоляции, уединения без одиночества." (93, 4).

В работе мы прежде всего опираемся на твердое понимание значительности категории жанра, как определенного итога развития литературы: "Категория литературного жанра - категория историческая. Литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова, а затем постоянно меняются и сменяются" (66, 42).

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в дальнейшей разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблемы генезиса и поэтики жанров поэзии в отдельно взятой национальной литературе, роли и места народных традиций в процессе формирования и развития жанров. Решение поставленных теоретических задач позволяет выявить национальное своеобразие литературы, ее специфические особенности и вместе с тем требует широкого исследования связей типологических, генетических, изучения факторов общего и своеобразного в единстве.

Практическая ценность исследования состоит в том, что результаты работы, а также собранный и систематизированный материал могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии, в частности, проблемам генезиса, поэтики жанров, народных истоков в ингушской поэзии.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса истории литератур народов

Северного Кавказа, а также при изучении специальных дисциплин по ингушской поэзии.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы были доложены и обсуждены на научно-теоретических и научно-практических конференциях:

"О месте песенного фольклора в жизни ингушей" (Материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ахриева И.Э., 2000г); "Особенности исполнительного мастерства ингушских лирических песен ("Ингушетия на пороге нового тысячелетия", 2000 г., Магас); Жанровая характеристика ингушских народных песен ("Исторические судьбы национальных художественных культур"), 2000 г., Махачкала); К вопросу о современном состоянии ингушской лирики ("Вузовское образование в современных условиях", 2000, Магас).

А также опубликованы в статьях: "Об ингушских девичьих песнях" (на ингушском языке).- "Литературная Ингушетия", 2001, №1; К вопросу о жанровой характеристике ингушской народной лирики.- Сб. научн.трудов ИнгГУ, 2002, №1.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской и
зарубежной литературы Ингушского государственного

университета (июнь 2003 г.), а также на заседании научного
семинара "Актуальные проблемы литератур народов Северного
Кавказа" (Институт филологии Кабардино-Балкарского

государственного университета, сентябрь 2003 г.).

Структура работы. Поставленные цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру: введение, три главы, заключение и библиография.

Во введении дается изложение теоретических и методологических принципов диссертационного исследования, обосновывается актуальности и научная новизна работы, определяется теоретическая и практическая значимость.

Фольклорная основа и этно-культурные факторы в ингушской поэзии начала XX века

Проблема взаимосвязи и взаимовлияния фольклора и литературы, роли и места фольклорных мотивов, тем и символики в художественной литературе занимают одно из значительных мест в современной литературоведческой науке. Особенно интенсивно изучается эта проблема в так называемых молодых литературах, в которых влияние фольклора наиболее очевидно и сильно. Проблемы эти анализируются как в теоретическом плане, так и в историко-литературном, в целом ряде содержательных монографий и статей, непосредственно посвященных проблеме или обращающихся к отдельным жанрам литературы, творчеству писателей и поэтов: Емельянов Е. Методологические вопросы фольклористики (1978); Пошатаева А. Литература и фольклор (1981); Медриш Д. Литература и фольклорная традиция (1980); Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия (1983); Гамзатов Г. Преодоление, становление, обновление: на путях формирования дагестанской литературы (1986); Султанов К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы (2001) и другие.

У.Далгат справедливо отмечает, что "фольклор объемлет богатейший комплекс идейно-эстетических представлений народа" (36, 211). Анализ национальной поэзии дает возможность заключить, что в творчестве каждого поэта в той или иной степени сохраняются результаты воздействия фольклора. Анализируя поэтические произведения периода 20-30 годов в ингушской литературе, следует отметить широкое влияние фольклора, типологическую трансформацию его традиций, наконец, творческое использование его в произведениях многих поэтов. Фольклорные традиции и шире - традиции народной культуры в национальной поэзии - одна из своеобразных граней художественного облика поэзии.

Современное литературоведение имеет немало работ, в которых с позиций использования эстетических норм фольклора в национальных литературах проанализировано творчество многих писателей и поэтов. Также имеются исследования, в которых освещается роль фольклора в становлении отдельных литературных жанров. Фактически, в каждом научном труде, посвященном проблемам той или иной национальной литературы, в определенной степени решаются вопросы фольклорных истоков, влияния, поэтики и т.д.

Одной из наиболее значительных работ такого рода является монография П.С.Выходцева (23). Каждая из национальных литератур постепенно достигала выразительности национальных характеров, а главный герой становился новым героем с определенным мировоззрением и новыми убеждениями. Л.Бекизова в фундаментальном труде "От богатырского эпоса к роману", посвященном роли фольклора в развитии адыгской прозы, отмечает, что в прозе "господствовали и фольклорные способы обобщения действительности, отбор и распределение материала, характеристика персонажей. Это был период учебы у фольклора, период, когда от фольклора бралось больше, чем "отдавалось" в результате усвоения". Исследователь

обнаруживает путь, проложенный от фольклора к литературе, анализирует формы и содержание этой прочной связи, обусловливает ее объективность, отмечая, что в период зарождения молодой литературы " чрезвычайно большое влияние фольклора было закономерным явлением, которое объясняется отсутствием развитой художественной традиции" (14, 147).

Определенный интерес представляет изучение самих функций фольклорных мотивов к фольклорной образности, в частности, фольклорной символики, столь органичной для поэтических произведений. Использование фольклорных мотивов, тем, символов на первых этапах развития литературы было необходимым и определяющим явлением, возможно, в силу того перехода "образа в символ", придающего ему "особую смысловую глубину и смысловую перспективу" (М.Бахтин).

Как известно, в поэзии, и в целом в литературе, 30-х годов изображение предреволюционной и революционной борьбы, гражданской войны свелось по преимуществу к прямому противопоставлению добра и зла, побед и поражений, положительных и отрицательных героев и т.д. В действительности было много других "оттенков", но поэты их не всегда улавливали, и фольклорный принцип антитезы вышел на передний план в изображении "черно-белого" конфликта. Конфликт этот в дальнейшем в нередких случаях превращался в стереотип, штамп, тормозивший процесс освоения поэтами сложнейшего мастерства поэтического воссоздания действительности и героя.

Обращение к фольклору всегда индивидуально, связано с поэтическим мышлением художника слова, особенностями его стиля. К примеру, гиперболизированные или олицетворенные изображения предметов, явлений природы, окружающей действительности зачастую действенны, играют определенную роль в развитии сюжета произведения. Следует отметить, что обращение к фольклору в смысле художественной результативности не равнозначно в творчестве различных поэтов. Встречались в ингушской поэзии произведения, в которых налицо момент самоцельного использования художественных богатств фольклора, который выступает в произведении в виде стилизованных вставок как некий "экзотизм". Многим известны слова М.Горького, призывавшего молодых писателей национальных литератур "учиться у родного фольклора". Журнал "На подъеме" в начале XX века рекомендовал "использовать начинающему писателю в его творчестве форму народного творчества, наряду с использованием форм очерков, зарисовок и заметок, как наиболее возможную и целесообразную. Вероятно, необходимо учесть, что влияние фольклорного типа мышления на динамику художественного сознания молодых авторов образует разные уровни, проходит в своем развитии разные стадии и этапы, обнаруживая при этом очень близкие структурно типологические общности в их опыте, порождая при этом многовариантность, расхождение принципов их отношения к фольклорному наследию, к устно-поэтическому типу художественно-эстетического сознания. Возникает множество вопросов, порой только выявленных и обозначенных, но многосторонне и структурно - типологически объемлющих как общую теоретическую проблему "литература и фольклор", так и частные аспекты ее решения в отдельной национальной литературе или в творчестве отдельного национального художника слова.

Следует отметить еще одну научную проблему, которая касается цели и уровня обращения писателей и поэтов к фольклору. Есть осознанный, внутренний и глубинный уровень обращения писателя и поэта к эстетическому наследию народа, дающий поразительные результаты и свидетельствующий о высоком художественном мастерстве автора. Но есть и чисто внешние, лежащие на поверхности способы и методы использования фольклорного материала писателем, его образно-выразительных средств. Относительно вопроса изучения самого фольклорного наследия в родных литературах, следует сказать, что оно проходило различные этапы, стадии и имеет разноуровневые проявления.

Проблема жанра. Жанровый состав ингушской поэзии

Процесс литературного развития - это непрерывная цепь связей и контактов между множеством конкретных произведений, каждое из которых обладает известной степенью индивидуальности, содержит в себе вместе с тем нечто сближающее его с другими произведениями. Грань этого сближения создает специфику жанра, в котором тот или иной признак при переходе в другую систему жанровых отношений может утратить свое качество, сохраняя с прежней системой лишь чисто внешнюю связь. В литературном процессе, воспринимаемом "в его системности и взаимообусловленности составляющих его компонентов", "закономерное выделение понятия "жанра" как наиболее стабильной теоретико-литературной категории" (93, 6), которая функционирует при каждом литературном акте, объединяет в себе общетеоретические предпосылки и их конкретные значения.

Как известно, жанры, даже в рамках творчества одного автора, не остаются неподвижными. Эволюция авторского поэтического миросозерцания, развитие его художественного сознания, историческая необходимость, новые содержание и мотивы, вызванные требованием времени, порождают новые внутрижанровые формы, которые становятся самостоятельной поэтической единицей. На наш взгляд, исследование специфических и типологических признаков жанра в рамках отдельной национальной литературы в конечном счете способствует определению рамок литературного процесса в целом.

Художественная зрелость поэтических традиций ингушского народа позволяет ставить вопрос о типологии жанра в контексте эстетических закономерностей взаимодействия. К примеру, на своем историческом пути во взаимодействии с другими жанрами лирические жанры проходят ряд этапов, в пределах которых происходит трансформация одних форм, формирование новых внутрижанровых разновидностей. В каждую эпоху в зависимости от эстетического идеала, уровня развития психологии общества происходит внутреннее обновление жанра. С другой стороны, формирование новых жанровых систем всегда связано с творческими поисками определенных поэтов и несет на себе печать их индивидуальности, особенности их таланта и художественной манеры.

Эстетическое формирование жанра, его разновидностей активно протекало в устном творчестве, особенно устной литературе, которая испытывала понятийное и эстетическое влияние народного мышления. Участие фольклора, резко отличающегося от литературного типа мышления, в формировании поэтического языка и жанровых форм происходит сложно. В этом многовековом процессе что-то исчезает, что-то остается, меняется акцентация элементов. Если учесть, что жанр находится в прямой зависимости от усложнения духовной жизни общества, что именно "фольклор выработал основные нервные узлы поэтической ткани, формы образного видения... , то экскурс в истоки позволяет выявить "прообраз" (Веселовский) поэтического сознания, получающего новую актуализацию в процессе развития культуры нации.

Функциональная тождественность национального варианта жанра, которая является следствием его целостности, то есть того, "что сохраняет единство жанра в многообразии его конкретно -исторических форм" позволила проследить некоторые этапы эволюции ингушской поэзии, исследуемой в ракурсе единства историко-теоретического подхода, дающего возможность уяснить роль фактора исторического самосознания в формировании и эволюции ее разновидностей, а также определить и описать в историческом плане всю систему разновидностей, возникающую на определенном этапе функционирования жанра.

Поэтические жанры, как известно, возникают на определенной стадии национальной литературы, когда и сама литература и поэтический язык уже достигли должного уровня. На своем историческом пути во взаимодействии с другими жанрами они проходят ряд этапов, в пределах которых происходит трансформация одних форм и определение других внутрижанровых разновидностей. Граница жанра расширяется, наполняясь все более сложным психологическим содержанием. Но жанр как бы остается нейтральным" по отношению к неповторимой индивидуальности произведения" (92, 17).

В каждую эпоху в зависимости от эстетического идеала происходит внутреннее обновление жанра. С другой стороны, сдвиги жанровых систем всегда связаны с исканиями и достижениями отдельных поэтов и несут на себе печать их творческой индивидуальности, особенностей их таланта и художественной манеры. Все это позволяет верно определить пути формирования и развития жанров ингушской поэзии, верно оценить существенные моменты истории национальной поэзии и полнее почувствовать силу, красоту и художественное своеобразие поэтического произведения.

История развития ингушской поэзии, в частности в начале XX века, - это история возникновения жанров как в данную эпоху, так и в творчестве каждого отдельного поэта. В силу этого исследование жанров нами проводится в рамках национальных художественных поисков, в их реальной и конкретной исторической динамике и непрерывной значимости.

В данной работе практически нет возможности и необходимости охватить все жанры ингушской поэзии, и многие только названы. Таково положение и с именами и творчеством многих поэтов, некоторые произведения которых здесь не подвергаются анализу. Произведения же, привлеченные для изучения, являются наиболее важными яркими звеньями прослеживаемой цепи литературных явлений. К анализу привлекаются произведения, написанные разными поэтами в эпоху начала XX века, но посвященные одним и тем же темам, затрагивающие аналогичный или близкий круг проблем и явлений, чтобы подчеркнуть различия в подходе к поэтической теме, обновление стиля, что в итоге дает ясное представление о движении жанра.

Ингушская литература, как и литературы других народов Северного Кавказа, относится к так называемым "молодым" литературам, истоки которых идут из устного творчества народа, а письменные традиции зарождались в 20-х годах XX столетия. Литература прошла в своем развитии огромный путь от фольклора к роману. Период начала XX века, на наш взгляд, представляет наибольший интерес для определения генезиса литературных жанров, специфики их формирования, роли и места народных традиций в них, поэтики и проблематики.

Остановимся кратко на тех предпосылках, которые способствовали зарождению письменной ингушской литературы. Прежде всего это создание алфавита, полиграфической базы, становление просвещения в республике, зарождение научно-исследовательской работы, формирование литературного общества, писательской организации - в целом формирование и становление национальной культуры. У истоков ингушской литературы стояли З.К.Мальсагов, А.-Г.Гойгов, Т.Беков, М.Аушев, А.Озиев, С.Озиев, Х.-Б.Муталиев, Х.Осмиев, И.Ахриев и другие. Ингушская литература прошла сложный путь развития. В первый период своего формирования она носиал по преимуществу просветительский характер. Создавались новые школы для детей и взрослых, молодные писатели и поэты переводили произведения русской классики на родной язык.

Проблематика и поэтика ингушской поэзии 1920-30-х годов

Исторически закономерным фактором, оказавшим воздействие на ускоренное становление молодых литератур периода 1920-30-х годов, явилась русская литература. Закономерность этого влияния связана с тем, что русская и национальные литературы развивались на единой общественно исторической основе. Русская литература, как отмечали исследователи, раньше других литератур "освоила те проблемы, с которыми сталкивались другие литературы в годы социалистического формирования". Следует учесть, что в данном случае речь идет не об использовании начинающими литературами готовых образцов для выработки общего стандарта - имеется в виду учеба творческому мастерству и усвоение через контактные формы связи типологических закономерностей общего литературного развития. В связи с этим невозможно переоценить влияние русской литературы. С другой стороны, нельзя это влияние и абсолютизировать. На наш взгляд, методологически верной будет точка зрения, утверждающая, что основным фактором становления литературы исторического перелома является национальная реальность с характерными для нее социальными, политическими и культурно-историческими особенностями. И в данном случае русская литература выступала в качестве примера, она предоставляла национальной литературе достаточно благоприятные условия для создания собственных художественных традиций. Таким образом, истоки обусловили непростое становление литературы.

В культурно-исторической реальности 1920-30-х годов сложилась непростая ситуация. Как известно, в искусстве безусловно доминировал так называемый социалистический реализм с его жесткой нормативностью. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" акцентировало внимание на необходимости борьбы с формализмом и авангардистскими буржуазными течениями в искусстве. Если обратиться непосредственно к литературе, то здесь все складывалось не так просто. Об этом свидетельствуют выступления М.Горького и Н.Бухарина на Первом всесоюзном съезде писателей (1934г.). Определяя качественно новый художественный метод, Горький выдвигал требование народности и партийности литературы, придавал исключительное значение изображению "революционной перспективы". Он подчеркивал такие недостатки современных писателей, как неподвижное изображение жизни, отсутствие "многоплановости в подходе" слабость идеологического зрения и т.д. (31, 419). Итоги Первого всесоюзного съезда писателей в плане организаторском и творческом оказали решающее влияние на дальнейшее развитие ингушской литературы. Окрепло понимание того, что национальная литература - частица большой многонациональной советской литературы и выполняет те же задачи, которые стоят и перед писателями других народов, в том числе имеющих древнюю культуру и сложившиеся литературные традиции. В 1934 году в Грозном состоялась первая объединенная конференция чеченских и ингушских писательских организаций и кружков. В результате работы конференции была создана единая чечено-ингушская писательская организация. В ее состав вошли ингушские писатели И.Базоркин, Х.-Б.Муталиев, А.Озиев. В этот же период особенно укрепляются личные связи между ингушскими и русскими писателями и поэтами. Усилиями переводчиков - А.Тарковского, Н.Асанова, Н.Глазкова, К.Липкина, К.Липскерова, А.Казакова и других - большинство произведений ингушских поэтов становится достоянием миллионов читателей.

Подробный анализ ингушской поэзии и литературы в целом показал, что основное внимание уделялось борьбе с пережитками прошлого и недостатками дня сегодняшнего. Проблема нового времени и нового героя еще не заняли должного места. До Первого всесоюзного съезда писателей некоторые ингушские писатели и поэты довольно смутно представляли себе роль и место нового героя в произведениях. Чаще всего его роль сводилась к контрастному, черно-белому оттенению героя отрицательного. Необходимо подчеркнуть значительную роль Горького в сплочении творческих сил национальных писателей. Его мысли о бережном отношении к первым росткам литературы ранее бесписьменных народов, его высказывания о необходимости глубокого изучения фольклора народов страны явились программой и для писательской организации республики.

Основная задача, которая в это время была поставлена перед литературой - решение проблемы отношения революционной личности к истории. Она привела к формированию искусства, синтезирующего судьбу отдельного человека и судьбу народа. В процессе создания качественно новой концепции героя, преобразующего мир, немалые трудности испытали даже литературы с развитой традицией. Это подтверждают непростые искания в литературе Вс.Иванова, В.Шишкова, А.Малышкина и других.

Молодые национальные литературы, призванные решать те же идейно-эстетические задачи, не могли на первом этапе обратиться к сложным проблемам современности, связанными с выходом на историческую арену народных масс, со сближением истории и судьбы отдельного человека. Художественная интерпретация концепции нового человека, нового героя требовала времени, соответствующей подготовки, кропотливого труда. Именно этим объясняется выделение идеологических, историко-социальных аспектов в художественном освоении появившихся проблем, которое отмечается в творчестве ряда ингушских поэтов. Для всех литератур северокавказского региона характерным явилось то, что формирование эпоса революции, призванного решать поставленные временем задачи, шло последовательно, от малых форм к большим.

В ингушской поэзии 1920-30-х годов особенно наглядно проявляется революционно-романтическая линия. Об этом свидетельствует творчество Х.-Б.Муталиева, Дж.Яндиева, А.Хамхоева и других. Романтика их поэзии не противоречила задачам реалистического отражения действительности. Ставилась определенная художественная задача - воссоздать психологию массы, уловить коллективистские эмоции.

Похожие диссертации на Ингушская поэзия начала XX века (Народные традиции. Генезис и поэтика жанров)