Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотив "наафс" в тюрко-татарской поэзии : средневековье - начало XX века Бакирова Айгуль Хабибзяновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакирова Айгуль Хабибзяновна. Мотив "наафс" в тюрко-татарской поэзии : средневековье - начало XX века : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Бакирова Айгуль Хабибзяновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Елабуга, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/714

Введение к работе

Актуальность темы. В центре представленной нами работы — тюрко-татарская литература, которая является составным звеном отечественной литературы Хронологические рамки се обусловлены спецификой и характером объекта исследования. В работе и в ее заглавии есть основополагающие термины, обозначения, требующие разъяснения. Это — мотив и нафс

Как известно, мотиву, одному из опорных слов в музыковедении, принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках, восходит к латинскому слову moveo (двигаю), и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью) Он активно причастен к теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики2

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно рассматриваться в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Такое внимание к мотивам, таящимся в литературных произведениях, позволяет полнее и глубже понять мировоззренческую систему человека тою или иного времени, его эгико-эстетические взгляды, ценности, наконец, проследить направление развития литературы и истории

Рассматриваемый нами мотив «нафс», представляя собой идейно-эстетические аспекты тюрко-татарской литературы, является не только «отправной точкой самоанализа» людских деяний, профилактикой всевозможных проявлений человеческого нафса и влияние его на направление развития общества, но и духовным материалом, «неиссякаемым родником» художественной литературы, откуда величайшие умы черпали идеи, темы и образы для своего творчества Иными словами, мотив «нафс» служил формированию мировоззренческих взглядов людей и развитию тюрко-татарской художественной литературы

Нафс (араб о*—^1) — в исламе, животная (страстная) душа человека «Нафс» — религиозно-суфийская категория, означающая душу, желания, духовные и физические потребности человека В восточно-мусульманской литературе нафс всегда был в центре внимания Создана масса художественных произведений тюрко-татарских авторов, где критикуются те или другие проявления нафса в поведении людей Однако в татарской литературе данный символ, мотив «нафс» никогда еще не изучался. Тюрко-татарская литература, представленная такими величайшими поэтами, как Кул Гали, Сайф Сараи,

Хализов, В Е Теория литературы / В Е Хализоа —М Высшая школа, 1999 —С 266 Там же

Хисам Кятиб, Хорезми, Кутб, Мухамедьяр, Кул Шариф, Мавля Кулый, Габд-рахим Утыз-Имяни аль-Булгари, Шамсутдин Заки-Суфи, Абельманих Карга-лый, Габдулла Тукай и др, на протяжении многих веков выступала за очищение морали, чистоту помыслов каждого человека Мотив «нафс», рассматриваемый в контексте мусульманско-религиозной литературы, является одним из основных и действующих мотивов, который, прежде всего, и направлен на раскрытие человеческой сущности и на динамику ее развития, представляющий один из основных задач художественной литературы.

Исследование мотива «нафс» в диахронологическом плане (с XIII — по начало XX века), анализ идейного содержания данного понятия, реализованного в произведениях тюрко-татарских авторов, помогают выявить многогранность концепта «нафс» не только в литературоведческом, но и в социо-культурологическом плане Необходимость изучения мотива «націс» и его эволюции в тюрко-татарской литературе определяет актуальность исследования с научно-теоретической и практической точки зрения

Степень изученности проблемы. В отечественном литературоведении, в области татарской литературной науки, по данной проблеме исследования не велись Этим и объясняется наша опора на работы зарубежных, в частности, турецких ученых (К Пеколджай, Э Гюнгор, X Алтынташ и др.), где нафс рассматривается в свете религиозно-суфийской философии Накопленный турецкими учеными опыт в области суфизма, в целом, и суфийской литературы, в частности, в определенной степени был использован нами в данном исследовании

Важным подспорьем при диссертационной работе послужили труды таких татарских ученых, как Э Наджип, X Усманов, М Усманов, Ш Абилов, Б Яфаров, Дж Алмаз, М Гайнутдинов, Ш. Садретдинов, X Миннегулов, Н Хисамов, К Давлетшин, А Шарипов, Р Танеева, где в монографическом плане исследуется творчество ряда авторов, непосредственно связанных с философией суфизма Истоки, тематика и жанровые особенности суфийской литературы убедительно раскрыты в исследованиях А Сибгатуллиной

Поэтике, проблематике, идейно-тематическим особенностям творчества отдельных поэтов-суфиев (Таджетдин Ялчыгул, Ахметзян Тубыли, Кул Мухаммед, Шавкет Гадельша и др) посвящены кандидатские диссертации Л Шамсетдиновой, А Хасавнех, Л Фаизовой, Г Зайнуллиной и др

Цель и задачи исследования Целью исследования является целостный анализ мотива «нафс» в тюрко-татарской поэзии, прослеживание эволюции его идейно-эстетического содержания в художественной системе поэтических произведений

Достижение поставленной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач

раскрыть религиозно-философское содержание понятия «нафс», исследовать нравственно-этические и эстетические аспекты мотива «нафс» в творчестве тюрко-татарских поэтов, представленного в сложном соотношении с религиозно-коранической и суфийской философией, проследить своеобразие художественного выражения мотива «нафс» в

средневековых письменных памятниках и татарской литературе XVII — начала XX вв;

определить роль и место философского понятия «нафс» в этико-эстетической системе татарского народа через анализ целого ряда художественных произведений письменной литературы Объектом исследования стали поэтические произведения тюрко-татарской литературы, начиная с литературного памятника эпохи Волжской Булгарии «Кыйсса-и Йусуф» Кул Гали (XIII в) и заканчивая произведениями начала XX в (рассмотрено творчество более 30 татарских авторов) В границах данного объекта предметом исследования является мотив «нафс»

Основные положения, выдвигаемые на защиту 1. В тюрко-татарской поэзии мотив «нафс» направлен на раскрытие человеческой сущности и восхваление внутренней «совершенной красоты» В средневековье, в эпоху господства феодального строя, мотив «нафс» выполняет функцию урегулирования кодексов поведения правителей

2 В тюрко-татарской поэзии исследуемый мотив пропагандирует самоде
терминизм, постоянную работу над самим собой

3. В эстетическом плане мотив «нафс» представлен целой системой художественно-религиозных образов, активно употребляющихся как в тюрко-татарской, так и во всей литературе мусульманского Востока.

  1. В литературе Нового времени мотив «нафс» выражается в форме специфической реакции поэта на состояние современного ему мира, представляющей собой «совмещение» мистического восприятия земной жизни и светского сознания

  2. Татарские поэты углубили нравственно-социальное, этико-эстетическое значение разума, который в целом противопоставляется «животному началу» в человеке, что нашло отражение в таких особенностях их поэтического творчества, как дидактико-морализаторские функции автора, саркастические инвективы в адрес носителей нафса, изображаемых в произведениях

Методологическую основу исследования составляют принципы исторической объективности в литературоведении В соответствии с характером изучаемого материала в процессе исследования диссертантом были использованы методы герменевтического, компаративистического, описательного, историко-литературного и литературно-эстетического анализа

Научно-теоретическая база исследования.

Понятие «нафс», являясь понятием суфийской философии, требует рассмотрения большого количества религиоведческих, философских, исторических и литературных материалов. Базовыми научно-методологическими работами при исследовании послужили труды философов и литературоведов

3 Е Бертельса, М Т Степанянц, Дж.С Трименгема, А.Д Кныша,
А М Шиммель, В В Бартольда, А Б Куделина, И М Фильштинского и т.д
Неоценимую помощь при осмыслении фактического и теоретического мате
риала оказали тафсиры, комментарии к Корану ИЮ Крачковского,
В Прохоровой, Мавланы Мухаммеда Али Также диссертантом были ис
пользованы первоисточники — труды первых мутассавуфов — мусульман
ских мыслителей-суфиев Имама аль-Газапи, Ахмеда Ясави и др

Главной предпосылкой в заинтересованном и объективном изучении мотива нафс в тюрко-татарской поэзии явились труды известных татарских ученых — философов и литературоведов Г Газиза, Г Рахима, X Усмана, Э Наджипа, М Усманова, Н Хисамова, Г Т Тагирджанова, X Миннегулова, Ш Садретдинова, М Гайнуллина, МИ Ахметзянова, А Шарипова, Р Танеевой, Ф. Яхина, А Сибгатуллиной, Р. Исламова, И Рамеева, А Юзеева и др

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в монографическом плане исследуется мотив «нафс» в тюрко-татарской поэзии На основе анализа художественных произведений, имеющих религиозно-суфийское содержание, автору удалось определить этико-эстетическую значимость данного мотива в творчестве тюрко-татарских писателей вплоть до начала XX века

Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на Международной конференции «Восточные языки и культуры» (Москва, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2007, 2008), Международной тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов история и современность» (Елабуга, 2004), итоговых научных конференциях ЕГПУ (2005, 2006, 2007) и др Также результаты и основные положения диссертации получили отражение в специально разработанном спецкурсе для студентов-филологов Елабужского педагогического университета Выводы диссертации отражены в 10 публикациях

Научная и практическая значимость. Диссертация поможет углублению и расширению представления читателей о суфизме в целом, его влиянии на тюрко-татарскую литературу и на ее развитие, в частности Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении вузовских курсов по истории татарской литературы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при написании программ и учебников, учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, в разработке и реализации элективных курсов в классах и школах гуманитарного профиля

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии

Похожие диссертации на Мотив "наафс" в тюрко-татарской поэзии : средневековье - начало XX века