Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Керейкулов, Камбар Калугулович

Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе
<
Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Керейкулов, Камбар Калугулович. Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе : Дис. ... канд. филологические науки : 10.01.02.- Москва 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Генезис и становление образа ученого в казахской советской прозе 14

Глава 2. Виды художественных конфлжтов и судьба героя 43

Глава 3. Психологизм в процессе созданш образа ученого . 87 CLASS

Заключение 124

Библиография ... 132

Введение к работе

Актуальность и историография темы. В условиях развитого социализма созданы самые благоприятные возможности и предпосылки для интенсивного развития науки. Научный прогресс совершил невиданные преобразования во всех сферах народного хозяйства. Об этом в материалах ХХУІ съезда КПСС отмечалось: "В большом значении науки убеждать никого не приходится. Партия коммунистов исходит из того, что строительство нового общества без науки просто немыслимо... наука должна быть постоянным "возмутителем спокойствия", показывая, на каких участках наметились застой и отставание, где современный уровень знаний дает возможность двигаться вперед быстрей, успешней" (15, 42-43) . Так расценивается роль науки - "возмутителя спокойствия", - которая движет общество вперед, становясь его непосредственной производительной силой.

Благодаря науке, оказывающей влияние на все сферы социально-экономической жизни, литература обрела качественно новые сдвиги. И это закономерно. Так как литература, целью которой является реальное отображение жизни, не могла пройти мимо науки, мимо "исторической, движущей, революционной силы" (8, 351) общества и людей науки, преданных изучению неизведанных тайн природы. И без отображения лучших черт этих людей, их морально-этических качеств, стало невозможным показ рождения нового человека - человека коммунистических идей. Отсюда исходит и проблема исследования жизни и деятельности ученых, значения их борьбы за благо общества. Поэтому частое обращение писателей к образу ученого является необходимостью, продиктованной самой жизнью.

I Здесь и далее первая цифра указывает порядковый номер источника в библиографии, следующие цифры - страницы.

Образ ученого в нашей литературе имел место еще до Октябрьской социалистической революции. В рассказах "Поединок", "Скучная история" Чехова, в романе "Отцы и дети" Тургенева созданы одни из первых образов ученых в русской литературе. А в романах "Русский лес", "Скутаревский" Л.Леонов изобразил образы советских ученых через их отношение к революции.

Однако яркое отображение образа ученого приходится на долю последних десятилетий. В эти годы увидели свет произведения Д.Гранина, М.Слуцкиеа, С.Залыгина, Н.Амосова, Д.Данина, В.Каверина, Н.Рыбака, А.Крона, П.Загребельного, Я.Голованова, А.Кикнадзе, В.Бабанлы, И.Шамякина, С.Сака, Г.Панджикидзе, А.Чиладзе и других. Эти произведения открыли широкие возможности для создания образа ученого в советской литературе. Теперь, углубляясь в изучение темы науки, писатели особое внимание уделили раскрытию научных проблем и психологии научного творчества. Каковы же были причины возникновения этой тенденции в произведениях об ученых?

Это объясняется ускоренным развитием научного прогресса. В течении последних десятилетий в различных отраслях науки, в частности, в физике и химии, биологии и математике, биохимии и физиологии, психофизиологии были сделаны значительные открытия. Несравненно возросла роль науки в развитии народного хозяйства и производительных сил. На февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС о значении достижений науки Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко сказал: "Интенсификация, ускоренное внедрение в производств во достижений науки... в конечном счете должно поднять на качественно новый уровень производительные силы нашего общества" (16, 14). Как видим, в дальнейшем без знания запросов времени и закономерностей развития науки стало невозможным понимание поступательного движения общества. Появилась необходимость художествен-

5 ного осмысления достижений различных отраслей науки, психологии научного труда. Теперь перед литературой встала задача показа "героизма научной деятельности и трагизма научного мышления" (58, 280), как об этом когда-то мечтал М.Горький.

Сегодня в своих лучших произведениях советские писатели все чаще прибегают к образному осмыслению научных проблем. Скажем, Даниил Гранин в романе "Иду на грозу" пишет о том, как в одном из крупных научных учреждений страны решаются сложные процессы управления реактивными лучами, использования энергии молнии и других природных явлений. Также "одним из вопросов наиболее живо волнующих многих писателей, драматургов и поэтов, стал... вопрос о времени и пространстве в том его аспекте, в котором он выступил в теории относительности А.Эйнштейна" (79, 119). Не остался незамеченным и революционный переворот в биологии - учение о генах. Все это дало новую пищу для литературной мысли. Литература взяла курс на постановку крупных научных проблем, на показ драмы научных идей. И такая тенденция характерна для вышеназванных мастеров слова.

Традиция отображения жизни ученых показательна и для казахской литературы, в особенности для прозы. Для глубокого ускорения темы науки в современной казахской прозе особую роль сыграла литература братских республик, например, русская литература. Влесте с тем в исследовании жизни ученых казахские писатели обращаются к богатому наследию родной литературы. Если заглянуть на историю возникновения этой темы, то обращает особое внимание творчество казахских просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков. И поэтому их произведения, призывающие народ к просвещению и науке, имели огромное прогрессивное значение для последующих поколений. Выход из социально-экономического отставания,

из многовековой неграмотности они, главным образом, видели в одном - в русской культуре, в русской науке. Потому их произведения стали источником благотворной и актуальной темы - темы науки.

Вместе с пропагандой идей науки, просветители-демократы создали первые образцы образа ученого в казахской литературе. Если в рассказах И.Алтынсарина "Ученый человек", "Вежливость", "Гордость", "Как можно разбогатеть" в образе ученого видим вежливого, скромного и честного человека, то в поэме "Искандер" Абая знакомимся с ярким образом выдающегося мыслителя Аристотеля. Здесь мыслитель Востока выступает в роли гуманиста-добродетеля, борющегося против кровавых походов алчного царя, который жаждет покорить все другие народы. Словом, в произведениях просветителей-демократов образ ученого показывался в положительном плане. Такое изображение ученых характерно для всех произведений казахских демократов того времени.

Из произведений казахских прозаиков, созданных после Великого Октября, в образе ученого, в первую очередь, вырисовывается облик русского ученого. Причиной этому служит тот факт, что в то время национальная интеллигенция, в частности, научная, была в стадии становления. Дружба, складывающаяся между русской и казахской интеллигенциями, интернационализм русских ученых, вложивших много сил для развития науки Казахстана, сразу же были замечены казахскими писателями. Изображая образы русских ученых, как истинных друзей, гуманистов-интернационалистов, казахские писатели постигали секреты и тайны их творческого труда, набирали опыт для воплощения образа национальной интеллигенции, и таким образом, прошли великую школу. В этом плане образ академика Вознесенского в "Моих сверстниках" С.Ерубаева, профессора Боброва в "Стойком племени" М.Ауэзова - первые образцы русских ученых в казахской

прозе. Эта традиция получила широкую дорогу в нашей литературе и внесла' в нее дух интернационализма. Свидетельством тому - образ профессора Преобреженского в "Докторе Дарханове" З.Шашкина, академика Бергинского в "Завещании" И.Есенберлина, Усова в "Сокровищах медного купола" и научного работника Лаврушина в "Эхе" М.Сарсекеева, профессора Антона Ивановича в "Порыве" С.Габбасо-ва. Эти произведения родились, как свидетельство дружбы ученых двух народов и их борьбы за решения сложных научных проблем.

В 1960-80 гг., в годы расцвета этой темы, образы ученых получили глубокое отображение в произведениях С.Муканова, З.Шашкина, С.Бегалина, И.Есенберлина, А.Алимжанова, С.Бакбергенова, З.Кабдулова, С.Шаймерденова, М.Дуйсенова, А.Нуршаихова, М.Магауи-на, К.Жумадилова, У.Канахина, М.Сарсекеева, Р.Тохтарова, Д.Досжа-нова, К.Исабаева, К.Найманбаева, Д.Исабекова и других. Эти годы явились расцветом казахстанской науки. В отчетном докладе на ХУ съезде коммунистов республики член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана тов.Д.А.Кунаев сказал: "Свыше 700 докторов и 10 тысяч кандидатов наук составляют ядро казахстанской науки. Ими разработан ряд важнейших научных направлений. Многие их исследования известны во всем мире" (19, 58).

Таков путь становления образа ученого в современной казахской прозе. Произведения этих писателей обогатили нашу литературу новыми образами и сюжетными линиями.

Вместе с тем, в казахскую художественную прозу явились образы крупных ученых, как Аль-Фараби, Чокан Валиханов, Каныш Сат-паев, живших и трудившихся в разных исторических эпохах. Это было весомым достижением казахской прозы. Казахские прозаики, начиная от пропаганды идей науки просветителями-демократами, до создания образа крупного ученого накопили богатый опыт и прошли боль-

шую школу постижения образа научной интеллигенции. Знакомясь с лучшими образцами русской литературы, они сделали крупный шаг в этом направлении.

Создание образа ученого - одна из малоисследованных тем в советском литературоведении. Монография Н.И.Черной "Ученый в современной советской прозе", где анализируется ряд современных романов и повестей, вносит существенный вклад в изучение этой темы.

Автора монографии интересует, как в сознании героев произведений воплотились черты нового, своеобразие морально-этических . проблем. "Художественная проза наших дней (роман, повесть) в области образного осмысления морально-этических проблем современной науки делает пока лишь первые шаги. Однако как чрезвычайная важность и актуальность данной проблематики, так и первые успехи, одержанные нашими советскими писателями, позволяют надеяться на то, что и на этом новом для нее направлении советская литература окажется на высоте требований времени" (160, 168),- пишет автор в своей работе.

По-новому к такой важной теме современной советской литературы, как роль науки и искусства в нашем обществе, теме ответственности ученого подходит известный критик и литературовед Ю.Суровцев в книге "Люди искусства и науки в современном советском романе". "В период НТР и в условиях развитого социализма, когда наука становится производительной силой... в этот период и в этих условиях возникает массовый общественный интерес и актуальная потребность в художественном, "человеческом" исследовании мира науки и мира искусства" (148, 12), - размышляет автор в своей книге. Потребность художественного осмысления мира науки и жизни ученых автор ставит как социально-эстетическую проблему всей советской литературы.

9 Немаловажный вклад в изучении этой темы в украинской литературе вносит работа В.Телехова "Наука и современный украинский советский роман". Данное исследование посвящено теоретическому рассмотрению вопросов научного прогресса и литературы, анализу социальной активности героев украинской литературы.

Названными работами не ограничивается круг исследований в советском литературоведении, которое изучает темы воплощения воу просов науки и создания образа ученого.

Мысли об образе ученого встречаются и в трудах казахских литературоведов и исследователей. В монографиях и трудах М.Каратаева, Р.Бердибаева, Ш.Елеукенова, С.Кирабаева, М.Атымова, Ф.Ора-заева, Н.Габдуллина, К.Смаилова, Ш.Сатпаева, М.Хасенова, Р.Нур-галиева, А.Дербисалиева, Б.Майтанова и других встречаются отдельные высказывания об образе ученого. До сего времени в полном объеме и системно не изучена эта тема казахскими литературоведами. Рассмотрение образа ученого не ставилось до сих пор, как литературная проблема и не получило достойную научную оценку. Сегодня в исследовании образа ученого мы довольствуемся лишь отдельными высказываниями литературоведов (см.: 82, 256-258; 32; 132, 53-54, II0-II2; 147, 183-184; 72, 150-153; 54; 121; 46; 70, 248-250; 127, 20-39; 154, 62-68; 125, 208-210; 122, 287-301; 84, 127; 83, 133-152; 93, 61-99; 94, 91-99; 45, 57-58; 95, 8&..П2; 73, 30, 36-40) и материалами периодической печати (также см.: 34; 144). Но и в них создание образа ученого рассматривается наряду с другими проблемами литературы. Этот факт и определил выбор темы диссертации и необходимость специального рассмотрения образа ученого в современной казахской прозе.

Цель и задача исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию генезиса и становления образа ученого в казахской советской художественной прозе, проблем, связанных с

10 художественным конфликтом и психологическим анализом характера героя.

Генезис и пути становления образа ученого рассматриваются на фоне исторической действительности того времени, раскрывается значение произведений просветителей-демократов конца XIX и начала XX веков. Главное внимание уделяется особенностям постановки и решения центральной социально-этической проблемы, выдвинутой развитием НТР - проблемы нравственной ответственности ученого.

Целью диссертационного исследования является и выявление общих тенденций, наиболее типичных недостатков в процессе создания образа ученого. Исходя из этого, сделана попытка: проследить генезис и пути становления образа ученого в казахской советской прозе; проанализировать основные произведения современной казахской прозы об ученых, в сопоставлении с аналогическими трудами писателей братских республик; выявить основные виды художественного конфликта, дать их научную классификацию; раскрыть черты нового в сознании и психике героев, рассмотреть их морально-этические достоинства; показать основные тенденции в процессе создания образа ученого.

Методологической основой диссертации явились труды основоположников марксизма-ленинизма, их выводы и суждения о литературе, реализме и художественном творчестве, в частности, принципах и закономерностях художественного отражения действительности; материалы ХХУІ съезда КПСС и последующих партийных Пленумов.

Источниковедческая база работы. Автор использовал многочисленные произведения современной казахской прозы об ученых, также дореволюционного и послереволюционного периодов казахской литературы. Кроме того, пользуется трудами советских писателей о

научной интеллигенции, монографиями и исследованиями советских и казахских литературоведов.

Степень новизны. I) Диссертация является первой специальной работой, в которой систематически и в полном объеме рассмотрены генезис, пути становления и проблемы создания образа ученого в современной казахской прозе. 2) Впервые глубоко и системно анализированы основные произведения казахской советской прозы об ученых. 3) Выявлены основные виды художественного конфликта, дана их научная классификация. 4) Впервые в тесной связи с НТР рассмотрены морально-этические достоинства героев, черты нового в сознании ученого и психология научной деятельности. 5) Определено состояние психологического анализа в процессе создания образа ученого. 6) Прослежены основные тенденции и наиболее типичные недостатки современной казахской прозы об ученых и пути их решения.

Практическая ценность исследования вытекает из изложенного выше. I. Работа содержит полные и систематизированные сведения о генезисе, путях становления образа ученого в казахской прозе. Поэтому ее материалы могут быть использованы исследователями при анализе других аспектов казахской литературы. 2,. Материалы ее также могут быть применены в учебном процессе вузов по общим и специальным курсам советской литературы. 3. Основные результаты исследования могут быть полезны и для писателей.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры казахской литературы филологического факультета Казахского государственного университета имени С.М.Кирова и на кафедре казахской литературы Казахского педагогического института имени Абая.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

12 Во введении освещается роль и влияние научного прогресса

на социально-экономическую жизнь общества и на литературу, история создания и исследования образа ученого в казахской литературе. Сделан обзор литературы, где создан образ ученого. Указывается цель и структура, особенности и методика диссертации.

Первая глава - "Генезис и становления образа ученого в казахской советской прозе". Здесь исследуются начальный этап, генезис и пути становления образа ученого. В этой главе рассказывается о преемственности идей пропаганды науки просветителей-демократов Ч.Валиханова, И.Алтынеарина, А.Кунанбаева современными прозаиками. Вместе с тем, рассматриваются образы крупных ученых, как Аль-Фараби, Ч.Валиханов, К.Сатпаев и их общие характерные черты. Главным результатом этой главы является исследование генезиса и путей становления образа ученого.

Во второй главе диссертации - "Виды художественных конфликтов и судьба героя" - рассмотрены виды литературно-художественного конфликта, связанного с противоречиями научных идей и мировоззрений, со столкновениями социалистического сознания с мещанской психологией, противоречиями внутреннего мира отдельного героя.

Третья глава - "Психологизм в процессе создания образа ученого" - посвящена психологическому анализу. Автор исследует секреты внутреннего мира, порывы души, изменения в сознании героев, которые способствуют яркому и правдивому отражению образа в художественных произведениях.

Также проанализированы различные художественные приемы писателей, как повествование, диалог, внутренний монолог, позволяющие более глубже отразить характер ученого, его психологию. Рассматриваются типичные недостатки психологического анализа в

ІЗ создании образа человека научного творчества.

Таким образом, рассматривая проблемы создания образа ученого в современной казахской прозе, автор делает конкретные выводы:

во-первых, творчество просветителей-демократов сыграло значительную роль в зарождении и развитии темы науки. Их произведения явились начальным этапом изображения жизни ученых в казахской прозе;

во-вторых, через изображение образов русских ученых в годы становления Советской власти казахские писатели набирали огромный опыт для создания образа представителей национальной интеллигенции и тем самым прошли большую школу мастерства;

в-третьих, в образе ученого в современной казахской прозе прослеживаются несколько общих черт - это гуманизм, интернационализм и творческая активность. Велико их воспитательное и практическое значение для последующего подрастающего поколения;

в-четвертых, в произведениях казахских писателей об ученых выделяются три основных вида художественного конфликта: конфликт, связанный с противоречиями научных идей и мировоззрений ученых; столкновение социалистического сознания с мещанской психологией; конфликт внутреннего мира отдельного героя;

в-пятых, психологизм ученого в произведениях казахских прозаиков показан через непосредственное повествование, диалог героя, внутренний монолог. Однако перед казахскими писателями стоит задача яркого и глубокого отображения конфликтов научных идей, психологии научного труда, нового в сознании ученого, его нравственной ответственности перед обществом.

Генезис и становление образа ученого в казахской советской прозе

Создание образа ученого в казахской советской прозе имеет глубокие корни. Животворными источниками создания такого образа явились произведения просветителей-демократов XIX века. Передовые представители казахского народа, как Ч.Валиханов, И.Алтынса-рин, А.Кунанбаев глубоко сознавали отсталость социальной жизни общества. Чокан, друживший с Потаниным, Ядринцевым, Дуровым, Гон-севским, Костылецким, Достоевским, Менделеевым (см.: 120, 5-103; 128, 20-39; 95, 89-112; 103, 57-66, 156-160, 172-179, 213-236), наряду с пропагандой образования и науки совершил исторически важные открытия в области этнографии, истории, филологии, философии, географии и экономики. И.Алтынсарин заметил, что только ошкрытие русских школ дает возможность увеличить число образованных людей, и эти последние, "пропитанные духом науки и здравого взгляда на вещи, повлияют и на весь народ..." (29, 326-327). А Абай, близкий с Михаэлисом, Долгополовым, Леонтьевым, завещал о насущной необходимости учиться русской науке. Единственный путь духовного развития общества они видели в русской науке. Передовые представители народа боролись за овладение передовой культурой, понимая, что "учение - свет, неучение - тьма".

Задачей просветителей-демократов была не только пропаганда науки, но и создание образа ученого. И.Алтынсарин в своих рассказах "Ученый человек" ("Окымысты адам"),"Вежливость" ("Адептилик"), "Гордость"("Такаппаршылык"),"Как можно разбогатеть" ("Байлык не-де") показывает в образе ученого благопристойного, воспитанного человека. Одной из особенностей произведений просветителей 15 демократов - показ положительного образа ученого. Но это было только зарождение темы науки, и потому образ ученого не мог получить глубокого раскрытия.

В рассказах И.Алтынеарина об ученых прослеживаются два направления, две идеи. Первое - призыв к вежливости, скромности; второе - к честности и любви к труду. Например, если в рассказе "Вежливость" описывается тактичность ученого, который на поклон простого человека отвечал более низким поклоном, то в рассказе "Как можно разбогатеть" говорится о человеке, находившем свое счастье только в труде. А основа рассказа "Гордость" - скромность. Этот рассказ до сих пор не потерял своей актуальности в воспитании молодого поколения, и поэтому его приводим полностью. "Известный американский ученый Вениамин Франклин, будучи еще воеемнадцатилетним юношей, находился однажды в гостях у одного старика в городе Мадера. Когда пришло время уходить, старик провожал его через одну из внутренних дверей. Разговаривая, Франклин не заметил, что находится перед ней, и, когда подошли к двери, старик закричал: - Нагнись! Нагнись! Но не успел он это крикнуть, как Франклин сильно ударился лбом о косяк двери, которая была очень низкой. Тогда старик и говорит ему: - Это маленькое огорчение впредь послужит тебе наукой. Ты еще молод и жизнь твоя впереди, поэтому помни, что если не будешь высоко задирать голову, это избавит тебя от многих жестоких уда ров. Франклину было восемьдесят лет, а он не забыл этих слов и часто повторял: - Совет старика был мне чрезвычайно полезен, ибо видел я своими глазами, как многие гордецы погибли из-за того, что слиш 16 ком высоко держали свою голову" (И.Алтынеарин. Гордость. Перевод с казахского Н.Кальменова. - Собр.соч.: в 3-х т х. Алма-Ата: Наука, 1975, т.1, с.140-141).

Незначительная история рассказа наводит к глубоким размышлениям и учит жизненной мудрости. Это доказательство того, что идеи И.Алтынсарина по пропаганде образования и науки, показа лучших черт образа ученого занимают достойное место в его творчестве. Бесспорно, что его новеллы и рассказы, раскрывающие роль науки, внесли огромный вклад в развитие казахской литературы, в становление нового героя.

Создание образа ученого, дальнейшее развитие темы науки нашли особое место и в творчестве Абая. Это такие произведения, как поэма "Искандер", "Слова назидания" (своеобразные философские размышления поэта) и ряд других стихотворений.

Образ Аристотеля в поэме великого поэта - это образ мудрого и благородного человека. Не остановить жестокого кровожадного хана на пути его коварных замыслов. Искандер покорил многих ханов, и все же этого ему мало. И только один Аристотель стал преградой на пути алчных стремлений Искандера. Столкнувшись с неожиданной историей в одном из кровавых походов, Искандер обращается за советом к Аристотелю и получает от него мудрый ответ. После чего "хан ханов, царь царей" вынужден вернуться в свое царство. Таким образом, показывая победу добра над злом, Абай создает гуманный образ Аристотеля - человека-добродетеля.

Значительные произведения Абая составляют стихи о науке, поднимающие актуальные вопросы своего времени. Социальное неравенство, угнетение, безграмотность казахского народа не могли не волновать Абая. Преодоление сплошной безграмотности он ви 17 дел в науке, в русской культуре. В стихотворениях "Я презрел по-знанье, юноша пустой..." ("Жасымда гылым бар деп ескермедим"), "Пока не знаешь, молчи..." ("Гылым таппай мактанба"), "Наших множество детей..." ("Интернатта окып жур"), "Что дано ученому -не дано неучу" ("Галымнан надан артпас"), "Восьмистишия" ("Сегиз аяк") и других произведениях поэт воспевает жизненную правду эпохи, думы и мечты времени, дает советы потомкам.

Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век, Лишь знанье - светоч сердец, - пишет великий поэт о роли знаний и науки (А.Кунанбаев. Пока не знаешь, молчи... Перевод с казахского М.Петровых. - Избранное. М.: Худож.лит-ра, 1970, с.63). С юных лет мне чужд был знанья свет благой, Видя благо в нем, я шел стезей другой. Возмужал - наука из-под рук ушла. Поздно к ней ты устремился, разум мой! -отмечает поэт в стихотворении "Я презрел познанье, юноша пустой..." (там же, с.42). Таким образом, эти стихи поэта были обращены, в первую очередь, к молодежи. В них он неустанно призывал к ликвидации неграмотности, к просвещению и науке.

Виды художественных конфлжтов и судьба героя

Правда жизни и судьбы людей в художественных произведениях отражаются в основном через художественный конфликт. Этим объясняется его роль в современной литературе. Художественный конфликт, взятый из различных жизненных столкновений и перипетий, "является основным идейным стержнем, если хотите, центральной нервной системой, дающей живительную влагу художественному произведению" (87, 181). Неслучайно, лучшие образы в мировой литературе раскрывались через глубокий художественный конфликт и сложные жизненные ситуации.

Образ ученого в сегодняшней многонациональной литературе привлекает особенностью художественно-литературного конфликта, мастерством художественной подачи судьбы героя. Особенностью этих произведений.является крепкая взаимосвязь главных героев с основным конфликтом произведения. Каждого главного героя романов Л.Леонова, Д.Гранина, М.Слуцкиса, С.Залыгина, В.Каверина, Н.Рыбака, А.Крона, П.Загребельного нельзя рассматривать в отрыве от тех научных проблем и споров, коллективов ученых, в которых живут они сами. Напротив, особая роль в раскрытии главных образов тут принадлежит глубоким художественным конфликтам. И главный принцип социалистического реализма, основанный на показе героя в постоянной борьбе, в движении, в эволюционном развитии ярко раскрывается через художественный конфликт.

Влияние научного прогресса на социальную жизнь общества, на сознание и психологию человека не могло не привлечь внимание казахских советских прозаиков. Если исследовать их произведения за последние двадцать лет, где получил свое развитие образ ученого, с точки зрения характера литературно-художественного конфликта, то можно заметить их три вида: конфликт, связанный противоречиями научных идей и мировоззрений ученых; столкновение социалистического сознания с мещанской психологией; конфликт внутреннего мира отдельного героя.

Есть свое отличие, своя индивидуальность в этих конфликтах, способствовавших показу героев в сложных эпизодах жизни; развитию характеров, пронести героев от пролога до эпилога, глубже вникнуть в их судьбу.

Одним из видов художественного конфликта прозаических произведений, где созданы образы, ученых, как говорилось выше, является конфликт, связанный с противоречиями научных идей. Эти конфликты в литературном процессе, исходящие из различных научных открытий нашей эпохи, показывают не только дыхание мира науки, решение ее проблем, но главным образом дают возможность увидеть Человека в мире науки, его морально-этические достоинства, его борьбу на пути правды. И такие герои, активно занимающиеся своей повседневной научной работой, тесно связанные с научным коллективом, в прозе казахских писателей встречаются часто. В условиях современного развития научных центров и институтов, писатели все чаще придерживаются тенденции показа героя в среде непосредственного научного коллектива. Однако, эжо не значит, что в условиях НТР ценность личности потеряла былую значимость. Изображая коллектив в целом, литература обращает внимание отдельному человеку и сегодня. "Да и какая бы ни была коллективность в работе, ценность личности, ценность таланта остается прежней, может быть, даже повышается. Известный советский геолог Мейен заметил, что есть теоремы Коши, Колмогорова, Пифагора, но нет теорем математического института. Сам акт творчества ос 45 тается индивидуальным. Открытие происходит в мозгу одного человека" (62, 56).

В 1962 году вышел в свет роман Зейна Шашкина "Доктор Дарханов". Роман, начинающий с эпизода, когда доктор Дарханов задумчиво сидит на берегу озера Шортанды, рассказывает о новостях, которые только входили в медицину, о судьбе Нияза Дарханова. Попавший под клевету, подвергшийся гонениям, и до сих пор не нашедший своего места в жизни, Дарханов по-новому смотрит на жизнь. Он понимает, что жизнь - борьба и внутренне настраивает себя на эту борьбу.

С каждым днем он осознает, что Шортанбаевы еще здравствуют, что они не сразу сдадутся, а поведут решительные наступления, предчувствуя свой бесславный конец и предсмертные судороги. Честность труда и осознание полезности своих научных открытий - вот две причины, которые зовут молодого ученого к высокой цели и добру.

Основной конфликт романа - это конфликт между Ниязом Дарха-новым, опирающимся на теорию профессора Штокина, и Шортанбаевым вместе с Сусанной Михайловной. Дарханов лучше других понимает теорию лечения туберкулеза гортани путем облучения лучами рентгена. Эти научные идеи он применяет на практике и радуется первым результатам. Несмотря на тысячи невзгод, причиненных этой теорией, Дарханов не отвергает ее. Напротив, он, понявший всю эффективность применения рентгеновских лучей, становится энергичней и вдохновенней.

Доктор Дарханов, несмотря на вспыльчивость характера, является человеком с богатым духовным миром, коммунистических идей, представителем нового поколения. Он явился гражданином, который не боится чужих злодеяний, "представителем поколения, только что взявшего на себя общественную и национальную тяжести" (24). Гражданские чувства Дарханова в начале романа раскрываются через небольшие эпизоды жизни, впоследствии через значительные проблемы медицины. Возьмем, к примеру, первую стычку Дарханова со своим главным врачом больницы. Спор возникает из-за того, как медицинский персонал участвует в общественной работе. Для главного врача важно, чтобы каждый работник имел общественную нагрузку. Его не интересует, как выполняется эта работа, во имя чего, какова от нее польза. Дарханов в корне не согласен с ним. Он восстает против такой формальной организации общественной работы, в результате которой многие врачи, под видом общественной работы, халатно относятся к пациентам, мало того, допускают ошибочные диагнозы, - а все это отрицательно отражается на людях. По мнению Дарханова, каждый специалист обязан, прежде всего, хорошо справляться с возложенными на него обязанностями и после этого браться за общественную работу. Общественная работа нужна не для формальности, а как форма труда во имя других. А если не можешь справиться с непосредственной работой, то какой из тебя общественник. Вот такое мировоззрение молодого специалиста Дарханова доказывает, что и впредь он принципиально будет решать все возникающие в жизни проблемы.

Психологизм в процессе созданш образа ученого

Глубокий психологизм, дающий возможность показать настроения, переживания, секреты внутреннего мира, порывы в духовном мире, тысячи изменений Е сознании героев виден в произведениях казахских прозаиков, где созданы образы ученых. К тому же, он позволяет изобразить не только психологическое состояние героя в момент определенного поступка, но и переход из одного душевного состояния в другое, его диалектическое развитие.

Известно, что вообще психологизм, который всецело раскрывает характер литературного героя, встречается в произведениях Толстого, где есть"точка аналитического, объясняющего психологизма XIX века" (55, 271), Достоевского, Горького и других. Традиции писателей, которые подняли целый пласт целины в этом вопросе, нельзя смешивать с психологизмом писателей модернистского течения, как Марсель Пруст, Джемс Джойс, Франц Кафка. Как бы не изощрялись они изобразить неописуемые злоупотребления над человеком в капиталистическом обществе, все же не сумеют показать основной конфликт социального строя, так как сам метод изображения жизни противоречит с литературой реализма, что в корне отличает метод психологического анализа от модернистского метода. И это свидетельствует об имеющемся между ними пропасти противоречий. "Невозможность слияния в искусстве модернизма реальности объективного мира и внутреннего мира индивида" (130, 189) - подтверждает наши мысли. Так как этим способом невозможно правдиво показать истинное лицо социально-общественной жизни, дыхание ее аорты.

В казахской литературе изначально психологизм встречается в некоторых образцах психологических параллелизмов в фольклоре. "В литературе до Абая духовный мир человека, говоря другими словами, изменения в человеческой психологии отражались двумя способами. Первый - психологический параллелизм, второй - своеобразные монологи" (64, 303). Если поэзия Абая, развивая это начало, "способствовала зарождению прозаической формы, вторгаясь в актуальные темы своего времени, художественно правдиво запечатлевая социально-психологические свойства эпохи" (72, 68), то "М.Ауэзов утвердил в литературе принцип всестороннего показа человека в диалектическом единстве его внутреннего мира и внешних его проявлений в поступках" (44, 162). Все сказанное свидетельствует о зарождении психологизма, о первых опытах их применения в казахской прозе. Безусловно, здесь нельзя забывать роль и влияние многонациональной, в частности, русской литературы.

В произведениях казахских советских прозаиков, где созданы образы ученых, психологизм встречается в работах Зейна Шашкина, Ильяса Есенберлина, Сафуана Ыаймерденова, Ануара Алимжанова, Зейноляы Кабдуловаі Мырзабека Дуйсенова, Мухтара Магауина и многих других. В создании всеобъемлющего образа ученого, в отражении их мысли и дум, психологического состояния - творческие достижения этих писателей значительны. К тому же они пытаются полно использовать разнообразные формы психологического анализа (см.: 156, 425; 42, 277-320; 63, 70; 102, 25; 134, 20-63; 135, 448-450; 106, 200; 56, 330; 35, 480; 67, 11-304; 51, 220-313; 157, ІІ9-І2І; 137, 7; 40, І03-ІІ2; 141, 259; 75, 279; 124, 180; 158, 292; 55, 330; 138, 10; 30, 122; 117, І2І-І25; 41, 7-67; 65, 302-303; 123, 191), ярко выражая различные душевные состояния героев, действующих в конкретных жизненных обстоятельствах. Их думы и чаяния, мысли, настроение, духовные порывы и их взаимосвязь, изменение одного психологического состояния персонажа в другое - все это в данном потоке составляет одно целое, приводит к анализу характера ученых-современников, воспроизводит неизгладимое эстетическое впечатление.

Дилогия писателя Зейноллы Кабдулова"Если мы не будем гореть..." родилась из двух его романов "Искра жизни" и "Пламя". Дилогия начинается из рассказа о жизни трех студентов, которые проходят производственную практику в далеком Эмбе, затем повествование переносится на описание их возвращения в университет, на их желания идти в науку, на их споры с учеными-геологами; также получает интересное художественное описание отказ Кабена от диссертации, от которого много ждали в науке, его отъезд на производство и, наконец, открытие Кабеном богатых нефтяных месторождений. Динамический конфликт дилогии дает возможность показать во всех гранях глубокий психологизм образов ученых, изменения в их психологии и сознании, зримо преподнести борьбу добра и зла.

Образы ученых в первой книге дилогии - это образы профессоров Мусина, Арманова, Сапарова. Образы названных ученых раскрыты в действиях, в живых сценах. В особенности, образ профессора Мусина... Здесь писатель не сразу окунается в психологию героя, а начинает с того, что показывает его повседневную жизнь, его мировоззрение, затем в небольших сценах, дав его внешний портрет, переходит к описанию духовных устремлений героя, полных противоречий. К примеру, обратим внимание на первую сцену знакомства с этим героем.

"Возле лестничной площадки висело огромное, во всю стену зеркало... Двойник Мусина тоже вытирал лысину, тоже с трудом нес свое тучное туловище, тоже держал портфель на отлете, слов 90 но протягивая его каждому встречному. А портфель, будто живое существо, норовил вырваться из его цепких мясистых рук и тянул за собой нахмуренного, запыхавшегося хозяина.

Похожие диссертации на Проблема создания образа ученого в казахской советской художественной прозе