Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Зайцева Аниса Равилевна

Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия)
<
Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зайцева Аниса Равилевна. Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия) : ил РГБ ОД 61:85-10/1215

Содержание к диссертации

Введение

Глава I А.С.Неверов и крестьянские писатели 18-82

Глава II Жанрово-стилевое своеобразие повестей ( "Андрон Непутевый", "Ташкент - город хлебный") и романа ( "Гуси-лебеди") А.С.Неверова 83-175

Заключение 176-184

Библиография 185-208

Введение к работе

В советском литературоведении последних лет в связи с возрастающими требованиями историзма усиливается интерес к изучению закономерностей литературного развития в переломные периоды, которые характеризуются коренным переосмыслением прежних философских, общественных и эстетических устремлений. Одним из таких периодов являются 20-е годы. В монументальных исследованиях историко-литературного, теоретико-методологического планов усилиями целых коллективов советских ученых восстанавливается достаточно полная и всесторонняя картина ли-тературного процесса этого времени, что, в свою очередь, дает возможность выявить истоки и перспективы всего дальнейшего развития советской литературы. Углубленному осмыслению литературного процесса 20-х годов способствует и изучение творчества отдельных художников этого периода. Вместе с тем, в настоящее время усложняются и проблемы осмысления отдельных писателей, возрастает необходимость их системного, целостного рассмотрения: особый акцент делается на изучении собственно эстетической природы литературных явлений,

В этом смысле исследование творчества одного из основоположников литературы социалистического реализма - Л.С.Неверова представляет несомненный научный интерес.

Художественное мышление А.С.Неверова было сформировано сложным и противоречивым временем, полным социально-исторических катаклизмов, сложнейших общественно-философских исканий. А.Неверов пережил три революции, мировую, гражданскую войны и начало социалистического строительства. Само время во многом определило своеобразие его таланта.

Проза А.С.Неверова представляет собой "исторически рож-

денную эстетическую структуру"^, характеризуется сложной и своеобразной динамикой и требует "эволюционного подхода" (А.Эльяшещч).

Изучение творчества А.Неверова началось с появления первых его произведений и к настоящему времени представляет собой довольно обширную исследовательскую литературу^. Советскими литературоведами накоплен значительный опыт в осмыслении творчества Неверова в связи с развитием метода социалистического реализма, в соотнесенности с общим историко-литературным процессом начала 20-х годов. Критическая литература 20-30-х годов о А.Неверове была представлена большим количеством ста-тей, рецензий, воспоминаний, "литературных откликов", в которых предпринимались попытки определить своеобразие тематики, проблематики творчества писателя, определить его место в литературе 20-х годов. Этот период в истории изучения творчества А.Неверова был подготовительным, собирательным, благодаря которому последующие ученые имели в руках обширный фактический материал. Собственно исследоватедьский период в осмыслении творчества художника начинается^ с 50-х годов, когда появились первые диссертационные работы о нем Н.Соколовой,

з Л.Ф.Гараниной, Н.ГЛСадкуни , в которых указывалась необхода-

Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской

прозы 20-х годов. - М.: Наука, 1977, с, 15.
> ....

* См. приложенную к работе библиографию.

3 Соколова Н. Творческий путь А.С.Неверова. Автореф. канд. дисс. - М., 1953; Гаранина Л.Ф. Основная проблематика творчества А.С.Неверова. Автореф. канд. дисс. - Москва-Горький, 1955; Кадауни Н.Г. Творческий путь Неверова. Автореф. канд. дисс. - Л., 1955.

мость всестороннего освещения жизненного пути и творческой деятельности писателя, ставился "вопрос об идейно-художественной сущности»., его метода". В работе Л.Ф.Гараниной была предложена периодизация творчества Неверова, которая сохраняет свое значение до настоящего времени.

Из работ последних трех десятилетий, посвященных творчеству А.Неверова, наиболее значительными являются монографичес-

кие исследования В.П.Скобелева, Н.Страхова, А.И.Ванюкова . Опираясь на опыт предшествующих исследователей, ученые широко и многосторонне проанализировали творческий путь писателя от первых его дореволюционных рассказов до последних повестей и романа. В работах Н.Страхова и В.П.Скобелева впервые полно было показано своеобразие личности художника, прослежен противоречивый путь его духовных, мировоззренческих исканий. В исследованиях этих авторов, а также А.И.Ванюкова представлен подробный идейный и проблемно-тематический анализ прозаического, драматургического и поэтического наследия Д.С.Неверова. В названных исследованиях рассматривались и некоторые особенности поэтики Д.Неверова. Были сделаны существенные наблюдения о своеобразии изобразительно-выразительных средств, о жанровой специфике многих его произведений, было намечено общее направление жанровых поисков писателя как путь от рассказа к роману. Но эта важнейшая проблема поднималась учеными

1 Скобелев В.ЇЇ. Александр Неверов. Критико-биографический очерк. - М.: Советский писатель, 1964; Страхов Н. Александр Неверов. Жизнь. Личность. Творчество. Изд. 2-е пере-раб. и доп. - М.: Художественная литература, 1972; Ваню-ков А,И. Проза А.Неверова: I9I7-I923 гг. - Саратов, 1972.

на уровне наиболее общих наблюдений и выводов. Их работы чрезвычайно важны прежде всего тем, что в них намечались важнейшие направления и актуальные проблемы в изучении поэтики Неверова. Так, В.П.Скобелев и Н.Страхов, вопреки укоренившейся с 20-х годов традиции рассматривать творчество А.Неверова лишь в русле реалистического искусства, выделили в художественных исканиях писателя не только "социально-бытовую линию",

I но и "условно-плакатную, романтическую" . Однако в последующих исследованиях этот принципиально важный путь в изучении прозы писателя не получил дальнейшего развития. Нам же представляется весьма плодотворной в осмыслении поэтики Неверова именно опора на идею разграничения в ней двух художественных тенденций.

Таким образом, несмотря на то, что проблема художественного своеобразия прозы А.Неверова в той или иной степени рассматривалась в работах о нем, она не становилась еще предметом специального изучения. Так, до сих пор не получил конкретного исследования сам процесс становления жанрово-стиле-вой системы прозы Неверова. В настоящее время эта задача является одной из наиболее актуальных в изучении творчества писателя.

Последняя работа о творчестве А.Неверова, кандидатская диссертация И.С.Тамонюяаса, существенно дополняет и углубля-

Страхов Н. Указ. соч., с. 318, 337. Тамошюнас И.С. Становление социально-бытовой повести в творчестве А.С.Неверова и Л.Н.Сейфуллиной первой половины 1920-х годов. Канд. дисс. - Калинин, 1981.

ет наши представления о художественной специфике прозы писателя. Впервые автором была поставдена проблема жанровой природы прозаических произведений художника. Но свое исследование Й.С.Тамошюнас ограничивает рассмотрением лишь одной, хотя и существенной, линии художественных поисков А.Неверова, а именно - становлением социально-бытовой повести, справедливо утверждая, что "... основная линия творчества Неверова - соци-

ально-бытовая . Но в целом проза Неверова характеризуется гораздо большим жанровым и стилевым разнообразием, и ей присуще не только бытовая тенденция. Не случайно И.С.Тамоишяас справедливо отмечает, что "отход в сторону от социально-бытовой или семейно-бытовой проблематики приводил писателя к подлинно эстетическим открытиям (романтико-героическая повесть иАн-

дрон Непутевый" и путевая повесть "Ташкент - город хлебный")".

Таким образом, результатами названных исследований не исчерпываются проблемы прозы А.С.Неверова. В стороне остается целый комплекс проблем, требующих специального рассмотрения. В настоящее время назрела необходимость целостного и системного исследования прозы писателя как явления глубоко индивидуального и в то же время закономерного в истории советской литературы. Предпринятое исследование и представляет собой первый опыт целостного изучения поэтики прозы А.С.Неверова.

В своей работе мы исходим из признания поэтики как сложной иерархической системы, включающей в себя различные уровни.

1 Тамошюяае И.С. Становление социально-бытовой повести в твор
честве А.С.Неверова и Л.Н.Сейфуллиной первой половины 1920-х

годов. Канд. дисс. - Калинин, 1981, с. III.

2 - -
Там же, с. III.

- 8 -Из разнообразных аспектов изучения поэтики мы избираем жанро-во-стилевой как наиболее важный и ёущественвый в понимании целостного художественного мира конкретного писателя. При этом мы остановимся на таких уровнях, как идейный, сюжетно-компози-ционный, характерологический, собственно стилистический.

Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется:

  1. требованиями современной науки, которая все более настойчиво выдвигает проблему системного и целостного подхода к явлениям природы, общества и культуры;

  2. недостаточной изученностью собственно художественного своеобразия прозы А.С.Неверова и в связи с этим необходимостью выявления главных тенденций и закономерностей становления системы жанров и стиля. Кроме того, необходимо внести и некоторые коррективы в трактовку художественных поисков Неверова. Так, А.И.Ванюков склонен представлять творческие искания Неверова

Лихачев Д.С. Древнеславянские литературы как система. - В сб.: Славянские литературы. 17 Международный съезд славистов (Прага. Август. 1968). Доклады советской делегации. - М.: Наука, 1968; Лукин Ю.А. Ленин и теория социалистического искусства . - М.: Искусство, 1973; Марков Д. Сравнительно-исторические и комплексные исследования в общественных науках. - Вопросы истории, 1973, Ш 10; Храпченко М.Б. Художественное творчест-водействителъность,человек. - М.: Советский писатель, 1978; Эйдинова В.В. Системный анализ в работах по поэтике последних лет. - В сб.: Проблемы жанра и стиля в советской литературе. - Свердловск, 1979 и др.

как неуклонное движение писателя вперед, в виде непрерывного идейного и художественного роста, не беря во внимание известных идейно-эстетических издержек, свойственных многим его произведениям. Излишне комплиментарный тон анализа ведет к искусственному выпрямлению и некоторому упрощению творческих исканий Неверова1. Без учета сложности и противоречивости его мировоззренческих и художественных поисков нельзя объективно охарактеризовать его творческий путь;

3. актуальность выбранного нами аспекта исследования предопределена также характерными особенностями самого историко-литературного процесса начала 20-х годов, когда поиски новых жанровых форм и стиля явились чуть ли не главным направлением эстетических исканий времени. В связи с этим в последние годы советскими литературоведами особенно настойчиво ставится проблема жаярово-стилевых поисков в литературе 20-х годов, что

Скажем, касаясь рассказа "Новый дом", А.Ванюков отмечает, что в нем "каждое общественное, социальное явление, значимость человека, его судьба" проверяются "революцией", и "движение времени входит в рассказ А.Неверова, образует основной, "внутренний стержень" произведения" (А.Ванюков, Указ. соч., с. 24), в то время как сам писатель справедливо признавался, что "там нет революции, а только вскользь упоминание о ней. Это вышло... схематично" (А.С.Неверов. Собр. соч. в 4-х т. - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1957-1958, т. ІУ, с. 279). В дальнейшем даны ссылки на это издание с указанием в скобках номера тома и страницы.

также предопределяет характер нашего выбора. Исследование поэтики А.Неверова позволит полнее представить своеобразие молодой литературы, динамику ее жанрово-стилевой эволюции.

В связи со сказанным основные дели исследования сводятся к следующему:

  1. рассмотреть прозу А.С.Неверова советского периода как целостное и оригинальное художественное явление 20-х годов;

  2. выявить объективные и субъективные факторы и проследить основные закономерности становления жанрово-стилевой системы прозы А.Неверова.

Поставленные цели определяют следующие задачи:

  1. провести сравнительное исследование рассказов А.Неверова и И.Касаткина, С.Подьячева, И.Вольнова с тем, чтобы установить типологическую общность крестьянских писателей и полнее раскрыть художественное своеобразие прозы А.Неверова;

  2. выявить, как соотносятся в формировании жанрово-стилевой системы Неверова традиции и новаторские искания, а именно - на материале повести "Андрон Непутевый" выявить идейную и формообразующую роль фольклорных традиций;

  3. рассмотреть жанрово-стилевые особенности повести "Ташкент - город хлебный" и романа "Гуси-лебеди" как одних из первых эпических произведений социально-психологического плана и тем самым выявить их роль в общем процессе формирования советской психологической повести и романа.

Степень научной новизны работы определяется самим характером поставленных задач, тем, что в ней впервые предпринята попытка целостного рассмотрения поэтики прозы А.Неверова советского периода, а также тем, что для решения этой задачи на первый план выдвигаются малоисследованные аспекты прозы писа-

-II-

теля: своеобразие жанра и стиля, роль фольклора в художественной практике писателя, общность и отличительное своеобразие прозы А.Неверова в ряду других крестьянских писателей и др.

Объект исследования. В своей работе мы ограничиваемся рассмотрением социально-публицистических, лирико-романтических, психологических рассказов как наиболее типичных, характерных для писателя, а тайке повестей "Андроя Непутевый", "Ташкент - город хлебный" и романа "іуси-лебеди", не затрагивая подробно сказовых форм ("Марья-большевичка", "Двенадцать часов" и др.) и незаконченной повести "О бабах". Объясняется это тем, что своеобразие Неверовского сказа достаточно полно и глубоко было изучено в ряде специальных исследований". "Повесть о бабах" рассматривалась в необходимом для нас аспекте в названной работе И.Тамошюнаса.

Хронологически историко-литературный фон ограничим литературой до 1923 г., т.к. этот год хронологически совпадает со смертью писателя. Кроме того, мы придерживаемся периодизации литературного процесса 20-х годов, выдвинутой в работах Н.Ва-

сильевой, Г.А.Белой и др. Эти исследователи литературу до

± Мущенко Е.Г., Скобелев В.П. ,Кройчик Л.Б. Поэтика сказа. -Воронеж: Изд. Воронеж, гос. ун-та, 1978; Кройчик Л.Е. Рассказ А.Неверова "Марья-большевичка" (Герой и автор, особенности сказа). - В кн.: Александр Неверов. Из. архива писателя. Исследования. Воспоминания. - Куйбышев: Куйбыш. кн. изд-во,

1972, с. 148-156.

Васильева В. Художественное своеобразие прозы первой половины 20-х годов. Автореф. канд. дисс; Белая Г.А. Принцип историзма (К методологии исследования советской прозы 20-х годов). - В.кн.: Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. - М.: Наука, 1978.

1923 года выделяют в качестве самостоятельного периода в развитии общественной и литературной жизни, исходя из общей характеристики, которую дал ему В.И.Ленин: "переходный период в

переходном периоде" . Приметами этого этапа являются "особо

острое классовое размежевание, неустойчивость быта и нравов" ,

в искусстве - "тенденция к парадоксальному взаимопроникновению самых далеких художественных тенденций", "ломка привычных

«3 границ родов и жанров .

Теоретической и методологической основой работы явились принципы марксистско-ленинской эстетики, фундаментальные методологические труды современного литературоведения по теории социалистического реализма, но истории и теории литературных жанров и стилей.

Основные методы исследования - сравнительно-исторический и типологический.

Творчество. А.Неверова - оригинальное по своим идейно-эстетическим ценностям художественное явление. Оно характеризуется сложной жанрово-стилевой эволюцией, характер и направление которой предопределены взаимодействием целого ряда субъективных (природа дарования писателя, специфика его мировоззренческой эволюции, природа осваимого материала и др.) и объективных факторов, главный из которых - общая направленность художественных исканий "переходного периода".

Ленин В.И. Собр. соч., т. 32, с. 14.

Белая Г.А. Указ. соч., с. 34.

, Васильева В. Указ. соч., с. II.

-ІЗ -

І9І8-І923 годы, на которые пришлось творчество А.Неверова советского периода, как известно, характеризуется необычайно активными эстетическими исканиями, охватывающими все сферы художественного творчества. Особенно интенсивными были поиски новых жанровых форм и стиля, которые наиболее гармонично и художественно полно могли бы воплотить эпоху великих перемен. Поиски шли широким фронтом, были связаны с ближайшими и самыми далекими - литературными и фольклорными - традициями, или игнорировались всякие традиции вообще. Одни затрагивали содержательные категории художественного целого, другие, генетически связанные с модернизмом, замыкались рамками формально-стилевого экспериментаторства. За короткое время наша проза пережила множество жанровых и стилевых увлечений - прошла этап революционного "плаката",обобщенног-романтического искусства; мало кто из художников того времени не "переболел корью" (К.Фе-дин) орнаментализма или сказовости и т.д.

Но несмотря на всю пестроту и кажущуюся хаотичность художественных исканий этого времени, в них выделялись определенные тенденции и закономерности.

Резко обострившийся интерес к масоовой народной жизни и к отдельной личности, как частице этой массы, сказался, и на природе жанра, на перестройке и переосмыслении жанровых принципов. Прозаические жанры - рассказ, повесть, роман, каждый в меру своих возможностей, тяготеют к эпике, художественному синтезу, к острому динамическому повествованию. Характерная для литературы этого периода тенденция к взаимопроникновению, взаимодействию различных родовых, жанровых начал (эпоса, драмы, лирики, публицистики, документа, плаката и т.д.) приводит к тому, что жанровые границы становятся чрезвычайно динамичны-

- 14 -ми, нередко условными. Наряду с очерком, публицистикой преимущественное развитие получают рассказ и повесть, жанры, "ограниченные в основном одним повествовательным планом", но "заклкь

чающие в себе потенциальную многоплановость" .

Стилевые течения также не выступали "в чистом виде" и характеризовались тяготением к синтезу различных начал. Если брать эпическую прозу начала 20-х годов в целом, то две взаимообога-щающие друг друга линии - реалистическая и романтическая - формируют в этот период стилевую систему молодой литературы. В прозе А.Неверова преломились важнейшие жанровые и стилевые искания литературы "переходного периода".

Художественная система А.Неверова неустойчива, переживает процесс становления в борьбе и взаимопроникновении самых разных художественных тенденций. Его творчеству присущи некоторая торопливость и художественная незавершенность. В целом достоверному, реалистическому отображению действительности не всегда соответствовали и верные идейно-художественные ее оценки. Но Неверов всегда неразрывно был связан со своим временем, занят поисками новых тем, характеров, художественных форм. Он пробовал свои силы в различных родах и жанрах литературы: им написаны один роман, три повести, около ста рассказов, очерков, лирических миниатюр, агит-сказок, множество критических статей, рецензий, семь пьес, различных по жанру - от плакатно-агитационной до социально-психологической.

Эстетическая новизна произведений А.Неверова определяется

прежде всего тем, что главным объектом его художественного внимания всегда был человек, взятый "изнутри", в процессе

Келдыш В. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975, с. 172.

формирования,роста. Но способы его воссоздания непрерывно изменялись. Углубление принципов художественного проникновения во внутренний мир человека повлияло на жанровую динамику его прозы, которая по-своему отражает общий для того времени путь от очерка, короткого рассказа к более крупным формам - повести д роману.

Общая стилевая эволюция Неверова проходит под знаком взаимодействия и противоборства двух основных художественных тенденций - романтической и реалистической, представленных в произведениях писателя в самых различных стилевых вариантах. Поисковый пафос творчества Неверова проявился и в том, что в различных жанрах он работал одновременно. Писатель словно спешил запечатлеть современное "лицо жизни" (А.Неверов), пусть сначала с самых малых, незначительных ее проявлениях. Из собственно поэтических жанров преимущественное развитие получил рассказ.

Разнообразные в проблемно-тематическом отношении рассказы Неверова неоднородны и в плане художественном. Зачастую они создавались как "жанровые эксперименты" - ни грани очерка, рассказа, зарисовки, - в которых сочетались разнородные структурно-стилевые элименты ("плакат", литературный сказ, условно-аллегорические и традиционно-реалистические приемы письма), использованием которых писатель стремился преодолеть традиционные жанровые формы и найти своеобразные приемы художественной интерпретации новых тем. Такого рода жанрово-стилевой симбиоз отличает почти все произведения Неверова. В известной степени этим объясняются многие его творческие неудачи и художественные просчеты. Скажем, работа в публицистическом жанре влияла на художественное творчество писателя,

- 16 -в частности, на его рассказы, многие из которых страдают схематизмом, прямолинейно-идеологической направленность!). Использование в социально-психологическом романе "І^си-лебе-ди" тех же конфликтов, художественно-изобразительных средств и приемов, которыми писатель пользовался в героико-романти-ческой повести "Андрон Непутевый", снизило его художествен- -уровень, создало ощущение некоторой вторичности материала и поэтики. Далеко не каждое произведение Неверова отличается четкой жанровой определенностью, завершенностью. Вероятно, поэтому его повесть "Андрон Непутевый" многие критики называют рассказом, роман "Гуси-лебеди" - повестью; современный исследователь прозы Неверова В.П.Скобелев справедливо отмечает, что рассказы "Шкрабы", "Полька-Мазурка" по жанру близки к повести.

Такое разнообразие объясняется прежде всего широтой творческих интересов писателя, а также факторами общественно-историческими. Литература эпохи революции, гражданской войны и первых лет социалистического строительства требовала, с одной стороны, передачи героического пафоса и величия эпохальных

сдвигов, с другой, - исследования нового исторического соз-

І нания. И Неверов искал, в меру своего таданта, пути осуществления этих задач, принципы разностороннего подхода к действительности.

Несмотря на сложность, "синтетичность" жанрово-стилевых поисков, в прозе А.Неверова постепенно выкристаллизовывалась генеральная для его творчества, а также для всей советской литературы, тенденция углубленного и конкретного исследования человеческого характера. Обращение к "симбиозным" жанро-во-стилевым формам показывает, какими сложными путями осу-

- 17 -ществлялась реализация этой тенденции. С ее усилением связано углубление историзма художественного мышления Неверова, усложнение природы эпического, которое становится одним из важнейших жанровообразующих моментов. Все это приводит писателя к созданию одних из первых в советской литературе социально-психологической повести и романа.

Наиболее плодотворным в исследовании творчестза любого писателя является рассмотрение его в контексте литературного процесса своего времени. Одним из наиболее эффективных путей подобного исследования является сравнительно-типологический анализ, предполагающий изучение сходных литературных явлений. В этом отношении представляется интересным сопоставление прозы Неверова и других "крестьянских писателей" - С.ПЛодъяче-ва, И.М.Касаткина, И.Б.Вольнова, как в силу принадлежности к общему идейно-стилевому течению времени, так и в силу своеобразия и оригинальности художественных манер каждого.

Этой проблеме посвящена первая глава исследования.

А.С.Неверов и крестьянские писатели

В критике 20-х годов и в современных исследованиях о литературе этого периода уже наметилась определенная тенденция ставить в один ряд имена А.Неверова, И.Касаткина, С.Подъячева и И.Вольнова как писателей, заложивших основы целого - "крестьянского", "деревенского" - направления в развитии советской прозы.

В настоящее время накоплен значительный опыт в осмыслении творческого наследия названных художников, появился ряд монографических и диссертационных исследований о творчестве И.Касаткина, С.Подъячева, И.Вольнова, в которых, однако, рассматривается преимущественно дооктябрьское творчество писателей. Конкретного сравнительного анализа прозы крестьянских писателей еще не предпринималось. Правда, в работе А.И.Ваншкова "Проза А.С.Неверова" вскользь затрагивается этот вопрос, но решается он в плане идейно-тематического сопоставления отдельных произведений А.Неверова, И.Вольнова, С.Подъячева, а также В.Шишкова» Поэтому сравнительно-типологическое исследование прозы крестьянских писателей представляет несомненный научный интерес. Это дает возможность целостного рассмотрения идейно-эстетического своеобразия каждого из писателей, и прежде всего Неверова, а также будет способствовать выявлению особенностей художественного развития начала 20-х годов.

За основу типологического анализа мы, вслед за М.Б.Храпченко, возьмем исследование структуры литературного произведения , понимаемой не узко-формально, а широко, включая сюда творческий метод, связанный с мировоззренческими позициями художников, жанровую и стилевую систему.

Прежде чем приступить к конкретному сравнительно-типологическому анализу произведений А.Неверова, И.Касаткина, С.Подъя-чева и И.Вольнова, необходимо остановиться на общей характеристике группы крестьянских писателей. Совокупность целого ряда признаков, свойств позволяет выделить группу крестьянских писателей в качестве самостоятельной типологической общности в русской литературе 20-х годов.

Прежде всего их сближают сходные моменты личной и творческой биографии: выходцы из крестьянских семей, они пришли в литературу "от сохи", пройдя "университеты скитаний и бедности" (В.П.Скобелев) в период первой русской революции и наступившего после нее кризиса, и сыграли значительную роль в развитии реалистической литературы .

Творчество крестьянских писателей нашло широкий отклик в передовой литературной критике начала XX века, было высоко One s нено и получило поддержку В.И.Ленина , М.Горького, В.Г.Короленко, позднее - Ф.Гладкова, А.Вороненого и др. Они стали известны широкому читателю как писатели-реалисты, "сурово осудившие социальную несправедливость и отметившие новые, прогрессивные тенденции в жизни русской деревни начала XX века" . Их творчество, унаследовавшее лучшие традиции писателей-народников -Ф.Решетникова, Г.Успенского и др. - развивалось в русле передовой демократической литературы.

Однако в дореволюционный период своего творчества ни Неверов, ни кто-либо другой из крестьянских писателей, не сумели подняться до уровня самой передовой и прогрессивной литературы. Они не смогли решить важнейших художественных проблем, которых требовала сама эпоха, в частности, одну из самых актуальных -проблему положительного героя. Свое назначение писатели видели в создании образов забитых и слабых лвдей - жертв социальной несправедливости, призывая тем самым к распространенному в то время толстовско-евангельскому, общечеловеческому состраданию и терпению. А.Неверов, в частности, считал, что главная его задача - "потеплее и помягче" показать жизнь "через страдание и унижение" (ІУ, 230). Пожалуй, самое значительное достижение дореволюционного творчества писателя - это создание образа бунтаря-одиночки барского сторожа Парфена, который в стихийном гневе сжигает хозяйскую усадьбу (рассказ "Музыка", 1909).

С приходом Октября для каждого из крестьянских писателей -как гражданина и художника - начался новый жизненный этап. Они пришли в советскую литературу уже сложившимися писателями с традиционной и в то же время всегда актуальной для русской литературы темой - изображение жизни русской деревни. Своими очерками, рассказами, повестями крестьянские писатели приняли активное участие в разгоревшемся в молодой советской литературе "споре о мужике". Их творчество полемически направлено против различных извращенных трактовок русского крестьянства. Они выступали против очернения мужика И.Родионовым ("Наше преступле-/ние"), М.Мужейлем ("Дача"), которые изображали его "зверем, помноженным на скота", живущим одними "темными инстинктами". Их концепция, "чуждая сентементализма и слащавости народопоклон-ников" , резко расходилась с концепцией неонароднической литературы начала 20-х годов, представители которой (А.Ремизов, С.Кяычков, Н.Кяюев, С.Городецкий), обратившись к "вечной этике и эстетике народа", уповали на "вневременные, чисто условные представления о сущности народного характера и эстетизацию иррациональных, мистических сторон крестьянской жизни" (Д.Мереж-ковский) .

Жанрово-стилевое своеобразие повестей ( "Андрон Непутевый", "Ташкент - город хлебный") и романа ( "Гуси-лебеди") А.С.Неверова

"Андрон Непутевый" и "Ташкент - город хлебный" - произведения, принципиально разные по жанру и стилю - создавались Неверовым почти одновременно,. Каждая из повестей Неверова является своеобразным завершением, итогом в развитии основных стилевых тенденций в прозе писателя - романтической и реалистической. Выступая в повестях в новом, - идейно и художественно обогащенном, виде, эти тенденции определяют и основное жанровое качество произведений.

"Андрон Непутевый" - этапное произведение в творчестве Неверова. В нем как бы аккумулированы основные искания писателя в области романтических повествовательных форм.

Говоря о развитии романтической линии в творчестве Неверова, нужно отметить, что к 1922 году романтическое искусство писателя существенно эволюционировало. В повести "Андрон Непутевый" сохраняются основные его приметы: приподнято-эмоциональный тон, высокий пафос, идеализация героического как основа художественного обобщения, стилизованный язык и др. Но при этом существенно углубляется художественное осмысление мира и человека. Неверов более смело говорит о реальных противоречиях времени, о драматизме и трагизме современной борьбы, не снимая при этом в конце трагедийности изображае-мых жизненных событий, как это было, скажем, в лирико-роман-тическом рассказе "Я хочу жить". Более сложным в повести показан и романтический герой. Он дан не только ореоле героического, возвышенного, но в его характере отражены и исторически закономерные противоречия и недостатки.

Но главное своеобразие романтического стиля зрелого Неверова - в его неразрывной связи с фольклором, в его национально-поэтическом звучании.

В поисках специфических, обобщенно-романтических способов воссоздания жизни А.Неверов все чаще обращается к фольклору. Фольклоризм определяет главную идейную и жанрово-стилевую специфику повести Неверова "Андрон Непутевый". Поэтому данная проблема достойна особого рассмотрения.

Вопрос о фольклоризме прозы А.Неверова практически еще не ставился в науке. В своих монографических исследованиях Н.Страхов и В.П.Скобелев лишь косвенно затрагивали фольклоризм произведений писателя на уровне языка и отдельных стилистических приемов; глубинные же связи Неверова-художника с идейно-эстетическими принципами фольклора еще не рассматривались. Поэтому нашей задачей является: I) выяснение объективных и субъективных причин обращения Неверова к фольклору; 2) выявление специфики использования писателем фольклора; 3) установление идейно-художественной значимости фольклорных традиций в прозе А.Неверова (на материале повести "Андрон Непутевый").

В свое время М.Горький говорил, что "писатель, не владеющий знанием фольклора, - плохой писатель. В народном творчестве сокрыты беспредельные богатства, и добросовестный писатель должен ими владеть..." . Поэтические искания А.Неверова всегда были связаны с фольклором, и поставить его прозу в какие-либо конкретные и наглядные отношения к фольклорным традициям нетрудно. Достаточно обратиться к его языку и стилю. Здесь можно найти множество примеров использования им фольклорных стилевых приемов: ритмическая организация текста , всевозможные параллелизмы, повторы, эпитеты, метафоры и т.д. Однако нас интересует фольклорность произведений Неверова не столько стилистическая, сколько внутренняя, содержательная, так как сам писатель рассматривал фольклор не как стилевое украшательство и декоративный этнографизм, а как специфическую Форму отражения жизни, как своеобразный способ восприятия и интерпретации действительности. Но и такое понимание пришло к Неверову не сразу.

В дореволюционных рассказах Неверов обращался к отдельным образам (скажем, образ черта в рассказе "Сон Лукъяна", 1907) с тем, чтобы колоритнее отобразить жизнь и быт крестьянства. Но такое использование фольклора зачастую носило еще этнографический, иллюстративный характер. В последние годы творчества А.Неверов все настойчивее обращается не столько к сфере образно-стилевой фактуры фольклора, сколько к специфике его общественно-идеологической и этико-художественной системы. В фольклоре писателя привлекают такие его основные типологические особенности, как глубоко национальная основа, широта художественных обобщений, емкость и глубина национальных образов и др. Художественный опыт фольклора вошел в творчество Неверова органично и своеобразно, обогатив не только его стиль и язык, но всю образную, идейно-композиционную и жанровую структуру его произведений, углубив историзм художественного мышления писателя, что определило и особенности его художественного метода. Именно в этом плане для нас и важно рассмотрение проблемы "Неверов и фольклор".

Мы также не ставим перед собой задачи установления определенных фольклорных текстов, к которым обращался или на которые непосредственно ориентировался Неверов. Сделать это детально невозможно и нет необходимости, т.к. Неверов практически не использует в своем творчестве конкретных фольклорных произведений (скажем, песни, причитания, притчи и др.). Иными словами, здесь нет так называемого "типологического фольклориз-ма".

Похожие диссертации на Проза А.С. Неверова (проблема художественного своеобразия)