Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Жанр очерка в прозе а. мудунова 11
1. Производственный очерк 12
2. Военный очерк 21
ГЛАВА II. Разновидности рассказа 34
1. Лирический рассказ 34
2. Семейно-бытовой рассказ 66
3. Сатирический рассказ 76
4. Военный рассказ 95
ГЛАВА III. Повесть
1. Социально-бытовая, производственная повесть 115
3. Военная повесть 155
Заключение 176
Список использованной литературы 188
- Производственный очерк
- Семейно-бытовой рассказ
- Военный рассказ
- Социально-бытовая, производственная повесть
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В истории литератур народов Дагестана есть немало творческих судеб, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического осмысления. До настоящего времени проблема жанрово-стилевого своеобразия прозы Абакара Алиевича Мудунова остается неисследованной областью литературоведческой науки.
Дагестанская литература, в том числе и лакская, известна богатыми художественными традициями, в становление и развитие которых вносили свой вклад творческие индивидуальности. Свой вклад не только в дагестанскую, но и российскую литературу внес и лакский писатель А.А. Мудунов. В этой связи исследование процесса развития и формирования жанров и жанровых разновидностей в лакской литературе в контексте освещения творчества выдающихся ее представителей является актуальной задачей современного литературоведения. Повести и рассказы А. Мудунова, рассматриваемые в таком аспекте, делают наглядными художественные обретения литературы, укрепление в них реалистических принципов изображения действительности.
В этом смысле важное значение имеют прошедшие в 60-х годах XX века дискуссии, посвященные вопросам метода и жанра в современной литературе, национальной специфики литературы, взаимосвязи и взаимодействия литератур, гуманизма в современной литературе.
В русле идейно-эстетических исканий эпохи развивается и творчество прозаика А. Мудунова. В своем творчестве А. Мудунов обращается к таким жанрам, как роман, повесть, рассказ, очерк, обзор, эссе, этюд. Писатель, развивая и углубляя традиционные формы, обогащая родную литературу все новыми для себя жанрами, выработал свою манеру письма, свой стиль. Произведения А. Мудунова (80 рассказов, 8 повестей, два романа)
свидетельствуют о возросшем эстетическом уровне лакской литературы в целом. Творческая деятельность А. Мудунова - поэта, публициста, прозаика - поистине широка и многогранна. Его произведения отличаются мастерством психологического изображения человека, умением психологически детерминировать поступки героев.
Обращение к исследованию жанра и стиля прозы А. Мудунова закономерно с точки зрения современной литературной науки, ибо темы, раскрытые в его произведениях, обретают совершенное звучание, способствуют осмыслению существующих проблем литературы XX столетия. А. Мудунов, чья творческая зрелость падает на 60-е годы XX века, ищет новые формы художественного обобщения национальной жизни и судьбы народа.
Повествование у А. Мудунова отмечено личностным началом, что позволяет осмыслить события сквозь призму восприятия его лирического «я». Новым для лакской прозы является и то, что в произведениях А. Мудунова взаимодействуют субъективное видение мира и объективное отражение действительности.
В своих повестях и рассказах А. Мудунов, опираясь на общероссийские романные традиции о судьбе народа на переломных этапах его истории, обогащает контекст произведений эпическими и лирическими элементами.
В этом новом видении и состоит новаторство, которое вносит А. Мудунов в национальную эпическую традицию. Представляется актуальным рассмотреть творческие достижения А. Мудунова именно в этом аспекте, учитывая жанровую специфику и стилистическое своеобразие прозы А. Мудунова.
Материалы его литературной творческой лаборатории дают возможность открыть современной дагестанской науке особенности творческого дарования писателя, масштабность его видения,
разносторонность поставленных проблем в контексте времени, жанровое и тематическое многообразие прозы А. Мудунова, своеобразие освоения художественного метода.
Это самобытное содержательно-эстетическое достояние писателя не изучено в монографическом плане. Учитывая значительный объем литературных произведений писателя, широкий жанрово-тематический спектр прозаического творчества писателя, необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на его повестях, очерках и рассказах, написанных на лакском языке (романы явились объектом специального исследования), дать их анализ в соответствии с критериями, принятыми в современном литературоведении.
Изученность темы. Как и многие его современники, А.А. Мудунов оказался в тени дагестанского литературоведения. На наш взгляд, исследование литературного процесса должно начинаться с изучения творческих индивидуальностей, чьи усилия и определяют его направление. Между тем, в дагестанском литературоведении даже такой масштабный писатель как А.А. Мудунов не получил адекватного отражения, хотя еще в начале 50-х годов XX века его повесть «В родном ауле» был переведена на русский язык, опубликована в журнале «Дружба народов» (1953) и высоко оценена критиками А. Агаевым, К. Султановым, Г. Аликберовым, Э. Кассиевым и М. Груниным.
Вместе с тем следует отметить, что эта положительная оценка сказалась и в научной литературе: в «Очерках дагестанской советской литературы» (1957) В положительном контексте упоминаются первые повести А. Мудунова «Под солнцем любви» и «В родном ауле». В «Очерках лакской советской литературы» (1964) А.Г. Гусейнаева и Э.Ю. Кассиева повесть «В родном ауле» рассмотрена обстоятельно. В них упоминаются также некоторые рассказы А. Мудунова. То же самое можно сказать об
«Истории дагестанской советской литературы» (1867). Подчеркивая заслуги писателя в описании общественной жизни, авторы «Истории» отмечают и недостатки повести «В родном ауле»: «В противовес описаниям труда, страницы, раскрывающие внутреннюю жизнь героев, зачастую бледны. Многие из свойств их характеров не развиты, а лишь декларированы».1 Сопоставляя повесть «В родном ауле» с повестью кумыкского писателя А. Аджаматова «В кумыкской степи», авторы «Истории» считают, что в последней характеры героев раскрыты «более ярко и убедительно».
Нет необходимости спорить с авторами по поводу достоинств той или иной повести, но мы не можем не отметить, что в повести А. Мудунова также имеются яркие характеры (Халид, Вали). Что касается бригадира Гаруна и отмеченной в «Истории» статичности его образа, то это обусловлено тем, что Гарун пришел в колхоз сложившимся еще на фронте человеком. Его характер в повести А. Мудунова не столько развивается, сколько проявляется в различных жизненных ситуациях.
В сопоставительном плане повесть рассмотрена также в работе С.Х. Ахмедова «Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы» (1990). В ней повесть соотносится с повестями А. Гусейнаева «Смешение крови с молоком» и 3. Айдамирова «Старая шерсть».
Отдельные рассказы, повести и роман А. Мудунова «Огонь в крови» рассмотрены в работах С.Х. Ахмедова, М-3. Аминова, Г. Мудуновой.3
История дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1967. - С.216.
2 Там же.
3 Ахмедов С.Х. О современной лакской литературе. - Махачкала, 1972; Он же. О творчестве Абакара
Мудунова. //Дружба, 1978. № 1 (на лакском языке); Он же. Пути лакской прозы. //Сегодня и завтра. -
Махачкала, 1981. (на лакском языке); Он же. Проза. //Дагестанская литература: закономерности развития
(1965-1985). - Махачкала: ДНЦ РАН, 1999. - С. 177-255; Он же. Абакар Мудунов //История лакской
литературы: В 2 т. Т. 2.. - Махачкала, 2001 - С. 108-114 - (на лакском языке); Аминов M.-3. Написавший
строку в истории народа //Мудунов Абакар. Зеленое поле. - Махачкала, 1978. - С.5-8 - (на лакском языке);
Он же. Блистательный знаток жизни //Дагестанская правда. 1986. 10 июня. - С. 3.; Он же. Стихотворения
Абакара Мудунова // Аминов Магомед-Загид. Слово о слове. - Махачкала, 1995. - С. 129-142. (на лакском
языке); Мудунова Г. Слово об авторе // Мудунов А. Бессмертие. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - С. 5-9.
Учебное пособие «Зрячая душа: штрихи к портрету А. Мудунова» (1988) посвятил изучению творчества А. Мудунова A.M. Вагидов. Это пока единственная отдельно изданная работа о творчестве писателя.
К сожалению, целый ряд рассказов и повестей, не говоря уже об очерках А. Мудунова, не получили должного отражения в критической и научной литературе.
Данная диссертация является, по сути, зачином в изучении проблемы жанра и стиля в творчестве лакского писателя А. Мудунова и выявления его вклада в дагестанскую литературу в целом. В предлагаемой работе впервые предпринимается попытка комплексного исследования жанра и стиля прозы (за исключением романов) в творчестве А. Мудунова. Этим и определяется актуальность диссертационного труда.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в анализе и выявлении мотивов творчества А. Мудунова, в определении роли и места писателя в развитии дагестанской литературы, а также в необходимости решения важнейших проблем, связанных с поэтикой и стилем прозы А. Мудунова, рассмотрением процессов формирования в ней лирического эпоса. В диссертационной работе впервые предпринята попытка исследовать и определить особенности жанра и стиля, обобщить накопленный десятилетиями опыт написания рассказов, очерков, повестей в творчестве А. Мудунова в связи, как с типологическими общими закономерностями литературы, так и с национальным своеобразием и творческой индивидуальностью художника. В ходе анализа произведений социально-бытовой, героико-эпической, лирической тематики, к которой обращалась не раз дагестанская литература, ставятся следующие задачи:
- выявление художественных приемов, отслеживание возросшей роли психологизма, философского постижения темы, индивидуальных форм выражения идей в произведениях А. Мудунова;
- исследование социально-общественных, философских и эстетических
основ творческого метода писателя;
- определение роли и значения творчества Абакара Мудунова в
развитии лакской и дагестанской прозы, в осмыслении значительных
явлений и центральных проблем национальной литературы, общественно-
историческое и художественно-эстетическое значение прозы А. Мудунова.
- рассмотрение проблемы духовности и нравственного выбора героев в
произведениях писателя;
- исследование проблемы эволюции жанра в творчестве писателя,
обращение его к новым формам прозы в лакской литературе;
выявление особенностей языка, стиля, поэтики и жанра прозаических произведений А. Мудунова;
изучение повестей и рассказов, составляющих отдельные циклы в зависимости от жанра и тематики, выявление в них наиболее характерных черт творческого дарования писателя;
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым монографическим исследованием жанрово-стилевого своеобразия прозы старейшего писателя Дагестана Абакара Алиевича Мудунова. При этом выбран наиболее характерный для его творчества аспект - концепция нравственности в сложном и многогранном комплексе факторов исторического развития.
Материалом исследования послужили наиболее значимые произведения Абакара Мудунова: повести: «Буттал шяраву» («В родном ауле» - 1952 г.), «Щюлли къур» («Зеленое поле» - 1967 - 1969 гг.), «Аьжаивсса щаращи» («Удивительный родник» - 1974г.), «ЦІу кіияйсса ціараятур» («Огонь» - 1983 г.), а также четыре очерка и 14 рассказов, помещенных в сборниках: «Буттал шяраву», («В родном ауле» - 1957 г.),
«Кьинирдал ца кьини» («День за днем» - 1975 г.), «Ях1» («Честь» - 1983 г.), «Хьатіи ва кьюртіи («Свадьба и похороны» - 1997 г.).
Методологической и теоретической основой диссертации явились труды классиков русской литературной критики: В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, советских литературоведов, теоретиков и историков литературы, в частности В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко, М.М. Бахтина, А. Бочарова, Н. Утехина, В. Кожинова, В.Синенко, Н. Гея, Арк. Эльяшевича и др., а также опыт известных литературоведов, внесших значительный вклад в изучение национальных литератур: Г.Г. Гамзатова, А.Г. Гусейнаева, Э.Ю. Кассиева, СМ. Хайбуллаева, А.-К.Ю. Абдулатипова, К.И. Абукова, З.Н. Акавова, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова Г.Г. Гашарова, К.Х. Акимова и др.
Представляется необходимым изучение творчества А. Мудунова с точки зрения жанрово-стилевого своеобразия прозы, с позиций художественной структуры и художественной образности, что позволяет говорить и об образе автора в контексте системы его взглядов, мировоззрения, мироощущения и в аспекте творческого мышления писателя.
В основу исследования положены методы, сложившиеся в традиции
литературоведческой науки, используемые в современном
литературоведении и предполагающие изучение национальной литературы в
ее социально-исторической детерминированности: сравнительно-
исторический, системный, аналитический, типологический,
ориентированные на изучение внутренней организации художественного
произведения.
Выбор методов работы обусловлен исследовательскими задачами: проследить теоретические аспекты возникновения того или иного произведения, написанного в избранном жанре, выявить типологическое
сходство и особенности прозы А. Мудунова, через сопоставление с русской и западноевропейской и восточной прозой.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в ней на современном этапе развития литературоведения освещаются вопросы творческой индивидуальности Абакара Мудунова.
Аналитические данные и общие теоретические выводы диссертации могут быть использованы при разработке вопросов развития современной дагестанской прозы, при исследовании национального литературного процесса, изучении творчества писателей Дагестана и Северного Кавказа, научном осмыслении опыта и художественного метода А.А. Мудунова, его вклада в развитие жанровой системы и стиля в лакской и дагестанской литературе.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для более полного изучения истории литературы Дагестана, жанров повести, очерка и рассказа в национальной литературе. Они могут быть использованы также при разработке факультативных курсов и спецсеминаров в вузах республики, при создании программ, учебных и методических пособий по литературе и культуре Дагестана.
Апробация работы.
Основные положения исследования обсуждены на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, отражены в четырех научных статьях (сборник работ молодых ученых, сборник статей научных сотрудников ДГПУ, журналы и др. издания).
Структура и объем исследования определяются целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из и введения, трех глав, заключения. К работе прилагается список использованной литературы.
Производственный очерк
Поскольку тема труда являлась центральной в советской литературе, в том числе и дагестанской, производственный очерк занимал в ней значительное место. В своих очерках писатели раскрывали будни производственных коллективов (заводов, фабрик, колхозов, совхозов), рисовали портреты ударников труда. Производственные очерки писали М. Башаев, X. Авшалумов, Дм. Трунов и В. Михальский, Ибр. Керимов и А. Гусейнаев.
В творчестве Абакара Мудунова очерк не является ведущим жанром. Однако, богатый жизненный опыт, знание окружающих его людей требовали выхода не только через жанры собственно художественной прозы, но и через оперативные жанры публицистики. Среди его произведений преобладают производственный и военный очерки. А. Мудунов написал, к примеру, очерк-портрет «Рассказ о герое» («Виричувнаясся хавар»), посвященный Герою Социалистического Труда, знаменитому садоводу из Унчукатля Гази Хинчалову, которого знал как своего земляка. Гази Хинчалов был садоводом-новатором, сумевшим преодолеть косность мышления земляков и заложившим сады в высокогорном ауле. Тема садоводства в горах неоднократно разрабатывалась писателем не только в очерке, но и в жанрах рассказа и повести.
В очерке А. Мудунова «Люба» речь идет о доярке Любови Максимовне, украинке по происхождению. А. Мудунова всегда интересовала жизнь человека из народа. У А. Мудунова люди из народа - умные, деловые, с самобытными характерами, здоровыми ощущениями, юмором. Много в них доброты, человечности, товарищества. Любовь Максимовна - доярка с большим стажем работы, ударница труда, человек, чья юность была омрачена немецким пленом (в лакской прозе такой мотив впервые вводится А. Мудуновым). В село приезжают сотрудники местной газеты, чтобы взять у нее интервью.
«Наверное, её нет дома, место, где её всегда можно застать — ферма. Там она трудится, делится своими радостями и заботами... Я хочу видеть её за работой, понаблюдать за ее ловкими руками» (пер. здесь и далее наш) — делится с читателями автор. «Бакъахьунссар Люба шаппа. Ганил баціай кіану — ферма, захімат буллалиссагу, цила ххаришиву ва дакіниймур дустуращал кіибачілачіиссагу -фермалий... Ччай бур ттун га даврих ккаккан, уруглай аціан ганил щурущисса карунних».
Выбор инонациональной героини очерка имеет свои причины: во-первых, желание писателя на образе женщины по причине кажущейся чуждой дагестанскому менталитету, отобразить мотив дружбы народов, показать нераздельность народной души, независимо от вероисповедания, места рождения: «Вот теперь на земле Кунди вместе с лакским народом, я, украинка, словно родня, живу и работаю душа в душу» — с гордостью заявляет Люба. «Вана утти, на Кіундиннал даэлий, лакрал халкъкуннащал архіал на, украинка, маччахъул кунма, цачіу оьрму бутлай, зий бура» (148). Образ славянки необходим, во-вторых, чтобы показать близость мудуновской героини к некрасовской крестьянке: «Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка...»
Подобно некрасовским героиням, Люба проворна, ловка, опрятна, гостеприимна. Вот как описывает автор - он же сотрудник местной газеты нехитрую обстановку дома доярки: «Светло. Чисто. Все расставлено по своим местам, сверкает чистотой шифоньер, этажерка с книгами, опрятный диван, столы-стулья... Обхаживает хозяйка дома своих гостей с особым вниманием». «Чаннасса, марцісса. Цила-цила кіанай бивхьуну бур къатлул буза — пар-пар mlucca шифоньер, луттирдащалсса этажерка, диван, стол-кіантту, приемник... Луглай бур къатлул заллу бансса хіурматрах» (147). Эти подробности очень важны. Бытовые детали, общеизвестные будничные заботы занимают центральное место в масштабах целого информационного и художественного содержания.
В описание жилища Любови Максимовны привнесен русский национальный колорит, свидетельствующий не только об опрятности и чистоте хозяйки, но и об укладе ее жизни, даже способе мышления. Полки с книгами, приемник, чтение «Темир-тау» свидетельствуют о внутренней культуре доярки, дочери шахтера из Донбасса, попавшей в необычные условия горного села.
Люба - своеобразный народный типаж, пришедший из русской литературы. Мудунову он удался вполне. В Любови Максимовне сочетаются зрелость, здоровая физическая и нравственная сила, полнокровная красота приобщенного к труду человека, гармонически соединяется внешняя красота с красотой души. Не случайно крестьяне у Мудунова наделены даром сложных человеческих ощущений, кипучих страстей. Они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают... Обаятельность, трогательная красота взаимоотношений с сельчанами, забота о новом поколении, поэзия воспоминаний - все это у Мудунова присуще простому народу. Героиня очерка хотя и вынесла на себе тяжелейшее бремя войны, раздора, разлома в семье, стремится сохранить порядочность, доброту, миролюбие, находит себя в труде, в каждодневной заботе о близких. Автор всем существом с этим народом, для него непререкаем нравственный ореол честной и порядочной жизни. Все его думы о земле. Мудунов воссоздает в своих очерках картины тяжелого труда, когда механизация почти полностью отсутствует, вся производительная сила -лошадь, вол, погонщица... Под палящим солнцем и в непогоду медленно прокладывается борозда (см. очерк «Сквозь солнце и дождь»). Во время жатвы жницы устают до изнеможения. Чтобы понять необходимость такого труда, полюбить этот быт всем существом, тоже нужно призвание. Оно есть и у Любы: «По плану должна была я с каждой коровы надоить 1300 литров в год. Подумала: мало. Сказала сама себе, ну-ка, Максимовна, бери планку повыше — 1550 литров. Постаралась, и к 20 октября надоила 1700 литра молока» — дает ударница интервью газете. «Дуллуна ттухьхьун гъарца оълища шинай 1300 литра тизинсса план. Пикри бае: чанни. Учав ттухъва нава, нану ина, Максимлул душ, ласи, бурою лаваисса - 1550 литра... Яхі бае, октябръданул 20 нин 1700 литра ттизав» (148).
Она даже не подозревает, что совершает подвиг. На таких людях веками держалась страна. И если отнять у мудуновских героев их трудовой порыв, опыт, сноровку, ухватистость в постоянном живом деле - не будет и тех обаятельных черт характеров, которые так дороги читателям. Автор, прибегая к жанру газетной статьи, сжимает фразу, делает её энергичной и компактной. Стиль очерка прихотлив и свободен, допускает разнообразные смещения, сложные поэтические эффекты: «Прекрасно утро на равнине и в октябре месяце. В глаза, в самое сердце слепит красно-желтое солнце - ему радуются белые утки у круглого пруда и летающие рядом стрекозы, словно на диво миру выглядывающие стебли травы, да малые дети — все смешалось, слилось на земле колхозной в жизни рабочего человека». «Ххуйри авлахърал кіюрх октябрь зуруйгу. Яруннивун, дакінивун бувххун най буссар ят1у-хъахъисса ххяххябаргъ, кіанийн икрамрайгу-бярнил ккурккайсса кіяла къазру ва ялтту бигьлагъисса лухіи хьатіри: чіаланнаран дирзсса щюлли урттул чіанив ва оьрчіругу... гьарзад хіала дурххун, колхозрал аърщарай гур буллай дуссар колхозниктурал оърму» (146). Логичнее было бы сказать: ярко светящее солнце, но вместо описания предмета мы находим его признак, выраженный метафорично. И дальше -почти импрессионистские по словесной живописи образы: на диво миру прорастающие побеги молодой травы, завывание мотора, лай собак, стерегущих овец, высокие голоса людей.
Семейно-бытовой рассказ
Интерес к личности современника пронизывает все произведения А. Мудунова. В связи с этим, следует отметить, что лакский рассказ зачастую решает нравственные проблемы. Но у каждого писателя свой стиль, своя манера. Выступая в духе углубившихся гуманистических тенденций, А. Мудунов в своих рассказах затрагивает тему любви, доброты, отзывчивости, милосердия: оттого его рассказы приобретают тонкое лирическое звучание. Эти произведения нацелены на повседневную жизнь, изображение семейно-бытовых отношений людей. Положительный герой зачастую в его рассказах поднимается на новую нравственную высоту. Рассказы А. Мудунова построены на заострении конфликтов, которые позволяют автору выявить суть человеческих взаимоотношений, высветить человеческое в человеке психологически убедительно. В его произведениях человечность противопоставляется античеловечности, доброта — равнодушию, любовь — злу. При этом писатель подчеркивает моральную высоту людей, умеющих в самых неожиданных и чрезвычайных ситуациях проявить душевную стойкость, доброту, милосердие. Такова героиня рассказа «Рабият есть Рабият» Патима, оставшаяся сиротой, будучи ученицей восьмого класса. На руках у нее остались маленькие братишка и сестренка. Писатель с особым сочувствием рисует полные забот и лишений будни рано повзрослевшей девочки. Ей противопоставляется Рабият - женщина злая и своенравная. «Неплохая женщина Рабият. Но мне кажется, - говорит рассказчик, - ее маленькие, цепкие глазки, глядящие вслед за мной, так и вонзаются в мою спину, словно острое шило в подметки». «Амма ттун ххан бикіай, чіирисса лажиндарава кіуллул кунма мюрщисса, ттула хъирив бурувгсса ганил яру, ваца ппурдул миці къурхьлувун кунма, ттула ттиликірахун кьутілай»). Данная характеристика героини со слов рассказчика-повествователя, знавшего ее в лицо, прямо соотносится с ее поступками, подготавливает читателя к негативному к ней отношению (заметно влияние традиций фольклора). В рассказах А. Мудунова всегда присутствуют такие детали эпизодов, которые позволяют читателю самому сделать нужные выводы, в то же время, субъективное повествование рассказчика, адекватного автору, способствует нравственной дифференциации героев. Рабият дружила с матерью Патимы, и после смерти подруги, как холодно характеризует автор, лишь иногда «захаживала» к осиротевшим детям. Но такая забота оказалась ей в тягость, и Рабият вскоре забывает о чужой беде. Обоснованно ли заявление автора, в таком случае, что Рабият и мать Патимы были подругами?
В рассказе поступки героини детерминируются с точки зрения ее характера, даются лишь поступки, отсутствует показ ее внутреннего мира, душевных переживаний. Используя этот образ, писатель разоблачает бездуховность, потерю человеком своей гуманистической сущности. В рассказах А. Мудунова всегда есть столкновение идей, позиций героев, придающих сюжету динамичность, а характерам героев - определенность. Здесь автор больше выписывает характер отрицательного героя, но в изображении как положительного, так и отрицательного персонажей, присутствует некоторая однозначность.
Сатирически изображая Рабият, писатель полностью низводит порок, доводит его до алогизма в современных условиях: «Утром пораньше Рабият уселась на пол посередине комнаты и бросила три горошины. Гадание, слава Аллаху, сулило удачу». В поисках невесты своему сыну - мотив, широко используемый писателем, Рабият останавливает свой выбор на Патиме, не считая нужным ставить в известность об этом потенциального жениха -сына.
Ситуация в рассказе непростая - осиротели дети, причем сиротство у А. Мудунова это не только индивидуальная черта характера, но и знак - символ разрушенной целостности национальной жизни, обезбожения мира и человека. И здесь сугубо бытовой конфликт, представленный как социально-психологическое явление, усложняется сюжетной линией свахи Рабият. У А. Мудунова положительное противопоставляется тому, что низводится и разоблачается. За кажущимся добродушием его юмора порой кроется злая ирония - и отрицательный персонаж справедливо наказывается. Сиротка Патима недвусмысленно, без обиняков, дала понять Рабият, что та оставила их в беде, в трудную минуту не подала руки: «Хинкал, который ела с аппетитом, застрял в глотке у Рабият, ни слова не говоря, поднялась она и вышла на улицу». «Иштахірай канакисса ххункі оънкъаралу ливчіссияв, Рабиятлул ссурссу лахъи дурккуна. Дурккуна кіичіиравун» (98). А тут еще новый подарок - сын привел в дом бывшую сноху, вопреки воле матери. В народе распространился слух о том, что Рабият устроила плач по сыну и снохе, коих она, видимо, считает умершими для нее.
Основная мысль рассказа: сеющий раздор и вражду не способен к нравственному восприятию и очищению со стороны самых близких людей. Данный рассказ, имея канву семейно-бытовую, относится к нравственно-этическому по постановке проблем.
Объект насмешки здесь - Рабият - она смешна и жалка одновременно: смешна своей нелепой настойчивостью отыскать достойную невестку, жалка тем, что позволяет подвергать себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства, порвав всяческие сношения с родным сыном.
Данный рассказ преследует цель: открыть глаза читателю на соотношение зла и добра и возлагает надежду, таким образом, на замену одних, порочных носителей всего дурного другими, более добродетельными.
Правдиво изображает автор реальную жизнь осиротевшего ребенка Патимы, - жизнь её трудна и сурова. Но это жизнь и обыкновенного «среднего» человека, происходящее в мире Мудунова имеет отношение к подавляющему большинству людей. Бытовые подробности, мелочи повседневности здесь также важны, как раздумья над проблемами человеческого бытия.
В этом мире присутствует и красота, но чаще всего эта красота мимолетная, непрочная, людьми не замечаемая или по их вине гибнущая, красота человеческого поступка или чувства - явление не частое в этом мире. Так без лишних прикрас рисуется поступок Щазы, искренно понявшей и почувствовавшей боль маленьких сирот и как следствие - благодарное чувство Патимы, полюбившей её как мать. И если такой красоте удается пробиться сквозь тяжесть и грубость (в лице Рабият) повседневности, это особенно дорого писателю.
Нередко создается впечатление, что в рассказах А. Мудунова ничего особенного не происходит. В действительности же мы имеем дело с особым характером событийного плана в мире этого писателя. Зачастую это событие невидимое, происходящее в сознании, в душе героя. Человеку что-то открылось в жизни, или стало заметным прежде не замечаемое, или изменилась его точка зрения на что-либо, или то, что ему «казалось» прежде, «оказалось» совсем иным. От этого невидимого события зависят дальнейшие, уже видимые поступки героя, его мироощущение, его отношения с окружающими.
В «Рабият» рассказывается именно о таком событии: это переход героя из одного душевного состояния в противоположное. Предельно простой и четкой выглядит композиция рассказа. Он делится на три части. Вначале - исходное настроение и мировосприятие Патимы. Затем - толчок к перемене, - встреча в доме Патимы, пригласившей в гости Рабият. И как следствие - новое настроение и отношение к миру. В начальной и заключительной частях Мудунов использует сходные синтаксические конструкции «Неплохая женщина Рабият. И язык сладок — железо растопится»(94). Это в начале. «Она (Щаза) не такая, как некоторые, у которых язык сладкий, а зуб кабана. Она помогает тем, кто оказался в беде»(9&). Это в конце. Такая перекличка конца с началом придает ещё большую четкость построению рассказа. За видимой простотой и краткостью повествования разворачиваются глубочайшие горизонты и перспективы осознания бытия.
Военный рассказ
Особую веху в жизни А. Мудунова составляют события Великой Отечественной войны. Участник боев в Крыму, Сталинграде, на Брянщине, А.А. Мудунов награжден орденом Красной звезды и боевыми медалями. «Многие лакские поэты участвовали в Отечественной войне, и в лакской литературе есть немало произведений, посвященных тяжелым годам войны.
Среди них особое место занимают стихи А. Мудунова, большей частью написанные в передышках между боями и сражениями. Мало в них звучной риторики, подделанной «поэтичности», красивых слов, нет в них показного патриотизма. О тяготах войны рассказано скупо, с болью» . О фронте и тыле писателем написаны также рассказы, очерки, повести, поэмы. Тема войны -одна из главных в творчестве А. Мудунова. Наиболее полно и содержательно тема войны раскрыта в сборниках «Честь» («ЯхІ»), изданном на лакском языке в 1983 г. и «Бессмертие», изданном в 1996 г. на русском языке, куда вошли 15 рассказов, объединенных единой тематикой и пафосом (идеей). В него вошли не только произведения, опубликованные в первом сборнике «Честь», но и отдельные рассказы, опубликованные ранее в других сборниках писателя. Разные по характеру, жанровому составу, времени написания, они, вместе с тем, похожи в самом главном - идейном содержании: в своей вере в причастность к судьбе Родины, в своем священном долге защищать ее честь и независимость, в своем безмерном мужестве и самопожертвовании, в готовности к подвигу.
В рассказе с одноименным названием «Ястреб» («Къарчигъай») повествование ведется от первого лица и имеет глубокий смысл . Очевидец фронтовых событий в лице рассказчика-повествователя вступает в повествование после небольшой экспозиции, где скупо, отрывисто дается описание времени и места действия.
Далее рассказчик повествует о том, что полк, оборонявший старинный русский городок Ливны некоторое время находился в бездействии и эта «затянувшаяся тишина» угнетала бойцов, более всего страдал от вынужденного бездействия один из саперов по прозвищу Ястреб. «Гайннаву ляличіинува дакі Къарчигъай ия». Автор подчеркивает, что и Ястреб и все остальные слиты воедино, являются олицетворением народного духа. Помимо того, что для автора является важным показать выступление народа, как главного героя эпохи, события исторической жизни народа должны быть связаны с единым центральным героем или группой героев, которые должны выступить в повествовании не сами по себе, а как символ народной мудрости и народного единства. Именно таким героем является сапер Ястреб. Неслучайной является параллель этого рассказа с повестью К. Воробьева «Убиты под Москвой». Главного героя повести зовут Алексей Ястребов. Подобно автору этого произведения, А. Мудунов смотрит на описываемые события глазами героя. Алексей Ястребов первым открывает огонь по вражеским броневикам, подобно Ястребу из рассказа А. Мудунова, первым ступившем на минное поле. Рассказчик скупо, в сжатом виде сообщает о его внешности: узкое лицо, тонкий, слегка вздернутый нос, «удивительно круглые глаза. Они вечно искали что-то и не находили и от этого будто страдали». «Къарчигъайл хьхьичіачансса кіура бавсса кіюласса мицімай, тамашану ккурккиса яру бия. Гай мудан ссахрив луглай, цирив къаляхълай, кіусса къия духілахіисса кунма чіалан бик1айва»(60). Портрет героя дополняет то, что Ястреб был самым лихим танцором в полку, а также исполнителем частушек собственного сочинения. В описании внешности писатель верен своей манере: дается два-три штриха, но очень важные. Речь писателя внешне суховата, но это описание отличается высоким внутренним лирическим напряжением. Глаза Ястреба выражают внутреннее страдание героя. Все это создает облик человека-труженика, крестьянина, сменившего, волею судеб, орало на меч. Ему бы землю пахать, выращивать урожай, пасти скот, а война проклятая сделала свое дело, оттого-то он страдает. Страдает он и от безделья: скорей бы прогнать фашистов, недоволен он и артиллеристами, которые могли бы все перевернуть у врага верх дном. Ястреб- уроженец тех мест, и ему не терпится поскорей попасть в свое село.
В своем рассказе писатель пытается исследовать нравственные истоки героизма советского солдата. Художественное исследование не оторвано от времени, не абстрагировано от исторической конкретики. Время в рассказе спрессовано и призвано выявить основные моменты повествования. Получен приказ расчистить дорогу разведчикам. Накануне Ястреб, веселый и общительный в минуты затишья, преображается совершенно, сознавая серьезность предстоящей операции:
«Бойцы зашевелились. Смотри теперь на Ястреба, весь из себя. Любивший веселье человек за день даже не пошутил, сходил к артиллеристам, жиром смазал саперные ножницы, чисто побрился, носовой платок постирал и высушил на ветру...». «Боецтал щурун бивкіуна. Ургу ина Къарчичъайх дакі дурив, цува урив. Гаксса тяхъашиву ххирасса инсаннал кьинибархан хъярчвагу къабувна — га цалва иширахун машхул хъуну ия. КІунурду къукъай хіисилу пар-партіи дурну лирхьуна, аьгъушиву цачіарагу дуна, чіаххувсса ттупчитурачіан лавгун, циванъяв гайнналминнуй аъгъу буруна, чіири чартіи бувна, жиплуву карщи шюршуну мурчайн дургьуна...»(63). Используя профессионализмы, автор подчеркивает техническую грамотность солдата, знание каждой детали работы. Использование однородных членов предложения создает впечатление увеличения количества событий, уплотнения сюжетного времени. Здесь имеет место так называемая «имплицирующая деталь, которая отмечает внешнюю характеристику явления, по которой угадывается его глубинный смысл».1 Основное назначение этой детали - создание подтекста, проникновение во внутреннюю сущность явления. Для чего автор использует психологически выверенную деталь: Ястреб чисто бреется перед заданием. Иными словами, здесь основным объектом изображения является внутреннее состояние персонажа. За внешней невозмутимостью скрывается сложность внутренних переживаний.
В небольших, но точных по психологическому рисунку и меткости наблюдениях, писателем переданы черты сурового времени, когда между жизнью и смертью испытывались на прочность человеческие характеры. Моменту наивысшего напряжения в рассказе соответствует этап разминирования первой вражеской мины и в целом, всего вражеского заграждения. В данном случае писатель отступает от принципа беглого описания. Скрупулезно, внимательно выписывается весь процесс работы, время словно останавливается. От того, как Ястреб и его товарищи справятся с заданием, зависит судьба многих людей, целого города.
В сферу художественного исследования в рассказе попадают достаточно необычные конфликтные ситуации, позволяющие в неожиданном ракурсе изобразить внутренний мир героев, добраться до сокровенных слоев человеческой психики. Необычность конфликта заключается в том, что лицом к лицу сталкиваются не конкретные герои, а интересы противников и в глобальном рассмотрении - жизни целых народов. Следует отметить, что в рассказе также отсутствует нравственная дифференциация героев, - одно из проявлений типизации в повествовании.
Социально-бытовая, производственная повесть
Глубокая разработка проблемы жанров прозы дана в трудах М. Бахтина, Д. Лихачева, А. Бочарова, Н. Утехина и др. Основываясь на взглядах теоретиков литературы, представляется правомерным суждение, что формирование и развитие жанров в структуре литературы неразрывно связано с движением творческой индивидуальности писателя, которая проявляется в обращении автора к национальному характеру, национальной самобытности человека, национальной истории, культуры, традиции. Это обуславливает разнообразие жанрово-стилевых поисков писателей в изображении характера человека, его нравственных исканий, расширение границ эстетического познания многогранной действительности.
Динамичный XX век в положение одного из ведущих жанров выдвинул повесть. Основываясь на трудах современных литературоведов, можно прийти к выводу, что повесть является произведением с сюжетом менее сложным, чем роман, но более сложным, чем рассказ. Такое промежуточное «срединное» место повести между рассказом и романом отмечали многие исследователи: В. Синенко, Н. Утехин, В. Кожинов.
Определение повести как жанра дал великий русский критик В.Г. Белинский. В статье «О русской повести и повестях Гоголя» он писал: «Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей». В.Г. Белинский, рассматривая жанровую специфику повести, подчеркивал ее тесную связь с романом, эпическую родовую сущность этих жанров. «Повесть - писал он - распавшийся на тысячи частей роман; глава, вырванная из романа; она «дробит жизнь по мелочам и вырывает листки из великой книги этой жизни». Определяя повесть как жанр Белинский главную ее особенность видит в способности заключать в свои «тесные рамки» частицу многосложной жизни».
Особенности повести, перечисленные В. Белинским, по нашему мнению, остаются главным критерием жанра и для современного его состояния, так как теоретические основы критика получили дальнейшее развитие в работах современных исследователей - А. Бочарова, Н. Утехина, Г. Поспелова, В. Кожинова, В. Синенко, Ю. Суровцева, Арк. Эльяшевича и др.
В современном литературоведении изучение жанра повести ведется по нескольким направлениям. В работах Я. Якименко, А. Бочарова, Ф. Кузнецова обращается внимание на специфику осмысления в повести категорий общественной нравственности, создание социальных типов характеров героев, содержания и развития конфликтов. Время и пространство в качестве основных элементов поэтики повести рассматриваются в трудах известных ученых М. Бахтина, Г. Поспелова, Д. Лихачева, Н. Гея. Повесть не изображает жизнь в целом, во всем многообразии ее связей и отношений. Она особо требовательна в выборе жизненных событий для создания своей модели мира: «действительность увидена в повести в ее отдельных и немногочисленных аспектах, а человеческая жизнь преломляется чаще всего в свете одной частной или психологической проблемы»1. Но в любом случае она стремится выделить наиболее важное, характерное.
Сознательное ограничение в раскрытии разнообразия действительности дает повести возможность более пристально сосредоточиться на явлениях, выбранных ею из жизненного потока. Повесть обладает способностью укрупнять факты, придавать им большую значительность, приближать к читателю. Она ярче и резче воспроизводит отдельные грани событий за счет уменьшения их количества.
Процесс освоения художниками содержания новой жизни в форме эпического жанра повести не был легким и быстрым. Повесть, как и другие жанры, испытывала естественное влияние литературных тенденций и традиций классической литературы. Перед начинающими прозаиками стояла сложнейшая задача - изображение нового героя, строителя нового общества. Они видели свою задачу еще и в том, чтобы показать силы, способные изменить общественные отношения.
Расширение тематики, углубленное изображение событий и характеров наблюдается в дагестанской прозе советского периода. Перед писателями стояла цель создать произведения, которые в художественной форме показали бы новые условия жизни, воодушевили бы народ на строительство нового социалистического общества. Задача писателей заключалась в том, чтобы они в своих произведениях перешли от критики старого общества к оценке того наследия, которое от него осталось: отобрать из него все полезное и отказаться от всего устаревшего; найти и показать ростки нового. Изображение человеческих характеров большого социального значения, выявление типических героев и типических обстоятельств должно было заменить обобщенные символические образы. Дагестанскую литературу пополнили повести: «Обманутая любовь» К. Закуева (1919, опубл. - 1935); «Любовь, возникшая еще в детстве» М. Чаринова (1918, опубл. в 1997), Р. Динмагомаев «Кровь за кровь» 1929), «Джабраил» И.-Х. Курбаналиева (опубл. 1932) «Весна, пришедшая с Севера» (1934) Ю. Гереева; «Кто работает, тот ест» (1934) Э. Ханмагомедова, «Следы крови - 1929» А. Фатахова и мн. др. «Перед дагестанской литературой встала задача утверждения новой жизни, социально активной личности, социальных отношений между людьми. Утверждение же нового немыслимо без отрицания старого, мешающего продвижению вперед. Вот почему на первое место выдвигаются произведения, которые утверждают новое «не в лоб», а через отрицание и развенчание отжившего».
Предвоенное десятилетие, вошедшее в историю развития нашего общества как эпоха коренных изменений, грандиозных преобразований, внесло свой значительный вклад в развитие дагестанской литературы, в том числе и лакской. В те годы были написаны повести лакских писателей Алила Амаева «В колхозе» о первых шагах колхоза, сомнениях колхозников в возможности плодотворной коллективной работы, формировании человека с новым мышлением, строителя нового общества. Повесть Юсупа Хаппалаева «Шаги жизни» повествовала о трудной жизни в дореволюционном ауле. В ней противопоставляется беднота богачам, раскрываются истоки классовой борьбы в горах.