Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. Челтыгмашева Лариса Викторовна

Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг.
<
Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Челтыгмашева Лариса Викторовна. Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Челтыгмашева Лариса Викторовна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Абакан, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/251

Введение к работе

На рубеже ХХ и XXI вв. с учетом изменившегося общественно-эстетического сознания в результате смещения идеологических и духовных ориентиров возрос интерес к национальным истокам литературы. Актуальным становится исследование сложных закономерностей функционирования фольклора в литературе, определение динамики этого процесса, изучение конкретных способов использования фольклорного материала в творчестве писателей. При этом работы по истории поэтики хакасской прозы о роли и значении традиций фольклора в формировании идейно-эстетической структуры произведений связаны в основном с решением отдельных литературоведческих проблем: М.А. Унгвицкая, П.А. Трояков, У.Н. Кирбижекова, А.Г. Кызласова, Р.Т. Сакова, В.А. Карамашева влияние фольклора на литературу, творческое использование народно-поэтических традиций рассматривали в связи с изучением родо-жанровых проблем, тематических аспектов прозы и творческого опыта конкретного писателя конкретного периода. Для более полного отражения связи фольклора с литературным творчеством необходимо осмысление литературного процесса как целостного единства идейно-художественных принципов писателей и их авторской индивидуальности при освоении фольклорного наследия народа. Однако в хакасском литературоведении пока нет специального исследования, посвященного изучению этнопоэтического своеобразия хакасской прозы, оценки потенциальных возможностей фольклорных элементов в ней.

В настоящей диссертации впервые предпринимается попытка исследования художественного творчества прозаиков 1930-1990-х гг. Г. Кучендаева, М. Кокова, Г. Топанова, И. Костякова, М. Турана, К. Нербышева, В. Татаровой в контексте освоения и трансформации мифологических, сказочных и эпических мотивов, образов и отдельных элементов фольклорной формы, не рассматривая при этом литературно-художественного становления писателя. Кроме того, в нашем диссертационном исследовании не рассматриваются вопросы жанровой специфики в освоении фольклора рассказом, повестью и романом, что может стать предметом другого самостоятельного исследования, наша цель и задача – изучение проблем освоения фольклорных элементов писателями-прозаиками, придающих хакасской прозе ее этнопоэтическое своеобразие.

Таким образом, недостаточная разработанность места и роли фольклора в эволюционном процессе становления хакасской прозы, необходимость углубления и расширения проблем исследования этнопоэтического своеобразия прозы 1930-1990-х гг. обоснованно определяют актуальность темы данного диссертационного исследования.

Материал исследования: прозаические произведения хакасских писателей 1930-1990-х гг. – повесть «Жизнь Майора» (1932) Г. Кучендаева, повесть «Айдо» (1934) и рассказ «Верша» (1935) В. Кобякова, повесть «Радостная встреча» (1940) М. Кокова, роман «В далеком аале» (1960) Н. Доможакова, роман «Шелковый пояс» (1966) И. Костякова, повесть «Орел» (1970) Г. Топанова, повесть «Ветвистый тополь» (1981) Митхаса Турана (А. Черпакова), роман «У синих утесов» (1983) К. Нербышева, повесть «Крик турпана» (1991) В. Татаровой. Тексты произведений данных писателей использовались на языке оригинала (хакасском). Дословные переводы для аналитической работы сделаны автором диссертации – Л. Челтыгмашевой.

Объект исследования: хакасская проза ХХ века.

Предмет исследования: этнопоэтическое своеобразие прозаических произведений Г. Кучендаева, М. Кокова, В. Кобякова, Н. Доможакова, Г. Топанова, М. Турана (А. Черпакова), К. Нербышева, В. Татаровой.

Цель работы – исследовать мифопоэтические традиции, фольклорную этику и эстетику, бытовые реалии и их роль в формировании идейно-художественной структуры хакасской прозы 30-90-х гг. ХХ в.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

определить особенности трансформации сказочного в прозе 1930-1940-х гг.;

обосновать этнопоэтическое своеобразие в освоении фольклора Н. Доможаковым – первым хакасским романистом;

определить роль народных эпических традиций в создании образа человека войны в произведениях 1960-х гг.;

выявить своеобразие фольклорно-мифологических образов прозы 1970-1990-х гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые комплексно изучается роль народно-поэтических традиций в формировании идейно-художественной структуры хакасской прозы ХХ в. Впервые исследуется этнопоэтическое своеобразие прозаических произведений Г. Кучендаева, М. Кокова, Г. Топанова, И. Костякова, М. Турана, К. Нербышева, В. Татаровой.

Методологическая и теоретическая основа: труды известных отечественных ученых А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец и др. В диссертации отражен опыт таких литературоведов, как Н.С. Надьярных, А.В. Пошатаевой, У.Б. Далгат, В.Т. Петрова, А.Б. Соктоева, С.Ж. Балданова, С.И. Гармаевой, М.А. Хадаханэ, З.Б. Самдан, Р.А. Палкиной, Н.М. Киндиковой и др. При исследовании проблем фольклорной поэтики хакасской прозы ХХ в. неоценимую помощь оказали работы хакасских филологов М.А. Унгвицкой, В.Е. Майногашевой, П.А. Троякова, Р.Т. Саковой, У.Н. Кирбижековой, А.Л. Кошелевой, В.А. Карамашевой, Н.С. Майнагашевой и др.

Методы исследования: описательный, герменевтический, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что изучение роли фольклора в становлении хакасской прозы ХХ в. открывает возможность для дальнейших функционально-типологических исследований в области словесного творчества. Материалы и результаты работы могут быть использованы как при изучении истории и теории национальной литературы, так и при составлении программ, учебно-методических пособий по фольклору и литературе для вузов и общеобразовательных школ. Отдельные положения по проблемам взаимодействия фольклора и литературы, представленные в диссертации, могут найти применение при разработке спецкурсов по хакасскому фольклору и хакасской литературе на гуманитарных факультетах национальных вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Художественный мир прозы, проблематика и структура образов хакасской прозы 30-90-х гг. ХХ в. обогащается эпическим видением в создании характерологии и поэтической образности.

  2. Взаимодействие традиций фольклора и литературы в 1930-1940-е гг. рассматривается как прямолинейно-механическое соединение двух эстетических систем - фольклорной и литературной, в дальнейшем фольклорные традиции, все больше трансформируясь, становятся органической частью художественной системы хакасской прозы.

  3. Эстетика фольклора является актуальной в решении проблемы сюжетостроения, создания образа социально активной личности, образа человека войны. В основе художественной концепции личности реализуется идея нравственных и этических традиций народа.

  4. Фольклорно-мифологические, анималистические, природно-космические образы (алып-богатырь, конь, священная птица, Хозяин горы, Хозяин реки, Богиня Огня (От инезi), Богиня плодородия и материнства (Ымай), огонь, земля, вода, небо, солнце, степь, дерево, гора и т.д.), мотивы пути, испытаний и др. становятся органической составляющей идейно-эстетической структуры произведений хакасской прозы.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова. Основные положения исследования изложены в 14 статьях, докладах на научно-методических семинарах кафедры литературы Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова и сектора литературы Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, в сборниках материалов международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертации на Этнопоэтическое своеобразие хакасской прозы 1930-1990-х гг.