Введение к работе
Актуальность исследования. Художественное решение нравственно-этических проблем в национальной литературе остается одной из самых злободневных в литературоведении. Новаторство нашего диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа нравственно-этических проблем в современной кабардинской повести на материале произведений Л. Абазовой, Т. Адыгова, Х. Кауфова, А. Кушхаунова, Б. Мазихова, С. Хахова, М. Хакуашевой, К. Эльгара и других.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что рассмотренный аспект литературного творчества способствует определению идеалов и ценностей современности, выявлению уровня художественности отдельно взятого этноса. Современная кабардинская повесть не только поднимает важные жизненные проблемы, но прежде всего останавливает свое внимание на решении моральных, нравственно-этических вопросов современной личности, семьи и общества.
Поиски цельной личности, вооруженной нравственным опытом прошлого и современности – таков смысл большинства произведений нашего времени. Они все отмечены углубленной публицистической заостренностью, философской насыщенностью и этим самым сопричастны со своим временем. Призванная отражать красоту человеческой души, лирическая повесть не может не принять во внимание особенности эпохи. В авторском видении мира очень важно то, насколько личное, ставшее непосредственной натурой художника, отражает общее, социальное, насколько глубоко духовный мир художника вбирает черты действительности. Все повести современного периода, при всей разительной несхожести жизненного материала, тем не менее связаны между собой неуловимыми нитями и, в первую очередь, характером постановки в них нравственно-философских проблем. При ближайшем рассмотрении вопросы, поставленные в произведениях данного этапа, оказываются вместе с тем и глубоко социальными, актуальными вопросами действительности, нервом жизни сегодняшнего дня.
Проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, духовного и этического, нравственности и политики – основные в мировой литературе ХХ века и в русской прозе 1980-2000-х годов – приобретают особую актуальность и дают импульс развитию современной национальной прозы. Однако в кабардинской литературе наблюдаются специфические процессы и явления. Несмотря на то, что искусство конца ХХ века характеризуется хаотичным смешением стилей, жанров и форм, в литературном процессе Северного Кавказа сохраняются определенные закономерности, генетические и типологические связи, находящиеся, однако, в состоянии обновления и изменения.
В кабардинской литературе повесть занимает особое место, так как в отличие от романа с его стремлением синтезировать время, вписав в него человека, повесть «сосредоточивается на современности» (Ю. Тхагазитов). Основой первых кабардинских повестей послужили: фольклор (нартский эпос, обрядовая поэзия, архетип и миф, мифопоэтика) и русская классическая литература (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Горький). В произведениях данного периода находит отражение целостная национальная картина мира (особое философское мировосприятие кабардинцев, менталитет).
Северокавказские литературоведы, изучая творческое наследие тех или иных писателей, как правило, затрагивают проблему изображения внутреннего мира человека, но осмысление художником нравственно-этических категорий, последовательность приемов, выявляющая типические и характерологические качества личности, не становились предметом специального исследования. Основной акцент в работе ставится на художественном познании внутреннего мира, эмоциональной и интеллектуальной сферы личности в ее обусловленности явлениями окружающей действительности.
В конце 1980-х – 2007 г. лирическая проза окончательно оформляется как особый вид в северокавказской литературе. Во многих произведениях мы находим философское осмысление пережитого и происходящего. Вся проза данного периода исследует человека с его бытовыми, социально-экономическими и нравственными проблемами. Современные авторы посвящают свои произведения морально-этическим поискам, памяти детства, проблемам личных взаимоотношений. Необходимость разноаспектного рассмотрения темы и научного исследования современного видения решения нравственно-этических проблем определяют актуальность нашего исследования.
Цель диссертационного исследования – выявить специфику художественного решения нравственно-этических проблем в современной кабардинской повести (на материале произведений Л. Абазовой, Т. Адыгова, Б. Журтова, Х Кауфова, А. Кушхаунова, М. Хакуашевой и др.).
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость решения следующих задач:
определить национально-этические истоки понятия «нравственность»;
исследовать проблематику и поэтику современной кабардинской повести;
изучить жанр повести с точки зрения стилевых особенностей;
исследовать проблемы нравственности в повести и специфику ее художественного решения;
установить связь жанра повести в кабардинской литературе с адыгским менталитетом;
выявить специфику соотношений понятий «человек», «труд», «нравственность», «общество» в повестях Х. Хавпачева, Т. Адыгова, П. Мисакова и др.
исследовать специфику проблем нравственности в современной лирической повести.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка монографического исследования современной лирической повести в кабардинской литературе как жанровой разновидности, следующей своей внутренней природе, обладающей определенными закономерностями, но неразрывно связанной с эволюцией всего литературного процесса, с теми идейно-эстетическими и нравственно-этическими устремлениями, которые проявились в нем. Моральные устои человека призваны были представлять нравственные силы общества, в котором он живет, поскольку ценностные ориентиры человека во многом детерминированы социальными обстоятельствами. Проза 1980 – 2000 гг. представляет собой анализ социальных, нравственных, философских проблем бытия и человека. Современный мир и человек в нем – именно здесь мы находим основной конфликт современности.
Для решения обозначенной проблемы привлечен значительный литературный материал. Произведения, избранные нами для анализа, в основном принадлежат перу уже сложившихся мастеров слова, имеющих заслуженное признание и внесших значительный вклад в развитие национальной литературы. Именно авторы, отражающие в своих произведениях менталитет своего народа, способствуют формированию оценочных критериев в решении актуальных, насущных вопросов и проблем. Нами впервые вводятся в научный оборот для создания наиболее полной картины писательского видения современной жизни и произведения молодых, начинающих прозаиков, интересные своим, иногда оригинальным взглядом на суть вещей.
Объектом исследования является нравственно-этическая категория современной кабардинской повести. В качестве предмета изучения выбраны повести Л. Абазовой, Т. Адыгова, Л. Бозиева, С. Жилетежева, Б. Журтова, Б. Карданова, М. Кармокова, Х. Кауфова,
Л. Кибишевой, А. Кушхаунова, Б. Мазихова, С. Мафедзева, П. Мисакова, А. Налоева, Х. Хавпачева, М. Хакуашевой, С. Хахова, Ад. Шогенцукова, К. Эльгарова.
В своей работе мы попытались проанализировать произведения всех современных кабардинских писателей. Отбор произведений обусловлен также и хронологической принадлежностью к определенному периоду развития жанра повести.
Степень научной разработанности темы. Жанр повести в кабардинской литературе в достаточной мере изучен в работах Л. Бекизовой («От богатырского эпоса к роману» – Черкесск, 1974; «Черкесская советская литература» – Ставрополь, 1964), У. Далгат («Литература и фольклор. Теоретические аспекты» – Москва, 1966), А. Мусукаевой («Поиски и свершения» – Нальчик, 1978), У. Панеш («Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» – Майкоп, 1990), А. Схаляхо («Ступени развития» – Майкоп, 1974), А. Теппеева («Балкарская проза» – Нальчик, 1991), З. Толгурова («В контексте духовной общности» – Нальчик,1991), В. Тугова («Очерки истории абхазской литературы» – Черкесск, 1970), Ю. Тхагазитова («Адыгский роман», Нальчик, 1987),
Ф. Урусбиевой («Путь к жанру» – Нальчик, 1972), К. Шаззо («Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» – Тбилиси, 1978) и других.
Значительную помощь в решении нашей научной концепции оказали труды Л. Бекизовой. Особенно важной является точка зрения исследователя относительно генезиса жанра повести в адыгской литературе. Работы Ю. Тхагазитова дополняют и углубляют наши представления об эволюции художественного сознания адыгов, о национальных особенностях, присущих кабардинской литературе.
В книге А.Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978) рассматриваются основные вопросы формирования и развития кабардинской художественной прозы. Автор подробно прослеживает связи кабардинской прозы с фольклором, с русской литературой, анализирует движение жанровых форм кабардинской литературы. Особое место в исследовании уделяется вопросам художественного мастерства писателей.
В монографии У. Панеш «Типологические связи и формы художественного единства адыгских литератур» (1990) немаловажное место отводится адыгской прозе. Автор акцентирует свое внимание на «самоценном значении личности». Эта новая струя в отечественном искусстве и является, по мнению автора, причиной распространения субъективно-повествовательных форм.
При определении понятия «нравственный мир художественного произведения» мы опирались на труды российского литературоведения. Из изученных нами работ Г. Белой, Л. Гинзбург, Д. Лихачева, Г.И. Ломидзе, Ф. Кузнецова признается наиболее соответствующей нашим взглядам работа Г. Белой «Художественный мир современной прозы», в частности, ее статья «Нравственный мир художественного произведения» (1983), которая, по нашему мнению, дает наиболее полное представление об особенностях изучения проблем нравственно-этического характера в современной прозе. Указанные труды послужили важным подспорьем в наших собственных научных изысканиях.
Очевиден подъем современной науки о литературе в Кабардино-Балкарии: в последнее время появляется все больше теоретических исследований литературоведов республики и диссертационных работ молодых ученых. Но обозначенная тема не освещалась ни в одной из них. Данное диссертационное исследование является первой попыткой монографического исследования темы нравственности в современной кабардинской повести.
Методологической основой исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной картины мира кабардинской повести, на ее рассмотрение в контексте развития северокавказской литературы и всего литературного процесса России. Исследуя закономерности развития жанра повести, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших закономерности развития современного литературного процесса: вопросы поэтики стилей и жанров, особенностей проблематики и т. д.
Базисными для нашего исследования стали работы по проблемам становления жанра повести таких ученых, как Г.П. Абрамович, М.М. Бахтин, В.Г. Белинский, Л. Гинзбург, Д.В. Затонский, Е.М. Мелетинский, А.И. Кузьмин, Д.С. Лихачев, Г.И. Ломидзе, Г.Н. Поспелов, Н.П. Утехин и другие, а также труды историков литературы народов Северного Кавказа: С.Д. Абитовой, А.Ч. Абазова, Л.А. Бекизовой, А.Х. Мусукаевой, У.М. Панеш, А.А. Схаляхо, З.Х. Толгурова, А.Х. Хакуашева, Х.Х. Хапсирокова, Р.Х. Хашхожевой, Р.Я. Фидаровой,
Г.И. Чамокова, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой и др.
Помимо монографических трудов значительный материал по проблемам литературного процесса конца ХХ века представлен в периодических изданиях последнего десятилетия (журналы «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «Октябрь», «Литературная Кабардино-Балкария» и др.).
Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке одной из самых актуальных проблем современного литературоведения – художественного решения нравственно-этических проблем в современной прозе, в частности, кабардинской, – а также в возможности комплексного изучения литератур Кабардино-Балкарии для создания целостной картины современного литературного процесса республики, выявления общих закономерностей и специфических черт. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению проблем нравственности в национальных республиках, а также внести определенную лепту в создание истории кабардинской литературы.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, во время изучения дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс и на исследование творчества его представителей, в данном случае – творчества кабардинских прозаиков.
Материал, собранный и систематизированный в работе, может войти в учебную дисциплину «Литература народов РФ», а также стать составной частью программ специальных курсов по проблемам литератур народов Кабардино-Балкарии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «Перспектива-2006. Всеросийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет – Нальчик, 2006), «Перспектива-2007. Международный конгресс студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет – Нальчик, 2007), «Наука и устойчивое развитие» (I форум молодых ученых Юга России и 1 всероссийская конференция молодых ученых – Нальчик, 2007), «Перспектива-2008. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет – Нальчик, 2008). А также отражены в 6 научных статьях.
Диссертационное исследование обсуждено на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (сентябрь, 2008 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, октябрь, 2008).
Структура диссертации определена содержанием, целью и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.