Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные тенденции современной литературной Ленинианы 35
Глава II. Документы и вымысел 125
Заключение 178
Библиография
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма 189
2. Документы центральных органов КПСС и Советского правительства 192
3. Материалы конференций", симпозиумов 193
4. Специальная литература
а. Книги 195
б. Статьи 203
5. Авторефераты 212
6. Художественная литература
Введение к работе
Марксистско-ленинское учение всегда рассматривало литературу как могучее средство познания и преобразования жизни, как одно из важнейших средств воспитания народа в духе коммунизма.
На всех этапах развития социалистического общества Коммунистическая партия уделяла пристальное внимание вопросам литературы и искусства, направляла их становление и развитие в интересах советского народа, нашего государства. Осуществляя эту задачу, КПСС придает огромное значение повышению идейно-художественного уровня создаваемых произведений.
Постоянная и неустанная работа партии способствовала достижению выдающихся успехов советской литературой, глубокому постижению советскими писателями сложных процессов развития общества.
Если мы рассмотрим те проблемы, которые поднимают сегодня в своем творчестве советские писатели, то нам откроются важнейшие моменты истории, сложные явления современной жизни, самые различные конфликты: экономические, социальные, философские.
" В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы отмечалось на ХХУІ съезде КПСС- Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства".
Во всей многогранности современного литературного процесса особое место по праву принадлежит литературно-художественной Лениниане.
Основные тенденции современной литературной Ленинианы
Пожалуй, все основные этапы жизни и деятельности В.И.Ленина отражены в произведениях советской современной прозы. М.Шагинян в романе-хронике "Семья Ульяновых" воссоздает семейные отношения Ульяновых. Первому этапу революционной деятельности В.И.Ленина.посвящены романы А.Коптело-ва "Большой зачин" и "Возгорится пламя", повести М.Прилежаевой "Удивительный год" и "Три недели покоя". Об "искровском" периоде повествует роман А.Коптелова "Точка опоры". "Сквозь ледяную мглу" З.Воскресенской - повествование о Ленине в годы первой-русской революции. Эту же тему, а также пребывание В.И.Ленина в эмиграции раскрывает эпопея М.Соколова "Искры". Долгим годам, проведенным Лениным в эмиграции, посвящена "Маленькая железная дверь в стене" В.Катаева, большая часть "Четырех уроков у Ленина" М.Шагинян. Вождь Октябрьской социалистической революции -таким предстает Ленин в повести Э.Казакевича "Синяя тетрадь". В трудные первые годы Советской власти показан В.И.Ленин в произведениях С.Дангулова "Тропа" и "Дипломаты", в романах Г.Марягина "Стратег и зодчий" и «Ьда.Еремена "Перед прыжком" И Т.Д.
Для лучших произведений о В.И.Ленине характерна ярко выраженная авторская индивидуальность. Мы не спутаем книги А.Коптелова с книгами М.Шагинян или С.Дангулова. И дело не в том, что большинство писателей берут различные периоды жизни и деятельности В.И.Ленина. Их книги отличает свой взгляд на Ленина, свое понимание Ленинского образа, выраженное своими художественными средствами. Вместе с тем, рассматривая, эти книги, мы не можем сказать, что кто-либо из авторов ставил перед собой ограниченную задачу: показать одну черту ленинского характера, вывести в своем произведении Ленина - философа или Ленина - практика, Ленина - человека или Ленина - борца.
Показать В.И.Ленина во всей многогранности его необычайно разносторонней деятельносги - задача -чрезвычайно сложная, пожалуй невозможная для одного автора. При всей общности идейного подхода к ленинской теме авторы создают художественно различные портреты В.И.Ленина. В традициях очерка М.Горького: отразить величие Ленина через малое, выявить главные черты характера на основе частных фактов написана повесть Эм.Казакевича "Синяя тетрадь".
Мы обращаемся к этому произведению потому, что оно явилось в определенной степени рубежным для литературно-художественной Ленинианы 60-х - 70-х годов.
Избрав эпизод пребывания В.И.Ленина в подполье после разгрома июльской демонстрации, писатель тем самым ограничил время и место действия. Камерность эпизода позволила сосредоточить внимание целиком на образе Ленина, дала возможность приблизиться к пониманию ленинской мысли.
В основу ленинских размышлений, монологов писатель взял ленинские статьи и выступления, относящиеся к лету 1917 г., книгу В.И.Ленина "Государство и революция". Почти избегая прямого цитирования, Казакевич приближает речь В.И.Ленина к разговорной интонации, сохраняя ее экспрессию, насыщенность. Стремясь показать в своей повести Ленина -человека, определяя это главным авторским замыслом, писатель понимал, что в данном случае человек более чем когда-либо в истории неотделим от теоретика, вождя, революционера. "Только в процессе деятельности познается человек. Мысль -тоже деятельность: переживания, сомнения и преодоление их т тоже деятельность."
"Ленин в повести не произносит никаких речей, мы не узнаем из нее и содержания того, о чем он писал в июле и августе 1917 года", - утверждает Л.ісак.
Действительно, на страницах повести мы не встретим прямого цитированиякниги "Государство и революция". Но суть, главные идеи раскрыты в беседах Владимира Ильича с соратниками, в спорах с Зиновьевым.
Сопоставляя ленинские работы и высказывания В.И.Ленина в "Синей тетради", мы видим, как благодаря авторской интерпретации ленинских слов рождается органичный, психологический портрет.
Из речи В.И.Ленина в повести: "Это будет государство, где нет места высокооплачиваемым чиновникам, где все чиновники будут выборны и сменяемы в любое время, где функция учета и контроля будет выполнять большинство населения; а так как вооруженные рабочие не сентиментальные ин-теллигентики и шутить с собой едва ли позволят, то уклонение от всенародного учета и контроля станет редчайшим исключением, а соблюдение правил человеческого общежития станет привычкой..."
Из книги В.И.Ленина "Государство и революция": "Учет и контроль - вот главное, что требуется для "налаживания", для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества...
Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капитал листами (превращенными теперь в служащих) и за господами ин-теллигентиками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, "некуда будет деться .
Смятение, колебание, сомнения Зиновьева наводят Ленина на грустные мысли о возможном близком разрыве с
Зиновьевым. "Ленин прислушивался к дыханию Зиновьева и с внезапной безмерной горечью подумал: "Неужели предстоит и такое? Как там сказано? "Не успеет трижды пропеть петух..." . Мы знаем о предательстве Камнева и Зиновьева, выдавших решение ЦК о вооруженном восстании, но мысль Ленина о возможной измене Зиновьева возникает как следствие разноглаоий, она закономерна.
Документы и вымысел
Каждый этап развития нашего советского общества ставит перед литературой свои определенные задачи. Поэтому вполне естественно, что, обращаясь к историческому материалу, художник переосмысливает его с позиций сегодняшнего дня, исходит из требований настоящего момента. Создавая подлинно художественное произведение на историческую тему, писатель не может отказаться от тех проблем, которые выдвигает время.
Прикоснуться, к прошлому, понять его, донести до читателя события далекой эпохи не простой иллюстрацией, а живой картиной, найти в минувшем идеи близкие нам и раскрыть их созвучно нашим помыслам и стремлениям - задача сложнейшая и вместе с тем увлекательная и благородная. И когда это удается автору, то его книги становятся событием в литературе, в жизни страны.
Чем дальше уходит от нас прошлое, тем сильнее растет интерес к произведениям на историческую тему. Особую популярность приобретают выпускаемые книги из серии "Лжзнь замечательных людей", "Пламенные революционеры" (Молодая гвардия), "Борцы за великое дело" (Московский рабочий) и др.
Говоря о художественных произведениях на историческую тему мы не можем пройти мимо того, что тиражи этих книг достигают 100-200 тыс.экземпляров, и распродаются в те чение нескольких часов. Следовательно, они становятся подлинно народным чтением. А в этом случае трудно переоценить влияние историко-художественной прозы на духовную жизнь нашего общества. Такие произведения являются одним из важнейших средств коммунистического воспитания, что в свою очередь выдвигает весьма высокие требования перед писателем, работающим над этой темой.
По неполным данным в Советском Союзе издансролее восьми тысяч произведений о В.И.Ленине. Многие из них вошли в золотой фонд нашей литературы.
Значительный рост прозаической Ленннианы, особенно в 50-е - 70-е годы, позволяет сегодня отметить высокие достижения современных писателей, но вместе с тем, как уже отмечалось в I главе, еще нередки появления слабеньких "однодневок". 0 причинах их появления хорошо сказал М.Алексеев: "... Поденщику недостает времени, чтобы тщательно проверить исторические факты и документы: он быстро состряпает повесть или роман, очерк и сломя голову мчится в издательство, чтобы оказаться там минутою раньше своих со т братьев.
Произведения о революционном прошлом нашей страны, о первых годах Советской власти, в основу которых легли точные факты жизни и деятельности В.И.Ленина, должны быть не только яркими в эстетическом плане, но и отражать историческую реальность правдиво и точно. Но, если взятый факт не подкреплен каким-либо значительным документом, подробным воспоминанием? Вправе ли художник "домыслить" его, дополнить силой своего писательского воображения?
Аф.Коптелова нередко спрашивают: "Скажите, как вы пишете - по истории или "из головы"? Писатель обычно отвечает: "И по истории и "из головы"1. Такой ответ вполне закономерен w.Мы уже видели, что в основу своих произведений Аф. Коптелов кладет реальные факты биографии В.Й.Ленина, ясно понимая, что любые отклонения от исторической реальности непозволительны. В тоже время немало в его книгах и вымысла.
К сожалению, история не зафиксировала, не сохранила до наших дней каждую минуту, прожитую В.И.Лениным, каждое ленинское слово. Что же делать художнику? Согласиться с утверждением Б.Агалова о том, что писатель не имеет права изображать душевную жизнь Ленина, поскольку "это также безвкус-но, как фантазировать его жесты или его внешность?" Но, на наш взгляд, это чисто субъективный подход к работе над ленинским образом. Он не только отрицает право художника на вымысел, но искусственно ограничивает рамки произведения, сковывая писательскую фантазию, являющуюся одним из ведущих начал эстетических достоинств произведения. Безусловно, домысливать и придумывать можно, по-разному.
В предыдущей главе нами была предпринята попытка определить основные направления современной литературной Ле-нинианы. для каждого из них документ является отправной точной художественного осмысления образа, но вместе с тем сам принцип использования документа находится в прямой зависимости от авторской концепции. Попробуем убедиться в этом на примере ряда произведений.
Обратимся для начала к повести Э.Казакевича иняя тетрадь". Нам хотелось бы отметить одно, на наш взгляд, весьма важное достоинство повести, которое как-то уходит из поля зрения исследователей творчества Э.Казакевича. "Синяя тетрадь" явилась первой и в настоящее время чуть ли не единственной попыткойгюк-во?ъ корни оппортунизма и борьбу В.И.Ленина с оппортунизмом.