Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящем исследовании большое значение имеет ракурс рассмотрения северокавказской прозы XX столетия исследование категорий времени и конфликта, национального характера, а также особенностей развития бессюжетной прозы национальных литератур При этом считаем необходимым отметить, что признание типологического родства ведущих тенденций движения прозы народов одного региона к высотам реализма не привело и не приводит к нивелировке творческих индивидуальностей и стиранию национальной самобытности северокавказских литератур
Национальные литературы Северного Кавказа - это пестрый конгломерат языков, скопление талантов, сближение и расхождение творческих поисков, направлений, стилей Еще в XIX веке творческий симбиоз литератур Северного Кавказа был наречен «цветущей сложностью» Если попытаться выстроить типологию разноязычного регионального творческого единства, то образуется следующий ряд литературы аварцев, абазинцев, адыгейцев, балкар, кабардинцев, чер-кессов, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, табасаранцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, осетин, ногайцев, татов.
На Северном Кавказе, наряду с национальными литературами автохтонного населения, развивается также и русская литература Творческое созвездие северокавказских литератур характеризуется разнообразием форм и жанров, богатством и самобытностью арсенала художественной выразительности
Современную палитру многоязычной литературы региона украшает зрелая проза, представленная такими сложными жанровыми образованиями, как роман, дилогия, трилогия, которые способствуют художественному осмыслению исторических судеб народов и многомерному отображению социокультурных процессов, происходящих на современном этапе, и нравственных коллизий, их сопровождающих
Постижение эпических форм прозы стало результатом беспрецедентного пути социально-культурного перерождения малочисленных народностей многонациональной, многоконфессиональной страны Огромное историческое значение имело последовательное воплощение в жизнь программы ликвидации фактического неравенства, вы-
равнивание уровней экономического, социально-политического и культурного развития народов СССР. Сложные задачи предстояло решить и в области художественной культуры этих народов, где существовали значительные различия уровней, стадий и темпов развития, что в свою очередь обусловливало асинхронность их вступления в многонациональный литературный процесс.
Уточнение представлений о содержании процесса развития северокавказских национальных литератур после Октября имеет важное значение для уяснения закономерностей, действовавших и на последующих этапах развития советской литературы В условиях неопределенности представлений неудивительно, что полемика по этим проблемам продолжалась на протяжении ряда десятилетий XX столетия (30-80-е годы)
Особенно сложно было прийти к единому мнению в отношении того, как формировалось идейно-эстетическое единство многонациональной советской литературы и какую роль в этом процессе сыграл социалистический реализм, ставший основным творческим методом советской литературы
Поэтому своеобразие и актуальность настоящего исследования в том, что в данной работе разноязычные литературы Северного Кавказа, очень сложного в этнолингвистическом отношении региона, впервые рассматриваются как единая концептуально-эстетическая система на монографическом уровне
Вместе с тем в диссертации прослеживается мысль о том, что процессы творческого соприкосновения, взаимодействия литератур Северного Кавказа, как между собой, так и с иными художественными мирами — мирами русской и восточной литературы - не умаляют их генеалогической самобытности, не лишают эти литературы «лица необщего выраженья» (В Белинский)
Объектом исследования явились произведения северокавказской прозы «Дорога к счастью», «Состязание с мечтой» Т Керашева, «Род Шогемоковых» X. Теунова, «Горцы» А Шортанова, «Вершины не спят» А Кешокова, «Мюрид революции» М Мамакаева, «Волчьи ночи», «На второй день, утром» С Чахкиева, «Воля» А Теппеева, «Сто первый перевал» И Машбаша, «Очаг» С Капаева, «Поэт» Э Капиева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Я горжусь» А Аджаматова (Ат-кая), «Мой Дагестан» Р Гамзатова, «Комок земли ветер не унесет»
Ф Алиевой, «Три солнца», «В полдневный жар» М.-С Яхьяева, «На берегах Зеленчука» X Абукова, «Медовые скалы», «Снежные люди», «Чрезвычайный комиссар», «Исповедь на рассвете»» А Абу-Бакара, «Дикарка», «Отец пророка» М -Р Расулова (Магомед-Расула), «Улица во всю длину», «Двери открыты настежь» А. Евтыха, «Кто убил человека из рая» И Казиева, «И Судный день впереди» К Абукова, «Месть», «Корни держат дерево», «Раненые скалы» М. Магомедова, «Махач» Ибр Керимова и др, по своей историко-социальной масштабности и художественному совершенству подтверждающие наступление долгожданной зрелости, увенчанной эпическим мышлением
Степень разработанности темы В ходе предварительного осмысления темы и проблематики настоящего исследования мы исходили из того обстоятельства, что до настоящего времени не было написано целостного труда, посвященного генезису, динамике развития и научному осмыслению достижений северокавказской прозы к исходу XX — началу XXI века. Даже в шеститомном издании «История советской многонациональной литературы» прошлое и настоящее национальных литератур народов Северного Кавказа представлены раздельно - без вводной обобщающей статьи
Достижения национальных литератур региона фиксировались в докладах и сообщениях, посвященных «небывалому расцвету» литератур, называвшихся тогда «младописьменными», а диссертационные работы и изданные в 60-70 годы минувшего века «Очерки развития национальных литератур», осветившие пути формирования и становления национальных литератур Северного Кавказа, также страдали обзорно-декларативным характером. Так, в трудах Г. Мусахановой, Ф. Абакаровой, С Алиевой, А Ардасенова, Л. Бекизовой, Л Каше-жевой, А Караевой, Е Машитловой, X Туркаева, О Мальсагова, Н Мурзаева и др анализ творческого процесса нередко подменяется перечислением литературных фактов, описанием событий или составлением библиографических справок «История дагестанской советской литературы» в 2-х томах (1967), созданная коллективными усилиями большой группы ученых, на наш взгляд, не избавлена от недостатков, главные из которых - неполнота творческой панорамы, фактографически-описательное освещение процесса развития национальных литератур, отсутствие плодотворной концепции зарождения и становления национальных советских литератур
Проблемы генезиса и динамики развития национальной прозы Северного Кавказа частично освещены в монографиях «Дорога в современность» С Алиева (Махачкала, 1977), «От богатырского эпоса к роману» Л. Бекизовой (Черкесск, 1974), «Этюды о литературах Дагестана» К Султанова (Москва, 1978), «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей» X Туркаева (Грозный, 1978), «На путях развития дагестанской прозы» С Ахмедова (Махачкала, 1978), «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» К Шаззо (Тбилиси, 1978), «Литература правды жизни» А Абдуллатипова (Махачкала, 1984), «Диалог времен» 3 Акавова (Махачкала, 1996), «Духовная литература аварцев» С Хайбуллаева (Махачкала, 1998), «Русскоязычная литература Дагестана Проблемы национального и интернационального взаимодействия» Ш Мазанае-ва (Махачкала, 1998), «Поиск продолжается» А Вагидова (Махачкала, 2000), «Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе» Р Ахмедовой (Махачкала, 2002), «Кумыкская проза начала XX в » М Гусейнова (Махачкала, 2003), «Дагестанская проза второй половины XX века» А Вагидова (Махачкала, 2005) и др
В монографии «В контексте духовной общности Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа» 3 Толгурова (Нальчик, 1991) содержится раздел «Роль традиций в расширении содержательно-структурных категорий повествовательных жанров Принцип историзма и современный роман Северного Кавказа», в котором осмысляются некоторые аспекты современного литературоведения, личность-социум, герой и конфликт, политическое как эстетическое и тд В монографии «Художественная проза народов Дагестана» С Ахмедова (Махачкала, 1996) проанализированы значительные явления многоязычной дагестанской прозы в историко-эволюционном аспекте, становление новоэпических традиций и развитие героико-патриотической темы, образ современника в лирической и лиро-романтической прозе, конфликты и характеры в произведениях конкретно-аналитического направления, проблемы духовности личности
Теоретически значимо широкое, панорамное наблюдение над возрожденческими тенденциями в художественном творчестве многоязычного региона академика Г.Г Гамзатова: «Литературное движение второй половины XIX века поражает обилием и разнообразием талантов, принадлежавших разным эстетическим и стилевым течени-
ям и представляющих все народы многоликого Дагестана Здесь остается добавить, что сказанное относится не только к народам Дагестана, но и всего Северного Кавказа. При этом наблюдается удивительная синхронность в выступлениях родоначальников разных литератур Достаточно сказать, что среди замечательных художников, сформировавшихся во второй половине XIX века, имена осетинских поэтов К Хетагурова (1859-1906), Т Мамсурова (1843-1899), абазинца А-Т. Кешева (1840-1872), балкарца К Мечиева (1859-1945), кабардинца Б Пачева (1854-1936), карачаевцев И Крымшаухалова (1864-1910), А Акбаева (1877-1938), А Кочхарова (1834-1940), ногайца А Джанибекова (1860-1909), аварцев Али-Гаджи из Инхо (1846-1860), Чанки (1860-1909), кумыкского поэта Йырчи Казака (1830-1879) итд»1.
Эволюционные процессы в недрах национальных литератур народов Северного Кавказа исследовал А Ю Абдуллатипов на материалах художественного наследия родного кумыкского народа Его монография «История кумыкской литературы (до 1917 года, 1 часть, Махачкала, 1995)» носит новаторский характер. Новизна заключена в самой концепции научно-педагогического труда - проследить динамику творческого процесса не как стихийного потока, а как глубоко и четко выстроенную социально-философскую и эстетическую систему В книге многосторонне охарактеризованы периоды Средневековья, Нового времени, Просвещения, революционно-демократического направления, проблемы формирования творческого метода Это -взаимообусловленные, взаимодополняющие этапы восхождения национального художественного мышления Принципиально важно и то, что автор свои выводы и обобщения мотивирует на анализе творчества и мировоззрения таких выдающихся личностей, как Йырчи Казак, М.-Э Османов, Абусуфьян Акаев, Шихаммат Кади из Эрпели, Нухай Батырмурзаев и др
Большим подспорьем в исследовании нашей диссертационной темы стали коллективные сборники «Способность к диалогу» (часть 1, М «Наследие», 1993) и «Нация Личность Литература» (М «На-
1 Гамзатов, Г Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане истоки, традиции, своеобразие художественной системы / Г Гамзатов Махачкала, 1978 С 16-17
следие», 1996), в которых помещены статьи «Понятие нации в современном общественном и художественном сознании» Г. Ломидзе, «Национальное самосознание и литература», «Национальная идея и национальная литература» К К Султанова, «Приметы обновления» С. Алиевой, «Время перечтений» Н Надъярных и др
В книге «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы» (Москва, 2001) К. Султанова в результате глубокого литературоведческого и социофилософского анализа прозаических книг «Поэт» Э. Капиева и «Мой Дагестан» Р. Гамзатова выдвинута задача избавления литературных героев от «проявления духовного провинциализма»
На Всероссийской научной конференции «XX столетие и исторические судьбы национальных культур традиции, обретения, освоение», состоявшейся в Махачкале (октябрь 2000 года), говорилось об актуальности проблемы создания коллективного научного труда, в котором будут освещены исторический опыт и художественные искания северокавказских литератур на протяжении XX столетия как единой идейно-эстетической общности. Академик Г Гамзатов в своем докладе на этом форуме говорил, что «нет такого обобщающего труда, который раскрыл бы научно обоснованную панораму истории народов, входящих в состав России и образующих Российскую Федерацию»2 Надо полагать, что в такой обобщающей истории литератур многонациональной России будет отведено подобающее место и литературам Северного Кавказа Поэтому наша работа носит характер осмысления опыта и достижений прозы северокавказского региона в художественном исследовании бытия человека в XX веке
Методологической основой настоящего исследования послужили взгляды классиков русской революционно-демократической критики на историю и художественное наследие народов Кавказа Мы исходили также из богатейшего опыта советской литературоведческой школы, разработавшей принципы и методы историко-типологического, системного и сравнительного изучения мирового литературного процесса, сформулированные и развитые в трудах
XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур традиции, обретения, освоение // Материалы Всероссийской научной конференции Махачкала, 2003 С 19
В М Жирмунского, Н И Конрада, М.М Бахтина, Д.С Лихачева, М Б Храпченко, Б Л Сучкова, И Г Неупокоевой, Ю Б Виппера, Г И Ломидзе, М Н Пархоменко, И С Брагинского, Г.Г. Гамзатова, Каз Султанова, К И Абукова, А.Ю Абдуллатипова, С М. Хайбул-лаева, К Г Шаззо, А М Вагидова, С. X Ахмедова, З Н Акавова и др.
В основу настоящего исследования положен принцип историко-оценочного объективизма в определении вклада северокавказских литератур в советский и мировой эстетический фонд XX столетия При этом принципиально важным представляется исключение как необоснованного восторга иллюзорными, мнимыми, поверхностными достижениями, так и огульное отрицание значимых, общепризнанных произведений региональной прозы Мы исходили также из того, что в ряде литературоведческих трудов и литературной критике 60-70 годов минувшего века проблема выявления национального своеобразия прозы нередко сводилась к нарочитой архаизации горской действительности, когда излишняя фольклорность приводила к искажению правды характеров и т д
Целью пастоящего исследования является
Историко-эстетический обзор многоязычной, полифоничной, разноуровневой прозы Северного Кавказа XX столетия как единой идейно-художественной системы, порожденной региональной общностью в системе общероссийского литературного восхождения к новым тематическим, концептуальным и эстетическим рубежам
В исследовании литературного процесса Северного Кавказа и Дагестана мы будем исходить из осознания того императива, что время порождает и определяет жизненные мотивы и контуры конфликтов, а литература в свою очередь - по мере своих возможностей - отображает и осмысливает эти конфликты
В осмыслении путей и достижений национальной прозы края в качестве важнейшего критерия мы считаем путь от локально-национального — к общероссийскому, общесоветскому общечеловеческому уровню осмысления действительности, ибо именно таким образом происходило формирование личности, названной «советским человеком»
Необходимо выявить, в «каком свете» (оптимистическом, драматическом, инфантильном, романтическом, самоотстраненном и т.д ) северокавказской прозой изображен национальный характер ли-
тературного героя Этот аспект проблемы органично подводит исследование к размышлениям над проблемами метода, стиля и поэтики художественных произведений северокавказских национальных литератур изучаемого периода в контексте русско-национальных творческих связей
Пристальный анализ национального характера, нравственного кодекса новой личности во всех ее проявлениях - одна из основных задач настоящей диссертационной работы. Осмысление проблем, эпоха и личность, человек в стихии XX столетия, особенности национального характера, трансформация горца в гражданина великой державы - решающие аспекты главной задачи исследования
Научная новизна Постановка данной проблемы предопределяет многоаспектность нашего исследовательского внимания, она обусловлена стремлением пересмотреть некоторые методологические подходы к исследованию литературного процесса Дагестана и Северного Кавказа, выйти за рамки узких социально-классовых оценок Научная новизна исследования выражается в поиске новых методов и методик, критериев научности, выявлении новых измерений нравственного потенциала национальных литератур По теоретической направленности настоящая работа носит характер осмысления опыта и достижений прозы северокавказского региона в художественном исследовании бытия человека в многоликом и противоречивом XX веке Р Гамзатов охарактеризовал этот век как столетие, на протяжении которого « никогда так много лжи и крови не проливалось в мире » и «Быть может, никогда, как в нашем веке .... Мир не боролся против лжи и зла»
На защиту выносятся следующие положения:
При языковом различии и неравнозначности художественных традиций литературы малочисленных народов в поле единого творческого метода - метода социалистического реализма - за десятилетия советского развития прошли ускоренный путь профессионального становления
Время порождает и определяет жизненные мотивы и контуры конфликтов, а литература Северного Кавказа и Дагестана в свою очередь - по мере своих возможностей - отображает и осмысливает эти конфликты. Великая Октябрьская революция, гражданская война, т.е жестокое противостояние породило множество непримиримых мно-
гообразных конфликтов (социальных, нравственных, психологических)
Основным стимулирующим фактором эволюционных процессов духовного становления личности и формирования национального характера в северокавказских литературах выступает эпоха великих потрясений
Основными истоками развития национального характера являются национальное своеобразие, образ автора как выражение национального характера и национальный характер как аспект художественно-аналитического повествования
Произведения А Балакаева, X. Теунова, М Хуршилова, Аткая, М -С Яхьяева, М Магомедова, А Кешокова, Т Керашева, А Евтыха, И Машбаша, Ш Альбериева, А Абу-Бакара созвучны своей устремленностью художественному осмыслению острых социальных и нравственных конфликтов, подчеркнутым вниманием к теме гуманизма, что выражается, прежде всего, в пристальном исследовании духовного мира героя, вовлеченного в стихию происшедших в XX веке катаклизмов.
Эстетические ресурсы бессюжетной прозы в создании национального характера проявились в процессе творческого переосмысления художественных традиций (Э Капиев «Поэт», Р Гамзатов «Мой Дагестан», М Батчаева «Быть человеком» и др ). Бессюжетная проза в эстетической системе северокавказского литературного контекста занимает приоритетное положение, а ее художественные возможности далеко не исчерпаны.
Перемещение конфликтных зон в духовную жизнь, психологические составляющие личности литературного персонажа, наблюдаемые в лирической прозе, — отразились в прозе второй половины XX в (А Аджаматов «В кумыкской степи», «Кто убил человека из рая» И Казиева, «И Судный день впереди» К Абукова, «Ясновидящий дурак» Магомед-Расула, «Куко», «Последний выстрел» Т Керашева идр)
Практическое значение данной работы определяется потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании проблем эволюции конфликта и национального характера в прозе северокавказского региона. Материалы настоящей работы могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок при иссле-
довании многонациональной литературы народов Российской Федерации, для написания литературоведческих работ и учебной литературы, а также могут оказать методологическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации апробированы в монографии «Проблемы эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа» (2007), в статьях опубликованных на страницах научной периодики («Вопросы филологии», «Вестник Дагестанского научного центра»), в тематических сборниках ДГУ и научных работах депонированных в ИНИОН РАН
О результатах исследования сообщалось в докладах на научных конференциях «Культура межнационального общения" проблемы формирования и развития» (Махачкала, 2002), «Поликультурная образовательная деятельность учреждений культуры и учебных заведений» (Махачкала, 2004), «Библиотеки как центры диалогов культур и общероссийского патриотизма народов России» (Махачкала, 2006) По материалам диссертации разработан спецкурс «Критико-библиографические проблемы литератур народов Дагестана и Северного Кавказа», который читается на факультете культуры ДГУ
Диссертация обсуждалась в ДГУ на кафедре литератур народов Дагестана и Востока
Структура и объем работы. Данная диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы Структура работы подчинена логике исследования, отражающего художественные особенности развития северокавказской и дагестанской литературы