Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в диссертационной работе впервые предпринята попытка системного изучения проблем эволюции и типологии жанра повести в адыгских (адыгейской, кабардинской, черкесской) литературах.
Категория жанра — сложная, противоречивая, многозначная. Вопросы формирования, развития и типологии литературных жанров становятся все более актуальными в современном литературоведении. Вопросы эти ставятся как в историко-литературном, так и в теоретическом планах, при этом теоретический аспект предполагает учет всей полноты конкретного материала национальных литератур.
Процесс эволюции жанровых форм в литературе - достаточно продолжительный и диалектически сложный. В качестве примера можно привести истории литератур со сложившимися давними традициями и значительным опытом.
В литературоведении не раз отмечалось, что в период 1920-1940 годов, будучи следствием социальных преобразований в жизни народа, следствием культурной революции, стало реальной возможностью ускоренное развитие национальных литератур. При этом следует помнить, что подобное становление литературы являлось также и результатом культурного развития предшествующих периодов: фольклорное наследие, творчество адыгских просветителей, которые делали первые попытки создания письменности, публиковали свои художественные произведения в ХГХ-начале XX столетий и т.д.
Литература периода 1920-1940-х годов стала общенациональным явлением, реальной силой, которая внесла значительный вклад в становление жанров, в формирование национального самосознания.
Жанр повести в адыгских литературах периода 1950-1970-х годов был вызван острейшими проблемами современной действительности. Он ставил особо важные и актуальные проблемы эпохи, для художественного решения которых останавливал свое внимание на одном или двух наиболее драматических конфликтах, проецировал их на общественную жизнь и разрешал.
Жанр повести данного периода претерпевает значительные изменения: прямолинейное трактование событий или поступков героев, которые наблюдались в первых адыгских повестях, сменяется худо-
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 -і
жественным обобщением, строгим отбором фактов, аналитическим подходом к ним. Одной из самых трудных задач адыгской повести 1950-1970-х годов является создание характера героя и обстоятельств, его художественно обусловивших.
В решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на данную проблему, и заключается актуальность темы диссертационной работы.
Методологической основой диссертационного исследования стали принципы и методы, разработанные в трудах ведущих исследователей современного национального литературного процесса: Ю.Л. Ба-рабаш, М.М. Бахтина, Г. Гачева, Л.Я. Гинзбург, Н.С. Надъярных, К.К. Султанова, а также Х.И. Бакова, Л.А. Бекизовой, A.M. Гутова, Р.Г. Мамий, А.Х. Мусукаевой, А.А. Схаляхо, Ю.М. Тхагазитова, З.Х. Толгурова, А.Х. Хакуашева, Р.Х. Хашхожевой, Р.Я. Фидаровой, К.Г. Шаззо, Т.Е. Эфендиевой идругих.
Работа построена по принципу историко-типологического изучения материала, продиктованного особенностями развития адыгской национальной прозы, в частности жанра повести. В основу диссертационного исследования положена современная теория целостного восприятия и закономерного развития литературного процесса.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование адыгской повести в ее эволюционном развитии и типологических связях. Данная цель обусловила следующие задачи:
изучить процесс формирования и развития жанра повести в адыгских литературах 1920-40-х годов;
выявить истоки формирования жанровых особенностей повести;
определить специфику типологических связей в адыгской повести 1950-70-х годов;
изучить стилистические особенности творчества отдельных адыгских писателей;
исследовать национальное художественное своеобразие жанра повести в адыгских литературах.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые анализируются проблемы эволюции и типологических связей в жанре повести в адыгских литературах. В работе нами предпринята попытка исследования национальных истоков зарождения жанра повес-
та, типологической общности жанра и художественной индивидуальности писателей, специфики адыгской прозы в отдельной жанровой форме. Решение данных актуальных проблем, на наш взгляд, имеет не только исто-рико-методологическое, но и художественно-эстетическое, а также типологическое значение, так как позволяет выявить своеобразие и специфику эволюции национальной художественной прозы как на примере жанра, так и творчества отдельного художника слова.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что исследуемая в ней концепция эволюции и типологии адыгской повести, определения истоков и особенностей формирования жанра могут способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития адыгской прозы, как и в целом северокавказской. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогических целях, в преподавании курса «Литература народов Российской Федерации», а также для дальнейших разработок в области классификации прозаических жанров в адыгских литературах.
Материалом исследования послужили повести адыгских писателей периода 1920-1970-х годов: С. Кожаева, Дж. Налоева, X. Теуно-ва, Ад. Шогенцукова, X. Кочесокова, X. Каширгова, А. Налоева, А. Кушхаунова, Т. Адыгова и др. — в кабардинской литературе; Т.Керашева, И.Цея, А. Хаткова, А. Евтыха, Д. Костанова и др. — в адыгейской литературе; X. Абукова, М. Дышекова, С. Темирова, И. Амирокова, X. Гашокова и др. - в черкесской литературе.
Степень изученности темы. Жанр повести в адыгских литературах не подвергался специальному исследованию, хотя в главах монографий, а также в отдельных статьях, посвященных адыгским литературам, ему уделялось определенное внимание. Среди этих работ необходимо отметить монографии Л.А. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); Р.Х. Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999); Л.Н. Кашежевой «Кабардинская советская проза» (1962); Р.Г. Мамий «Вровень с веком» (2001); А.Х. Мусукаевой «Поиски и свершения» (1978), «Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология» (1993); А.Х. Мусукаевой, Р.А. Шетовой «Художественный мир Хачима Теунова» (2002); У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1987); А.Х. Хакуашева «Али Шогенцуков. Книга о
жизни и творчестве поэта» (2000); К. Г. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) и др.
При всем многообразии научных мнений и значительном количестве работ по проблемам жанра в литературах Северного Кавказа нет специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции и типологии жанра повести в адыгских литературах.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедр русской литературы, кабардинского языка и литературы (июнь 2004 г.), а также на научном семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Институт филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, сентябрь 2004 г.).
Основные положения диссертации отражены в материалах научных конференций, атакжев 3-х статьях (Пятигорск, 2003; Нальчик, 2004).
Структура работы. Цель и задачи определили структуру диссертационного исследования, которое состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Главы работы построены по теоретико-историческому и типологическому принципу развития жанра повести в адыгских литературах и охватывают материал от первых повестей 1920-х годов до 1970-х. Каждая глава имеет свою структуру и проблематику. Работа имеет целью сочетать историко-литературные характеристики с новыми тенденциями, которые формируются в современном литературоведении.