Введение к работе
Драматургия является неотъемлемой частью национальной духовной культуры. Познание всего ее многообразия и самобытности способствует раскрытию бесценного богатства человеческого гения. Драма тесным образом связана с развитием социальной жизни и движением общественного сознания. Изучение истоков, становления и развития драматургического искусства позволяет проследить эволюцию общественной и художественной мысли от ее зарождения до сегодняшнего дня. В каждый исторический период драма несет в себе «дух времени», выявляет его нравственную атмосферу, в образной форме воспроизводит связи между человеком и миром, социумом и природой. Она воплощает в себе своеобразие жизни, свойства национального характера и всегда соответствует современному ей уровню общественного и художественного сознания, тем самым постоянно находится в процессе движения. Начиная с самых ранних этапов своего развития, драматический род прошел длительный путь от примитивного обрядового действа до современной драмы со сложной художественной структурой.
Истоки драмы восходят к древнейшим ритуалам, обрядам и фольклору. Данная тема получила разработку в трудах отечественных ученых. Исследование процессов развития драмы позволяет открыть мир национальной литературы, постичь ее неповторимость и многогранность, тем самым познать разнообразие человеческой культуры, существующей как совокупность отдельных культур, где «каждой национальной культуре с ее самобытными чертами принадлежит роль определенного инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра».
Данное утверждение в полной мере относится и к мордовской драматургии, которая как непрерывно развивающаяся сфера духовной жизни народа, прошла большой и сложный путь становления и развития, выработала собственные методы и принципы типизации характерных явлений жизни. Опираясь на традиции родного фольклора, опыт русской классической литературы, она осваивает весь многогранный комплекс актуальных явлений действительности, чутко и своевременно реагирует на значимые события в жизни народа. Предметом художественного изображения мордовской драматургии является герой с яркими национальными чертами, внутренний мир которого высвечивает духовное богатство этноса, вскрывает глубинные корни, связывающие его с родной землей. Безусловно, все это требует пристального изучения, направленного, с одной стороны, на выявление национальной специфики, с другой – на рассмотрение ее в общем русле отечественного литературно-художественного процесса, так как «в историко-культурном смысле эстетические и художественные начала мордовской литературы однотипны и типологически сходны с особенностями и традициями других литератур близких к ней по типу развития». Комплексное изучение динамики национальной драматургии, выявление ее особенностей, генетических и типологических связей продиктовано также «усилением внимания общества к национальным проблемам и судьбам конкретного народа». Именно этим обусловлено наше обращение к исследованию драматургии как одной из интересных и самобытных явлений национальной культурной жизни.
Отсюда вытекает и несомненная актуальность диссертации. Работа направлена на исследование истоков мордовской драматургии, изучение процессов становления, развития и современного состояния национального драматургического искусства, выявление художественного своеобразия наиболее значимых явлений. При этом выдвинутая тема рассматривается в аспекте одной из фундаментальных проблем национального художественного слова – эволюции жанров. Известно, что «жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра». Развитие жанров драматургии наглядно иллюстрирует движение художественного слова, определяющего эстетические константы национального самосознания. Их эволюция самым тесным образом связана с процессами, происходящими в жизни, и событиями истории, коренным образом влияющими на развитие общества.
В эпоху глобальных перемен важно не утратить системные и генетические связи с культурным наследием. Необходимость системного анализа национальных истоков, эволюции и жанровой специфики мордовского драматургического искусства в русле исторически меняющегося художественного сознания народа становится особенно актуальной. Тем более, что многое здесь утеряно, упущено. Особенно слабо изучена начальная стадия развития национальной драматургии; советский же период представлен идеологически ангажировано. Время насущно требует переосмысления многих процессов, происходящих как в драматургии, как и в литературе в целом, введения в научный оборот ранее упущенного и совершенно нового материала, что позволит глубже понять особенности национального характера, менталитета, жизнестойкости нации.
Другим важным аспектом национальной драматургии, заслуживающим пристальное внимание, является природа конфликта, тесным образом связанная с происходящими на каждом этапе развития общественного сознания изменениями. Конфликт всегда отражает противоречия действительности, и драма, учитывая, что «наиболее глубокие коллизии на том или ином этапе жизни человечества выступают как стабильные и устойчивые, как закономерный и неустранимый разлад между личностью с ее запросами и окружающим бытием: общественными интересами, а порой – и силами природы», воплощает их специфическими, свойственными только ей художественными средствами.
Предложенный в диссертационном исследовании аспект изучения эволюции мордовской драматургии позволяет по-новому осмыслить богатый и разнообразный спектр национальной словесности, сделать в процессе нового подхода к их изучению актуальный для современности акцент. Такой подход дает возможность привести исследуемый материал в определенную систему.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить особенности эволюции и национально-художественное своеобразие мордовской драматургии, начиная с обрядово-фольклорных истоков и до современного состояния, определить основные тенденции развития жанров. Реализация цели предполагает решение следующих задач:
– исследовать истоки мордовской драматургии, закрепленные в фольклоре и обрядах, представляющих собой духовное наследие народа;
– определить тенденции в культурной жизни, способствующие формированию национальной письменной драматургии;
– обозначить основные направления развития жанров и специфику конфликта национальной драматургии на начальном этапе становления мордовской литературы;
– выявить специфику конфликта в драматургии 1940 – 1950-х годов в контексте отечественного литературного процесса, проследить формирование героя в сложных и противоречивых условиях действительности;
– проследить ведущие тенденции и направления в движении жанров современной мордовской драматургии;
– показать роль и значение исторической драмы как ведущей формы национальной драматургии на современном этапе;
– проанализировать эстетические изменения, происходящие в постперестроечной драматургии, при этом особое внимание обратить на концепцию нового героя и проблемы разрешения актуальных конфликтов.
Объектом научного исследования являются произведения мордовской драматургии, созданные в различные исторические периоды ее существования, а также материалы фольклора и народной обрядовости, в которых присутствуют признаки драматургического и сценического искусства. Выбор произведений определяется необходимостью осмысления основных тенденций движения жанров, их тематического своеобразия, что, в свою очередь, дает представление об эволюции драмы в национальной литературе.
Предметом научного исследования является процесс становления и развития мордовской драматургии в историко-культурном и идейно-эстетическом аспектах.
Методологической и теоретической основой диссертации являются труды ученых, в которых прослеживаются закономерности зарождения и развития драмы, проблематика и поэтика жанров. Это, прежде всего, исследования А. Д. Авдеева, А. А. Аникста, Д. М. Балашова, М. М. Бахтина, Б. С. Бугрова, А. Н. Веселовского, С. В. Владимирова,
В. М. Волькенштейна, В. Н. Всеволодского-Гергросса, В. Е. Головинчер, С. Я. Гончаровой-Грабовской, Е. Н. Горбуновой, М. И. Громовой,
В. В. Гудковой, В. Е. Гусева, О. В. Журчевой, Н. И. Ищук-Фадеевой,
Н. И. Савушкиной, Н. М. Федя, В. В. Фролова, В. Е. Хализева,
Я. И. Явчуновского и др. Теоретико-методологическую базу диссертации также составили работы исследователей национальных литератур поволжско-приуральского региона – А. В. Алешкина, В. А. Акцорина,
Р. Б. Ахмадиева, Н. Г. Ахмадуллина, З. А. Богомоловой,
А. И. Брыжинского, В. С. Брыжинского, В. И. Демина, Т. И. Зайцевой,
А. Е. Иванова, Т. И. Кубанцева, Р. А. Кудрявцевой, Т. А. Кульмухаметова, В. А. Латышевой, В. В. Пахоруковой, В. Г. Родионова, Н. Г. Ханзафарова, Е. И. Чернова и др. Использование данных работ позволило лучше понять степень изученности вопроса и обозначить национально-художественные традиции в становлении и развитии мордовской драматургии.
В диссертации используются историко-литературный, системно-типологический методы исследования, позволяющие рассмотреть развитие драматургии как единый историко-эстетический процесс, связанный с культурными традициями и общественной жизнью народа. Основными способами изучения являются сравнительно-сопоставительный и целостный анализ конкретных произведений в сочетании с обобщениями типологического характера, позволяющими вывести закономерности возникновения и развития жанров национальной драматургии.
Научная новизна и степень разработанности темы. Предлагаемая диссертация представляет собой одну из первых попыток монографического исследования мордовской драматургии как целостной художественной системы. Драматургический процесс рассматривается в социокультурном контексте, в неразрывной связи с процессом эволюции национального самосознания народа. На материале фольклора и обрядов прослежено возникновение и развитие элементов драматизации, ставших предтечей профессиональной национальной драматургии; выявлены общие культурные закономерности, способствовавшие ее формированию и развитию на начальном этапе национальной письменной литературы.
В работе впервые представлено движение жанров драматургии на каждом историко-литературном этапе, выявлены особенности конфликта и жанровая специфика произведений. Представленный материал впервые рассматривается под определенным углом зрения с учетом изменившихся эстетических и художественных воззрений на литературный процесс. Это, прежде всего, произведения, созданные на новом историческом этапе развития литературы (конец XX – начало XXI века) и созданные в более ранние периоды литературно-художественного процесса, но по различным причинам не ставшие объектом исследований. Концепция диссертации, не претендуя на бесспорность отдельных выводов и заключений, предполагает новые направления в изучении национальной литературы в общем контексте отечественной культуры.
В мордовском литературоведении, к сожалению, отсутствуют монографические работы, посвященные комплексному анализу эволюции драматургических жанров. Необходимо отметить и весьма скудную разработку мордовскими учеными проблемы современного «прочтения» драматургических произведений, созданных на более ранних этапах литературно-художественного процесса. В то же время, имеется немало интересных и ценных исследований по отдельным аспектам национальной драматургии, оказавших существенную помощь в написании данной диссертации. В процессе работы над исследованием мы опирались на следующие работы: «История мордовской советской литературы» (1971 – 1974) в 3-х томах, «Очерки истории мордовской советской литературы» (1956), «Современная мордовская литература (60 – 80-е годы)» (1991 – 1993) в 2-х частях, «Очерки истории мордовского советского театра» (1966) и др.
Большое значение в изучении мордовской драматургии имеют труды авторов, которые рассматривают некоторые аспекты развития национальной драмы. Так, к примеру, драматизированные формы устного народного творчества в историческом аспекте, начиная от элементов театрализации в обрядовых действах, представлены в работе
В. С. Брыжинского – «Мордовская народная драма» (2003); идейно-художественные искания и специфика освоения мордовскими драматургами метода соцреализма нашли отражение в монографиях
Е. И. Чернова – «Годы и конфликты» (1981), «Драматурги Мордовии» (1991); исследование особенностей жанра комедии содержится в книгах
В. И. Демина, посвященных изучению становления и развития сатирических жанров в мордовском фольклоре и литературе – «Многоцветие смеха» (1998) и «Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции)» (2001).
Нами активно использовался критический и научный материал, размещенный в статьях, годовых обзорах, рецензиях, опубликованных как в сборниках научных трудов, так и в периодической печати.
Основные положения, выносимые на защиту.
В формировании мордовской драматургии и ее эстетической эволюции основолагающую роль сыграли национально-художественные традиции, функционировавшие в обрядовости и устном народном творчестве, а также сложившаяся в России в пореформенный период историко-культурная ситуация, которая способствовала росту культуры и образованности проживающих в стране народов.
После Октябрьской революции в развитии мордовской литературы начался новый период, связанный с ее системным становлением как литературы профессиональной, реалистичной и многожанровой. В формировании идейно-эстетических и художественных традиций условно можно выделить две тенденции: политико-идеологизированную, связанную с художественным отображением революционных преобразований в стране, и национально-возрожденческую, в русле которой решались проблемы исторических судеб мордовского народа. В конкретном воплощении окружающего мира в произведениях большинства писателей данные направления органично сочетались. Драматургия, активно развиваясь, осваивала все многообразие действительности, воплощая и в различных жанровых формах конфликты и противоречия эпохи.
Художественно-эстетическая основа современной мордовской драматургии способствует постижению национального характера и глубины этнического богатства народа. Формируясь в эстетическую систему в отечественном общекультурном пространстве, она развивает такие жанровые формы, которые наиболее объективно отражают нравственные и моральные установки действительности, прослеживают историческую эволюцию нации. В мордовской драматургии значительную роль играют социально-бытовая и историческая драма. Именно эти жанровые формы наиболее полно открывают глубинные качества национального характера, в них анализируется мировосприятие личности в различные исторические эпохи.
Сегодня в мордовской драматургии происходят изменения, связанные с нивелированием идеологических установок. На первый план предстает творческая индивидуальность со своим видением мира и нравственно-этическими ценностями. Формируется поколение драматургов, чье творчество открывает новые грани национальной литературы, возникает современный тип героя со своими жизненными запросами, усиливается психологизация в постановке конфликта и его разрешении.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, достигнутые в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения национальной драматургии, при составлении учебников, учебных пособий, программ по мордовской литературе для вузов, колледжей, школ и других учебных заведений. Материалы диссертации будут полезны также при написании курсовых, дипломных, магистерских и диссертационных работ студентами и аспирантами.
Апробация диссертации. Основные положения и итоги исследования отражены в монографии, учебных пособиях, статьях, опубликованных в различных научных изданиях, в том числе, в журналах, входящих в перечень рекомендуемых ВАК РФ. По теме диссертации прочитаны доклады на Международных конгрессах финно-угроведов (Тарту, 2000; Йошкар-Ола, 2005; Пилисчаба, 2010); Международных конференциях «Актуальные проблемы финно-угорской филологии» (Йошкар-Ола, 2003), «Лексика мордовских языков: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2010), «В. И. Лыткин: грани наследия» (Сыктывкар, 2010), Всероссийских научных конференциях финно-угроведов (Саранск, 2000; Сыктывкар, 2005; Ханты-Мансийск, 2010); Всероссийских научных конференциях «Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций» (Саранск, 2008), «Проблемы филологии народов Поволжья» (Москва, 2009, 2010); межрегиональной научно-практической конференции «Состояние национально-русского двуязычия в финно-угорских регионах Российской Федерации» (Саранск, 2006); а также ежегодно проводимых в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» «Огаревских чтениях» и конференции молодых ученых.
Рукопись диссертации обсуждена на заседании кафедр финно-угорских литератур и теории и практики региональной журналистики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени
Н. П. Огарёва».
Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.