Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Из истории вопроса 13-41
Глава вторая. Специфика построения характеров и конфликтов в одноактных пьесах А.Володина и А.Вампилова 42-79
Глава третья. Способы воплощения нравственных проем в одноактных пьесах В.Розова 80 - 118
Глава четвертая. Пространственно-ершенные отношения в одноактных пьесах А.Володина 119 - 158
Заключение 159-166
Библиография 167-244
- Из истории вопроса
- Специфика построения характеров и конфликтов в одноактных пьесах А.Володина и А.Вампилова
- Способы воплощения нравственных проем в одноактных пьесах В.Розова
- Пространственно-ершенные отношения в одноактных пьесах А.Володина
Введение к работе
В современной советской литературе наряду с малыми формами прозы успешно развиваются и малые формы драматургии: одноактная пьеса, драматическая миниатюра, интермедия, скетч и др. Объектом настоящего исследования является художественная специфика характеров и конфликтов нравственного содержания в одноактных пьесах А.Володина, А.Вампилова, В.Розова.
Одноактные пьесы А.Володина, А.Вампилова, В.Розова и других драматургов волнуют, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. И это существенно важно для литературы современного этапа. На ХХУІ съезде КПСС было подчеркнуто: "Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество"-'-.
Это полностью относится к пьесам В.Розова, А.Володина, А.Вампилова.
Мастера одноактной драматургии так же как и авторы иных малых форм литературы творчески исследуют сложные характеры современников, "подходя к ним с более широкой историко-философской меркой",- отмечает Б.С.Бугров,- "Предметом художественного исследования многих драм 60-х годов становились такие темы, как совесть, доверие, верность товарищу, ответственность перед коллективом и самим собой, т.е. темы, вытекающие из самой жизни, из морального кодекса советского человека"2.
Характеры и конфликты - это определяющее существо драматургии, практически и теоретически неисчерпаемое. Вне социальных
1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. -М.:1962,с.62.
2 Бугров Б.С. Русская советская драматургия (1960-1970-е годы).
-М.:1961,с.5,6-7.
-4-характеров и конфликтов нет самой драматургии или не может быть.
Обращение к специфике характеров и конфликтов в одноактной драматургии последних двух десятилетий вызвано потребностью не только в историко-литературном исследовании (что уже частично сделано в работах И.Вишневской, П.Аркадьева, А.Глебова, В.Пиме-нова и др.)3, но и в теоретическом выделении наиболее значимых для современного этапа явлений.
Советские писатели как в больших, так и малых формах драматургии глубоко реалистически освещают как типичные, так и индивидуальные черты в конфликтах и характерах персонажей, "проникая во все тайники жизни и бесстрашно осмысливая их"4.
У каждого времени свои характеры и конфликты. Они видоизменяются в соответствии с эволюцией общества и индивидуальностей, но никогда не исчезают, поскольку в той или иной мере способствуют эволюции общества. Именно поэтому представляется верной замечание А.И.Метченко о конфликтах: "Еще не так давно далеко не глупые люди полагали, что с упрочением социализма исчезнут острые конфликты, исчезнет драматизм. Сейчас мы знаем,что они острые конфликты, ни драматические и даже трагические ситуации не
3 Вишневская И.Л. Одноактные пьесы и время. -В кн.: Советская од
ноактная драматургия. -М.:Искусство,1967,т.I,с.3-24. .Аркадьев
П.А. Зачем пишутся одноактные пьесы? /Заметки критика/.-Лите
ратурное обозрениеД974ДЕ,с.72-77. Мостовая В. Провинциальные
анекдоты. -Театр, 1975, Ш,с .8-11. Глебов А.Г. Одноактная дра
матургия. -В кн.: Советские драматурги о своем творчестве.
Сб-ник статей, м.:Искусство,1967, Пименов В.Ф. Оперативный жанр
драматургии. -Литературная Россия. М.: 1867,^24,9 июня.
4 Метченко А.И. Избранные работы. В 2-х т. -М.:1982,т.I,с.435.
-5-исчезают, и никогда не исчезнут, меняется их характер"5.
В интенсивно развивающейся критической литературе о характерах и конфликтах в современной драматургии (как правило, многоактной) встречаем положения, касающиеся жанровой природы малых форм6.
По мнению В.Е.Хализева: "Существуют два типа конфликтов, воплощающихся в художественных произведениях. Первые - это конфликты - казусы; противоречия локальные и преходящие, замкнутые в пределах единого стечения обстоятельств и принципиально разрешимые волей отдельных людей. (...). Вторые - конфликты "субстанциональные", т.е. устойчивые и длительные (подчеркнуто нами - А.П.) противоречивые положения, определенные состояния жизни, которые возникают и исчезают не благодаря единичным поступкам и свершениям, а согласно "воле" истории и природы"7.
История одноактной драматургии и современный литературный процесс свидетельствуют о том, что в малых формах так же, как и в больших, существуют те же два типа конфликтов, отмеченные В.Е. Хализевым. В одноактной драматургии с ее ограниченным сценическим временем чаще освещаются "локальные конфликты", нежели "устойчивые и длительные". Однако оба типа конфликтов находим в одноакт-
5 Метченко А.й. Открытие мира и мир художественных открытий. -
-Москва,1977 ,№10 ,с .208.
6 Фролов В.В. Время,пьесы и их герои. В кн.: О современнике и со
временности. -М.:1964,с.107 ; Фролов В.В. Конфликт - ключевая
проблема в современной советской драматургической теории7В кн.:
Природа конфликта в современной советской драме. -М. :1974, с. 56-
69 ; Чечетин А.И. 0 природе конфликта в советской драматургии.-
-М. :1976, и др.
7 Хализев В.Е. Драма как явление искусства. ^.:19^,0.104.
ных пьесах советских драматургов: конфликты-казусы /"История с метранпажем" А.Вампилова, "Заступница" В.Розова/ ; конфликты устойчивые и длительные /"Похождения зубного врача", "Ццеалиетка" А.Володина, "Праздник" В.Розова/.
И несмотря на то, что "субстанциональные" конфликты в одноактных пьесах освещаются фактически за полчаса, тем не менее подтекст v всегда свидетельствует о большой временной предыстории тех или иных нравственных противоречий. Конфликты и характеры в одноактных пьесах А.Володина, А.Вампилова, В.Розова несут в себе конкретные, узнаваемые черты времени, что ниже будет детально рассмотрено на основе типологического и сравнительно-исторического анализа миниатюр.
Почему мы выбрали для исследования одноактные пьесы именно этих драматургов? Основная причина состоит в том, что в творчестве этих талантливых советских драматургов в значительной мере опередивших пути развития одноактной драматургии в 60-е - 70-е годы, обогативших ее выдающимися художественными произведениями, одноактные пьесы предстают в свете оригинальных идейно-эстетических открытий характеров и конфликтов нравственного содержания. Как и бывает с подлинно большим художником, каждый из этих драматургов не просто внес своими произведениями весомый вклад в литературу, но и выразил наиболее характерные, наиболее примечательные черты и тенденции в развитии данного жанра или его разновидности на современном этапе литературного процесса. Одноактные пьесы А.Володина, А.Вампилова, В.Розова воплотили характеры и конфликты нового времени, что в значительной степени определило аспект исследования в данной работе.
М.Б.Храпченко утверждает: "Развитие конфликта обусловливает не только связи и противоречия художественных образов,но и соот-
-7-ношение отдельных сторон, компонентов литературного произведения, его внутреннее строение"6, ибо драматический конфликт в значительной степени определяет не только содержание, но и форму произведения и особенности эволюции характеров.
Конфликты и характеры в скупом сценическом времени одноактных пьес строятся в принципе так же, как и в больших произведениях,-на динамике мыслей и чувств персонажей, но с гораздо большей уплотненностью сюжета, большей концентрацией изобразительно-выразительных средств, большей лаконичностью текста. Характеры и конфликты, освещенные в больших и малых формах драматургии А.Володина, А.Вампилова, В.Розова, свидетельствуют о близости их к жизненной почве. Именно по уровню глубины конфликта и степени нравственной содержательности характеров персонажей пьес критика определяет "позицию драматурга, проблему художественной правды, понятой и раскрытой с позиций метода социалистического реализма"9.
Новаторство одноактной драматургии на современном этапе, проявляясь в особенностях конфликтов и характеров, в то же время свидетельствует и о разнообразии способов типизации в освещении как прогрессивных явлений в жизни, так и негативных.
В одноактной драматургии 60-70-х годов усилились элементы психологизма в исследовании сложных характеров. Советские драматурги отнюдь не идеализируют жизнь. Их "прогнозы" о человеческих характерах зиждятся на реальной почве, ибо личность не вдруг тяготеет
Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие
литературы. 43.:1972,0.257. 9 Барабаш Ю.Я. Природа конфликта в современной советской драме.
См. в кн.: Природа конфликта в современной советской драме.
/Сокращенная стенограмма конференции состоявшейся в институте
истории искусств 18 и 19 октября 1973 г./. -М.:1674,0.132.
-8-к лучшему. Вот почему финалы миниатюр А.Володина, А.Вампилова, В. Розова непременно заставляют задуматься над тем или иным выбором, сделанным тем или иным персонажем, и искать (зачастую лишь предугадываемый авторским замыслом) выход из сложных жизненных коллизий. Мышление и самосознание героев до конфликта, в момент завязки, в период кульминации и в различных нюансах развязки позволяют определить мотивы противоречий и своеобразие характеров.
Цель настоящего исследования является выявление ведущих тенденций в развитии социальных характеров и конфликтов и способов их художественного воплощения в одноактной драматургии 1960-70-х годов (на материале произведений названных выше авторов).
Представляется также важным исследовать индивидуальные и типовые особенности художественных характеров и конфликтов.
Советская одноактная драматургия 1960-70-х годов пока недостаточно изучена, отсутствуют специальные монографии по малой драматической форме современного этапа. Даже служебная терминология по данному типу драматургии еще не получила четких определений. Тем не менее, критики, занимающиеся многоактной драматургией А. Володина, А.%мпилова, В.Розова, уделяли некоторое внимание и достижениям этих писателей в области малых форм. Кроме того,собранная нами библиография по теме исследования так же свидетельствует о внимании критики к драматургии малых форм.
В разное время были опубликованы статьи,содержащие некоторые обобщения историко-литературных традиций одноактной драматургии и идейно-эстетических особенностей малой формы в творчестве советских писателей10. Намечены основные этапы развития драматургии ма-
10 Вишневская Л.И. и Паченцова Т.Н. Обзор одноактных пьес, изданных в первой половине 1957 года. -М.:1957 ; Глебов А.Г. Одноактная драматургия. -М.:1967 ; Грачевский Ю. На широкую доро-
-9-лых форм, в отдельных случаях определены ведущие тенденции в изображении характеров и конфликтов в те или иные исторические периоды. Эти статьи относятся преимущественно к периоду 40-50-х годов и соответственно рассматривают одноактную драматургию тех лет. Принципы освещения характера современника в миниатюре трактовались критиками (при некоторых несущественных расхождениях), как стремление перейти от схематического изображения персонажей и их поведения к проникновению в мотивы поступков и психологию современных героев, такой точки зрения придерживаются И.Вишневская, П.Аркадьев, Н.Игнатова и др. (см. сн.: 12, 14).
Более глубокие наблюдения и выводы о характерах и конфликтах
в одноактной драматургии современного этапа имеются в критических
тт статьях последних лет . Наиболее заслуживающими внимание являются наблюдения И.Л.Вишневской. Она справедливо считает: "... Если сценического времени в многоактной пьесе может хватить на обрисовку характера, даже когда этот характер не начал проявляться с самого начала пьесы, то одноактная драма сразу же должна ввести
гу реалистического искусства. гТеатр,1950,ЖЕ1 ; Залесский В.Ф. Судьба одноактной пьесы. -Литература и жизнь. М.:1958,& 10 ; Игнатова Н. За правдивый образ современника. -Культурно-прос-вет.работа. -М.:1952,М2 ; Клало Н.Н. 0 специфике одноактной пьесы. -В кн.: Таджикская советская литература. Сталинабад, 1954,с.359-383. 11 Анастасьев Д. Одноактные пьесы. -Труд. М.: 1961,23 февраля; Аркадьев П.А. Зачем пишутся одноактные пьесы? -Литературное обозрение,1974,ЖЕ ; Вишневская И.Л. Одноактные пьесы и время. -В кн.: Советская одноактная драматургия. -М.:І967; Гудкова В. Ретроспективы и прогнозы. -Современная драматургия, 1983, $ 3, и др.
-10-нас во внутренний мир героя, сразу определить характер и его перс- -
„ТО
пективу"ХЛ. В связи с пространственно-временной ограниченностью одноактной пьесы особенно остро встает проблема отбора изобразительно-выразительных средств в освещении характеров и конфликтов. Талант драматурга-одноактника наиболее ярко проявляется в умении рисовать характеры лаконичными и ёмкими деталями, словами-определениями. "Слово - это участие в конфликте того, кто его произносит. Конфликт одноактной пьесы должен найти в пределах короткого сюжета, одного события свое начало, развитие и разрешение"-^, -справедливо считает Н.Кладо.
Одноактная пьеса отнюдь не означает "маленького" искусства. "Перефразируя Горького, я мог бы сказать, что маленькие пьесы надо писать так же, как большие, только еще лучше!п1%- заметил П. Аркадьев. Обобщающего исследования, где бы принципы изображения характера и конфликта рассматривались бы на материале одноактной драматургии конкретного периода,(1960-70-х гг.) до сих пор нет. Таким образом, научная новизна настоящей работы заключается в том, что она является практически первым исследованием, в котором систематизируются и обобщаются материалы по современной русской одноактной драматургии в избранном аспекте. Кроме того,в диссертации впервые обстоятельно анализируются одноактные произведения А.Володина, А.Вампилова, В.Розова, которые до сих пор не иссле-
12 Вишневская И. К вопросу о развитии и состоянии советской од
ноактной пьесы. -В кн.: Одноактные пьесы,-М.: 1957,с.8.
13 Кладо Н. 0 специфике одноактной пьесы. -В кн.: Таджикская
советская литература. Сталинабад,1954,с,362.
-^ Аркадьев П. Зачем пишутся одноактные пьесы? -литературное обозрение, 1974,И, с. 73.
-II-
довались на научно-теоретическом уровне.
Избранный нами аспект изучения позволяет рассмотреть идейные и эстетические открытия драматургов в их единстве, глубже осмыслить преемственные связи и новаторство, а также основные закономерности развития одноактной драматургии современного этапа.
Исследование этой проблемы, в определенной степени, выявляет некоторые важные вопросы историко-литературного и идейно-эстетического развития одноактной драматургии, как неотъемлемой части литературного процесса в целом.
Изучение характеров и конфликтов в одноактной драматургии А.Володина, А.Вампилова, В.Розова и других писателей может быть использовано при подготовке лекций и спецсеминаров, а следовательно, войти в учебно-педагогический процесс филологических факультетов.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий обзор критической литературы по изучаемому вопросу, определяются цели и задачи исследования.
В первой главе кратко рассматривается история вопроса: одноактная драматургия от ее истоков до настоящего времени ; эволюция жанра, традиции и новаторство в малых драматических формах. Основной аспект второй главы - анализ специфики построения характеров и конфликтов в одноактных пьесах А.Володина ("Идеалистка", "Аттракционыи), А.Вампилова ("Дом окнами в поле"). Методом сравнительно-типологического анализа рассматриваются два идейно-тематических направления в одноактной драматургии: социально-бытовое (В.Розов "Четыре капли", "Хозяин" ; А.Володин "Женщины и дети" ; Л.Петрушевская "Любовь") ; и поэтико-романтическое (А.Володин
-12-"Идеалиетка", А.Вампилов "Дом окнами в поле").
Третья глава посвящена определению способов воплощения нравственной проблематики в одноактных пьесах В.Розова ("Четыре капли", "Хозяин" и других). В ней отмечается активное стремление В. Розова к углубленному и многостороннему постижению морально-нравственных основ в характерах как положительных, так и отрицательных персонажей.
В четвертой главе показаны пространственно-временные отношения в одноактных пьесах А.Вампилова ("Провинциальные анекдоты") и А.Володина ("Женщины и дети"), отмечается тенденция к изображению динамической эволюции характеров в ходе развития нравственного конфликта, а также освещается процесс усложнения внутреннего мира человека в конфликте. Выявляется воплощение принципа психологизма в драматургии малых форм.
Пространственно-временные отношения в одноактной пьеса раскрываются через призму особенностей художественного времени и эмоционально заданного места действия. Выбор именно этих аспектов при членении материала по главам связан с ориентацией на основные принципы и проблемы одноактной драмы. Это - проблемы конфликта и характеров, без которых невозможна драма вообще, а также драматическое воплощение нравственной проблематики, особенностей соотношения реального и сценического времени в пьесе-миниатюре.
В заключении обобщаются полученные выводы,определяющие художественные достижения одноактной драматургии А.Володина, А.Вампилова, В.Розова,а также отмечается своеобразие этих авторов в раскрытии сложных характеров и конфликтов с учетом специфики малой драматургической формы.
-ІЗ-
Из истории вопроса
В истории драматургии народов мира рядом с "большими" сценическими формами всегда существовали и параллельно развивались "малые" формы.
"В "малых" произведениях обычно нет того размаха, масштабности чувств и мыслей, которые и делают "большие" произведения значительными, определяющими в творчестве художника. Вместе с тем "малые" формы отнюдь не являются второстепенными. Нередко восприятие их критиками, читателями меняется во времени; и то, что казалось "малым", начинает восприниматься как основное, определяющее", - утверждает Г.Богемский1.
Популярность малой драматической формы в советской литературе связана с тем,что она изображает жизнь во всем ее многообразии, чутко откликаясь на актуальные проблемы социальных взаимоотношений.
Советская одноактная драматургия активно осваивает те же идейно-тематические аспекты,что и иные литературные формы. Так, ленинская тема нашла отражение в одноактных драмах Я.іШушкина ("В грозу", "Луч Авроры"), И.Луковекого ("Перед зарей"), Л.Синельникова ("Мать", "Брат", "Сестры" - о семье Ульяновых), Г.Трифонова ("Мост разводится в полночь"), А.Ульянинского ("В Октябре"), И.В.Эвальд (Арцыбашевой - "Январский ветер"), и др.
Тема Великой Октябрьской социалистической революции, иностранной интервенции и гражданской войны нашла свое отражение в пьесах "Комиссар Буран", "Матрос с "Очакова", "Лейтенант Шмидт" Я.В.Апушкина ; "За красные Советы" П.А.Арского ; "Чемпионат все- мирной классовой борьбы", "Вчерашний подвиг", "Москва говорит" В.В.Маяковского ; "Именины в І9І9 году" А.С.Серафимовича и др.
В исследуемой одноактной драматургии мы сталкиваемся с богатым репертуаром пьес, раскрывающих характеры коммунистов, тему дружбы народов СССР, многогранно освещающих старый и новый уклад жизни пролетариата, события Великой Отечественной войны, проблемы послевоенного периода и т.д. А на рубеже 1960-1970-х годов интерес к драматургии малых форм значительно усилился. Появились новые мастера одноактной драматургии, сформировался художественный репертуар малых Форм, получивший высокую оценку как искусствоведов, так и литературоведов.
Одноактная драматургия - родная сестра большой, многоактной. От античных истоков вплоть до наших дней эти две родственные формы драматической литературы прошли параллельный путь идейно-художественного развития .
В свое время Ф.Энгельс высоко ценил искусство малых форм. Он писал автору: "Дорогая мисс Гаркнесс! Благодарю Вас за "Городскую девушку", присланную мне через Внзетелли. Я прочел эту вещь с величайшим удовольствием, прямо с жадностью. Это действительно, как говорил Ваш переводчик, мой друг Эйххорф, маленький шедевр"3.
В.И.Ленин подчеркивает значительные социально-художественные возможности малой формы в статье "Маленькая картина для выявления больших вопросов"4, утверждая актуальность лаконично-документальной прозы в деле социалистического культурного строительства.Принципы, освещенные в статье В.И.Ленина,- руководство не только для партийно-политической работы, но и для художественной литературы (одноактной драматургии в данном случае), как "части общепартийного дела"6.
Произведения малой драматической формы в советской литературе усваивали и развивали традиции отечественной и зарубежной одноактной драматургии дореволюционного периода.
Классический фундамент русской одноактной драматургии заложен А.С.Пушкиным и Н.В.Гоголем. Однако до рождения "Маленьких трагедий А.Пушкина и "Игроков" Н.Гоголя в русской литературе уже утвердилась одноактная пьеса в творчестве А.П.Сумарокова, Н.И.Новикова, В.А.Жуковского, С.Н.Глинки, А.А.Шаховского, И.А.Крылова, А.С.Грибоедова и других писателей России6.
Одноактная драматургия русских и зарубежных писателей ХУШ-XIX вв. занимала достаточно большое место в репертуарах театров Санкт-Петербурга и других театров России7.
Малые формы драматургии появились в России не в ХШ веке,, а значительно раньше: в фольклорной культуре славян еще дохристианского периода .
Хотя вообще драматическое искусство возникло, как известно, до появления театра, о чем писал еще А.С.Пушкин: "Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Народ, как дети,требует занимательности, действия. Драма представляет ему необыкновенное странное происшествие"9.
Одноактная драматургия стала интенсивно развиваться в русской литературе в петровский период благодаря расширению культурных контактов с Западной Европой. И все же первоистоки, первоэлементы одноактной драматургии не привнесены извне, а зародились гораздо раньше на отечественной почве в сценических играх скоморохов, ба- харей, потешников, лицедеев, сказителей, кобзарей и т.д.
Сведения о зачатках одноактной пьесы в культовых ритуалах раннего христианского и дохристианского периодов содержатся в исследованиях А.А.Аникста, А.А.Белкина, А.Д.Авдеева (см. сн. 2, 8) и других ученых.
Специфика построения характеров и конфликтов в одноактных пьесах А.Володина и А.Вампилова
Общим для А.Вампилова и А.Володина в построении сценических характеров и конфликтов являются приемы многостороннего "самораскрытия" персонажей в ситуациях, как бы провоцирущих героев на предельно искреннее самовыражение, либо на принципиальный нравственный выбор. Одноактные пьесы А.Володина, А.Вампилова и В.Розова роднит их нравственная устремленность, что естественно, сказывается на особенностях сценического воплощения характеров и конфликтов. Писателей сближают также черты их нравственного и эстетического идеала и связанный с ним морально-психологический конфликт (иногда это устойчивый конфликт, иногда - более сложный, но локальный, возникающий "на арене" души героя).
Конечно, существуют и отличия в особенностях "подачи" характеров и конфликтов в пьесах А.Володина, А.Вампилова, В.Розова. В "Четырех каплях", например, В.С.Розов доводит критику современного мещанства до сильного сатирического заострения (сцены в вагоне электрички в пьесе "Квиты", сцены в квартире музы Зоси-мовой в пьесе "Праздник"). В "Провинциальных анекдотах" вампиловская ирония и гротескная сатира сочетается с романтическим началом ("грёзы" Калошина о пароходах юности в пьесе "История с метранпажем"). В "Аттракционах" А.Володина на первом плане - положительное в жизни, оно окрашивается доброжелательным юмором и романтикой. Герой А.Володина бывает наивным, робким, иногда несколько лассивным,но всегда честным и отважно-принципиальным. Персонажи А.Володина - люди начала 60-х годов. Персонажи А.Вампилова и В.Розова - люди 60-х - 70-х годов. Между ними про -43- легает лишь одно десятилетие. В основном, это люди,как правило, одного поколения. Особенности их характеров определяются не только временной дистанцией прожитых лет и накопленного опыта, но и степенью верности непреходящим нормативам нравственного кодекса. Так, Виктор Васильевич ("Загадочный индус" А.Володина) и Зо-симов-старший ("Нраздник" В.Розова) - ветераны Отечественной войны. У обоих - дочери. Но первый воспитал ЧЕЛОВЕКА, способного понимать и уважать в каждом человеческое, второй же стал жертвой дочери - социально-опасной мещанки. Ситуации, подмеченные А.Володиным и В.Розовым, различны и, вместе с тем, обобщенно-типичны и притчево-"назидательнып. Врач Чесноков ("Похождения зубного врача" А.Володина) за искусное удаление больных зубов обвиняется завистниками чуть ли не в шарлатанстве и подвергается административным наказаниям. Агронома Хомутова ("Двадцать минут с ангелом" А.Вампилова) за бескорыстную, но странную, необычную доброту оскорбляют соседи по гостинице. Более того, Хомутова унизительно допрашивают и глумятся над ним, чтобы доказать даже не ему, а себе прежде всего, что нет в жизни бескорыстного человека, ибо не существует на земле "ангела". Как в первой, так и во второй ситуации мягкосердечные добряки-альтруисты охотно прощают своих обидчиков. И Хомутов, и Чесноков искренне рады нейтральному финалу: их "поняли", к ним нет претензий со стороны общества (а "коллективная" сила и в первом, и во втором случае именно за мещанами). Характеры Чеснокова и Хомутова, несмотря на их близость несомненно различны. В Чеонокове доброта заложена смолоду, но, будучи однажды наказанным за доброту, он уходит в духовное "подполье", прячет свой альтруизм и благородство. Этим он сам губит -44-в себе талант врача в угоду безнравственным бездарностям и во вред людям. Всякий компромисс с мещанами оборачивается поражением не только для личности, но и для общества в целом. Хомутов в момент конфликта с мещанством несколько старше Чеснокова и, вследствие этого, чувствует себя увереннее. К доброте душевной (по его же признанию) он приходит через свои же пороки, но робость перед силой мещанской чёрствости вынуждает его остерегаться делать добро, чтобы его не приняли за сумасшедшего. Примечательны финалы пьес А.Володина и А.Вампилова, проясняющие авторскую идею. Проблема дефицита душевной доброты рассмотрена Володиным в печально-романтическом свете со сказочно-счастливым финалом: у стоматолога Чеснокова появляется достойная последовательница, которая, на зависть недругам, успешно повторяет эксперименты учителя. Таким образом, добро все же торжествует. Лёд недоверия к Чеснокову тает: его добрые дела умножают новые люди.
Если в пьесе А.Володина "Похождения зубного врача" финал характеризуется внешним "примирением" добрых и недобрых (по крайней мере терпимостью,уживчивостью), то финал в пьесе А.Вампилова "Двадцать минут с ангелом" уже отличается принятием мещанами (не всеми,но многими) позиции духовного альтруиста. Но если Чес-ноков ликует в присутствии непримиримого врага своего,то Хомутов, получив стыдливые извинения в момент душевного катарсиса у своих обидчиков, остается в печали. В володинском финале "больной зуб" удалось безболезненно удалить,и поэтому лицо Чеснокова просияло, лицо же враждебно-завистливой Ласточкиной болезненно сморщилось. В финале пьесы А.Вампилова "больные зубы" (т.е. неприятели Хомутова) остались на месте, их удалось лишь "успокоить" агроному,но не вылечить, чем и объясняется его неудовлетворенность собой.
Способы воплощения нравственных проем в одноактных пьесах В.Розова
В.Розов - один из самых остропроблемных наших драматургов: его пьесы непосредственно и сильно бьют самого опасного сегодня, по его мнению, противника - многоликого современного мещанина.
К одноактным пьесам В.Розов обратился, уже будучи известным драматургом. Автор шел не от малых форм, а от больших - к малым формам, к искусству высокой идейно-художественной концентрации нравственных проблем современности. "Главная, настоящая жизнь пьес В.Розова в их сиюминутном звучании,- пишет народный артист РСФСР О.Табаков,- В пьесах В.Розова есть ценная для исполнителя точность ; есть живой дар пробуждать безусловные рефлексы русской памяти. В этих пьесах у каждого героя есть происхождение, свои корни, которые можно назвать домашними, а можно и историческими"1. Драматургия В.Розова вобрала в себя историю характеров и судеб нашего современника - человека с многогранным кругозором, с активной жизненной позицией, отвергающей мещанские принципы существования. В драматургию В.Розов пришел с опытом актерской и режиссерской работы. Первые его пьесы "Её друзья" (1949), "Твой путь" (1953), "Страницы жизни" (1953), "В добрый час!" (1954) принесли успех автору. В большой и малой драматургии В.Розов создал галерею характеров, представителей разных поколений, что в значительной мере определило социально-временное своеобразие разрабатываемых ими нравственных конфликтов. Проявляя постоянное внимание к духовному облику молодого современника, В.Розов последовательно освещает проблему нравственного долга человека перед лучшим в себе самом, верности своему призванию. Такая постановка проблемы раскрывается в его пьесах "Вдень свадьбы" (пост. 1964), "Затейник" (пост. 1966), ПС вече-радо полудня" (пост. 1970), "Ситуация" (пост. 1973). Пьесы В.Розова гражданственны, но лишены морализаторского дидактизма, ибо в основе их не лозунги, но проблемы, сквозь которые высвечиваются оригинальные и типические характеры и ситуации. В.С.Розов относится к тем драматургам, которые безошибочно ощущают социально-нравственные ритмы времени. "Драматургия, как и любой род литературы,- дело исповедчес-кое,- утверждает В.Розов. - На мой взгляд в ней можно гораздо полнее выразить себя, чем в лирической поэзии. Пьеса подобна целому циклу стихотворений"2. Эта поэтическая емкость и лаконичность проявляются прежде всего в малых формах драматургии. Пьесы В.Розова различны по жанровой и идейно-тематической направленности, но их объединяет неослабное внимание к современному (особенно молодому герою), духовным проблемам его жизни,его морально-нравственным исканиям, его заботам.
Драматургия В.Розова высвечивает остро-социальные проблемы, возникающие перед героями на пути к обретению ими истины и опыта, а вместе с ними выявляет болевые точки в общественных взаимоотношениях современников. Многоактные и одноактные пьесы В.Розова - это своего рода обобщение типических проблем жизни современников за четыре десятилетия.
B 1974 г. режиссер В.Фокин поставил на сцене Московского театра "Современник" одноактные комедии В.С.Розова "Четыре капли" ( "Заступница", "Квиты", "Незаменимый", "Праздник").
"Четыре капли" В.Розова представляют большой интерес не только как тетраптих одноактных пьес, но и с точки зрения определения новых тенденций в развитии драматической миниатюры ; особенностей оюжетостроения, художественной выразительности, специфики поэтики и стиля.
В.Розов так объясняет замысел своего цикла драматических "капель": "Говорят, в капле воды может отразиться весь океан. Я, конечно, об этом не мечтаю. Но хорошо бы и в моих каплях отразились бы какие-то определенные явления нашей жизни... Спектакль, пьеса - это непременно должно быть что-то такое животворное,оздоровляющее... Спектакль тогда хорош, когда те зрители, которые пришли в театр всем в жизни довольные, уходят после представления чем-то обеспокоенные, другие, которые во всем отчаялись,так сказать, жить не хотят, ушли бы взбодренные, с верой в жизнь, с энергией: нет, мол, не все в жизни скверно, поживем, поборемся! Искусство - оно может быть своего рода лекарством. Вот я и подумал: хорошо бы и мои пьесы в какой-то степени кому-то хотя бы чуть - помогли"3.
В одноактных пьесах "Четыре капли", как и в многоактных произведениях В.Розова, явно ощущаются авторские симпатии к людям честным, добрым, порядочным, чутким к правде и непримиримым ко всякого рода карьеризму, ханжеству, душевной черствости, приспособленчеству, лицемерию и прочим порокам.
Пространственно-ершенные отношения в одноактных пьесах А.Володина
Пространственно-временные отношения в одноактной драматургии -- как и в многоактной - выражают протяженность и порядок сменяющихся сценических обстоятельств. Эти художественно-философские категории существуют независимо от сознания персонажей, но они присущи всем предметам и явлениям действительности и всегда обладают одними и теми же свойствами.
Художественное время - специфическая иллюзорно-образная форма отражения природного и социального движения в соответствии с эталонами реального времени. В отличие от малых форм лирики и прозы, в драматургии художественное ВРЕМЯ передается не приемами описания, но способами динамичного эмоционально-нравственного осознания обстоятельств.
Художественное пространство в одноактной драматургии определяется спецификой емкого сюжета и речи, передающей сценические ощущения в единстве трехмерных пространственных отношений (места, времени и действия): оно существует в рамках предложенного "сюжетного времени"1 в слиянии с реальными параметрами, и возникающими опосредованно, расширяющимися пространственными масштабами сценических перспектив единого действия.
С помощью пространственно-временных координат драматурги-мало-формисты как бы "растягивают и сжимают время изображаемого действия"л в соответствии с идейно-художественными задачами сценических миниатюр.
Мы избрали для анализа в этом аспекте пьесы А.Вампилова и А. Володина, исключив В.Розова, так как в его "Четырех каплях" время реальное и сценическое совпадают ("объяснение" Ларисы с директором Сусляковым в "Заступнице" проходит за 15 минут - таким бы оно могло быть и в жизни. Разговор в электричке длится 20-30 минут ("Квиты"), пока движется состав от остановки до остановки - то же могло быть и в реальности). Разумеется, розовский прием "наложения", а вернее "слияния" художественного и реального времени тоже дает богатые возможности для широких обобщений. Но в данном случае обратимся к иным пространственно-временным отношениям в одноактных пьесах А.Вампилова и А.Володина для того, чтобы определить, каким образом в "иллюзорно-продолжительном времени" выявляется глубина характеров и конфликтов.
Драматурги творчески обогатили классический прием единства времени, места и действия: в одноактных пьесах А.Вашшлова, А.Володина и др. есть ощущение незамкнутого пространства. Ситуации, в которые попадают персонажи "Провинциальных анекдотов"3, крайне разнообразны и удивительны. Об анекдотической необычности предстоящих событий предупреждает эпиграф из повести Н.В.Гогодя "Нос": "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,- редко, но бывают"4.
Конфликтная ситуация одноактной пьесы "история с метранпажем" напоминает внешне отдельные фрагменты из комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Разумеется, командированный из Москвы метранпаж Потапов далеко не Хлестаков, а Калошин - администратор гостиницы "Тайга" - отнюдь не городничий, но и в пьесе А.Ванпилова слово "метранпаж" нагоняет страх на чиновника, видавшего виды, не меньше, чем "инкогнито с тайным предписанием". И в комедии Гоголя, и в анекдоте Вампилова гостей из столицы принимают за важных особ без их воли и желания, а в силу необычайно сложившегося стечения обстоятельств.
В некоторых критических статьях, посвященных "Истории с метранпажем", обращается внимание на то, что драматург использовал реминисценции из гоголевского "Ревизора" и даже из "Золотого теленка" И.Ильфа и Евг. Петрова (происшествие с бухгалтером Берла-гой). Критик В.Мостовая находит в "Истории с метранпажем" черты, образы, навеянные воспоминаниями о классике, но она же, сопоставив две пьесы диптиха, выделяет "Двадцать минут с ангелом" как более оригинальный, свободный от литературных реминисценций5 сюжет.
Дело в том, что А.Вампжлов умышленно придает сюжету одноактной пьесы "История с метранпажем" черты знакомых аналогий с классикой, дабы усилить как сатирическую направленность пьесы, так и анекдотическое начало,способствующее обличению социальных пороков нашего времени.
К. дницкий отметил водевильную тональность пьесы: "История с метранпажем" построена по принципу водевиля; интрига все закручивается и закручивается, одно недоразумение усложняется другим, другое - третьим, пока наконец вся правда не выйдет наружу"?
Одноактные пьесы "История с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом" связаны не только общим названием "Провинциальные анекдоты", которое определяет тему, но и единством сценического места (гостнжца "Тайга"), а также единством художественного времени (лето, начало 70-х годов).