Введение к работе
Актуальность темы исследования. Лезгинская проза в европейском понимании, зарождается в 30-е годы ХХ века. Однако в это время прозаические произведения у лезгин скорее были исключениями. Среди них утерянная повесть А. Фатахова «Следы крови» и «Бунт в горах» О. Эфендиева.
Если в 30-е и в 40-е годы жанр повести в лезгинской литературе являлся исключением, то в 50-70-ые годы прошлого века к повести обратилась уже целая плеяда писателей, произведения которых были благосклонно встречены читателями. Повести, появившиеся в 50-70-е годы, носят печать своего времени. Авторы их придерживались принципов социалистического реализма. Некоторые писатели, не осознавая в полной мере понятие «теория бесконфликтности», в своих произведениях отразили его. В этом отношении лезгинские писатели не отличались от других дагестанских писателей и отдельных современных им русских авторов.
Однако лезгинские повести 50-70-х годов не стали предметом серьезного литературоведческого исследования.
Не зная особенностей развития литературы указанного периода, нельзя понять и дальнейшее ее развитие. Поэтому осмысление особенностей повести 50-70-х годов, выявление ее специфики продиктовано научной необходимостью сегодняшнего дня. Без исследования повести тех лет немыслимо представить вообще развитие лезгинской литературы. Только соответствующий литературоведческий анализ повести названного времени может ликвидировать разрыв в ее изучении, дать хронологически полное представление о ней.
Конфликт и характер в лезгинской литературе 50-70-х годов принципиально отличаются от конфликта и характера в литературе конца ХХ – начала ХХI века. Следует отметить, что ментальная ориентация современного лезгинского и дагестанского общества в целом может быть понята при сопоставлении двух указанных периодов в литературе, если учесть, что она в определенной мере – зеркало общества.
Материалом исследования являются лезгинские повести 50-70-х годов: «Надежда» А.Агаева, «Пора первого жаворонка», «Правнучка», «Турфан» К. Меджидова, «Встречная сила» М. Гаджиева, «Песня о Самурском лесе» и «Орлиный утес» Б. Гаджикулиева, «Солнце встречают», «Свет виден издалека» М. Шихвердиева, «Живые горы», «Объездчик» К. Акимова и некоторые другие.
Предмет исследования. Жанровые особенности лезгинских повестей 50-70-х г., их проблематика, национальная специфика конфликта и характера в них.
Степень изученности темы. Произведения лезгинских писателей стали предметом исследования дагестанских и русских литературоведов и критиков: А. Агаева, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Б. Гаджикулиева, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Залыгина, Н. Капиевой, Р. Кельбеханова и др. По лезгинской прозе написаны и защищены диссертации: докторская – «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы» Акимова К.Х. (1999) и кандидатские – «Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы» Пашаевой Т.Н. (1985), «Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова» Абдурагимовой М.Н. (2002), роман «Вот камень, вот весы» Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности» Качаевой Э. Р. (2003), «Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Хакима Курбана» Алиевой С.К. (2005).
Вопросы зарождения, становления и развития лезгинской прозы получили свое освещение в академических изданиях: «История дагестанской советской литературы и «Истории советской многонациональной литературы», а также в сборниках, изданных ИЯЛИ им. Г.Цадасы ДНЦ РАН, Даггоссуниверситетом, ДГПУ.
Однако большой пласт лезгинской прозы, в частности, повести 50-70-х годов XX столетия, в плане проблемы характера и конфликта, остается недостаточно исследованным.
Из перечисленных выше диссертаций раньше всех появилась кандидатская диссертация Т.Н. Пашаевой. В данной работе проанализированы прозаические произведения 30–70-х годов. Автор подробно и научно обоснованно определяет истоки лезгинской прозы (рассказ, новелла и очерк), раскрывает процесс перехода от малых жанров прозы к большим – повести и роману, анализирует отдельные повести и романы З. Эфендиева, К. Меджидова и др., определяет новые тенденции формирования лезгинской прозы в 80-х годах. Однако Т.Н.Пашаева лишь поверхностно коснулась проблемы характера и конфликта.
В статьях Г.Г.Гашарова и его книге о творчестве лезгинских писателей рассмотрены отдельные повести: «Надежда» А. Агаева, «Горы движутся» К. Меджидова и др.
Лезгинской повести дана оценка и в монографии Г. Гашарова «Хаким Курбан: грани творчества». Но в интересующем нас плане в этой книге о повести речь не идет.
Степень разработанности проблемы нашего исследования не адекватна реальному художественному вкладу жанра повести в лезгинскую литературу. В исследованиях А. Агаева, Б. Гаджикулиева, Г. Гашарова, К. Акимова, Т. Пашаевой анализ жанра повести занимает относительно мало места, а проблема характера и конфликта не стала объектом отдельного исследования.
Лезгинская повесть получила относительно подробное осмысление в работе Акимова К.Х. «Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы». Как указывает автор, лезгинские повести, количество которых перевалило за 80, отличаются идейно-тематическим и жанровым разнообразием.
Однако деление повестей лезгинских писателей, которое дает К.Х. Акимов, не может считаться убедительным, так как граница между разными видами повестей оказывается иногда нечеткой.
Появление жанра повести в лезгинской литературе связано с процессами возрождения, сближения и взаимообогащения национальных литератур в СССР, которые с 20-х годов развивались в ускоренном темпе.
Существенное значение в формировании дагестанского литературного единства, как отмечает академик Г.Г. Гамзатов, имело приобщение народов Дагестана к российской государственной общности, российской общественной мысли, культуре, литературе и искусству. В книге «Дагестанский феномен возрождения» он пишет: «Освоение опыта русской словесности, русской литературы и русского языка, заимствование литературных форм, жанров и приемов художественности и в целом совокупное воздействие российской действительности, а в сущности – европейских литературных традиций, уже с середины ХIХв. имели для дагестанской художественной культуры всевозрастающее и непреходящее значение». А в XX веке влияние традиций русской литературы еще более возросло.
Научная новизна исследования. Проблема конфликта и характера в лезгинской повести 50-70-х годов рассматривается в нашей работе впервые как двуединство. Кроме того, выявлены особенности композиции и сюжета, образной системы повестей, не рассмотренных или рассмотренных поверхностно предыдущими исследователями.
Диссертация является первой монографической работой, посвященной проблеме конфликта и характера в лезгинских повестях 50-70-х годов.
Методологической основой исследования послужили труды известных русских литературоведов: В. Белинского, М. Бахтина, В. Виноградова, А. Бочарова, В. Кожинова, М. Кузнецова, Л. Гинзбург,
Л. Тимофеева. Из дагестанских литературоведов мы опирались на исследования Г. Гамзатова, Г. Гашарова, С. Ахмедова, З. Гаджиевой, А. Вагидова, А.-К. Абдулатипова, З.Н. Акавова, К. Акимова, Т.Н. Пашаевой, М. Гусейнова, в которых освещены вопросы становления и развития национальной прозы, в том числе и жанра повести.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы- выявить особенности композиции и сюжета, в которых становятся очевидными конфликт и характер в лезгинских повестях 50-70-х годов.
Задачи исследования сводятся к следующему:
– проанализировать повести лезгинских авторов 50-70-х годов в единстве формы и содержания;
– выявить своеобразие конфликта и характера повестей указанного периода;
– рассмотреть схождение и расхождение образной системы в повестях лезгинских писателей 50-70-х годов;
– отметить достоинства и недостатки повестей.
Методы научного исследования. Для решения поставленных в диссертации задач использованы аналитический, системный и сравнительный методы.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Работа может представить определенный интерес для литературоведов, так как изучение сложных процессов формирования и развития жанра повести в лезгинской литературе, характера и конфликта в ней является одним из неисследованных звеньев во взаимосвязанной сложной структуре литератур народов Дагестана как целостного художественно-эстетического явления.
Практическое значение работы определяется тем, что она может быть использована при составлении учебников и пособий для школ, педколледжей и университетов. По материалам диссертации возможно подготовить спецкурс для студентов филологических факультетов вузов Республики Дагестан.
Положения, выносимые на защиту:
-
Лезгинская повесть 50-70-х годов представляет начальный этап данного жанра.
-
Лезгинские повести этого периода отличаются тематическим многообразием. Конфликт и характер в повестях составляет их содержательную основу.
-
Повести 50-70-х годов проникнуты лиризмом.
-
В повестях этого периода ставится проблема лирического героя.
-
Особенности композиции и сюжета лезгинских повестей названного периода. Композиция как средство создания конфликта.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании Отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы ДНЦ РАН. Основные положения работы изложены в 7 публикациях, в т.ч. в журнале рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ (Научный журнал «Вопросы филологии». Москва, 2006. № 6. С. 367-369).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 154 с.