Введение к работе
Работа посвящена исследованию характеров и конфликтов в лезгинских исторических романах Кияса Меджидова «Сердце, оставленное в горах» и Абдуллы Искендерова «Самур».
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что характеры и конфликты в лезгинском историческом романе еще не становились предметом целостного и системного изучения.
Несмотря на то, что дагестанские литературоведы А.Ю.Абдуллатипов, С.Х.Ахмедов, К.И.Абуков, К.Х.Акимов, А.М.Вагидов, Г.Г.Гашаров, Ш.А.Мазанаев и другие в своих работах так или иначе освещают данную проблему, тем не менее степень ее разработанности в аспекте исторической прозы оказывается недостаточной.
В лучших образцах художественной прозы глубоко и правдиво отражаются жизненные противоречия, воплощающиеся в различных видах конфликта. И это вполне объяснимо, так как реальная жизнь состоит из различных противоречий. В том случае, когда писатель, изображая реалии окружающей действительности, объективно показывает ее противоречия, можно говорить о его несомненном успехе. В этом отношении романы К.Меджидова и А.Искендерова представляются интересными, так как в них рассматриваются различные проблемы общественной и частной жизни — важнейшие конфликты XX века.
Несомненно, конфликт и характер тесно связаны между собой. Конфликт не только служит средством развития сюжета произведения и выражения его идеи, но и способствует выявлению, раскрытию различных граней характера героя.
Таким образом, выбор темы диссертации объясняется необходимостью исследования проблемы художественного конфликта, его роли в раскрытии характеров героев романов А.Искендерова «Самур» (малоисследованного в дагестанском литературоведении) и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах».
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются три книги, составляющие роман А.Искендерова «Самур», и роман К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах». В целях глубокого осмысления творческих принципов этих писателей проанализированы и другие их произведения, что позволило определить их взгляды и особенности творчества.
Изучена специальная научная литература, посвященная творчеству К.Меджидова и А.Искендерова, анализу исследуемых романов, а также литературоведческие публикации, в которых с разных сторон рассматривалась проблема характера и конфликта в художественном произведении.
Предметом исследования выступает анализ изображаемых характеров и конфликтов, их роли в реализации идейно-художественного замысла авторов романов.
Целью диссертации является исследование конкретных принципов,
особенностей изображения художественных характеров, а также определение роли и видов конфликта в романах «Самур» А.Искендерова и «Сердце, оставленное в горах» К.Меджидова в их обусловленности жанровой природой исторического романа.
Исходя из цели диссертации, поставлены следующие конкретные задачи:
изучить общетеоретические работы, касающиеся таких фундаментальных литературоведческих понятий, как характер и конфликт, дать их краткое сравнительное описание;
выявить способы и приемы создания характеров в исследуемых романах;
- проанализировать различные виды художественного конфликта,
встречающиеся в данных произведениях.
Структура работы, содержание и последовательность глав определялись поставленными задачами.
Степень разработанности темы исследования.
Во второй половине XX столетия наблюдается усиление внимания к исследованию характеров и конфликтов в исторических романах в русской, дагестанской и других литературах.
Методологическим ориентиром в исследовании этой проблемы являются фундаментальные труды М.М.Бахтина, С.Г.Бочарова, Л.Я.Гинзбург, В.В.Кожинова, Г.И.Ломидзе, В.Х.Оскоцкого, и других литературоведов. Мы также исходили из положений работ, посвященных изучению дагестанских романов, их героев и проблем: исследования К.А.Абукова, А.Г.Агаева, К.Х.Акимова, С.Х.Ахмедова, А.М.Вагидова, Г.Г.Гашарова, Ш.А.Мазанаева и др.
В работах названных литературоведов отражены отдельные аспекты исследуемой темы в контексте других проблем. Тем не менее, они освещают различные вопросы, касающиеся проблемы характера и конфликта в исторических романах, и во многом способствуют углублению проведенного нами исследования. Однако до сих пор нет специального монографического исследования, посвященного проблеме характера и конфликта в лезгинском историческом романе.
В диссертации проводятся теоретический и историко-литературный анализы избранной проблемы.
Методологической и теоретической основами диссертации послужили критические и литературоведческие работы отечественных (в том числе и дагестанских) исследователей литературы.
В качестве теоретической базы исследования характеров и конфликтов в исторических романах выступили прежде всего труды КА.Абукова, А.Г.Агаева, К.Х.Акимова, С.Х. Ахмедова, М.М.Бахтина, С.Г.Бочарова, А.М.Вагидова, Г.Г.Гашарова, Л.Я.Гинзбург, Г.И.Ломидзе, Ш.А.Мазанаева, В.Д.Оскоцкого, А.Г.Погребного, К.К.Султанова, Л.И.Тимофеева, М.Б.Храпченко и др.
Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к аналитическому, системному и целостному методам изучения романов А.Искендерова «Самур» и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах».
Исследуя способы создания характеров и конфликтов, анализируем романы в общественно-историческом и литературном контекстах эпохи.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема характера и конфликта в романах А.Искендерова «Самур» и К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» впервые становится предметом целостного и системного изучения. При этом анализируются различные способы создания характеров и выявляются виды художественного конфликта в вышеназванных произведениях. Подобный анализ позволяет определить новые грани в осмыслении художественных достоинств исследуемых романов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение при изучении характеров и конфликтов в произведениях большой эпической формы исторического характера.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования отдельных положений и выводов исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории дагестанской литературы вообще и лезгинской литературы в частности, а также при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по изучению произведений данных авторов.
На защиту выносятся следующие положення:
Проблема «характера» и «конфликта» в литературоведении является основополагающей.
В романе К.Меджидова «Сердце, оставленное в горах» изображены различные виды художественного конфликта, определяем их как внешний и внутренний виды конфликта.
Выразителем нравственного идеала писателя в романе «Сердце, оставленное в горах» является доктор Ефимов.
4. В создании характеров К.Меджидов большое значение придает
взаимохарактеристикам, авторской речи и речи персонажей.
Многоплановый характер изображения природы способствует лучшему раскрытию человеческой личности.
Содержание романа «Самур» определяют, в первую очередь, исторические события, что, естественно, отразилось в изображении характеров и конфликтов романа.
В романе «Самур» различные характеры показаны на фоне разнообразных конфликтов. Основной конфликт определен как конфликт эпохи.
В романе «Самур» А. Искендеров использует различные художественно-выразительные средства для воссоздания быта и обрисовки характеров героев (портреты, пейзажи, описание помещений и т.д.), что придает роману яркость, образность.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на заседаниях кафедры литератур народов России и
Кавказа ДГУ и кафедры гуманитарных предметов в МОУ лицее №3 г.Махачкалы. По теме исследования опубликованы три статьи, две депонированы в ИНИОН РАН.
Структура работы подчинена решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы - 152 страницы в компьютерном наборе.