Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра очерка в мордовской литературе Гузанова, Екатерина Валентиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гузанова, Екатерина Валентиновна. Эволюция жанра очерка в мордовской литературе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Гузанова Екатерина Валентиновна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/887

Введение к работе

Актуальность исследования. Категории «жанр» и «время» – понятия не только взаимосвязанные, но взаимообусловленные. На каждом последующем историческом этапе в жанрах происходят как проблемно-тематические, так и структурные трансформации в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем.

«Литературный жанр, – по определению М. М. Бахтина, – по своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы. <…> Жанр, – продолжает ученый, – всегда <…> и стар, и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра <…> Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития».

Жанр очерка является одним из наиболее значительных категорий литературы. В нем концентрируются признаки, позволяющие литераторам отобразить факты реальной действительности во всей их полноте и многообразии, «на разработку проблемной ситуации, воссоздание образа в очерке могут уйти недели, месяцы и даже годы» . Очерк – сложное явление, прежде всего потому, что стоит «на стыке» двух творческих направлений: литературы и публицистики. Своеобразие творчества прозаиков Мордовии в том, что каждый из них, являясь известным в республике беллетристом, вносит огромный вклад в развитие современной мордовской литературы и публицистики, а жанром, сближающим два «рупора» гласности, является очерк.

Современное «очерковое мышление» не отторгает достижений прошлого, наоборот, продолжает развивать ставшие традиционными жанры, насыщать их новыми чертами в соответствии с идейно-эстетическим опытом. В настоящем исследовании эволюция очерка в мордовской прозе рассматривается с 1920-го по 2013 годы. Но, говоря о «творческой памяти» жанра, нельзя не отметить важную роль «прародителей», которые способствовали становлению литературных жанров, очерка, в частности.

У каждого народа существуют просветители, которые актуализировали достижения этноса, придали им национальный, социокультурный смысл. Так, имя М. Е. Евсевьева тесно связано со становлением мордовской национальной культуры и просвещения. Знаток и собиратель образцов фольклора, он создал «энциклопедию народной жизни» мордвы. Значение его творчества в развитии литературы и культуры мордовского народа может быть глубоко понято лишь в тесной связи с современными литературными процессами. Важна роль в развитии «литературного облика» мордовской культуры П. И. Мельникова, В. Н. Майнова, С. К. Кузнецова, написавших первые монографические исследования о мордве. Реализация традиций творчества русских писателей в литературе мордвы прослеживается в работах З. Ф. Дорофеева, С. В. Аникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина и др. Так, С. В. Аникин – представитель литературной интеллигенции из мордвы – написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов – первый редактор и создатель саранской газеты «Мужик». Большое влияние на развитие мордовской литературы оказали А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишин. В их рассказах («Пепел», «Первый блин» А. И. Завалишина; «Товарищ Варвара», «В те дни» А. Я. Дорогойченко) судьбы героев, конфликты определяются не биографическими факторами, но значительными общественными катаклизмами, воздействующими на сознание и поступки человека. Мордовская литература конца XIX– первой трети ХХ века развивалась как самостоятельное авторское творчество, в котором, с одной стороны, реализовывалась преемственность русскоязычных традиций, с другой – шел процесс преодоления творческой инертности.

В настоящее время имеется немало работ, в которых исследуется мордовская очеркистика, «движение жанра очерка». Но, на наш взгляд, в них отсутствует четкая хронология становления, развития очерка; недостаточно глубоко проанализированы структурно-содержательные характеристики жанра; не раскрыта концептуальная взаимосвязь ранних очерков с современными очерковыми произведениями; не рассмотрены современные очерки, воплотившие в себе традиционные элементы, а также новые, приобретенные черты. Чтобы проследить данные явления, мы обратились к анализу творчества мордовских литераторов различных исторических периодов, которые на протяжении длительного времени способствовали совершенствованию очерковой прозы Мордовии. Кроме того, исследовали творчество И. З. Антонова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие мордовской очеркистики. Скрупулезное исследование очерковых произведений различных исторических периодов позволило определить своеобразие произведений современных мордовских писателей в постановке, разрешении актуальных вопросов и проблем.

Объект диссертационного исследования – очерковое творчество писателей Мордовии 1920–2013 годов в процессе формирования литературно-очерковых форм.

Предмет исследования – эволюционные трансформации жанра очерка в мордовской литературе.

Цель диссертационной работы – исследовать этапы формирования, развития, становления очерка в творчестве литераторов Мордовии в разные исторические периоды.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих задач:

– определить общественно-исторические предпосылки формирования очеркового жанра в прозе Мордовии довоенного периода;

– обосновать синтез героического и трагического в военных очерках мордовских литераторов;

– выявить приоритетную роль И. З. Антонова в совершенствовании жанра очерка, проанализировать проблемно-тематические, композицион-ные, структурно-содержательные, стилистические особенности его произведений, нашедших в дальнейшем выражение в очерках литераторов Мордовии;

– проиллюстрировать творчество И. З. Антонова как уникальное явление, способствующее переходу жанра очерка от публицистического к беллетристическому способу отображения фактов реальной действительности;

– исследовать творческие идейно-художественные, структурно-содержательные особенности мордовских очеркистов разных периодов, оказавших влияние на становление современной очерковой прозы;

– на основе метода контент-анализа, сравнить ранние произведения мордовской прозы с очерками более поздних периодов, с произведениями писателей и публицистов последних лет;

– определить традиционные элементы, а также новаторские начинания в современной мордовской очеркистике.

Цель и задачи исследования предопределяют выбор методов исследования: аналитический, историко-литературный, типологический, сопоставительный, сравнительно-исторический, описательный, структурно-функциональный и др.

Степень изученности проблемы.

В российском и мордовском литературоведении существует немало работ, посвященных проблемам становления и развития очерковой прозы. Это работы В. А. Апухтиной («Современная советская проза – (60–70-е годы»); В. И. Баранова («Новые дали творчества»); А. И. Брыжинского («Современная мордовская проза: движение жанра», «Процессы жанрового развития мордовской прозы»); Е. Я Бурлиной («Культура и жанр. Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза»); Л. Г. Васильева («Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки»); В. М. Макушкина («Обретение зрелости») и др.

Первой попыткой анализа путей развития мордовской очерковой прозы явилась работа Л. Р. Вдовиной «Деревенский очерк Мордовии 50–60-х годов». Автор работы отмечает, что данное исследование, в котором впервые рассматривается жанр очерка в мордовской литературе, «не претендует на всестороннее и полное исследование очерка», тем не менее, в диссертации Л. Р. Вдовиной скрупулезно изучены очерковые произведении мордовских и русских писателей, живущих в Мордовии.

Полезной и значимой для нашего исследования явилась работа Т. В. Адушкиной «Очерк в системе жанров мордовской литературы», в которой небезуспешно воссоздана объективная картина динамики очерка в конкретные периоды истории мордовской литературы; определено своеобразие его проблематики, тематики и поэтики .

Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Хализева, М. Б. Храпченко; Н. И. Глушкова, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, М. С. Черепахова, а также Л. Г. Васильева, А. Д. Ганчина, И. А. Дедкова, Л. Ю. Звягиной и др. Для определения очерка как жанра мордовской литературы привлекались труды Т. В. Адушкиной, А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Р. Вдовиной, В. И. Демина, В. В. Горбунова, И. К. Инжеватова, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, В. Е. Соколовой, Н. И. Черапкина и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

– проведена хронологическая систематизация мордовского очерка: от истоков его формирования (1920 г) до современности (2013 г);

– определены семантико-синтаксические особенности ранних очерков, проецирующиеся на развитие современных произведений;

– проанализировано публицистическое творчество И. З. Антонова периода Великой Отечественной войны, ранее не рассматриваемое в современной науке;

– отражено своеобразие писательского наследия И. З. Антонова, являющегося переходным этапом от публицистики к беллетристическому изложению в очерковой прозе Мордовии;

– исследованы идейно-тематические, структурно-содержательные, художественно-стилистические искания мордовских очеркистов разных исторических периодов;

– рассмотрены произведения современных мордовских писателей, не исследованные в мордовской литературе;

– проведен контент-анализ очерков авторов предшествующих исторических периодов с очерками современной мордовской прозы;

– выявлены традиции мордовского очерка, а также новаторские искания очеркистов Мордовии наших дней.

Результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. В 20-е годы XX века в мордовской литературе отсутствовала жанровая дифференциация, потому многие литературно-публицистические тексты, которые несли в себе очевидную очерковую сущность, определялись традиционно: рассказ, статья. Зарождение и становление жанра очерка в данный период тесно связано с именами З. Дорофеева, А. Дуняшина, Ф. Завалишина, А. Мокшони, Т. Раптанова, Ф. Чеснокова, Н. Эркая и др.

В очерках 1920–1930-х годов отражались злободневные темы и проблемы, свойственные исторической атмосфере: пробуждения классового самосознания бедноты; отношения к новой власти; образования, религии; роли женщины в обществе; колхозного строительства и пр.

И хотя проблемно-тематический диапазон ранних очерков достаточно многообразен, но очерки в целом носили агитационно-повествовательный характер, представляли собой информационно-публицистические тексты, констативные, описательные сообщения, в которых поверхностно, без глубокого анализа, обобщающих комментариев отражалась реальная действительность. Жанровые границы очерков были нечеткими, «размытыми».

2. Доминирующей функцией очерка военных лет (1941–1945 гг.) является агитационно-пропагандистская. Приоритетной формой отражения военной реальности являются портретные, событийные очерки с положительными героями. Данное обстоятельство обусловлено объективной причиной: советский народ нуждался в позитивных примерах, достойных подражания. В центре очерковых произведений данного периода были образы советских солдат, младшего офицерского состава, тружеников тыла, которые военными и трудовыми свершениями доказывали преданность стране. Художественное осмысление военной тематики находит свое воплощение прежде всего в очерках-портретах, портретных зарисовках. Образы героев преподносятся не изолированно от стилистико-изобразительных средств, они «слагаются» из описания внешности персонажей, особенностей речи, манер, жестов, поступков, субъективного отношения к действительности. Краткость, оперативность, доступность, эмоциональность – черты военных очерков, способствующие их мобильному распространению, осмыслению, а также информированию населения о ходе военных действий.

3. Многочисленные военные очерки И. З. Антонова, представленные в прозе, являются преимущественно «очерками боевых эпизодов», в которых отражаются характер человека, его психология, обстоятельства героических, нередко, трагических событий. Очеркист с помощью документальных образов показывает военные подвиги героев, в которых проявляются сила духа, мужество и стойкость.

Заслуга И. З. Антонова в том, что он был представителем не только прозаических очерков, но и автором очерков в стихах, в которых явственно обозначались приемы типизации и обобщения. В них как в зеркале отражались насущные темы времени, а «стрелка» его «творческого компаса» всегда «указывала» на актуальные вопросы, которые требовали не только рассмотрения, но нередко и разрешения.

4. Ведущей темой очерковой прозы 1950-х – 1960-х годов является «деревенская». Актуальность очерка в данный период была обусловлена историческими причинами: во-первых, сельское хозяйство признавалось наиболее «отстающим участком»; во-вторых, исследование реальной действительности давало очеркистам возможность затронуть проблемы, которые они не могли показать в другом жанре; в-третьих, перемены, наступившие в 1950-е годы, способствовали тому, что прозаики стали переходить к более глубокому обобщению, типизации, постановке значительных проблем хозяйствования. Начиная с «оттепели», очеркисты смело «заговорили» о социальных проблемах. Огромная роль в развитии очерка принадлежит И. З. Антонову, отразившему не «лакированные» факты, но реальную жизнь с проблемами и сложностями. Эмоциональность, непринужденный стиль повествования, художественность, перемежающаяся с достоверностью, актуальность и злободневность, фактографичность, типизация и обобщение, детализация и панорамность, стилистическая многомерность, диалогизация, умение подметить в жизни все то, что является «тормозом» в развитии коллективных хозяйств – характерные черты творчества И. З. Антонова. Очеркистом найдены яркие, убедительные характеристики негативного явления – «бурмистровщины», ставшего нарицательным понятием.

Данному периоду свойственны проблемные очерки, являющиеся по сути синкретичными формами жанра: в них отчетливы элементы портретных зарисовок, событийных сюжетов, познавательных элементов и пр.

5. В последующий период очерк характеризуется большей масштабностью охвата действительности, усилением художественного интереса к раскрытию внутреннего мира героев, их нравственно-психологических переживаний, философских исканий; многопроблемностью, аналитичностью, конфликтностью, гуманистическим пафосом. На данном этапе четко наметилась тенденция к осмыслению истории, культуры мордовского народа, к отображению положительного героя; интерес к современнику как к личности (положительной, реже отрицательной) становится характерной чертой очерка. Описательность, фактографичность, цифры, ранее присутствовавшие в мордовской очеркистике, отошли на второй план. В 1960–1980-е годы становятся востребованными очерки на социокультурную тематику – национальная, школьная, молодежная, спортивная, а также экологическая, историческая, и пр. Очерки становятся диалогичнее, аналитичнее, масштабнее, большая роль отводится художественным элементам: пейзажным, лирическим «вставкам», интонационной стилистике.

Впервые публикуются очерки о братстве народов СССР, их взаимном труде, коллективном творчестве, союзничестве. Большой интерес вызывают очерки, повествующие о связях Мордовии с зарубежными странами. Проблематика и тематика очерка обогащаются, географические горизонты расширяются.

6. Современный очерк в мордовской литературе – симбиозное жанровое образование, включающее в себя традиции 1920-х – 1980-х годов: описательность, мобильность, образность, обращение к анализу, выводам, типизации и обобщениям. Кроме того, жанру очерка присущи характеристики, обусловленные временем, новыми социально-экономическими условиями. В последние два десятилетия в очерках сконцентрировалось лучшее, что накопила мордовская очеркистика предыдущих периодов: проблемность, аналитизм, образность, достоверность, монологичность, диалогичность, лиричность, пейзажность и пр. Кроме того, очерк – синкретичный жанр, включающий в себя элементы проблемного, портретного, путевого и других подвидов очерков. Нередки очерки-исследования, очерки-размышления, очерки-воспоминания, очерки-эссе, в которых приоритетными вопросами являются обращение к проблемам национального языка, культуры, литературы, обращение к современнику как к личности, его внутреннему миру, философским взглядам, нравственным убеждениям. Прозаики демонстрируют умение не только констатировать, комментировать факты, но оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, в некоторых случаях, выходить за пределы социального анализа – стремление разрешать проблемы.

Очеркисты обращаются к различной проблематике: научная, спортивная, социальная, экологическая, пенитенциарная и др. Приоритетными темами современной мордовской очеркистики являются темы и проблемы развития нации, национального языка, истории и литературы, этнической культуры, краеведения и др. В очерковых произведениях данного периода представлены нравственно-психологические портреты героев. Причем, в современных портретных очерках образы раскрыты не описательно, не констативно, но посредством отображения обстоятельств, причин, породивших их, фактов из личной жизни, взаимодействия с «второстепенными героями».

В настоящее время очерк представляет собой сложившуюся форму отображения фактов реальной действительности. Это является свидетельством того, что жанры в мордовской литературе – не «застывшее» явление, но динамично развивающиеся, обогащающиеся новыми именами сегменты национальной литературы, способствующие духовному росту этнической культуры.

Эмпирической базой исследования являются тексты очерков мордовских писателей, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные проблемам становления и развития очерка в мордовской прозе.

Хронологические рамки исследования – 1920–2013 годы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности вузовского и школьного образования при разработке лекционных, практических, семинарских занятий преподавателями высших учебных заведений; а также в курсовых и дипломных работах, в спецкурсах по литературам народов Поволжья, Урала и пр. Введенный в научный оборот обширный теоретический и эмпирический материал может быть использован в дальнейшем исследовании заданной темы при создании теоретической основы для новых разработок; при написании монографий, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций по мордовской литературе.

Апробация работы. Положения данной работы нашли отражение в докладах диссертанта на научных конференциях в Саранске (2011, 2012, 2013); на всероссийской конференции с международным участием в Ульяновске (2011). По теме диссертации опубликована статья в российском научном рецензируемом журнале «Интеграция образования», рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Общий объем диссертации составляет 196 страниц.

Похожие диссертации на Эволюция жанра очерка в мордовской литературе