Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Хон Юрий Леонидович

Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков)
<
Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хон Юрий Леонидович. Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) : ил РГБ ОД 61:85-10/349

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. У истоков творчества 18

Глава вторая. Сюжет и конфликт в исторической новелле Л.Мартынова /"Воздушные фрегаты", "Черты сходства"/ 55

Глава третья . История и современность /С.Марков "Земной круг", "Вечные следы"/ 100

Заключение 149

Список литературы 159

Введение к работе

Советская литература - удивительный феномен XX столетия, она приковывает внимание всего мира постановкой актуальных проблем, масштабностью изображения событий и духовного мира человека. Новаторство советской литературы, ее исторический оптимизм и социалистический гуманизм рождены Великой Октябрьской социалистической революцией, открывшей новые пути общественного развития и наполнившей искусство новым содержанием.

В эпоху, когда "идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий"1,социалистическая культура, в т.ч.литература, должна "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности"2.

Достижения советской литературы получили высокую оценку на ХХУІ съезде КПСС. "В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства"3.

Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко. - Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М., Политическая литература, 1983, с.29.

Там же, с.47.

Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУТ съезду КПСС. - Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. Изд.второе, доп. - М., 1983, с.106.

60-70-е годы в советской литературе знаменуются интенсивным развитием малых жанров прозы. Появление рассказов и очерков В.Астафьева, С.Антонова, В.Белова, Ю.Казакова, Е.Носова, В.Шукшина и др. повлекло за собой оживленную дискуссию в нашей печати1.

Проблеме типизации в рассказе, поэтике и истории- жанра посвящен ряд литературоведческих работ, из которых обращает на себя внимание своей фундаментальностью, богатством фактического материала, глубиной анализа коллективное исследование "Русский советский рассказ. Очерки истории жанра" /Л., Наука, 1970/.

Интересные наблюдения о рассказе имеются в монографии А.В. Огнева "Русский советский рассказ" /М.,Просвещение, 1978/.

Таким образом, в изучении "малого жанра" нашим литературо-ведением проделана значительная работа , в результате которой отчетливо видно многообразие советского рассказа, его идейно-эстетические завоевания, его тенденции развития.

Однако вопрос жанровой классификации рассказа и очерка, их систематизации по-прежнему остается открытым. Отсюда неясность терминологии: рассказы социально-бытовые, психологические, сатирические, фантастические ; рассказы и очерки военные, морские, деревенские, производственные и т.д.

1 См.Дискуссии о рассказе в "Вопросах литературы" /1965/,"Литера
турной России" /1964.-80/, "Литературной газете" /1972-1973/.

2 Нинов А. Современный рассказ. Л., 1969 ; Шубин Э. Современный
русский рассказ, Л.,1974; Заморий Т. Проблема героического
характера в современном русском рассказе, Киев, 1976 ; Крамов
И. В зеркале рассказа, М., 1980; Современная русская советская
повесть, Л.,Наука, 1975. Бондаренко Г.В. Советский рассказ.
Изд. Знание. М.,1981. Этов В.И. Современный.рассказ.Изд.Зна
ние, М.,1983.

На наш взгляд, при определении вида рассказа наряду с "предметом и характером изображения"1 должен учитываться и способ типизации жизненного материала. Выделяя в "малой прозе" такие ее разновидности, как рассказ, новелла, очерк, следует отметить их отличие друг от друга.

Термин рассказ употребляется нами для обозначения одного из видов "малой прозы" .

Новелла, являясь типологической разновидностью рассказа, отличается необыкновенностью сюжета, стройной композицией и неожиданным финалом .

Если содержание рассказа, в том числе человеческих характеров, раскрывается преимущественно в развитии действия, в сюжете-эпизоде, то в очерке, как правило, обязательно аналитическая тенденция с задачей охарактеризовать какое-либо явление действительности. В отличие от рассказа в очерке преобладает бесфабульная композиция, основной "движущей силой в очерковом

сюжете является аналитическое начало, исследовательская идея,

„4 публицистическая мысль автора .

В то же время в литературе последних лет появилось немало книг, состоящих из новелл, очерков, повестей, в которых заметно переплетение очерково-новеллистических форм, усиление документального начала /"Повесть о жизни" К.Паустовского, "Рассказы

1 Русская литература, 1974, № I, с.223-229.

2 Шубин Э. Л., 1974, с.55-56.

^ Термины новелла и рассказ различали М.Горький, А.Толстой, К.Паустовский, из критиков И.Кравцов, Э.Шубин, В.Кожинов, В.И.Этов.

4 Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону, 1979, с.ПО.

о флоте" И.Исакова, "Брестская крепость" С.Смирнова, "Поиски, находки, тайны" Е.Осетрова, "Воздушные фрегаты" Л.Мартынова. Проф. Н.Глушков, современный исследователь очерка, справедливо считает М.Горького зачинателем этих традиций в очерке3-.

Сведение очерков и новелл в один цикл, в одну книгу, объединенную общей проблемой, единой авторской концепцией, позволило Л.Мартынову /"Воздушные фрегаты"/ и С.Маркову /"Земной круг"/ в прозе последних лет достичь необычайной выразительности, полноты в освещении событий, ставших достоянием истории.

Обращение к историческому материалу и его воплощение в форме циклизованных исторических новелл и очерков свидетельствует

0 новаторских поисках Л.Мартынова и С.Маркова.

Появление в современной советской литературе циклизованных новелл, объединенных в одну книгу, объясняется стремлением писателей расширить временные рамки рассказа, усилить эпическую полноту повествования. По этому принципу созданы "Хлеб - имя существительное" М.Алексеева, "Последний поклон" В.Астафьева, "Плотницкие рассказы" В.Белова, "Липяги" С.Крутилина.

При этом, по меткому замечанию одного из критиков, "циклизация представляет один из способов широкого, эпического обобщения, который приводит при известных условиях к перемещению произведений, сведенных в одно целое, из одного жанрового ряда

в другой" .

Таким образом, искания Л.Мартынова и С.Маркова отвечают тенденциям развития советской литературы на современном этапе.

Особый интерес в последнее десятилетие вызывает возрождение жанра исторической новеллы в творчестве М.Шагинян, С.Антонова,

1 Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону, 1979, с.175.

2 Кузьмичев И.К. Герой и народ. М., 1973, с.152.

С.Наровчатова, В.Канивца, Е.Осетрова и др.

В недавней дискуссии Ю.Нагибин верно отметил: "Вновь появился исторический рассказ, о котором мы почти забыли .

Надо отметить, что в разное время к жанру исторической новеллы обращались такие известные советские писатели, как А.Толстой, Ю.Тынянов, С.Бородин, М.Зощенко, Вс.Иванов, С.Марков, В. Ян. Между тем в монографиях об исторической прозе этот жанр не анализируется, в лучшем случае только упоминаются отдельные новеллы. Характеристики исторической новеллы нет и в таком серьезном исследовании, как "Русский советский рассказ" /Л., Наука, 1970/.

А между тем жанр новеллы имеет свою длительную и интересную историю развития.

Начало ее возникновения связано с эпохой Возрождения, с появлением в Италии "Декамерона" Бокаччо. Новеллы Бокаччо представляли собой яркие зарисовки картин быта и нравов, отражающих характерные черты новой буржуазной морали. Острая сюжетная ситуация, неожиданная развязка, лаконичность повествования определили успех новеллы, ее быстрое распространение по Европе.

По меткому замечанию И.Виноградова, "не только новый жизненный материал несла с собой новелла, но и новое отношение к нему"2. Причем, в новеллах Бокаччо были верно схвачены "типические характеры" эпохи, что было ступенью к реалистическому изображению действительности.

Однако в своем развитии новелла в различных эпохах наполнялась новым содержанием, вследствие чего изменилась и ее

1 Л.Р., 1980, № 3, 18 января, с.9.

2 Виноградов И. О теории новеллы, в кн. Вопросы марксистской
поэтики. М., 1972, с.247.

- 9 -форма.

Ощущая остро противоречия буржуазной действительности, писатели-романтики /Гофман, Шлегель, Э.По/ стремились передать субъективное восприятие мира, подчеркнуть исключительность личности в необыкновенной ситуации, заостряя внимание на изображении внутреннего мира героя. Не удивительно, что в новеллах Конан Дойля, Эдгара По выделяются аналитические способности героя, его умение логически мыслить и обобщать наблюдения.

Как правило, новеллы романтиков отличаются занимательностью интриги, четким сюжетным рисунком, меткостью деталей, но все это зачастую не передает верно основные противоречия жизни. Внимание романтиков часто привлекали случайности, загадочные явления мистического характера, что явно обедняло содержание новеллы.

Заметное обогащение новеллы конкретным жизненным содержанием происходит в творчестве Тургенева, Чехова, Мопассана.

В их произведениях противоречия жизни, даны в образных кар-тинах* живых характерах. В каждой острой ситуации писатели-реалисты выявляют типичные черты, сущность буржуазной действительности. Необыкновенная дорожная ситуация, описанная Мопассаном в известной новелле "Пышка", позволяет писателю разоблачить ханжество буржуазной морали.

При этом характеры зачастую даются в готовом виде, как типичное явление для общества, отравленного стремлением к личному благополучию. Конфликтные ситуации в новеллах Мопассана помогают резче выделить противоречия капиталистического мира,особенно заметные благодаря предельно сжатому повествованию.

Русский рассказ за длительный период своего существования прошел интересный путь развития, отличный от европейского.

Авторы монографии "Русский советский рассказ" отмечают зарождение русской новеллистики во второй половине ХУЛ - начала ХУШ века, выделяя социально-бытовые и сатирические новеллы.

А между тем возникновение малых жанров в русской литературе, на наш взгляд, следует отнести к эпохе Киевской Руси. В русской летописи, в "Повести временных лет" обнаруживаются десятки исторических и бытовых рассказов, объединенных в хрони-

кальной последовательности-1-. Ярко выраженное героическое начало, глубокий историзм и патриотизм являются характерными чертами древнерусской литературы.

Эта традиция позднее получит блестящее развитие в творчестве А.С.Пушкина, в историческом очерке "Арап Петра Великого" и в повести "Капитанская дочка".

Новеллы А.С.Пушкина /"Повести Белкина"/ отличаются четким сюжетным рисунком, резкими поворотами действия, неожиданным финалом. Безусловно, А.С.Пушкин учитывал поэтический опыт своих предшественников Н.Карамзина и А.Радищева, создавая очерк "Путешествие в Арзрум".

М.Ю.Лермонтов продолжит пушкинскую новеллистическую традицию в романе "Герой нашего времени" /главы "Тамань", "Бэла"/.

В жанре исторической повести /"Тарас Бульба"/ успешно работал Н.В.Гоголь.

Прекрасные рассказы и очерки о современности составили книгу "Записки охотника" И.С.Тургенева.

Обогащение жанра наблюдается в "Севастопольских рассказах" Л.Толстого, отличающихся достоверностью фактов и типов, историзмом. В сущности Л.Толстой возродил в жанре рассказа героичес-

См. Этов В.И. Современный рассказ, с.9.

- II -

кую традицию воинских повестей древнерусской литературы.

Следующий этап в развитии новеллы закономерно связывается с творчеством выдающегося русского писателя А.П.Чехова. Талант Чехова проявился в умении изображать жизнь в чрезвычайно сжатой миниатюре. С помощью двух-трех деталей, лаконичных описаний писатель метко схватывает своеобразие социального положения героя.

По мнению В.Катаева, Чехов "достиг величайшего совершенства в умении слить два элемента художественной прозы - изобразительный и повествовательный - в одно общее целое .

В творчестве великого писателя можно найти различные жанры рассказа, отличающиеся краткостью, правдивостью описаний, точностью психологических характеристик, широтой и глубиной обобщений, емкостью деталей.

В новеллах Чехова легко отыскать все признаки жанра: обстоятельное описание в экспозиции, быстрое развитие действия, неожиданный финал, новизну материала, сгущенность повествования, цельность сюжета. Новаторские искания Чехова оказали заметное влияние на творчество современных и последующих писателей XX века.

Именно в творчестве выдающихся писателей /Л.Толстого, А. Чехова, М.Горького, И.Бунина, А.Куприна/ начала XX века жанр новеллы получил большую идейно-эстетическую нагрузку, отвечающую прогрессивным запросам времени.

Важным завоеванием новеллистики конца XIX, начала XX века было появление в ней исследовательского элемента, раскрывающего истинные причины социального зла, губительного воздействия ка-

* Цит.по кн. Гречнева В. Русский рассказ конца ХІХ-ХХ века, М., 1979, с.38.

питалистической действительности на человека.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла новые пути развития литературы, выдвинула новые темы, образы, изменила содержание конфликтов.

По справедливому замечанию крупного современного исследователя исторической прозы - "Главной темой советского исторического жанра в первые годы его развития была... "родословная революции"..., острота и напряженность великого социального конфликта в годы революции возбуждали интерес писателя к таким историческим конфликтам в прошлом, в которых столкновение и борьба классов проявлялись так же наглядно и резко .

Первыми в советской литературе к историческим жанрам обратились такие поэты и прозаики, как А.Блок и С.Есенин, А.Чапыгин и О.Форш, А.Луначарский и Ю.Тынянов, В.Шишков и Н.Тренев.

В поэмах, пьесах, новеллах, повестях и романах первых лет революции правдивое изображение героической борьбы трудящихся против угнетателей сочетается с резкой критикой эксплуататорского общества, с утверждением решающей роли народа в истории. В это время жанр исторического рассказа привлек внимание А. Толстого /"День Петра"/.

Заметным явлением в исторической прозе 20-х годов стала новелла "Подпоручик Киже" Ю.Тынянова, обличающая бюрократизм и гнилость самодержавного строя. Удачно выбранный сатирический сюжет позволил автору запечатлеть мрачную атмосферу лжи и лицемерия, бездушия, праздности, пронизывающей придворное общество, государственный аппарат императорской России.

Петров Сергей. Русский советский исторический роман, М., 1980, с.15.

- ІЗ -

Правдивое воспроизведение исторического прошлого через социальные конфликты времени осуществляется Ю.Тыняновым с помощью занимательной интриги, колоритно выписанных деталей быта, мастерски построенной композиции.

Сильная сторона дарования Ю.Тынянова в умении, казалось бы, в единичном, случайном факте увидеть и запечатлеть основное содержание эпохи, ее закономерность в их типичных проявлениях. Следует отметить изящество слога Ю.Тынянова, прекрасный стиль повествования, соответствующий нормам литературного языка, что было особенно важно в конце 20-х годов. Вспомним выступления М.Горького против злоупотребления писателями диалектизмами,жаргонизмами, архаизмами, снижающими художественную ценность произведений.;

"Какая поразительная сила таланта, какая яркость красок и, несмотря на совершенно неправдоподобный сюжет, какое полное правдоподобие"1 - писал Вс.Иванов, прочитав рассказ "Подпоручик Киже".

Ю.Тынянов расширил жанровую функцию исторической новеллы, внеся в нее сатирическое изображение, что является своеобразным приемом в исследовании действительности.

Новаторские искания Ю.Тынянова в области исторической сатирической новеллы : позднее, в 30-е годы, были развиты в несколько ином аспекте М.Зощенко в его исторических рассказах "Голубая книга".

Искания М.Зощенко, создавшего интересную форму миниатюры, обогатили новеллистику. Исторический анекдот стал основой сюжета новелл М.Зощенко, и здесь большую роль в определении идейного смысла новелл играет подтекст, создаваемый с помощью по-

* Иванов Вс. Собр.соч.в восьми томах, М., 1978, т.УШ, с.175.

вествователя, комментирующего исторические факты, события.

При этом автор использовал художественный опыт Л.Толстого и А.Чехова в области новеллистики. В частности, рассказ Л.Толстого "Кавказский пленник", по выражению Б.Эйхенбаума, "построен на самих событиях, на самом сюжете - на самом простом интересе к тому, чем дело кончится"1. Новеллы М.Зощенко построены по тому же принципу, на внимании читателя к необычным случаям из далекого прошлого.

В 30-е годы к исторической прозе обращается писатель В. Ян^. Его рассказы и очерки отличаются живыми характерами, красочными пейзажными зарисовками, раскованностью сюжета, публицистичностью.

Отказавшись от новеллистического повествования, В.Ян продолжил в малом жанре традиции Тургенева, Бунина, заключающиеся в подробном описании интерьера, пейзажа, внутреннего мира героев, лиризме и поэтичности.

Интересные мемуарные новеллы о времени и о себе были созданы в 30-е годы О.Форш. По замыслу писательницы на первом плане "Живописной автобиографии" предполагалось изображение эпохи и ее людей, начиная с 1872 года до 1939 года. О.Форш писала: "Это не совсем обычная автобиография, образ эпохи, ее людей здесь выступает на первый план. Книга строится не в мемуарном

плане, а на сюжетной основе. Она будет состоять из 20 новелл"0.

1 Русский рассказ конца XIX-XX века, М., 1979, с.13..

2 См.'Толубая.сопка Заратустра", "Овидий в изгнании", "Письмо
из скифского плена" / в кн. Ян В.,Загадка озера Кара-Hop, М.,
1961/.

3 Форш О.Д. Собр.соч.в восьми томах, М-Л, 1964, т.УІ, с.638-639.

О.Форш указывала на сложность воплощения исторического материала в одной книге в форме циклизованных новелл. Писательница написала девять новелл, из которых лучшими, на наш взгляд, являются "Филаретка", "Шапокляк", "Первая любовь", "Виев круг". В этих новеллах процесс духовного становления автобиографического героя дан в тесной связи с историей страны, с ее культурой. Однако интересный замысел не был доведен до конца. С этой задачей справился спустя сорок лет Л.Мартынов, объединивший свои новеллы в книге "Воздушные фрегаты".

Развитие жанра исторической новеллы и очерка продолжалось в 40-е годы, например, в творчестве Вс.Иванова, В.Яна, С.Маркова1.

Таким образом, в советской литературе сложился жанр исторического рассказа, отличающийся разнообразием формы, богатством проблематики, высокой идейностью, образностью.

Появление в 60-70-е годы исторического рассказа и очерка в творчестве ряда известных советских писателей выдвигает на повестку дня необходимость тщательного изучения исторической новеллистики.

Особенно удачны произведения малых жанров на историко-революционные темы: у М.Шагинян - "Билет по истории", "Рождество в Сорренто", С.Антонова - "Огонек вдалеке", В.Канивца - " Студент университета", повести и рассказы М.Прилежаевой, З.Воскресенской, Е.Драбкиной. Рассказы о деятелях культуры.;' истории памятников и городов заняли видное место в творчестве Ю.Нагибина, Е.Осетрова, С.Наровчатова, С.Алексеева.

Значительный вклад в развитие советской исторической прозы

В 1946-1954 гг. в журнале "Вокруг света" печатались исторические очерки и новеллы С.Маркова.

внесли С.Марков и Л.Мартынов. Их проза представляет исключительно благодатный материал для выявления своеобразия жанра исторической новеллы, путей художественной типизации, способов воссоздания исторического прошлого и его связи с современностью.

Специфика исторического рассказа позволяет писателям в сжатой небольшой форме воскрешать яркие страницы русской истории, русской культуры, героические подвиги, ее славных сынов. Актуальность выбранной проблемы объясняется ведущей ролью рассказа в современном литературном процессе, как "разведчика нового" в освоении действительности.

В нашей работе прослеживаются творческие взаимосвязи двух больших самобытных художников:Л.Мартынова и С.Маркова,-их поиски в различных жанрах, и прежде всего в области новеллы и художественного очерка.

Цель исследования: определить характерные черты современных исторических очерков и новелл, обновление и обогащение жанра в плане поэтических традиций путем сравнительно-типологического анализа творчества Л.Мартынова и С.Маркова.

Огромный материал исследования определил и построение нашей работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. В введении дается краткий обзор развития малых жанров русской литературы и обоснование актуальности данной работы.

Первая глава - "У истоков творчества Л.Мартынова и С.Маркова" посвящена становлению метода двух художников слова, закономерности их обращения к исторической прозе.

Вторая глава - дает анализ конфликта, сгажетосложения, способов воссоздания характеров в книгах Л.Мартынова "Воздушные фрегаты" и "Черты сходства".

Третья глава - "История и современность" определяет поэ-

тические средства художественной типизации в исторических очерках и новеллах С.Маркова, различные формы документализма в исторических "малых жанрах", идейно-эстетическое значение книг "Земной круг", "Вечные следы".

Заключение: Подведение итога развития советского исторического очерка и новеллы, обобщение художественных открытий Л.Мартынова и С.Маркова в прозе 70-х годов, их место и значение в литературном процессе.

У истоков творчества

Творчество старейших советских писателей Леонида Николаевича Мартынова и Сергея Николаевича Маркова в 70-е годы характеризуется удивительной интенсивностью, содержательностью, художественностью, высокой гражданственностью . Широко известный читателю как автор десятков замечательных поэтических сборников, Л.Мартынов в начале 70-х годов выпустил свою книгу мемуаров "Воздушные фрегаты , представляющую собой своеобразное повествование о сложных путях поэзии, об истории возникновения советской литературы Сибири, истории создания его стихотворений, перемежающимся размышлениями о специфике литературного творчества . Признанием большого и самобытного таланта Л.Мартынова, успешно работавшего в самых различных жанрах литературы, явилось присуждение ему в 1966 году Государственной премии РСФСР, в 1974 году Государственной премии СССР. В последние годы писатель подготовил и выпустил Сочинения в трех томах, куда вошли лучшие стихотворные и прозаические произведения.

С.Н.Марков, наряду с поэтической деятельностью , опубликовал в печати свои книги о первопроходцах и мореходах: в 1966 году выходит книга "Земной круг", в 1973 году - "Вечные следы", в 1978 году - "Летопись". Последние произведения С.Маркова следует, на наш взгляд, отнести к главным книгам писателя, подводящим не только итог многолетних кропотливых изысканий, но одновременно являющихся своеобразным завершением его литературной деятельности.

Большой вклад С.Маркова в развитие советской литературы был отмечен орденами "Знак Почета" и Дружбы Народов. Проза писателя 60-70-х годов достигает необычайной ясности, стройности, поэтичности. Небольшие очерки и новеллы содержат огромный материал, облеченный в сжатое лаконичное повествование, поражает острота и глубина проникновения С.Маркова в далекие эпохи, в культуры и быт разных народов мира. Обращение к исторической теме, опора на документальность, поиск новых жанровых форм, выход в современность, высокая идейность, актуальность затрагиваемых проблем - все это чрезвычайно характерно для творчества Л.Мартынова и С.Маркова.

Настоящий талант всегда поражает своей сложностью, многообразием форм, глубиной проникновения в действительность. В разные периоды своей жизни Л.Мартынов и С.Марков выступали то в качестве поэтов, то в качестве прозаиков и критиков. Обращение в 70-е годы к исторической теме двух известных художников советской литературы не является неожиданным в их творчестве1.

Достаточно отметить, что Л.Мартынов и С.Марков еще в 30-40-е годы работали, в этой области. Рассматриваемый период интересен прежде всего тем, что Л.Мартынов и С.Марков уже тогда обратились к серьезному изучению истории Сибири, особенно ее Севера, разыскивая в архивах материалы, принимали участие в археологических экспедициях. Не случайно и С.Марков и Л.Мартынов были в те годы членами Общества по изучению Сибири.

Ряд очерков С.Маркова, опубликованных в периодике тех лет, вызвал интерес общественности новизной фактов и глубиной освещения. С.Маркову принадлежат первые публикации материалов об исследователе Севера боцмане Н.А.Бегичеве, о судьбе пропавшей экспедиции норвежцев. Усилиями С.Маркова в Сольвычегодске был обнаружен архив Строгановых, в Джаркенте - библиотека 7-го Сибирского казачьего полка с ценными рукописями о Западном Китае, Тибете и т.д. Активная гражданская и научная деятельность С.Маркова в 1934 году была отмечена благодарностью от Северной базы АН СССР за содействие научным организациям Севера. Здесь же следует отметить, что изучение истории Сибири, занятия журналистикой у Л.Мартынова и С.Маркова шли одновременно с писанием стихов, новелл и поэмг.

Оба писателя в те годы не предполагали, что интерес к исторической тематике с годами, по мере накопления материала, только усилится и, оформившись в своеобразную историческую концепцию, потребует своега художественного воплощения, но уже в 60-70-ые годы.

Сюжет и конфликт в исторической новелле Л.Мартынова /"Воздушные фрегаты", "Черты сходства"/

Творчество лауреата Государственной премии СССР Леонида Николаевича Мартынова - явление необыкновенное в советской литературе. Он является автором замечательных стихотворений, широко известных исторических поэм и повестей, литературно-критических статей. Общеизвестна его большая переводческая и критическая деятельность, познакомившая нас с творчеством таких поэтов, как Ф.Вийон, А.Рембо, Ш.їїетефи, А.Гидаш, Я.Неруда, А.Мицкевич, Я.Кохановский, П.Неруда, Х.Такташ, Э.Межелайтис, Г.Суворов и др.

Вокруг его произведений нередко возникают разноречивые суждения критиков - так было с его историческими поэмами 30-х годов, стихотворениями 40-х годов, автобиографическими новеллами 70-х годов.

Внимание критики прежде всего привлекала необычная форма, сочетание возвышенного и будничного, абстрактного и конкретного, романтического и сатирического., соединение в одном произведении элементов различных жанров и стилей. Леонида Мартынова отличает высокая требовательность к художественному произведению, прекрасное знание отечественной и мировой литературы, постоянный поиск выразительных поэтических средств, большое трудолюбие .

В 1974 году выходит его книга "Воздушные фрегаты" вызвавшая поток журнально-газетных рецензий1.

В книге "Воздушные фрегаты" особый интерес для литературоведов и читателей представляют страницы, посвященные важным проблемам поэтического мастерства: связи искусства с действительностью, традиции и новаторства, диалектики творчества,рождении образа и его художественного воплощения, проблемы перевода, проблемы содержательности и идейности искусства. То есть, книга раскрывает процесс рождения художника - от его первых поэтических опытов до зрелых художественных произведений, одновременно с этим и эволюцию идейно-эстетических взглядов поэта.

"Воздушные фрегаты" Л.Мартынова представляют собой книгу новелл, спаянных общим лирическим настроением, стилевой манерой, образом повествователя. Как и всякий большой художник, Л.Мартынов, обратившись к прозе, сохраняет свою поэтическую самобытность, но и не утрачивает своей связи с поэзией. Эта связь проявляется в ассоциативном принципе повествования, яркой метафоричности, в использовании своих и чужих стихотворений, необыкновенностью судеб и характере героев, в стремлении к полному и точному описанию действующих лиц и событий.

Книга "Воздушные фрегаты" интересна и в жанровом отношении. Мемуары, мемуарные новеллы, документальные новеллы, автобиографические рассказы, эссе, очерки - таков жанровый состав книги по мнению современной критики. На наш взгляд, книгу Л.Мартынова "Воздушные фрегаты" составили исторические новеллы и очерки. Не случайно сам автор подчеркнул в заглавии - новеллы.

В исторических новеллах Л.Мартынова легко обнаруживаются все признаки этого жанра: дистанция времени, исторические детали, колорит эпохи, изображение событий и характеров в исторической перспективе. Причем в этих новеллах сильно чувствуется связь с сегодняшней действительностью, выражающаяся в современном взгляде на далекое прошлое, в изображении нравственных конфликтов, не теряющих значения и в наши дни. Таковы новеллы, посвященные изображению Сибири периода первой мировой войны и послереволюционной эпохи: "Детские грезы", "Семейные предания", "Екатерининский завод", "Революция", "Омские озорники", "Зеркальщик", "Лик ликбеза".

Объединение исторических новелл и очерков, различных по жанровому содержанию, способствует пониманию смысла прошедших событий "в общей цепи их развития, в общей их связи , связи, проявляющейся в творческом начале человеческой личности, существующей в разные времена у всех народов, без которого немыслимы научно-технический прогресс, искусство, мировая культура.

Это творческое начало объединяет героев книги "Воздушные фрегати , поэтов, писателей, художников, учёных. Только победа Великой Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти способствовали раскрытию всех способностей человеческой личности. Истинное творчество,свободное творчество всегда направлено на благо народа - вот идейный смысл книги "Воздушные фрегаты".

На первом этапе пробуждения интереса к поэзии, к самостоятельному творчеству огромное влияние на юного Л.Мартынова оказали стихотворения выдающихся поэтов XX века А.Блока и В.Маяковского. Об этом рассказывается в новеллах "Детские грезы", "Семейные предания", "Вторая любовь .

Правдивому воспроизведению далекого прошлого способствует непринужденное повествование автора, в котором наряду с различными справками /исторического, экономического, этнографического характера/ соседствует занимательный рассказ о детских увлечениях героя техникой, рисованием, но только не поэзией. Своеобразие исторических новелл Л.Мартынова в том, что историческая эпоха, атмосфера тех лет предстают через раскрытие мироощущения героя, его эмоций, и поступков. Благодаря чему далекое прошлое оживает, становится удивительно осязаемым.

В.Маяковский покорил юного Л.Мартынова новыми художественными принципами в искусстве, яркой метафоричностью, конкретностью рисунка, ассоциативностью мышления. Мартынов признавал: "С помощью Маяковског я понял, что такое поэзия вообще" /Ш, 27/.Через Маяковского Л.Мартынов приходит к пониманию Лермонтова, Аполлинера, А.Рембо, Верлена, Бодлера, Малларме, Поля Фора, Тристана Корбьера.

История и современность /С.Марков "Земной круг", "Вечные следы"/

Историческая проза Сергея Маркова представляет собой одно из интереснейших явлений в русской советской литературе. В ней, с одной стороны, отчетливо прослеживаются тенденции развития исторических жанров советской литературы на разных ее этапах, с другой стороны, ясно видна эволюция художественных взглядов одного из старейших советских писателей. Поэтому изучение литературного наследия С.Маркова предполагает учитывать тесную связь творчества писателя с литературным процессом 40-60-х годов.

Одним из признаков настоящего таланта является его самобытность, которая своеобразно проявляется в тематике произведения, выборе образов, композиции, поэтике.

В годы Великой Отечественной войны в советской литературе наблюдалось интенсивное развитие исторических жанров. В это время "авторы советских военно-исторических романов обращались к наиболее ярким эпохам в военной истории нашей родины . На страницах книг появились имена национальных героев: Александра Невского, Ивана Сусанина, Минина и Пожарского, Суворова и Ушакова, Кутузова и Багратиона и т.д. Особенно плодотворно развивалось в этот период творчество писателей А.Толстого, Вс.Иванова, С.Голубова, А.Степанова, С.Сергеева-Ценского, В.Шишкова, В.Яна. Советских писателей-историков прежде всего интересовали истоки народного патриотизма и героизма. Сергей Марков, находясь на службе в рядах Советской Армии, пробует свои силы в жанре исторической баллады, стихотворения, а в конце войны создает ряд исторических повестей и очерков о землепроходцах и мореходах.

Исторические поэмы и баллады С.Маркова необычайно колоритны и лиричны. В своих героях поэт выделяет беззаветное служение родному народу и отчизне, чувство патриотизма является органическим свойством Ильи Муромца, Евпатия Коловрата, Ивана Сусанина. Поэтому естественными являются лирические раздумья былинного богатыря о Родине: "Топтал конем немало я дорог -Нигде такой не видел благодати! О мать-земля, отеческий порог, Родная печь да крепкие полати!.. ... Пусть поминают старого Илью Не шумом да не звоном колокольным. Не нужно славы мне. Лишь славилась бы Русь!" /"Илья Муромец", 1941/ Имена Александра Невского, Козьмы Минина, Александра Суворова дороги поэту как символ неувядающей славы русской доблести, воинской отваги, которую с честью продолжают их потомки. В связи с этим справедливо замечание поэта Сергея Поделкова, что история в стихах Маркова "есть современность, ибо она повернута светом героики в нашу действительность, связывает воедино прошлое, настоящее и будущее народа"1. Интересны поиски С.Маркова в области исторической прозы, в которой писатель сумел найти свои темы и образы. Героями его исторических повестей, созданных в годы войны и опубликованных после нее, стали известные русские путешественники Н. Пржевальский, Н.Миклухо-Маклай, С.Дежнев, открытия которых широко известны во всем мире.

По мнению современной исследовательницы творчества С.Маркова, "основной признак его прозы - обращение к трудам ученых. Здесь перед нами довольно сложная форма единства научного и художественного, когда первое /наука/ питает второе /научно-художественное произведение/. Черты художественности легко можно открыть и в познавательном материале, освоенном писателем .

Впервые эта особенность С.Маркова отчетливо проявилась в 40-е годы в его исторических повестях о Н.М.Пржевальском и Н.Н. Миклухо-Маклае. В Пржевальском удачно воплотились лучшие черты русского народа: патриотизм, отвага, решительность, трудолюбие, любознательность, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Писателю удалось создать яркий запоминающийся образ ученого.

В главе "Петербургские хлопоты" автор приводит ряд сведений об истории изучения Тибета и Восточного Туркестана. Кто только не интересовался этой загадочной страной: в ХІУ веке монах Одорик из Парденона, в ХУЛ веке монах Антонио Аседрода, святые отцы Довиль и Грюбер, в ХУШ веке монахи Фрейре, Дезидерн монахов из ордена капуцинов во главе с Орацио делла Пенна, англичане Георг Бокль, Самуил Тэрнер, в 1866 году - монах-ла-зарист Гюк, В ранное время интересовались Центральной Азией русские отцы Иакинф, Илларион, Аввакум, Палладий. Одновременно С.Марков дает сжатый обзор истории дунганов, упоминая о восстании 1862 года, о войне с Китаем 1870 года /гл. "На Куку-Норе"/.

Весь этот огромный исторический материал говорит о сложности и трудности походов Н.М.Пржевальского, часто подвергавшегося смертельным опасностям. Таким образом, исторические справки в прозе С.Маркова выполняют существенную композиционную нагрузку, способствуя раскрытию идейно-тематического содержания произведений, дополняя характеристику образов. В дальнейшем творчестве писателя такой прием /опора на документ, историческую справку/ из второстепенного станет основным, что несомненно будет связано с повышением роли документальности в литературе 70-х годов.

В главе "В камышах Лоб-Нора" автор замечает, что в Восточном Туркестане, у озера Лоб-Нор в разное время побывали португалец Марко Поло, австриец Адольф Шлагинтвейт, казах Чокан Валиханов, раскольники с Алтая, искатели Беловодья. В связи с этим важным фактом является утверждение писателя о том, что "пути открывателей скрещиваются, мысли их и чаяния переходят от одного к другому, и страсть к открытиям - бессмертна" /с. 64/. Эта идея позднее ляжет в основу следующей книги С.Маркова "Земной круг" /1966/, знаменующей собой новый этап в творчестве писателя-историка.