Введение к работе
Новелла как жанр, достаточно популярный в мировой литературе, в России первой трети XIX в находился в процессе формирования К этому жанру активно обращались В Ф Одоевский, А А Мар-линский, М Н. Загоскин, О.М Сомов, А Ф Вельтман, А Погорельский, М.П Погодин, В.И Панаев и целый ряд других писателей
Исследователи по силе дарования и значимости творческих свершений, как правило, относят этих художников слова ко «второму» и «третьему» литературному плану Однако, с нашей точки зрения, в их ярком и самобытном творчестве выявляются тенденции, характерные для развития и бытования жанра новеллы в русской литературе указанного периода
В монографиях (Н М Ильченко, Е А Сурков и др ) и диссертациях (А В Александров, Е.В Балашова, В В Брио, Т В Грудкина, Н.М. Зудина, Е А. Ломова, Т.А Никольская и др), посвященных творчеству В Ф Одоевского, А.А. Марлинского, М Н Загоскина, О М Сомова, А.Ф Вельтмана, А Погорельского, М П Погодина и других писателей, новеллы как жанр практически не рассматривались Кроме того, многие новеллы первой трети XIX в исследователи анализируют как рассказы или повести
Таким образом, проблема углубленного изучения жанра новеллы в русской литературе первой трети XIX в остается актуальной для современного литературоведения
Объект исследования — малая проза русских писателей первой трети XIX в
Предмет исследования — жанр новеллы первой трети XIX в., его типы и модификации
Цель диссертации — выявить специфику развития жанра новеллы в русской литературе первой трети XIX в.
В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи работы
определить характерные черты фантастических новелл этого периода, показать многообразие их типов и модификаций,
осмыслить особенности проблематики и поэтики нефантастических новелл первой трети XIX в , проанализировать их типы и модификации,
выявить место жанра новеллы в литературном процессе первой трети XIX в
Методологической основой диссертации послужили теоретические разработки ведущих отечественных ученых по проблемам поэтики
(И А Виноградов, Е М Мелетинский, Б Томашевский), жанра (В В Кожинов,ЕМ Мелетинский, М А Петровский, Т Н Поспелов и др) и художественного метода (ГА Бялый,ЕА Маймин,ЮВ Манн, В М Маркович, П А Николаев, М Тертерян, У Р Фохт, Г М Фрид-лендер)
В основу методики исследования положены принципы целостного анализа идейно-художественной структуры произведений под углом зрения их жанровой поэтики в сочетании с разными видами ис-торико-сопоставительного анализа (генетического и типологического)
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые дается развернутое исследование жанра новеллы первой трети XIX в В связи с этим в сферу анализа вовлекаются произведения, мало изученные или практически не прокомментированные в науке «Ольга», «Эротида» , «Иоланда» А Ф Вельтмана, «Посетитель магика» А. Погорельского, «Как аукнется, так и откликнется» М П Погодина, «Мартингал» В Ф. Одоевского и др
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что дана панорама бытования жанра новеллы в русской литературе первой трети XIX в , выявлены многочисленные типы и модификации новеллы, сделаны выводы о специфике развития жанра в этот период
Результаты исследования имеют практическое значение и могут найти применение в общих курсах истории русской литературы ХГХ в , в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству В Ф Одоевского, А А Марлинского, М.П Загоскина, О М. Сомова, А Ф Вельтмана, А Погорельского, М П Погодина, Е А Баратынского и др писателей первой трети XIX в
Положения, выносимые на защиту
1 Среди фантастических новелл первой трети XIX в выявляются такие типы, как новеллы-сказки, новеллы-былички, готические новеллы, новелла-миф и их модификации В основе практически всех рассмотренных новелл лежит невероятное — сказочное, таинственное или сверхъестественное — событие В произведениях проявляется интерес писателей к мистике, к поведению человека при встрече с нечистой силой, мнимой или инфернальной
Новеллы этой группы сохраняют практически все компоненты жанра Для них характерны динамичный сюжет, однособытийность и форма повествования «рассказ в рассказе», а ретардация, осуществляясь посредством подробной детализации, лишь в некоторых случаях ослабляет жанровую специфику новеллы
2 Нефантастические новеллы первой трети XIX в представлены типами новеллы-анекдоты, святочные, психологические, лиро-эпические, таинственные новеллы В их основе, кроме анекдотических происшествий или ситуаций розыгрыша, часто лежат трагические сюжеты
В нефантастических новеллах наблюдается ослабление жанрового канона В психологических и лиро-эпических новеллах развертывание эпического сюжета сопровождается пристальным интересом автора к внутреннему миру героев и усилением роли лирического начала в художественной структуре произведений
В большей степени признаки жанра сохраняют новеллы-анекдоты, характеризующиеся краткостью, динамизмом развертываемых событий, наличием одной сюжетной линии, определяющей ролью случая в развитии сюжета, эмоциональной напряженностью, эффектом тайны и новеллистическим пуантом
3. Потенциальная гибкость жанра, многообразие типов и модификаций новелл в русской литературе первой трети XIX в , их стилевое разнообразие свидетельствуют о широком развитии и внутреннем преображении жанра новеллы в рассматриваемый период.
Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования обсуждались на международных научных конференциях в Москве (2006), Владимире (2005), Волгограде (2005, 2007), на всероссийской конференции молодых ученых в Москве (2006); а также на межвузовской научно-практической конференции в Саратове (2005)
По результатам исследования опубликованы 10 статей и одни тезисы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (220 источников)