Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Творческая судьба поэта 12
Глава II. Художественно-философское осмысление человека и истории в творчестве Али Хашагульгова 29
2.1. Образ родины и народа в поэзии А.Хашагульгова 29
2.2. Проблема поэта и поэзии 56
2.3. Художественное решение темы детства в творчестве А.Хашагульгова 71
2.4. Философское осмысление жизни и смерти 85
Глава III. Мотивы любви и одиночества в поэзии Али Хашагульгова 100
Заключение 144
Библиография 149
- Образ родины и народа в поэзии А.Хашагульгова
- Проблема поэта и поэзии
- Художественное решение темы детства в творчестве А.Хашагульгова
- Философское осмысление жизни и смерти
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном литературоведении проблемы творческого самоопределения, формирования художественной индивидуальности и этапов эволюции творчества отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных изысканий. В тесной связи с данными проблемами находятся и вопросы взаимосвязи фольклора и национальной литературы, типологии, жанровой специфики, поэтики.
Проблема творческой индивидуальности в литературоведении не нова. Каждая новая эпоха вносит свой вклад в ее понимание и решение, она конкретизируется, прежде всего, особенностями реальных исторических условий. В национальной литературе расцвет поэзии определяется развитием творческих исканий в конкретные исторические периоды: общие черты духовной жизни эпохи, народа, социальной среды по-разному проявляются во внутреннем мире отдельных личностей — у одних в меньшей степени, у других - в значительной степени яркости, глубины и индивидуальности. Именно они оказываются характерными носителями социального сознания своего народа, своей среды, своего времени. Одним из таких ярких художников, несущих в своем творчестве социальное сознания народа и эпохи, является ингушский поэт Али Хашагульгов.
Яркая творческая индивидуальность, художественно воплощающая в поэзии проблемы своего времени, способствует ускоренному развитию национальной литературы. Значение творческой индивидуальности трудно переоценить для формирования и развития молодой литературы: она совмещает в своем творчестве и национальную историю, и эстетические
достижения времени, вносит значительный вклад в культурное богатство
своего народа.
Процесс формирования творческой индивидуальности — это
непрерывный контакт, взаимовлияние различных творческих
направлений, личностей, это взаимообогащение и поиск собственного
художественного «я». Философская, интеллектуальная поэзия
А.Хашагульгова формировалась не одно десятилетие, пользовалась
широкой популярностью, провоцировала исследовательский интерес. Тем
не менее, многогранное творчество А.Хашагульгова в силу объективных
причин еще не стало предметом серьезного научного анализа, хотя
отдельные аспекты творчества поэта изучались в том или ином ракурсе.
До настоящего времени литературоведческая работа по творчеству поэта
была затруднена отсутствием архивных материалов. Это актуализирует
научно-исследовательский поиск по обозначенной проблеме. і
Данная диссертационная работа — первая попытка монографического
исследования проблем эволюции и формирования художественной
индивидуальности ингушского поэта Али Хашагульгова в контексте
русской и северокавказской литератур.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной
работы является сравнительно-исторический и структурно-теоретический
анализ творчества ингушского поэта Али Хашагульгова, чья поэзия
і-
впервые подвергается монографическому исследованию. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:
изучить этапы эволюции творчества Али Хашагульгова;
исследовать творчество поэта во взаимосвязи аналогий мирового опыта и индивидуальных национальных творческих открытий поэта;
f - выявить круг проблем его творчества, а также своеобразие
воплощения основных поэтических тем;
провести анализ индивидуальной поэтической манеры Али Хашагульгова, определить новаторство его поэзии;
определить роль и место Али Хашагульгова в ингушской, а также в северокавказской литературе.
Опираясь на общетеоретические положения, а также на труды ведущих ученых по данной проблематике, мы в нашей работе рассматриваем вопросы эволюции творчества поэта, основные темы и мотивы его лирики, отдельно анализируем тему детства в творчестве писателя, а также исследуем поэзию А.Хашагульгова в контексте русской и национальных литератур XX века.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется проблема эволюции творчества ингушского поэта Али Хашагульгова и вопросы формирования его художественной индивидуальности.
В данной диссертационной работе предпринята попытка детального, комплексного изучения творчества крупного национального поэта, прозаика, лингвиста, переводчика с учетом достижений современной литературоведческой науки. Нами анализируется не только содержательный уровень его произведений, но также выявляются особенности рифмы, ритмики, поэтического языка.
Материалом для исследования послужили произведения поэта, написанные в период 1960-1980-х годов: стихи о родине, о народе, о поэте и поэзии, о детстве, о родной природе, о женщине. Нами анализируются произведения, написанные как на ингушском, так и на русском языках.
Методологической основой диссертационного исследования являются основные положения и принципы современного литературоведения, разработанные в трудах Л.Абрамовича, А.Богданова, Ю.Борева, Г.Гачева, Л.Гинзбург, Ю.Лотмана, Ю.Тынянова, а также
6 Х.Бакова, М.Сокурова, З.Толгурова, Т.Толгурова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Р.Хашхожевой, Т.Эфендиевой и др.
Теоретическую основу диссертационной работы составили труды исследователей, непосредственно занимавшихся изучением творчества А.Хашагульгова: Р.Гайсановой, Х.Точиевой, Х.Хазбиевой, МЛндиевой и
др.
Степень научной разработанности темы. Лирика Али Хашагульгова не подвергалось монографическому исследованию, хотя в некоторых статьях и главах монографий, посвященных ингушской поэзии, анализировались отдельные аспекты его творчества. Среди таких работ необходимо отметить статьи Р.Гайсановой «Поэт, художник, человек высокой чести» (1999); Х.Точиевой «Национальный поэт» (1999); Х.Хазбиевой «Удивительная сила» (1998); М.Яндиевой «Духовное мужество» (1998) и «Поэзия как альтернатива спасения» (2003) и др. В этих работах анализируются художественные особенности поэзии Али Хашагульгова, которые в совокупности дают определенное представление о самобытности поэта, его ярко выраженном индивидуальном стиле. Однако в существующих работах исследуется, как правило, какой-то отдельный период творчества или тематический цикл произведений автора. Так что при всем многообразии мнений относительно поэзии Али Хашагульгова специального монографического исследования, посвященного вопросам эволюции творчества поэта и формирования его художественной индивидуальности, нет.
В анализе теоретических аспектов проблемы творческой индивидуальности мы опирались на труды В.Г.Белинского, Д.Благого, В.Виноградова, М.Горького, Н.А.Добролюбова, В.Кулешова, Ю.Лотмана, Ю.Манна, Д.И.Писарева.
Значительную роль в формировании нашей научной концепции сыграли также труды исследователей, изучающих поэтические жанры в литературах Северного Кавказа: Р.Ахмедовой «Кумыкская поэма» (1990); Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994); З.Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970); З.Толгурова «Движение балкарской поэзии» (1984); Ф.Узденовой «Поэма в литературах народов Северного Кавказа» (2001); Ч.Юсуповой «Дагестанская поэма» (1989) и др.
В исследование проблем формирования и развития ингушской литературы значительный вклад внесли И.Дахкильгов, Б.Зязиков, В.Корзун, А.Костоев, А.У.Мальсагов, Д.Мальсагов, А.Танкиев, Р.Ужахова, М.Яндиева. В трудах этих авторов исследуются вопросы истории ингушской литературы и фольклора, проблемы их взаимовлияния, особенности формирования и развития национальной прозы, поэзии и т.д. Особое место в трудах занимает проблема творческого становления отдельных ингушских писателей и поэтов.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она обогащает представление об этапах эволюции творчества Али Хашагульгова, о жанровой и художественно-стилистической специфике его поэзии, о роли и месте поэта в истории ингушской и северокавказских литератур. Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории ингушской литературы XX века, при чтении специального курса по творчеству Али Хашагульгова, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы для филологического факультета Ингушского государственного университета.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на
расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета (июнь 2005), а также на заседании научного семинара кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь 2005 г.). Основные положения диссертационного проекта заслушаны и обсуждены на пленарном и секционном заседаниях научной конференции в честь десятилетия Ингушского государственного университета, а также отражены в ряде статей.
Структура работы. Структура диссертационного исследования определена его материалом, основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении определяются цели и задачи исследования, научная новизна, обосновывается его актуальность, теоретическая и практическая значимость, дается изложение методологических принципов работы.
В первой главе «Творческая судьба поэта» исследуются этапы эволюции творчества Али Хашагульгова, определяется его роль и место в истории ингушской и северокавказских литератур.
Творческая судьба поэта была определена трагической судьбой ингушского народа, что нашло непосредственное отражение в произведениях Али Хашагульгова. Как поэт он сложился в период 1960-х годов, был действительно истинным «шестидесятником» - народным, талантливым, свободолюбивым и демократичным. Его творчество представляет интерес не только как поэтическое, он также был прозаиком, переводчиком, лингвистом, художником. Исследователи отмечают неординарность личности поэта, необычность его судьбы, своеобразие таланта. И именно в творчестве Али Хашагульгова ингушская национальная культура проявила то, что должно было стать почвой для
дальнейшего развития литературы, для реализации национального самосознания.
Во второй главе «Художественно-философское осмысление человека и истории в творчестве Али Хашагульгова» исследуются вопросы формирования художественной индивидуальности поэта. Мы подчеркиваем, что при наличии общих для многих кавказских поэтов тем, творчество Али Хашагульгова имело много специфических, индивидуальных особенностей. Основное внимание в главе уделяется исследованию следующих аспектов творчества поэта:
образ родины и народа;
проблема поэта и поэзии;
тема детства и ее художественное решение;
философское осмысление жизни и смерти.
Период 1960-1980-х годов, когда формировалось новое отношение к литературе и искусству, когда поднимались жизненно важные проблемы современности, в том числе и проблема национального своеобразия, стал периодом формирования творческой индивидуальности поэта. В главе анализируются поэтические произведения периода 1960-80-х годов, раскрывающие различные стороны национального характера, развивающие традиции русской и северокавказских литератур. Сосредотачивая свое внимание на особенностях формирования творческой индивидуальности поэта, мы вместе с тем исследуем и этапы эволюции его творчества.
Третья глава «Мотивы любви и одиночества в поэзии А.Хашагульгова» посвящена анализу сборника стихотворений «Ты» (1998), куда вошло сорок произведений, каждое из которых содержит законченную философскую мысль о жизни, о любви, о месте человека на земле. Лирическое повествование ведется от лица первого человека,
Адама, о человечестве, о сотворении мира, о начале жизни на земле, о потерянном рае, об одиночестве, о первой женщине Еве, о любви, о земных радостях.
В цикле стихотворений «Ты» мы находим идеал прекрасного, воплощенный в первозданном мире. Поэт ищет безукоризненные формы в устных легендах, сказках, которые создавались ингушским народом о жизни. Мир народной фантазии становится для него источником поэтических тем, идей, сюжетов. «Ты» - это философский образ первой женщины, гимн, посвященный ей. Ева - языческая дева, пришедшая в поэзию Али Хашагульгова из старых религиозных поверий. Ева - красота на земле, радость жизни, надежда будущего. Это не только гимн прошлому - это гимн сегодняшней Еве, ее вечной жизни
Тема одиночества связана с Адамом, первым человеком на земле. Он наделен сильной волей, аналитическим умом, способностью тонко воспринимать природу, окружающий мир, нежно любить женщину, но в то же время он глубоко одинок.
Исследуя тему любви и одиночества в сборнике стихов «Ты», мы приходим к выводу о лиризме и психологизме поэзии Али Хашагульгова. Поэзия его соприкасается с «вечными» темами, непосредственно связанными с бытием. Узрев Природу, он вместе с тем сумел прикоснуться к бытию, к его тайнам. Он пытается «оправдать» первого Человека (Адама): женщина является причиной всех благ и бед, радости и горя, счастья и несчастья, жизни и смерти.
Любовная лирика Али Хашагульгова имеет множество оттенков, она поражает богатством поэтических форм, образов, сравнений.
В заключении подводятся итоги и обобщаются результаты проведенного исследования.
11 В библиографии представлен список научных трудов, монографий, определивших концепцию нашего диссертационного исследования.
%
Образ родины и народа в поэзии А.Хашагульгова
В.Жирмунский справедливо отмечал: «Всякое искусство пользуется каким-нибудь материалом, заимствованным из мира природы. Этот материал оно подвергает особой обработке с помощью приемов, свойственных данному искусству; в результате обработки природный факт (материал) возводится в достоинство эстетического факта, становится художественным произведением. Сравнивая сырой материал искусства, мы устанавливаем приемы его художественной обработки. Задача изучения искусства заключается в описании художественных приемов данного произведения, поэта и целой эпохи в историческом плане или порядке сравнительном и систематическом» [35, 18]. На наш взгляд, именно сравнительно-исторический и типологический методы изучения применимы к творчеству А.Хашагульгова.
Следуя лучшим традициям русской классической литературы, А.Хашагульгов особое внимание в своем творчестве уделяет проблеме поэта и поэзии, что также вызывает наш исследовательский интерес.
Одной из главных особенностей поэзии А.Хашагульгова является ее генетическая связь и глубокий интерес к фольклору ингушского народа, его истории, что обусловило использование в поэтических текстах ингушского национального эпоса. Примечательны и попытки поэта глубже разобраться в истории России. Интерес поэта к фольклору, особенно к эпическим сказаниям, проявился рано. Интерес этот не прямо, но косвенно отразился в его творчестве.
Особого исследовательского внимания заслуживают мотивы лирики А.Хашагульгова. Они не поддаются какому-либо классическому разделению типа «пейзажная лирика», «философская лирика», «любовная» и т.д.
Как известно, «лирическое содержание выступает в виде лирических мотивов, которые являются результатом расширенного художественно-творческого освоения характерных чувств и мыслей. И так же, как в эпическом произведении, все средства художественной изобразительности подчинены раскрытию и развитию типических характеров и обстоятельств, в лирическом произведении все средства художественной выразительности подчинены раскрытию и развитию лирических мотивов» [16,117].
Проблема взаимосвязи времен, роли и места в ней человека, проблема будущего народа, которое невозможно представить без прошлого - таков спектр художественных интересов поэта. История народа оценивается по шкале нравственных ценностей, столетиями хранившихся в душе народа. Именно во временном контексте решаются нравственные проблемы. Ингушский народ, его история, его трагедии, лучшие представители - таковы главные действующие лица в творчестве А.Хашагульгова.
Исследуя этапы творчества поэта, невозможно не коснуться проблемы контекста, взаимовлияния в литературах региона. Поистине, А.Хашагульгов - поэт своеобразный, неповторимый, но в то же время и в его творчестве можно найти немало точек соприкосновения с поэтами литератур Северного Кавказа.
У каждого поэта свои особенности в изображении действительности, свои поэтические краски и своя образная система. Однако есть и такие мотивы, что характерны для многих поэтов. Следует отметить, что в творчестве кавказских поэтов есть немало от великого Пушкина, от Лермонтова, Тютчева и Фета. «...Взаимосвязь и взаимопроникновение наших литератур в то же время совершенно справедливо называю и взаимообогащением» [105, 63].
Немало общих мотивов, черт, выразительных средств можно найти в творчестве А.Хашагульгова, Р.Гамзатова, А.Кешокова, К.Кулиева и др. Что их объединяет? Прежде всего, искренность, достоверность. Даже в деталях. Их невозможно вычислить, а можно запечатлеть только после того, как почувствуешь сердцем, выстрадаешь. Необходимо выявление связи другого типа, «идущей не по линии прямых и опосредованных обобщений двух или нескольких литератур, а по линии единства мирового исторического процесса» [108, 25]. Обратимся к некоторым стихотворениям разных поэтов, например, А.Кешокова и А.Хашагульгова. Вот два небольших отрывка из стихотворений этих поэтов о поэте и поэзии: Сила реки, сокрушающей скалы, Лишь в неустанно бегущей волне: Где бы в пути меня смерть не застала, Встречу конец на летящем коне! «На мчащемся коне» Алим Кешоков. или «Не останавливайся, не уставай» Али Хашагульгова: Труден подъем. Все равно Вверх не идущий путь Не дорога жизни. Не останавливайся, не уставай. На вершину горы поднимайся. Поэты в последующих и предыдущих строфах стихотворения показывают трудный путь поэта-гражданина. А.Кешоков утверждает, что «лишь тот достигнет счастья, кто с дороги передохнуть на часок не свернет», а А.Хашагульгов уверен в победе своей позиции: «горой встань, высотой встань».
Проблема поэта и поэзии
Образ Родины складывается у поэта из наиболее дорогого, значительного, красивого и важного для его народа. Мы видим, что человек и Родина связаны у А.Хашагульгова крепкими узами. Знание своего народа и понимание его истории, его стремлений, традиций позволяет поэту занять правильную позицию. Не только художественные образы, отражающие его мышление, понимание мира и жизни, делают АХашагульгова поэтом, близким своему народу. С исторической судьбой ингушского народа связан круг дум, чувств, переживаний поэта. Стихотворение «Монолог строителя» интересно тем, что, с одной стороны, изображается объект, на который падает взгляд читателя, а с другой, здесь важную роль приобретает подтекст, дополнительный смысл, ради которого монолог написан. Башни строитель складывает для того, чтобы укрепить мощь своей родины, чтобы, если это понадобится, защитить от врага. Одновременно звучит обида на последующее поколение, потому что оно не умеет хранить достояние своего народа. Ощущение народом своего единства в трудные времена жизни, на наш взгляд, - главный фактор его самосохранения. И именно это талантливо воссоздает ингушский поэт.
В стихах А.Хашагульгова мы видим размышления о моральном облике современника, о его нравственном назначении. Поэт хочет видеть у своих соотечественников лучшие черты: честь, достоинство, красоту и благородство. Он видит будущее, понимает настоящее и высоко ценит прошедшее. Без связи с родной землей он себя не мыслит. Завершая разговор о теме патриотизма в поэзии А.Хашагульгова хочется еще раз повторить его слова:
Ваши картины. Это стихотворение построено на контрасте антитезы: «вечность будущего» и «вечность прошлого» и «начало и конца нет у творчества». У каждого большого поэта художественные приемы и средства многообразны. У А.Хашагульгова чаще всего встречается антитеза, анафора, эпифора, метафора, сравнение, персонификация, риторические вопросы.
Любовь не подвластна времени, она главное, основное счастье в мире. Всю жизнь мы находимся под влиянием любви, благодаря ей человек сохраняет свою молодость. Параллель здесь проводится поэтом между творчеством и любовью, они не имеют ни начала, ни конца, они вечно молоды, они источник вдохновения поэта, смысл его жизни. Итак, любовная лирика А.Хашагульгова складывается из большого количества стихотворений, имеет много оттенков, переливается всеми цветами радуги. В них все: и цветы, и звезды, и солнце, и луна, и свет, и тьма. Но нет ничего на земле равного ей. Она приносит радость, дает вдохновение, поднимает на высокие горы, до неба, до самого солнца. Она, по мнению, поэта, божество, на которое молится он и все люди.
Ева рождена человеческим сознанием и самой природой. Это символ жизни, природы и человека: «Одновременно это и самостоятельный образ, обладающий властью над природой и словом: с появлением светлоокой девы все изменилось в мире природы, изменился и человек. Природа способна сама творить слово, и, значит, человек преодолел разрыв с нею. Вот почему в мире торжествует в этот момент счастливая гармония, все становится праздничным и музыкально звучащим» [41, 155], - верно заметил исследователь.
Как известно, жизненный материал лирическая поэзия черпает из духовной жизни человека, из мира его идей и чувств и, следовательно, включает в себя переживания как важнейший компонент творчества. Но переживание - психический феномен личного опыта, возводимого в ранг общезначимого. Поэтому лирика воссоздает, в сущности, объективные общественно значимые явления, которые становятся подлинной основой глубоких внутренних переживаний поэта и его читателя.
В поэзии А.Хашагульгова диалектика личного и общего гармонически разрешается в художественном образе, одно из важнейших свойств которого - многозначность.
На протяжении всего творческого пути одной из ведущих тем в лирике А.Хашагульгова оставалась тема «Поэта и поэзии». Она определила названия многих его стихотворений, в частности, таких, как «Допрос в судный день», «Моя вера», «Поэт» из сборника стихов на ингушском языке «Доверие», а также «Дума» из сборника стихов «Башни отцов, села отцов».
Возьмем в качестве объекта изучения эти произведения А.Хашагульгова, представляющие «поэзию о поэзии», в которых дано выражение поэтического сознания.
Следуя лучшим традициям русской классической литературы, большое место поэт уделяет теме, которая красной нитью проходит через творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и других. Как и свои великие предшественники, ингушский поэт свою задачу как поэта и гражданина видит в том, чтобы служить своему народу.
Основной мотив поэзии А.Хашагульгова, прежде всего, - любовь: любовь к жизни, родному краю, народу, семье, любовь к слову, ставшему его призванием, и к своему герою. «Поэт» - так называется стихотворение, в котором он выразил свою любовь к родному краю, к матери, к родине... Нах, фу лургда аз шоана, Люди, что я могу вам дать,
Художественное решение темы детства в творчестве А.Хашагульгова
Детство каждого человека имеет первостепенное значение в формировании основы его личности, определяет дальнейшую жизнь. Но в творческой жизни каждого художника детство занимает совершенно особое место, как острое начало пристального изучения окружающего мира, предметно и психологически. В жизни любого поэта или писателя наиболее продуктивны годы, когда он еще не подозревает, что рожден художником.
Разумеется, есть писатели, в чьем творчестве почти или совсем не отражено их собственное детство, хотя незримо, в растворенном виде, оно там присутствует в том или ином художественном решении. И редко кто из ингушских поэтов с такой силой и проницательностью, как А.Хашагульгов, художественно исследует тему детства. Этот мотив прошел через всю его жизнь, через все произведения. Это истоки, живые, волшебные, неиссякаемые, родники. Характерно и то, что с самого начала это страстное желание возникло у А.Хашагульгова одновременно с другим желанием - желанием рисовать.
Прекрасное знание психологии ребенка, длительная работа в школах Северной Осетии и Ингушетии, - все это способствует созданию им интересных, и в тоже время очень оригинальных произведений для детей: рассказов, сказок, стихов, загадок, скороговорок, считалок и т.д. Это связано, как нам думается, с тем, что А.Хашагульгов, как истинный патриот, как достойный сын своего народа, всю свою кипучую энергию отдает тому, чтобы претворить в жизнь устремления молодежи. Как педагог, он легко находит общий язык со школьниками, воспитывает их не только мудрыми наставлениями, но и проникновенным словом, результатом чего стали многочисленные произведения, адресованные детям.
А.Хашагульгов прекрасно понимает, что дети - это будущее народа, и от того, какими они вырастут, какие идеалы унаследуют, будет зависеть завтрашний день всего нашего общества и государства в целом.
Думается, далеко не все писатели, создававшие детские произведения, достигли заметного успеха в этой области. Творческий успех А.Хашагульгова, как нам представляется, состоит в особом писательском мастерстве, в умении проникаться мыслями, чувствами, переживаниями самых любознательных и благодарных читателей. Это тем более важно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью, они верят каждому слову писателя, потому-то он и чувствует свою огромную ответственность перед ними.
Писать для детей поэт стал будучи еще молодым, но путь к маленьким читателям был долгим и трудным: публиковались его произведения только в поздний период его творчества. Он автор большого количества детских рассказов, сказок, стихов, скороговорок и т.д. И сегодня, думается, вполне правомерным является тот факт, что произведения, написанные для детей, входят в школьные учебники, хрестоматии и пособия. Народ - учитель и для ребенка, и для детского писателя. Основой культуры народа является язык, поэтому, считал А.Хашагульгов, приобщение детей к родному языку - одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения.
1987 году в г. Грозном вышел сборник детских рассказов на ингушском языке «Первый цветок» («Хьалхара зиза»), в 1990 году «Что знаешь, что узнаешь?» («Фу ховли, фу довзали»), а в 1992 году «Золотой мир» («Дошо дуне»).
Детские произведения А.Хашагульгова, реалистические по совей направленности, отличаются глубоким лиризмом, живостью мысли и чувств, богатством нравственного содержания. Практически нет ни одного произведения, в котором автор не ставил бы и не решал вопросы нравственно-этического характера.
«Первый цветок» (1987) - большой цикл, в котором, на наш взгляд, автор художественно исследует темы экологии, природы и общества. Основная художественная направленность этих произведений состоит в необходимости бережного отношения к природе, в умении ценить красоту ее и сохранять для будущих поколений, обо от нас, от людей, зависит состояние мира и человека. Нельзя, пишет поэт, проявлять скупость, невежество и равнодушие. И взрослые, и дети должны проникнуться сознанием жизни в единении с природой, проявлять доброе отношение ко всему живому.
При внимательном чтении очень много полезного и ценного извлекут для себя и взрослые. Думается, автору нельзя отказать в исследовательской способности, будь то пейзаж, портрет или интерьер: «Весна. Апрель. Расцветают одуванчики» («Біаьсти. Бекарга бутт. Баппай баьццара байтоагіе»). Все в поле зрения поэта.
Так, цветы, зелень, трава — главное богатство жизни. Чистота воздуха, красота земли, - все должно радовать душу ребенка, и, самое главное, всеми силами, сообща, охранять окружающий их мир. А природа, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование эстетического и эмоционального мира детей, на становление их характеров. Все это в полной мере передано в произведениях А.Хашагульгова.
Мысль о том, что детские сердца чисты, словно утренняя роса, прослеживается в рассказе «Кукушка» («Бекарг»): «Тема... то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем» [66, 405]. В нем повествуется о маленькой девочке Азе и ее брате Анзоре. Они рассуждают о том, почему кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. Кукушка осталась без дочери. Дети наделены способностью проявлять доброту, отзывчивость, сопереживать, сострадать. Особенно ярко это передано в образе Азы. Она искренне сочувствует птице и пытается по-детски помочь ей, признав себя дочерью кукушки: «Не плачь, кукушка, не плачь. Я твоя дочь!» («Бекарг ма елха, ма елха. А.Хашагульгов -поэт вдумчивый, внимательный к проблемам жизни людей и природы. Он наблюдателен и проницателен. Вот и теперь он особым, внутренним чутьем художника заметил, что птицы также, как и люди, могут страдать.
Философское осмысление жизни и смерти
Несомненным творческим достижением А.Хашагульгова, на наш взгляд, явилась его философская лирика. По своему содержанию она богата и глубока. Попытаемся проанализировать «несметные богатства» лирика-философа, попытаемся заглянуть в тайны его художественного мира, постигнуть смысл пророчеств поэта и показать внутренний смысл его поэзии.
В.С.Соловьев писал, «что принципиально невозможно понять и раскрыть «индивидуальность поэта», можно только указать, в чем именно индивидуален поэт» [69, 166]. Об А.Хашагульгове можно говорить как о лирике философского склада. Мы пытаемся выявить стержень творческого мышления поэта. По нашему мнению, это органичный синтез первозданной красоты поэзии и традиции философского постижения мира. Он сын своего времени и своего народа. Пафос его поэзии состоит в страстной борьбе за свободу и торжество гуманизма, за утверждение всепобеждающей силы любви. Мы пытаемся выявить гуманистическую основу поэтического кредо ингушского мастера, потому что в ней отражена красота человека, и оттого она одухотворена, воспринимается в движении, в страсти, в горестях и в счастливом цветении. Нам необходимо фиксировать зоркость поэтического взгляда А.Хашагульгова, философскую глубину его художественой концепции человека.
Следует отметить многосторонность художественных возможностей поэта. У него свой индивидуальный стиль, отличающийся выразительностью, своеобразием, неповторимостью. Мы никак не претендуем на полноту обзора произведений А.Хашагульгова, нам важно то, что поэзия его прочно входит в духовное бытие кавказской общественности, обогащая представления об истории культуры и жизни ингушской нации. Он ставил любовь как первооснову человеческого бытия. Любовная страсть становится метафорой духовно-философских исканий поэта, мук его совести, чтонаблюдается в его стихотворении «Умершая любовь», написанном на русском языке:
В коротких стихотворных миниатюрах поэта необычный, очень индивидуальный ряд, который, на первый взгляд, несколько непонятен читателю. Поэтому А.Хашагульгов под каждым стихотворным произведением пишет названия-пояснение. Здесь каждое слово важно, без него невозможно будет узнать разгадку стихотворения. По нашему мнению, поэт, прежде всего, пытается познать самого себя и правильно разглядеть окружающий его мир и людей.
Данное стихотворение невелико по объему, как и все написанные им на русском языке пять стихов, но с глубоким философским содержанием, дающим повод для серьезных размышлений.
Первая и вторая строка содержат одну мысль, третья строка как бы вырастает из второй строки-мотива, а последняя несет противоположную всем предыдущим строкам мысль. Колорит стихотворения создается у А.Хашагульгова приемом композиции. Объясняется это спецификой интонации, обусловленной рядом композиционных факторов -ритмическим рисунком, параллельной пятистопной строфой. Такие интонационно-смысловые «изгибы» сюжета открывают доступ индивидуальности автора, его личной жизни. В стихотворении слышатся последовательно любовь и радость, тревога и грусть, стремление к истине, желание постичь тайну любви и ее значение в жизни человека. Поэт отличается, прежде всего, зоркой наблюдательностью, поэтическим слухом, своеобразной и неповторимой впечатлительностью в восприятии окружающего мира и редким чувством языка.
Поэзия А.Хашагульгова глубоко философична, она образно воплощает нерушимую и крепкую основу человеческого бытия, дух времени, стремительного и прекрасного в своем противоречии. Велико желание поэта видеть мир чистым, он пытается нести в него добро, радость, главный мотив его поэзия - это мотив единства. Философия в данном случае очень проста: жизнь должна нести человеку радость, свет, звук. Световые впечатления, вызывая глубокий отклик в сознании и в памяти поэта, служат ему, с одной стороны, материалом, в котором воплощаются его философские замыслы, а с другой, - характеристикой душевных состояний человека.
Так, стихотворение «Одиночество» - пример полного слияния философского замысла и зрительного ряда - целиком строится на игре света и тени:
Птица, дерево - это символ жизни у поэта. Они несут людям свет, тень, звук. Жизнь быстротечна, все проходит: «птица улетела», «дерево упало», «кузнечик ушел». Возникают риторические вопросы «кому я подарю свет», «тень», «звук». Вопросы требуют одного -действительности в укреплении национальной культуры сегодня, сейчас, при жизни... Суждение, высказанное в вопросительной форме, приобретает острую выразительность и настораживает наше внимание, заставляет подумать, глубже воспринять мысли и чувства, которые автор выражает в данном произведении. Невольно задумывается человек и задает себе вопрос: «зачем я живу?». Верно заметил исследователь: «В лирике есть такие жанры, сущность которых заключена в концентрированном в художественном освоении сложнейшей человеческой мысли, которую можно передать только через смысловое значение речи. Это философская лирика, художественное утверждение определенной общественной позиции поэта» [16, 119].