Введение к работе
Проблема времени становится одной из центральных в естественнонаучном, философском и художественном сознании XX века. Современный британский писатель Иен Рассел Макьюэн (р. 1948) обращается к эстетическому освоению этой проблемы.
Иен Макьюэн - один из правящего триумвирата современной британской литературы, наряду с М. Эмисом и Дж. Барнсом. Творческий путь писателя весьма динамичен и многогранен. Макьюэн начинал свою писательскую карьеру как автор коротких рассказов, пронизанных экзистенциальным духом анализа эмоциональной природы человека, его слабостей и страхов. Первые его произведения - сборники рассказов «Первая любовь, последнее помазание» («First love, Last Rites», 1975), «Меж сбитых простыней» («Beetwen the Sheets», 1978), роман «Цементный садик» («The Cement Garden», 1978).
В конце 1970-х гг. в литературном творчестве Макьюэна наступает шестилетний перерыв, в течение которого он пишет сценарии для радиоспектаклей и теле-шоу, создает ораторию «Или мы умрем?» («Or Shall We Die?», 1983), а также занимается режиссерской деятельностью («Имитация игры» («The Imitation Game», 1981), «Крестьянский завтрак» («The Ploughman's Lunch», 1985). Этот период творчества навеян политическими потрясениями в стране и угрозой ядерной войны в результате гонки вооружений. В писателе начинает пробуждаться интерес к мировым политическим и социальным проблемам современности, и теперь каждый его роман включает не только личностную, психологическую составляющую, но и общественный, национальный, исторический компонент, например: социальные аспекты проблемы детства в романе «Дитя во времени», холодная война, показанная в «Искуплении» (2001), фашизм в «Черных собаках» (1992), коррумпированный мир, продажный журнализм и искусство «на заказ» в «Амстердаме» (1998).
Роман «Дитя во времени» («The Child in Time», 1987) занимает в творчестве Макьюэна особое место, так как отражает генезис художественно-эстетических исканий писателя. Это роман переломный, он создавался после шестилетней паузы, которая дала писателю возможность по-новому посмотреть на задачи романа. Этот роман отразил интерес писателя не только к человеческой природе, но и к общественному, социальному, политическому ландшафту, к безграничному полю культуры. Макьюэн стремится облечь в художественные образы мировоззренческие установки и противоречия, имеющие диалектический характер: мужское и женское, личное и общественное, рациональное и интуитивное, естественно-научное и мистическое мировоззрение. Теперь такого рода проблемы неотделимы от его творчества, хотя страсть Макьюэна к приватным, запретным и сокровенным темам, которые ему удается изображать с беспристрастной меткостью, остается отличительным свойством почерка писателя.
Актуальность и научная значимость диссертации определяется следующим:
- включенностью в парадигму современных междисциплинарных научных исследований, изучающих литературу в контексте философии, художественной культуры и науки, потребностью современного гуманитарного знания в междисциплинарной интеграции;
- необходимостью уточнения представлений о путях развития
современной британской (английской) литературы;
- повышением интереса к проблеме времени в разных отраслях знания,
современной интерпретацией проблемы времени как имеющей глобальный
характер специфической проблемы XX-XXI веков.
Объектом исследования является художественная структура прозы И.Макьюэна.
Предметом исследования является темпоральный дискурс в романе И. Макьюэна «Дитя во времени».
Материал исследования - роман И. Макьюэна «Дитя во времени», написанный в 1987 г. Выбор этого романа в ракурсе избранной проблематики определяется тем, что именно в этом романе темпоральный дискурс обладает наибольшей полнотой, развернутостью и многоаспектностью, что позволяет судить как об авторской концепции времени, так и о художественных способах ее реализации.
Цель настоящей работы - исследование особенностей организации и функционирования темпорального дискурса как целостной системы, включающей проблемно-идеологическую и нарратологическую составляющие романа «Дитя во времени».
Задачи диссертации состоят в следующем:
-
проследить генезис основных философских, естественнонаучных и художественно-эстетических представлений о времени на разных этапах развития европейской культуры;
-
изучить теоретико-методологическую базу анализа художественного времени;
-
определить истоки формирования темпорального дискурса в творческом сознании И. Макьюэна;
-
выявить основные составляющие темпорального дискурса в романе «Дитя во времени»;
-
охарактеризовать специфику нарративной структуры романа, определить ее художественную функциональность в полилоге романа с современными концепциями общественных наук и «новой физики».
Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики темпорального сознания одного из крупнейших английских прозаиков рубежа второго и третьего тысячелетий, в определении содержания и функций темпорального дискурса в современном английском романе, в
обосновании роли художественного полилога романа с современными концепциями общественных и естественных наук.
Понятие «дискурс» в диссертации определяется как «речь, погруженная в жизнь» (Н.Д. Арутюнова), как сложное коммуникативное явление, включающее не только акт создания текста, но и «экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.)» (Ю.Н. Караулов, В.В. Петров). «Темпоральный дискурс» понимается как термин, служащий описанию такой системы, в рамках которой существует весь набор практик, подпадающих под определение темпоральных или временных.
Методика исследования определяется особенностями исследуемого
материала, цели и задач диссертации. Она включает в себя элементы
междисциплинарного, историко-генетического, сравнительно-
типологического, рецептивного, структурного, герменевтического подходов и методов. Историко-генетический подход реализуется в процессе изучения генезиса и развития представлений о времени в философском и естественнонаучном дискурсах. Сравнительно-типологический подход позволяет выделить основные направления и тенденции исследования темпоральности в художественном мире. Функционирование текста как эстетического полилога с социальными науками и «новой физикой» делает необходимым привлечение междисциплинарного подхода. Ориентация текста на скрытый диалог и игру с читателем обусловливает привлечение методологии рецептивной эстетики. В исследовании нарративной структуры романа необходимы структурный и герменевтический методы.
Теоретико-методологической основой работы стали труды Б.А. Успенского, В.И. Тюпы, А.А. Мендилоу, Ц. Тодорова, Ж.Женетта, П. Рикера; исследователей творчества И. Макьюэна: Д. Малкома, П. Чарльдза, Д. Хэда; исследователей современного литературного процесса: Д.В. Затонского, С.Н. Филюшкиной.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Темпоральный дискурс в творческом сознании Макьюэна возникает в процессе осмысления времени как глобальной кросскультурной проблемы, охватывающей такие понятия, как «субъективное (личное) время», «монументальное (историческое) время», «физическое время», «память», «детство».
-
Темпоральный дискурс определяет проблемно-идеологическую сферу и повествовательную структуру романа «Дитя во времени». Темпоральный дискурс базируется на осмыслении времени в следующих аспектах: обыденно-бытовом, философском, антропологическом, бытийно-психологическом, естественнонаучном, историко-культурном, морально-этическом, и представлен
1 Арутюнова Н.Д. Дискурс //Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.
2 Караулов Ю. Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса / Ван Дейк Т. А. Язык.
Познание. Коммуникация: Пер. с англ./Сост. В. В. Петрова; Под ред. В. И. Герасимова; Вступ, ст.
Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. — М: Прогресс, 1989. — С. 8.
системой мотивов, которые могут быть разделены на две группы: 1) мотив борьбы со временем, мотив непреодоленного прошлого, мотив утраченного времени; 2) мотив реинтеграции ребенка во взрослом и мотив памяти. Мотивы первой группы связаны с идеей о разрушительном воздействии времени на человека. Мотивы второй группы соответствуют идее о воздействии человека на время путем преодоления его разрушительной силы. Благодаря противоречивому единству этих мотивов темпоральный дискурс обретает смысловую многомерность, которая на уровне нарратива проявляет себя в наличии двух сюжетных линий (Дарка и Стивена), демонстрирующих разные возможности отношений со временем (Дарк - разрушительность игр со временем, Стивен - достижение компромисса со временем).
-
Темпоральный дискурс романа включает в себя художественную рефлексию предшествующих и современных естественно-научных концепций и философско-эстетических воззрений на проблему времени, осуществляемую на основе интертекстуального взаимодействия с ними, что отражается как на идеологической, так и на нарративной структуре романа.
-
Благодаря функционированию темпорального дискурса в одном художественном пространстве соединяются такие взаимоисключающие константы, как «субъективное объективное», «рациональное - иррациональное», «научное -мистическое», «умопостигаемое - интуитивное». Это соединение осуществляется за счет:
-
полиинтерпретируемости времени (в частности, «путешествия во времени», принципиального позиционирования этого опыта на границе между научным и мистическим);
-
акцентирования отношений между внутренним (личным) и монументальным (внешним, историко-политическим) временем, и шире - между личным и общественным;
-
соединения дисконтинуальности и линейности в повествовании;
-
психологизации, осуществляемой в «сцене» (монологической, диалогической, описательной);
-
использования миметического визуалистического повествования «из перспективы героя» (Д.В.Затонский);
Такие идеологическая установка и повествовательная стратегия позволяют создать художественную иллюзию объективности субъективного.
5. В основе эстетических взглядов И. Макьюэна лежит идея о
единстве субъективного и объективного, которые соединены в романе
столь тесно, что подчас становится невозможно их разграничить.
Писатель является выразителем идеи о необходимости соединения в
романе всех возможных знаний о мире: научных, религиозных,
философских, мистических, повседневно-обыденных. Роман должен
уподобляться безграничному культурному полю, в котором
уживаются противоречивые истины. Писателю, по Макьюэну,
необходимо осваивать все проявления сложного мироустройства.
Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 13 работ.
Концепция и основные положения работы обсуждались на аспирантских
объединениях и заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы
Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,
ежегодных научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2010,
2011, 2012), на VII международной научной конференции «Филология и
культура» (Тамбов, 2009), на ежегодных международных конференциях
Российской ассоциации преподавателей английской литературы (Владимир
2009, Смоленск, 2011), на XXII Пуришевских чтениях (Москва, 2010), на
международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых
учёных «Ломоносов-2011» (Москва, 2011), на международной конференции
«Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов 2010, 2012).
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в общих курсах новейшей зарубежной литературы, истории английской литературы, в вузовских спецкурсах и спецсеминарах по проблемам современной британской литературы, жанровой специфики романов и творчества И. Макьюэна, при разработке концепции новейшей английской литературы, подготовке монографий и учебных пособий для университетов.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения. Основное содержание исследования изложено на 186 страницах. Список литературы включает 233 наименования, из них 82 на английском языке.