Введение к работе
Актуальность темы. Знакомство с творчеством Низами приводит к убеждению, что тематика, связанная с его стихотворными романами, еще далеко не исследована. Более того, углубление восприятия средневекового состояния художественно-эстетической мысли вскрывает недоработки, которые не могут не влиять на результаты работ литературоведов.
Невзирая на многочисленные исследования о Низами и его творчестве, тематика его творчества далеко еще не изучена. Его творчество нуждается в исследованиях, которые привели бы к более конкретным ответам, заключениям, отражали новое состояние художественно-эстетической мысли. Если на это взглянуть более пристально, то можно заметить, что художественно-эстетические концепции выдающихся мастеров персидской литературы основывались на традиционных представлениях о целях и задачах творчества, которых насчитывалось «одиннадцать» (панегирик, описание, хвала, элегия, осмеяние, сатира и т.д.), хотя литература в творчестве таких поэтов, как Низами, раздвигает границы проникновения в социальную действительность, проблемы жизнеустройства человека намного шире. По этой причине весьма важным представляется постижение корней, мысли и взглядов Низами, нашедших свое оформление в словесных выражениях, носящих необычную нагрузку. Концентрацию подобных художественно-эстетических сгустков мы находим, как правило, во «вступлениях» и «заключениях» произведений, которые на сей день оставались без особого внимания ученых. С этой точки зрения мы впервые попытаемся исследовать взгляд самого поэта на поэтику слова в литературе и его творчестве.
Степень изученности темы. Определенным выше состоянием можно охарактеризовать степень изученности темы диссертации. Исследования подобного рода тесно связаны с развитием художественно-эстетической мысли в пространстве, с которым наша литература имеет непосредственные контакты: опыт мировой научной мысли подсказывает необходимость освоения трактовки понятия «Слово» в художественно-мистической концепции Низами с новым подходом. Как уже отмечалось, свою концепцию Низами излагал главным образом во вступлениях и завершениях своих произведений. Вероятно, по этой причине мысли поэта и мистика вокруг понятия «слово» в литературоведении не были восприняты как самостоятельная тема. Попытка монографически исследовать данную тему впервые предпринята нами. Отдельные стороны взглядов самого поэта относительно искусства слова фрагментарно упомянуты в работах таких ученых и исследователей творчества Низами, как А. Зарринкуб1, К. Ахмад-нежад, С. Хамидеян, В. В. Бартольд2, Е.Э.
1 Зарринкуб А. Пири Гандже (Старец Гянджи). -Тегеран Сохан, 7-ое изд., 1386. -359 с.
2 Бартольд В.В. К истории персидского эпоса // Сочинения, т. VII. М.: Наука, 1971.-С. 383-408.
Бертельс3, А. Крымский4, А. У. Маковельский5, А. С. Фарджов6, А. Акаев7, М. И. Кулизаде*, А. Н. Болдырев9, таджикских ученых А. Афсахзод10, Н. Абдолов11, К. Дуст12 и др.
Цель и задача исследования. Хотя современные литературоведческие дисциплины довольно тщательно прорабатывают стиль творчества мастеров слова, тем не менее нередко сами поэты и писатели высказьшают в своих произведениях глубокие мысли, обращенные к слову и искусству слова. Такие мысли могут способствовать раскрытию сущности их творчества и творческого мастерства. «Поэтика слова» ^^) в творческой жизни всегда занимала важное место. Наш опыт изучения и знакомства с творчеством многих писателей и поэтов показывает, что попроси, связанные с «искусством слова», вставали «вдруг» и заставляли художника задумам над щ^ Качество интеллекта или же культуры творчества в таких процесс^ отделяло творцов - мыслителей, превосходство которых рано или поздно при,1ІПЦЧЛОСЬ культурной средой. Низами, как и Фирдоуси, носил почетный эпитет w.vTO)i равный «философу». Наша цель заключается в том, чтобы выяснить, какие тиопи. связанные с «искусством слова» в своих произведениях, выделял Низами. На основе такого определения можно судить об оригинальности поэзии и качестве индивидуального художественного творчества в общем потоке литературной жизни. Для этого мы приняли на себя задачу подвергнуть анализу все произведения, которые составляют «Пятерицу» поэта и выявить все его «самооценки».
Методологической основой исследования служат разработки ведущих ученых Ирана, европейских стран, Таджикистана, России, Афганистана, Азербайджана.
Историко-сравнителъный метод исследования явлений художественного творчества нами использован в качестве ведущего метода. В необходимых случаях пользовались возможностями и других методов.
Новизна исследования заключается в том, что данный вопрос в иранском литературоведении и других локальных научных центрах
" Бертельс Е. Э. Низами. Монография // Избранные труды. М.: Изд.-во вост. лит-ры., 1962.-555 с. 11-490; Его же: Поэтика Низами//Избранные труды, М., 1962.-С.475--483. ^ Крымский А. Низами и его изучение. Низами Гянджеви. Сб. статей. -Баку, 1947. 5 Маковсльский А. У. Низамииаме. -Баку, 1945,- 207 е. Фарджов А.С. Периоды жизни, социальные и экономические взгляды Низами. - Баку, 1957.-47 с.
' Акаев А. Взаимосвязь западной литературы с искусством Низами. - Баку, 1960.-37 с. Кули-заде М. И. Жизнь и творческое искусство Низами. - Баку, 1953,- 43 с. 'Болдырев А. Н. Поэмы и краткие стихи Низами. - Ленинград, 1960.
Афсахзод А. Низомии Ганчавй. - Душанбе: 1995. - 178 с, (На тадж. яз.).
Абдолов Н. Короткий взгляд на любовно-романтические поэмы Низами в персидско-таджикской литературе. //Сборник статей. -Душанбе: Дониш, 2007.—256 с.
Дуст К. Отражение идеи идеального правителя в «Семи красавицах» и «Александрии» Низами Гянджави.-Душанбе, 1998.—50 с:
монографически не рассматривался. Для литературоведческой- науки Ирана совершенно новым является постановка вопроса о новом качестве определения воззрений Низами в ключе теоретической мысли.
Теоретическое и практическое значение исследования. Исследование требует1 внесения корректив в теоретические и методологические положения литературоведения по указанным вопросам. Но эта работа требует новых усилий. В теоретическом плане важное значение приобретает фактор исторического приоритета, весьма важного аспекта творчества Низами.
В практическом плане материалы диссертации можно использовать для составления учебников и учебных пособий, необходимость которых требует современных тенденций восприятия микрокосмоса.
Апробация результатов исследования. Основное содержание работы было изложено в отдельных статьях. Диссертация была обсуждена на совместном заседании отделов фольклора, истории литературы и современной литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (протокол № 5 от 21 июня 2011 г.).
Структура диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.