Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Личностный фактор и языкотворчество О.Мандельштама 10
1. Языковая личность и художественное слово в текстах О.Мандельштама 10
2. Творческое кредо О.Мандельштама 27
Глава II. Поэтика художественного слова О.Мандельштама 45
1. К истории вопроса 45
2. Лингвокультурологическая проблематика в произведениях О.Мандельштама 52
3. Искусствоведческие основания поэтики О.Мандельштама 65
3.1. Музыка в поэтике О.Мандельштама 67
3.2. Живопись в поэтике О.Мандельштама 71
3.3. Архитектура в поэтике О.Мандельштама 73
Глава Ш. Семантическое пространство стихотворных текстов О.Мандельштама 76
1. Текстемы как системообразующие средства в творчестве О.Мандельштама 78
2. Структура семантического пространства в произведениях О.Мандельштама К4
2.1. Колюрность как коммуникативно-содержательная организация текста 84
2.2. Межтекстовый колюр 97
3. Стилистические функции лексико-семантических организаций слов в поэзии О.Мандельштама , 105
3.1. Лексико-семантические переклички как проявление парадигматических отношений 105
3.2. Эпидигматическис свойства лексики в поэтическом пространстве О.Мандельштама 119
4. Парадоксы синтагматики в поэзии О.Мандельштама 129
Заключение 141
Библиография 144
Список основных литературных источников диссертации 158
Словари и энциклопедии 159
- Языковая личность и художественное слово в текстах О.Мандельштама
- К истории вопроса
- Текстемы как системообразующие средства в творчестве О.Мандельштама
Введение к работе
Текстологические исследования произведений О. Мандельштаму отражают возрастающий интерес к изучению поэтических возможностей слова ( МЛ. Гаспаров , Ю.И.Левин, И.М.Семенко, К.Ф.ТарановскиЙ, А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов и др.). На основе разрабатываемой в науке теории текста ( В.В.Виноградов, Ю.Н.Жирмунский, М.М.Бахтин, Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский, Р.О.Якобсон, Ю.М.Лотман и др.) ведется плодотворный комплексный анализ личности поэта, его художественного кредо и реализации этого кредо в языке О. Мандельштама; при этом описываются отдельные подсистемы, устанавливаются общие особенности семантики языковых единиц, производится описание стилистической специфики языка О.Мандельштама. Однако существует целый ряд не исследованных до настоящего времени вопросов, связанных с функционированием слова в текстах произведений О.Мандельштама, выявлением закономерностей и условий семантического взаимодействия слов в парадигмах поэтического текста и экспрессивной деятельностью слова в поэтике О.Мандельштама.
Актуальность. В исследовании сделана попытка описания развития идеи «обратимости» поэтической материи как художественной концепции О.Мандельштама. До настоящего времени указанный аспект не получил своего описания в науке. В творческом процессе создания текста проявляется деятельный характер семантики слова, которая представлена в творчестве О.Мандельштама в виде «обратимых», круговых связей. В результате возникает наращение смысла, которое отражает специфику поисков художественного слова в произведениях поэта. Текстовой анализ поисков художественного слова способствует раскрытию творческого кредо
О.Мандельштама и выявлению репертуара средств в его языковых выражениях.
Цель исследования состоит в описании экспрессивно-деятельностной функции слова в поэтике О.Мандельштама и анализе художественного слова в его стихотворных текстах. Цель исследования определила круг задач, поставленных в работе:
Описание основных принципов организации поэтического текста с точки зрения О.Мандельштама.
Рассмотрение установления экспрессивно-деятельностной функции слова.
Определение пространства (распространения) художественного слова.
Выявление эстетически значимых структурных элементов художественного слова.
Характеристика колюров.
Установление типологии колюров в мандельштамовских текстах как лексико - семантического повтора текста, служащего структурно -семантическим основанием внутритекстовой и межтекстовой связи.
Объектом исследования послужили лирические стихотворные тексты О. Мандельштама, литературно - критическая и теоретическая проза поэта разных периодов его творчества. Сопоставление стихотворных и прозаических текстов способствовало раскрытию приемов употребления и обоснованию поисков художественного слова.
Методы исследования. В работе использовался семантико -стилистический метод, заключающийся в «разыскании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов» (Л.В.Щерба); сопоставительный метод, связанный с анализом индивидуально-авторских
лексических инноваций и лексики общенародного языка; текстологический прием сравнения авторских вариантов, редакций текста, что позволило определить функционально - стилистическую нагрузку языковых средств текста и выявить авторскую позицию; описательный метод; метод семного анализа слов при описании поисков художественного слова. Последний позволил установить специфику авторских эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов в тексте .
Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологически системное описание поисков художественного слова в поэтике художественного текста. На основе комплексного изучения явления «обратимости» впервые описана и представлена классификация колюров. Последние выполняют функцию структурно - содержательных связей в тексте одного стихотворения, одного поэтического цикла, в текстах разных поэтических циклов. Колюрное рассмотрение выражения авторской мысли впервые получило детальное рассмотрение как поэтическое средство структурной связи текста либо в виде просгого повтора ( «шва» ), либо повтора с приращенным текстовым смыслом. Впервые описана парадигматика и лексико - семантическое поле лексических взаимодействий, регулирующих механизмы смысловых модификаций в художественном тексте (слове). Новым является также описание семантико - стилистической окказиональности в поэтических текстах О.Мандельштама и выявление амбивалентности в семантике поэтического слова.
Теоретическое значение исследования заключается в рассмотрении струкгурно - содержательной организации художественного слова в поэтике О.Мандельштама. Это позволяет раскрыть систему мотиваций в выборе слова и дает возможность установить особенности его истолкования. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что существуют
закономерные связи между творческим кредо поэта и функционированием в гексте эмоционально-экспрессивных средств. Поэтика художественного слова в творчестве О.Мандельштама свидетельствует, что лексические средства выражения авторского замысла ( идеи ) стимулированы, индивидуализированы и « эффективно воздействуют на весь комплекс духовной человеческой восприимчивости - сознания, чувства, эмоции»1. Анализ редакций стихотворных текстов показывает, что поэт стремится к усилению коммуникативной и когнитивной значимости слова. Поэтика произведения является точкой пересечения эстетического, психологического, лингвистического и литературоведческого подходов к изучению языка, идейного содержания и композиционных особенностей художественных произведений.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания стилистики русского языка, лингвистического анализа художественного текста, для создания спецкурса по проблемам творчества О.Мандельштама, а также в практике комментирования стихов.
Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужили стихотворные тексты О.Мандельштама. Было проанализировано 2Ї5 стихотворений, из которых методом сплошной выборки извлечено 2 324 иллюстрации.
На защиту выносятся следующие положения. 1. Уникальность сочетания традиции семантических возможностей слова при авторской смысловой переориентации; это предопределило особенность экспрессивно-деятельностноЙ функции слова в поэтике стихотворных произведений О.Мандельштама:
1 П.В.Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1%3. - С.57.
ориентированность авторского слова в художественном тексте: смыслопорождение, выражение авторского идиостиля и др. как отражение творческого кредо поэта;
правила построения разных типов колюра, выполняющих функцию словесно - художественную в произведениях О.Мандельштама (установление семантической ассоциации в смысловой структуре слов), «прибавочный» элемент в семантике авторского слова - конечного пункта колюра, который представлен новыми, дополнительными смысловыми функциями внутритекстовой и межтекстовой связи в поэгаческих произведениях.
2. Формирование концептуальной и языковой картины мира поэта,
представленной амбивалентностью и синергичностью, что нашло свое
выражение в анализируемых особенностях:
специфика авторской эпидигматики, связанная со смысловыми новациями, определяемыми выбором актуального значения слова для данного контекста;
синтагматические связи слов, нарушающие на эксплицитном уровне закономерности семантического согласования, но на имплицитном уровне подтверждающие указанную связь.
3. Изобразительно - выразительные приемы парадигматики слова в
произведениях О.Мандельштама:
авторская парадигматика как органическая интеграция лингво -культурологических и индивидуально - культурологических объединений слов;
конструктивное назначение индивидуально - культурологической парадигматики как авторской акцентуации слова, воплощенной в коннотациях;
- конструктивно - семантическая роль лексических повторов
(однокорневых, разнокорневых слов), определяющих структурно ~
содержательное развитие тематики и идейного замысла произведения.
4. Семантико - стилистические новации и их функции:
реализация смысловой потенции слова в авторской речи;
окказиональность как проявление авторской оценки;
использование поэтических средств (контраста, тропов, дистинкции и др.) как способ эстетического представления художественного мира поэта;
семантико - стилистическое назначение окказиональной лексики как способа эстетического освоения мира, творческой трансформации значения слова.
Апробация. Основные положения диссертации обсуждались в виде докладов на научных конференциях ( Москва, МГОПУ, V - VI-e Международные конференции «Семантика языковых единиц» - 1996, 1998 гг.; Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова - «Категоризация мира: пространство и время» - 1997 г.) и нашли свое отражение в 5 статьях и тезисах. Главы диссертации обсуждались на кафедральном семинаре «Структура и содержание художественного текста» при кафедре русского языка МГОПУ ( 1995 -1998 гг. ). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русского языка Московского государственного открытого педагогического университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Языковая личность и художественное слово в текстах О.Мандельштама
Человек живет в бесконечно сложном мире, вернее - в бесконечно сложных мирах, среди которых в социологии принято выделять три основных: внешний мир ( природа ), социальный мир ( общество ) и внутренний мир ( человек ) ( идея Юргена Хабермаса ). Под внешним миром понимается мир природы, обезличенный мир, мир, в котором «особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть эксплицированы (представлены в доступном для понимания и повторения виде ) и транслированы другим людям, т.е. теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта» ( Маничев, 1998, 165 ). Присутствие человека ничего в мире природы - внешнем мире не меняет.
Социальный мир ( «наш мир» ) - мир, в котором наравне с «Я» входят «другие», это мир реализации человека в обществе. Основным способом включения человека в социальный мир считается предметная деятельность, т.е. «целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата» (Маничев, 1998,166).
Внутренний мир ( мир «Я» ) - это внутренний мир человека, мир, наполненный личностными смыслами, переживаниями. Обращение современной лингвистики к теме человеческого фактора в языке свидетельствует о важнейшем сдвиге, происшедшем в сознании современного общества. Наравне с интересом к языку «в самом себе» и «для себя» появляется интерес к языку «для человека» и «с человеком».
«...Дар речи даже не какая - то одна из человеческих способностей рядом со многими другими. Дар речи отличает человека, только и делая его человеком. ... Человек не был бы человеком, если бы ему было отказано в том, чтобы говорить - непрестанно, всеохватно, обо всем, в многообразных разновидностях и большей частью в невысказанном «это есть то». Поскольку обеспечивает все подобное язык, сущность человека покоится на языке. Мы существуем ... прежде всего в языке и при языке» ( Хайдегтер, 1993, 259 ). Понять же природу языка можно, лишь изучив мир человека.
Личность как сверхсложное существо является объектом изучения многих наук: философии, психологии, социологии, культурологии и др. В философии проблема личности состоит в определении места, какое человек занимает в мире, причем не только тем, чем он уже фактически является, но и тем, чем он может стать. «Личность - это такое развитие социокультурного человека, при котором он, находясь на высшем уровне социальности не только выделяет себя из социальной общности, но и в известной мере перестает быть заданным элементом социального целого, сам становясь своеобразной целостностью; личность нарождается в социокультурном человеке тогда, когда из объекта общественных воздействий он превращается в активного, инициативного субъекта общественных взаимодействий» ( Воскобойников, 1997, 115 ). Личность в философском аспекте, становясь таковой благодаря самосознанию, характеризуется:
1) свободой выбора;
2) опорой на собственную систему ценностей;
3) ориентацией на самостоятельно выбранные цели;
4) своеобразием, самостоятельностью социокультурных взаимодействий;
5) подчинением своего «я» нравственному закону, согласно которому личность подчиняется «...только тем законам, которые оно ( само или по крайней мере совместно с другими ) для себя устанавливает» ( Кант, 1965,4,2,132).
Личность представляет собой «содержание, цель и единство актов, интенционально направленных на другие личности» ( КФЭ, 1994,244 ).
В современной психологии личность интерпретируется как «человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом» ( С.А.Мани-чев, 1998,180 ). Проблема личности рассматривается с двух позиций:
1) современную психологию интересует внутренняя структура личности как психологического образования:
«... структурными составляющими личности выступают следующие смысловые структуры: личностный смысл ...; смысловая установка ...; мотив ...; смысловая диспозиция, проявляющаяся в эффектах консервации устойчивого смыслового отношения; смысловой конструкции, проявляющейся в эффектах приписывания жизненного смысла объекту или явлению, выступающему носителем значимых качеств; личностная ценность, проявляющаяся в эффектах смыслообразования, связанного не с актуальной динамикой потребностей, а с идеальной моделью должного» ( Леонтьев, 1998, 22);
2) динамика личности в плане ее формирования и отображения жизненных перспектив.
К истории вопроса
Каждый поэтический текст представляет собой уникальное явление словесного искусства. Анализ художественного текста в его жанровом и стилистическом своеобразии требует, с одной стороны, погружения в художественный мир и обнаружения его внутренней логики, с другой стороны, осмысления структурных, экспрессивных, эмоциональных и оценочных свойств текста.
Специфика художественного текста определяет интегративный подход к его изучению. Поэтика является тем узлом, где сходятся воедино интересы многих научных дисциплин. Выбор языковых средств определяется личностью художника, его характером, темпераментом, способностями, волей, чувствами и т. д. ( психологический фактор ). Каждый художественный текст входит в определенную систему -принадлежит к определенному роду, жанру, направлению и т.д. ( литературоведческий фактор ). Художественный текст как вербальное искусство строится на особом, поэтическом использовании языка ( лингвистический фактор ). Личность художника реализуется в тексте через образ автора, текст представляет собой структурно-стилистическое единство ( стилистический фактор ). Выявлению специфических черт поэтики как научной дисциплины, определению ее места среди друшх дисциплин посвящена обширная литература.
По Б.В.Томашевскому, «задачей поэтики ( иначе теории словесности или литературы ) является изучение способов построения литературных произведений» ( ТомашевскиЙ, 1996, 22 ). Поскольку литературное произведение - речь, изучать его надо с помощью лингвистических методов. Необходимость же учесть специфику изучаемого объекта приводит исследователя к противопоставлению двух способов «применения» языка: «практической» и «художественной» речи, где «художественная» речь характеризуется, с одной стороны, как «самоценная фиксированная речь» ( Томашевский, 1996, 23 ), с другой стороны, как «речь, в которой присутствует установка на выражение» ( Томашевский, 1996, 28 ).
При определении поэтики акад. В.В.Виноградов исходит из того положения, что все элементы художественной структуры образуют «целостную слитность эстетического объекта» ( Виноградов, 1981, 168 ). Поэтика понимается ученым как «наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества, о структурных типах и жанрах литературных произведений» (Виноградов, 1981,168 ). Специфика поэтики как самостоятельной исторической дисциплины , по мнению ученого, заключается в опоре на «историческую стилистику художественной литературы не только в чисто лингвистическом, но и в широком искусствоведческом аспекте» ( Виноградов, 1981, 168 ). Таким образом, поэтику В.В.Виноградов определяет как часть искусствоведения. В поэтической речи все структурные элементы системы языка приобретают особую значимость. Язык текста подчинен одной цели -передаче содержания. Этой цели подчинены все элементы структуры текста ( звуки, слова, морфемы, синтагмы, предложения и т.д. ). При определенном художественном задании любое языковое явление может стать поэтическим : «смысловая структура расширяется и обогащается теми художественно-изобразительными «приращениями» смысла, которые развиваются в системе целого эстетического объекта» ( Виноградов, 1981, 114).
В.М.Жирмунский видит задачу поэтики в том, чтобы «исходить из материала вполне бесспорного и, независимо от вопроса о сущности художественного переживания, изучать структуру эстетическою обьекта, в данном случае - произведения художественного слова» ( Жирмунский, 1977, 23 ). Художественное творчество имеет особый материал и особые приемы создания художественной образности. Таким материалом в поэтике выступает художественное слово. Оно субъективно, как и образы, им вызываемые: «поэтическое слово вызывает в воспринимающем и образ - представления, чувства - эмоции, и отвлеченные мысли, и даже волевые стремления и оценки (так называемая тенденция)» (Жирмунский, 1977, 22). Поэтика «рассматривает литературное произведение как эстетическую систему, обусловленную единством художественного задания, то есть как систему приемов» ( Жирмунский, 1997, 125 ). Причем и словесные элементы, и ритм, и сюжетно-композиционное устройство выступают, по мнению исследователя, как приемы, то есть как эстетически значимые факторы.
Текстемы как системообразующие средства в творчестве О.Мандельштама
«Структура художественного произведения - непрерывна. Однако е члены определяются не только динамикой сцепления в пространственно-временном аспекте, не только смежностью, но и смысловыми пересечениями в разных плоскостях» ( Виноградов, 1980, 94 ). Слово как более простой, исходный материал, попадая в художественный текст и становясь его частью, под влиянием более сложной, поэтической ( в широком понимании ) системы подвергается трансформации, приобретая текстовое приращение смысла. «Движение значений в системе индивидуального сознания состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Сторона эта, однако, открывает себя лишь при анализе ... объектов, связывающих значение с ещё одной образующей сознание - личностным смыслом" ( Леонтьев, 1977, 48 ). Художественное слово становится дилогичным - употребленным одновременно в двух значениях: лексическом и текстовом.
Слова, выражающие основные ( доминантные ) смыслы текста, называются текстемами, дополнительные ( субдоминантные ) смыслы - контекстемами (терминыЕ.И.Днбровой ). Текстемы и контекстемы отражают специфику художественной коммуникации, заключающуюся в структурном выделении в изображенном предмете ( признаке, свойстве, состоянии и др. ) специфических, авторски маркированных элементов. Являясь доминантыми / субдоминантными структурными элементами содержания художественного произведения, текстемы и контектемы как субкатегории текста, позволяют акцентировать художественный взгляд поэта, "обнажают" авторское восприятие и оценку действительности, помогают выявить творческое кредо художника слова. "Актуализация или создание знаков любого рода является, с одной стороны, результатом отбора по принципу да / нет, а с другой стороны, - в отношении к объекту, знаком замещаемому, - следствием происходящей путем редукции и / или особого маркирования концентрации на чем-то, представляющем с интенциональной точки зрения особый интерес ( Аймермахер, 1998,70).